Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру
Путешествия. Фото. Этнография. Люди. Страны. Города.
Туристический

Путеводитель по Самарканду

Отсканированнный туристический путеводитель по древнему городу Самарканду и его окрестностям

История Самарканда

Самарканд является одним из древнейших городов мира и знаменитым городом современного Узбекистана. Основанный примерно в 700 г. до н.э., прежде город был известен как Афрасиаб и Мараканда. Он был столицей Согдианы на территории древнего Турана. В 329 г. до н.э. он был завоеван Александром Македонским. Впоследствии Самарканд стал ключевым торговым центром на Великом шелковом пути между Китаем и Средиземноморьем.

С VI по XIII в. город был одним из основных политических и культурных центров государств Средней Азии. В разные периоды он защищался от завоевания персов, греков (селевкидов) и арабов. В VI-VIII вв. был включен как столица Согда в состав Тюркских каганатов. После завоевания города Арабским халифатом с начала VIII в. н.э., Самарканд стал важным центром мусульманской культуры. Однако в 1220 г. город был разграблен и почти полностью разрушен монголами. Во времена правления Темура и Темуридов (1370-1499 гг.) Самарканд был столицей империи и снова стал процветать. Темур поместил Самарканд на карту мира, и большинство архитектурных памятников, известных сегодня, были построены им или его потомками. За неполные сто лет Самарканд превратился в сказочно красивый город, поражавший своими изящными голубыми куполами и величественными минаретами. Во время правления Улугбека Самарканд стал крупнейшим культурным, научным и торговым центром своего времени. Сюда стекались богатства всей Центральной Азии. Во времена Бухарского ханства (XVI-XX вв.) Самарканд был княжеским центром (бекство) и получил новый виток возрождения. В 1868 г. Самарканд был завоеван русскими войсками и включен в состав Российской империи.

В 1925-1929 гг. Самарканд был столицей Узбекской ССР. Но даже после перехода столичных функций городу Ташкенту, он продолжал сохранять свое важное значение в культурной и экономической жизни региона. После обретения Узбекистаном независимости (1991 г.) Самарканд стал одним из важных промышленных, культурных и туристических центров Узбекистана. До наших дней в Самарканде сохранились уникальные по своей архитектуре шедевры средневекового зодчества, которые стоят в одном ряду с величайшими памятниками Индии, Египта, Греции и древнего Рима.

В 2001 г. Самарканд включен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. А в 2007 году под эгидой ЮНЕСКО в международном масштабе широко праздновался 2750-летний юбилей города, ровесника Рима.

Самарканд в истории Великого шёлкового пути

Самарканд издавна притягивал к себе взоры политиков, деловых людей, путешественников. Город занимал выгодное географическое положение на Великом шелковом пути.

Великий шелковый путь - своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоевания жизненного пространства и рынков сбыта. Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию и простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары.

Важно отметить, что этот путь никогда не был единой магистралью, а включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающих Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд, Бухару, Хорезм, далее - к берегам Каспия, а часть - из Самарканда держала путь в Бактрию и Индию.

Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней - лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы.

Главным предметом торговли на караванных путях был шелк, весьма ценимый во всем мире. Например, в раннем средневековье шелк был самой популярной расчетной единицей, вытесняя из обращения даже золото. Так, в Согдиане цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление.

Впервые «шелковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 г. ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».

По Великому шелковому пути шли не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. Наконец, по караванным дорогам на протяжении столетий шли ученые, исследователи, путешественники и даже воины.

Специальная долгосрочная программа, которая включает предложения о возрождении исторического наследия, была создана совместно с ЮНЕСКО. В 1994 г. была принята самаркандская декларация «О возрождении Великого шелкового пути».

Великий завоеватель Амир Темур

Амир Темур (1336-1405 гг.) родился в семье вождя племени барлас в городе Кеш (современный Шахрисабз), недалеко от Самарканда. Полученное в сражении с монголами ранение правой ноги стрелой сделало его хромым. Именно поэтому он известен как «Хромой Темур» или Тамерлан в английской литературе.

Еще в юности Амир Темур появился на политической арене как активный государственный и военный деятель. Став правителем Мавераннахра со столицей в г. Самарканде, Темур собрал огромную армию и совершил множество походов. Таким образом он расширил свою империю, которая простиралась от реки Волги и Кавказских горных хребтов на Западе до Индии на юго-западе. Центр империи был в Средней Азии. Темур хотел сделать свой родной город Шахрисабз столицей, но некоторые политические и экономические причины заставили его оставить статус за Самаркандом, который называли «Сияющая звезда Востока».

Амир Темур умер в 1405 г. на семидесятом году жизни. Он тогда пошел в последний поход на Китай. Его похоронили в той же могиле, где ранее был похоронен его учитель Ходжа Барака.

Амир Темур внес огромный вклад в национальную государственную систему, образование и культуру, в общее развитие своего государства. Он содействовал строительству монументальных исторических зданий, особенно в Самарканде. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.

Просвещенный Мирзо Улугбек

Мухаммад ибн Шахрух ибн Темур Мирза Улугбек Гураган - внук Темура - родился в 1394 г. Наукой Улугбек начал увлекаться еще в молодости; расширению его кругозора способствовала собранная Шахрухом (его отцом) богатая библиотека, в которой он проводил большую часть своего времени. Улугбек уже в детстве получил от придворных льстецов свое прозвище «Великий князь» и, в дальнейшем, оправдал его совершенно неожиданным для окружения образом.

В схватке наследников после смерти Темура Шахрух отвоевал значительную часть империи - Мавераннахр со столицей в Самарканде и уже в 1409 г. передал правление над ним своему старшему сыну, 15-летнему Улугбеку. Однако сын не продолжил завоевательские традиции Темуридов. Свою власть и богатства он направил на развитие науки и образования в стране. Этому, видимо, в немалой степени способствовало и его тесное общение с видными математиками и астрономами своего времени - Джемшидом Гияс-ад-дином ал-Каши и Казызаде Руми. По отзывам современников, Улугбек и сам был незаурядным ученым (средневековые авторы писали о нем: «В геометрии он был подобен Евклиду, а в астрономии - Птолемею»). Улугбек строил высшие школы (медресе), призывая «просвещать свой ум» мусульман и женщин-мусульманок. В Самарканде Великий князь и сам читал лекции по астрономии.

Научная и просветительская деятельность Улугбека вызвала недовольство некоторых представителей мусульманского духовенства и иных консервативных сил, обвинявших его в ереси и организовавших против него заговор. Улугбек был предательски убит в 1449 г., а его обсерватория варварски разрушена.

Площадь Регистан

Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Она возникла задолго до монгольского вторжения (XIII в.) как центр ремесел и торговли. Само слово «Регистан» означает песчаное место.

В составе ансамбля Регистан - медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Тилля-Кари (1646-1660 гг.) и медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.). Медресе - это мусульманское учебное заведение для подготовки духовенства, государственных служащих и ученых.

В XIV-начале XV в. Регистан стал официальным центром Самарканда. Здесь сходились шесть главных улиц, на пересечении которых женой Темура - Туман-ака - был построен купольный торговый пассаж.

Во время правления Улугбека (1409-1449 гг.) Регистан меняет свое назначение и из базарной площади превращается в парадно-официальную площадь. Для этого по велению Улугбека и его ближайших преемников были произведены масштабные строительные работы, и площадь была оформлена тремя зданиями.

На западной стороне в 1417-1420 гг. было возведено здание медресе (высшая духовная школа), на восточной - ханака (обитель для дервишей), купол которой, по мнению Бабура, был «очень высокий, во всем мире немного таких куполов», с севера - караван-сарай (прибежище для караванов). Сделав Регистан ансамблем, Улугбек развил и обогатил архитектурно-градостроительные идеи XIV-XV вв., а эта территория стала средоточием экономической, политической и культурной жизни города.

В XVII в. по приказу удельного правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура (наместник бухарских ханов в Самарканде) здесь осуществляются большие перестройки: в 1619-1636 гг. напротив медресе Улугбека на месте руин ханаки было возведено медресе Шер-Дор, а в 1646-1660 гг. на месте караван-сарая было построено медресе Тилля-Кари.

Ансамбль из трех медресе является уникальным примером искусства градостроительства, замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города.

Регистан следует посетить, как минимум, дважды. Один раз - днем. А другой - вечером, когда летом под великолепно подобранную свето-звуко-панораму можно послушать историю города, которая рассказывается тремя медресе.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека в Самарканде с самого начала являлось высшим духовным заведением, своеобразным университетом средневековья. Первоначально медресе имело 50 худжр (келий), в которых проживало более ста студентов. Помимо богословия, здесь изучались также математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени - Казызаде Руми, Гияс-ад-дин Джамшид ал-Каши, Али Кушчи, Мухаммад Хавафи и другие. В заведении учился знаменитый таджикский поэт-мистик Абдурахман Джами. Согласно письменным источникам, в медресе читал курс математики сам Улугбек, а также другие знаменитые ученые, приближенные ко двору правителя-ученого.

Архитектура сооружения позволяет судить о большом мастерстве его создателей. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, создавший знаменитые ансамбли в Герате и медресе в Харгирде.

Размеры медресе Улугбека (81x51 м, двор 30x30 м) создавали образ самоутверждающегося величия, не уступавшие постройкам эпохи Темура. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь.

Исключительно богат и разнообразен декор внешних и дворовых фасадов - мраморные панели в основании, резные наборные мозаики, майоликовые панно с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Особенно эффектно мозаичное панно над входной аркой, имитирующее стилизованное звездное небо. К началу XX в. медресе представляло собой руины. Реставрационные работы проводились с 30-х по 90-е гг. XX в.

Легенда о Медресе Улугбека

Когда постройка медресе Улугбека приближалась к концу, присутствующие при сооружении спросили Улугбека, кто будет назначен его ректором («мударрисом»). Улугбек ответил, что им будет человек, сведущий во всех науках. Слова Улугбека услышал Маулана Мухаммад Хавафи, сидевший тут же в грязной одежде «среди куч кирпича». Он стал претендовать на эту должность. Удивившись, Улугбек начал расспрашивать странника, а убедившись в его познаниях, велел тотчас же отвести его в баню и надеть на него хорошую одежду.

В день открытия медресе Хавафи прочитал лекцию в присутствии 90 ученых, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казызаде Руми (учителя Улугбека), настолько она была сложной в научном плане.

Медресе Шер-Дор

На месте обветшалой и разрушенной ханаки Мирзы Улугбека с восточной стороны площади, Ялангтуш Бахадур (военачальник, ловкий политик, правитель крупного удела, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде) строит медресе, почти зеркально отражающее фасад противоположного медресе Улугбека: почти те же размеры, та же схема портала со стрельчатым сводом, ребристые купола по бокам.

Самаркандский хаким (мэр города) старался ни в чем не уступить великим предкам - ни в пышности, ни в масштабах сооружения. Основание Шер-Дора на 1,5 м выше площади времени Улугбека. Площадь медресе составляет 70x56 м, двор 30x38 м. Композиция двора традиционна: он обведен двумя этажами худжр (помещений, где жили обучавшиеся в медресе), четыре айвана, по главному фасаду - две дарсхоны (учебные помещения). Медресе Шер-Дор задумано архитектором в стиле «кош» (композиция из двух противолежащих зданий).

В решение других фасадов с 54 худжрами (кельями) зодчий применил более развитые методы строительной техники. Здесь минареты поставлены лишь по переднему фасаду, два других угла оформлены массивными угловыми башнями.

Особенно примечательна декоративная композиция над портальной аркой. Слева и справа на портале зеркально повторяется геральдическая эмблема: тигр (лев), преследующий лань, на фоне человеколикого солнца. Отсюда и название Шер-Дор - «Львов имеющее». С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолоты. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов в фигурных вазонах, символическое «древо жизни» часто используется в архитектурной орнаментике.

Медресе Тилля-Кари

Закончив строительство медресе Шер-Дор, Ялангтуш Бахадур десятью годами позже начал сооружение медресе-мечети, которое в дальнейшем получило название Тилля-Кари (1646-1660 гг.). Здание, соединявшее функции медресе и соборной («пятничной») мечети композиционно завершило оформление Регистана.

Чтобы достичь единства и цельности всех сооружений площади, зодчий подчинил архитектуру медресе Тилля-Кари уже существующим постройкам и растянул фасад таким образом, чтобы получилось зрительно замкнутое пространство. Архитектура фасадной части Тилля-Кари воспринимается как достойный фон двум расположенным друг против друга медресе.

Мечеть композиционно сбита с главной оси и расположена с западной стороны замкнутого двора с худжрами в один этаж. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями. Западную часть постройки занимает купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение.

В интерьере мечети широко использована живопись «кундаль» (техника многокрасочной, с позолотой росписи на рельефном орнаменте). Позолочен был михраб (направление на Мекку) и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Чрезмерная насыщенность центрального зала мечети рельефной росписью и позолотой, вплоть до нанесения ее на мраморные панели, свидетельствует о стремлении поразить роскошью и богатством. Обилие позолоты и определило название медресе - Тилля-Кари, что означает «Покрытое золотом».

Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.

Мечеть Биби-Ханым

«Купол ее был бы единственным, если б небо не было его повторением, единственной была бы арка, если бы Млечный Путь не был ее парой».

Мечеть Биби-Ханым - самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. Размеры ее, по данным раскопок, составляли около 100x140 м. Для сравнения - мечеть султана Хасана в Каире, тоже построенная в XIV в., имеет размер 60x120 м. Если обратиться к памятникам зодчества Западной Европы, то почти совпадающий по времени постройки готический собор Милана, самый большой среди других соборов, оказывается по плану почти равным мечети Биби-Ханым.

Мечеть Биби-Ханым (в переводе «Старшая жена», согласно одной из легенд, строилась старшей женой Темура Сарай-Мульк-Ханум) имела другое название - пятничная мечеть Самарканда, куда приходили тысячи мужчин-мусульман. В действительности мечеть построена в 1399-1404 гг. по приказу Амира Темура после возвращения его из индийского похода. По замыслу Амира Темура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. Мастера и ремесленники, собранные со многих стран мира, вносили в ее строительство свой творческий опыт и традиции.

Огромный труд историков, археологов, искусствоведов дает возможность представить первоначальный облик мечети. До наших дней уцелело несколько строений: портал; напротив него, в глубине двора - большие мечети; по сторонам - малые мечети; минарет. Обширный внутренний двор был выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Вход во двор был оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами, достигавшими пятидесяти метров высоты. Фасад соборной мечети был также украшен величественным порталом с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветными глазурованными кирпичами, образовавшими геометрический орнамент и религиозные изречения. Роскошная и богатая отделка внутренних помещений состояла из облицовки майоликовой мозаикой, резным мрамором, тиснением на папье-маше, позолоченными узорами.

К началу 2003 г. реставрационные мастерские под руководством главного инженера Ходихона Акобирова представили жителям и гостям Самарканда почти полностью восстановленное сооружение.

Легенда о мечети Биби-Ханым

Красавица Биби-Ханым, жена Темура, задумала удивить и порадовать супруга. Когда повелитель отсутствовал, находясь в одном из многочисленных военных походов, она созвала во дворец лучших строителей и мастеров Самарканда и предложила им воздвигнуть здание. К работе приступили немедленно. Быстро вырастали стены.

Между тем в Самарканд пришло известие о скором возвращении Темура. Биби-Ханым рвала и метала. Тогда зодчий поставил условие «Мечеть будет воздвигнута в срок, но... ты, царица, подаришь мне поцелуй». Царица негодовала: «Я подарю тебе любую из моих рабынь, по твоему выбору. Почему ты смотришь только на меня? Посмотри на эти крашеные яйца, они разных цветов и нисколько не похожи друг на друга, но если их разбить, разве они чем-либо различаются? Таковы и мы, женщины». Но зодчий настаивал: «Я отвечу тебе. Вот два одинаковых бокала. Один из них я наполню прозрачной водой, другой белым вином. И теперь они похожи друг на друга, но если я притронусь к ним губами, то один меня обожжет расплавленным огнем, а другого я и не почувствую. Такова любовь».

Темур приближался к Самарканду. Досаде Биби-Ханым не было предела. Так долго готовившийся повелителю сюрприз оказался под угрозой. К тому же, как гласит легенда, зодчий был молод и красив. И она соглашается. В последнее мгновение царица попыталась заслониться ладонью. Но поцелуй был столь страстен, что жар его проник сквозь руку красавицы и оставил на ее щеке пунцовое пятно. И вот Темур въехал в столицу, его восхищенному взору представилась во всем блеске соборная мечеть подарок любимой жены. Каково же было смущение Биби-Ханым, когда проницательный супруг углядел пятно на ее щеке.

Увидев на лице Биби-Ханым след поцелуя, он впал в ярость. Биби-Ханым призналась во всем. Тогда Темур сказал: «Забирай отсюда что есть ценного и уходи». Биби-Ханым приказала слугам поднять Темура и нести за собой: «Ты - самое ценное, что есть у меня». Конечно, он ее простил. Но приказал с того времени всем женщинам прятать свою красоту от чужих глаз и ходить в парандже.

Мавзолей Ак-Сарай

Отсутствие исторических сведений делает эту постройку загадочной. Предполагают, что мавзолей мог служить фамильной усыпальницей для мужских потомков семьи султана Абу-Саида (1451-1468/9 гг.). По заказу темуридского правителя Абу-Саида, она была воздвигнута в 70-х гг. XV в., когда погребения заполнили Гур-Эмир и прилежащие к нему помещения.

Внешне Ак-Сарай кажется непривлекательным - лишен декора, купол остался недостроенным. Чувствуется какая-то незавершенность. Однако с точки зрения архитектурного строительства он является уникальным - здесь использовались новые технические конструкции и приемы.

Мавзолей самаркандских Темуридов включает зал крестовидного плана и три помещения входной группы, откуда дромос ведет в расположенный под залом восьмигранный склеп, облицованный мрамором. Зал перекрыт куполом, основанным на пересекающихся арках и щитовидных парусах. Внутреннее убранство не соответствует внешнему виду - стены, паруса и купол покрывает орнаментальная живопись, исполненная в технике «кундаль» (техника многокрасочной росписи с позолотой на рельефном орнаменте). Рельефность, золото, обширная гамма цветовой тональности в окраске пышных растительных узоров напоминают богатые ковровые ткани.

Легенда о мавзолее Ак-Сарай

У его восточной стены в специальной нише погребен обезглавленный человек. По одной из версий, это захоронение сына Улугбека Абдул-латифа, казненного после свержения с трона за убийство отца.

Мавзолей Гур-Эмир

Гур-Эмир (в переводе - могила эмира, повелителя, т.е. Темура) - место, где похоронены Темур, его сыновья и внуки. Первоначально мавзолей предназначался лишь для внука Темура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 г., во время военного похода. Темур, потрясенный смертью Мухаммеда Султана, в котором видел наследника престола, распорядился возвести мавзолей на территории ансамбля молодого царевича. Мухаммед Султан был внуком Темура от старшего сына Джехангира и замещал Темура в его отсутствие, считаясь его преемником на троне.

Мавзолей (площадь 79,5x51,7 м) расположен в юго-восточной части Самарканда. Здесь были построены ханака с купольным залом мечети и помещениями для дервишей, двухэтажное медресе и объединивший их квадратный четырехайванный двор. Все стороны двора были оформлены ритмически повторяющимися арками и пилястрами и четырьмя стройными двухзвеньевыми минаретами по углам. Планировка этих сооружений выявлена во время археологических раскопок.

В декоре интерьера мавзолея нашли отражение характерные для рубежа XIV-XV вв. композиционные приемы: сплошное декоративное покрытие, насыщенность узорами и цветом, роскошь. Высокая панель из зеленоватого оникса была некогда покрыта орнаментальной росписью синим и золотом. Красочная роспись и позолота украшали мраморные плиты поясов над панелью. На стенах - громадные панно с крупным звездчатым гирихом. Для убранства купола и яруса парусов были применены рельефы из папье-маше, покрытые золотом и мелким цветочным орнаментом. Интерьер украшали деревянные двери с прекрасной тонкой резьбой, инкрустацией перламутром и серебром, цветные узорчатые витражи в окнах из красного, голубого, фиолетового, зеленого, желтого стекла.

За невысокой узорной мраморной решеткой в строгой последовательности расположены надгробные плиты Амира Темура, его сыновей Шахруха Мирза и Мираншаха, внуков - Мухаммед Султана и Улугбека, правнуков (двух малолетних сыновей Улугбека). В ногах у Темура - надгробие Улугбека. Самое большое надгробие принадлежит духовному наставнику Темура - Мир Сайиду Барака, в ногах у которого Темур и хотел быть похороненным.

Выделяется выточенный из целой глыбы темно-зеленого нефрита намогильный камень Амира Темура, установленный Улугбеком и содержащий родословную правителя. Под полом расположен сводчатый склеп с погребениями, в том же порядке, что и декоративные намогильники.

Легенда о Гур-Эмир - Нефритовое надгробие Амира Темура

Китайцы считают, что нефрит обладает божественной силой, поэтому огромная нефритовая плита, некогда принадлежавшая китайскому императору, находилась в императорском дворце на самом почетном месте. При неизвестных обстоятельствах два огромных куска нефрита достались Улугбеку при победе над монголами в 1425 г. у селения Кетменьтепе в долине реки Чу. Самаркандские мастера путем тщательной подгонки соединили их между собой и сделали надгробие Темуру.

В 1740 г., иранский шах Нодир, завоевав Бухарское ханство, в состав которого тогда входил Самарканд, осмелился приказать, чтобы камень забрали с могилы и доставили в Мешхед. Придворный историк Нодир-шаха пишет, что из камня предполагалось сделать пол и облицовку стен одного из святых зданий столицы Ирана. Однако во сне к Нодир-шаху явился духовный учитель Темура - Мир Сайид Барака и сказал, что камень следует вернуть. Наутро устрашенный шах распорядился отвести «камень Темура в Самарканд и поместить на своем месте, как было раньше».

По дороге в Самарканд при переправе через реку нефрит упал и раскололся на два неравных куска. Тем не менее камни все же были возвращены, а мастера снова искусно соединили два куска и поместили на прежнее место.

Мавзолей Имама аль-Бухари

Находящийся в 30 км от Самарканда комплекс Имама аль-Бухари - это великолепное сооружение, построенное по современным технологиям, но при этом сохранившее всю восточную архитектуру. Ранее, в XVI в., рядом с мавзолеем Имама аль-Бухари была построена мечеть и посажены чинары.

Вход в комплекс осуществляется через входной портал, оснащенный резными воротами. С двух сторон главного входа установлены памятные плиты с арабской и латинской графикой о строительстве комплекса. На центральной оси комплекса стоит мавзолей Исмаила аль-Бухари в виде прямоугольной призмы, квадратной в основании, площадью 9x9 м и высотой 17 м. Купол мавзолея двойной, ребристый, украшен голубыми изразцами. Стены украшены мозаикой, майоликой, ганчем, ониксом и гранитом с растительным и геометрическим орнаментом. В центре - надгробие из светло-зеленого оникса.

На левой стороне двора - мечеть, ханака и галерея площадью 786 кв.м, где одновременно могут молиться 1500 верующих. С правой стороны имеется библиотека и музей с редкими экземплярами рукописных и литографированных книг по исламскому богословию, подарки государственных деятелей различных государств, в том числе часть кисвы - покрывала с Каабы в Мекке. В глубине двора расположен учебный центр по изучению хадисоведения. В центре двора располагается водоем-хауз с древними чинарами, рядом с которыми бьет источник целебной воды.

Об Имаме аль-Бухари

Аль-Бухари, Мухаммад Исмаил Абу Абдаллах аль-Джуфи (810-870 гг.) - знаменитый суннитский мухаддист-традиционалист. Родился в Бухаре, а умер в селении Хартанга (близ Самарканда). Начав изучать хадисы с 10-летнего возраста, аль-Бухари проявил незаурядные способности и. необыкновенную память. В течение многих лет он путешествовал по разным провинциям Халифата (Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан), постигая науку о хадисах. Как сообщают источники, он слушал хадисы более, чем у тысячи шейхов. Аль-Бухари задался целью собрать все «достоверные» (сахих) предания о высказываниях и поступках Мухаммада (хадисы). Проявив свойственный мухаддисам того времени критицизм, аль-Бухари проверил, по преданию, 600 тысяч хадисов, которые тогда были в ходу, и, кроме того, еще 200 тысяч, которые он сам записал у своих учителей и информаторов.

Из этого громадного количества преданий аль-Бухари отобрал в качестве «безупречных» лишь около 7275 хадисов. Из них он составил свод ал-Джами ас-сахих, который обычно называют кратко ас-Сахих. Ас-Сахих аль-Бухари уже современниками был признан выдающимся руководством по фикху, и к X в., несмотря на критику некоторых людей, наряду с ас-Сахихом Муслима, занял первое место среди собраний суннитской традиции. Для большинства суннитов ас-Сахих аль-Бухари стал второй книгой после Корана. Книги аль-Бухари используют в медресе и исламских университетах как основной учебник для изучения сунны (священного предания) о пророке Мухаммаде.

В Самарканде закончил свой жизненный путь великий богослов и мыслитель средних веков Востока Имам аль-Бухари, внесший большой вклад в теологию.

Ансамбль Шахи-Зинда

Удивительно живописный мемориальный комплекс Шахи-Зинда с полным правом может быть назван ожерельем шедевров. Мемориальный ансамбль возник в середине XI в. у крепостной стены Афрасиаба (древнего городища Самарканда). Мавзолей над могилой пророка Кусам ибн Аббаса послужил ядром ансамбля - некрополя Шахи-Зинда.

Гармонично вписываясь в живописную подвижную композицию, разновременные мавзолеи тесно сгруппировались вдоль узкой средневековой улочки, по пути которой совершался зиарат - поклонение главной могиле. Ансамбль складывался почти девять веков и только сохранившаяся часть включает более 20 строений разного времени. Этот комплекс представляет собой не только мастерство мавзолейного зодчества Самарканда, но и фактически всю архитектурную школу Мавераннахра, монументально-декоративное и-прикладное искусство Центральной Азии в эволюции и становлении.

Комплекс по ходу коридора условно делится на три группы: нижнюю, среднюю и верхнюю. Все они связаны между собой арочно-купольными сквозными павильонами (чартак). Наиболее ранние сооружения ансамбля относятся к XI-XII вв. От них сохранились лишь фундаменты, фрагменты стен и склепы. Основная группа существующих сооружений восходит к XIV-XV вв.

В северо-восточной части ансамбля расположена основа памятника, наиболее древняя часть - комплекс Кусам ибн Аббаса (XI-XV вв.). Это группа разновременных сооружений - мечеть, мавзолей, чилляхона (полуподземное помещение для 40-дневного поста) и ряд проходных помещений. Сквозь деревянную решетку можно увидеть главное украшение мавзолея - ступенчатое со стрельчатым навершием керамическое надгробие Кусам ибн Аббаса, появившееся здесь в 80-х гг. XIV в. при Темуре. Это один из шедевров среднеазиатских мастеров-керамистов. Грани его ступеней облицованы рельефными майоликовыми плитами - тонкий позолоченный растительный орнамент переплетен с буквенной вязью, содержащей тексты из Корана.

Верхнюю группу ансамбля составляют три обращенных друг к другу мавзолея. Наиболее ранний - мавзолей Ходжа Ахмада (40-е гг. XIV в.) замыкает коридор с севера. Мавзолей 1361 г., стоящий справа, ограничивает его с востока. Слева, на западной стороне, в начале XV в. женой Темура Туман-ака возведен комплекс, включающий три помещения - мавзолей, мечеть и худжру (келью).

Средняя группа сооружений представлена последней четвертью XIV-первой половиной XV в. и связана с именами ближайших родственников Темура, военной и духовной знати. Слева, с западной стороны, особо выделяется портально-купольная однокамерная усыпальница племянницы Темура Шади Мульк-ака (1372 г.). Стройный портал в обрамлении П-образных узких рам сплошь покрыт облицовками из резной поливной терракоты и майолики. Расписные «ковровые» дорожки завершают внизу поперечную надпись и декоративное панно с фигурной аркой. Интерьер мавзолея от основания стен до вершины купола богато орнаментирован. Особенно эффектна облицовка купола, имитирующая ребра-гурты, образующие в зените восьмилучевую звезду.

Напротив - иной по архитектуре и декоративному оформлению мавзолей сестры Темура Ширинбек-ака (1485-1486 гг.). Портал его залит глубокими густосиними тонами наборных резных мозаик. Здесь же, на восточной стороне, стоит своеобразная усыпальница первой половины XV в. - граненая ротонда со сквозными арками, условно названная «Восьмигранник». Входным порталом (1434-1435 гг.), сооруженным от имени малолетнего сына Улугбека - Абдул Азиза, композиционно завершается постройка слагавшегося веками ансамбля. На фоне узора из цветного кирпича выделяются граненые колонки и большая горизонтальная надпись, выполненная резной мозаикой, повествующая о заказчике сооружения.

Легенды о Шахи-Зинда

Легенды рассказывают о том, что Кусам ибн Аббас - двоюродный брат пророка Мухаммада, хаким (мэр) Мекки - был отправлен с небольшой частью войск в Самарканд для утверждения ислама и введения основ шариата. По арабским источникам, Куссам пришел в Самарканд в 676 г. и провел до семидесяти сражений близ Самарканда с местными идолопоклонниками, которые, в результате, были обращены в ислам. Но язычники Пенджикентских гор неожиданно напали на Самарканд, где в это время мусульмане совершали намаз и были перебиты. При этом погиб сам Кусам ибн Аббас, пораженный стрелой. По другой версии, Кусам в этот день не испил вина мученичества, минбар (место для моления) под ним раскололся, и он, пройдя в образовавшуюся щель, скрылся с глаз неверных. Еще по одной версии, Кусам, отбиваясь от врагов и получив массу ран, при помощи Святого Хазрет Хызра достиг колодца Шаабан и скрылся в нем, где и продолжает жить. Отсюда и прозвище «Шахи-Зинда», что означает «Живой царь».

Мавзолей пророка Ходжи Данияра

На северной стороне холма Афрасиаб, рядом с многоводным арыком Сиаб, у старой стены находится мавзолей Ходжи Данияра. Прекрасный мавзолей, который перестроили в начале XX в., был построен над местом захоронения пророка. Это одно из самых святых мест в Самарканде, т.к. здесь захоронены останки знаменитого коранического и библейского пророка Данияра (Даниила), которого на Востоке называют Ходжа Данияр. Сохранилось предание, что его останки были привезены сюда Амиром Темуром.

Мавзолей был сооружен самаркандскими мастерами и составляет пятикупольное современное сооружение. Внутри этого здания находится надгробие Ходжи Данияра длиной 18 м, которое занимает почти все внутреннее пространство. Архитектурные исследования показали, что до сооружения мавзолея камень находился под открытым небом. Предполагают, что изначально место захоронения было обложено речным камнем. Исторические данные также свидетельствуют о перестроении могилы - священные туги располагались на верхней ее части, тем самым обозначая расположение могилы пророка.

Легенды о пророке Ходжа Данияре

Пророк Даниил (Ходжа Данияр) был из знатного рода и являлся потомком царя Соломона. Он жил в V-IV вв. до н.э. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 660 г. до н.э. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя. При Дарий Мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их.

Считается, что Темур перевез часть останков Даниила, а именно его руку, в Самарканд. Согласно преданию, лошадь, перевозившая останки, остановилась на северной стороне холма Афрасиаб и не желала двигаться дальше. От удара ее копыта вдруг забил целебный родник. Тогда Темур отдал приказ захоронить мощи святого именно здесь. Затем, спустя годы, могила вдруг начала расти, достигнув в длину 18 м. В связи с этим в прошлом его гробница периодически достраивалась и удлинялась.

Рядом с мавзолеем расположен водный источник с невероятно вкусной водой, которая является святой и каждый, кто захочет ступить к мавзолею, должен испить этой воды и омыть открытые места тела. Говорят, что вода из этого источника исцеляет не только тело, но и душу. Место является объектом паломничества как местных жителей, так и приезжающих со всего мира. В 1996 г. прибывший в Самарканд Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II навестил мавзолей и освятил его. Говорят, что после освящения, близ мавзолея снова зацвело фисташковое дерево, считавшееся засохшим.

Мавзолей Ишрат-хона

Ко времени правления темурида Абу-Саида (1451-1469 гг.) относится архитектурный памятник, развалины которого носят несколько неожиданное название - «Ишрат-хона» («Дом увеселений»), данное народом, по-видимому, за очень богатое архитектурное оформление. В вакуфной грамоте здания, найденной археологом В.Л. Вяткиным в 1896 г., говорится, что знатная женщина Хабиба-Султан, жена темуридского царевича Султан Ахмед Мирзы, построила купольное здание над могилой своей золовки, царевны Хавенд Султан-бики, дочери правившего в то время Абу-Саида.

В 1940 г. профессор М.Е. Массон проводил раскопки памятника. Под главным залом был обнаружен обширный восьмигранный склеп, в котором находилось множество женских и детских погребений. Именно это и привело к мысли, что постройка, относящаяся к 1464 г., - династический мавзолей женщин и детей из дома Темуридов.

Мавзолей Ишрат-хона имеет большое художественное значение. Описываемый памятник представлял собой целый комплекс построек. Центральное место занимала усыпальница, оформленная с запада высоким порталом. С юга к зданию примыкала арочно-купольная галерея, через которую был устроен дополнительный вход в усыпальницу. С северной стороны находилась мечеть. В углах здания располагались сводчатые комнаты для людей, обслуживавших мавзолей.

Неповторима облицовка фасадов мавзолея Ишрат-хона: на фоне из правильных терракотовых кирпичиков рассеяны «звезды» и геометрические узоры; между кирпичиками - глазурованные голубые полоски. Элементы орнамента выступают ярко, и кажется, что вся серебристая фактура вибрирует в воздухе.

В настоящее время от памятника сохранились лишь развалины. В 1903 г. вследствие землетрясения обвалился купол вместе с высоким барабаном, осыпались некогда украшавшие зал росписи с позолотой.

Легенда о мавзолее Ишрат-хона

Однажды Темур прогуливался в окраинах Самарканда вблизи Мавзолея Ходжи Абди Даруна. В этом месте, в цветущем персиковом саду Боги-Фируз («Бирюзовый Сад»), он увидел несказанной красоты девушку. Он спрыгнул с коня, склонился ниц перед красавицей. А потом посватался, взял ее в жены, а на месте счастливой встречи построил Ишрат-хону - Дом Увеселений.

Мавзолей Рухабад

Недалеко от мавзолея Гур-Эмир находится небольшой мавзолей Рухабад, что в переводе означает «Обитель духа». Здесь погребен шейх Бурхониддин Сагарджи, его жена Биби-Халифа и их 10 детей. Шейх был родом из села Сагардж (современный Иштыханский туман (район) Самаркандского вилоята (области). Бурхониддин Сагарджи вел исключительно праведный образ жизни и почитался за высокие моральные качества. Он был женат на китайской принцессе и умер в Китае. Тело святого было доставлено в Самарканд и погребено здесь его детьми. Этого хотел сам Сагарджи, который называл Самарканд «городом Бога».

Мавзолей построен в 1380 г. по заказу Темура и по совету Мир Сайида Барака. Мавзолей Рухабад заметно выделяется на фоне монументальных и ярких средневековых памятников Самарканда своей аскетичностью и компактностью. Здесь нет пестрой облицовочной мозаики и роскошных орнаментов - все предельно просто и строго.

Ранее у самого основания мавзолея располагался бассейн. Отражения мавзолея в бассейне еще раз подчеркивали и усиливали высоту сооружения. Рядом с мавзолеем Рухабад расположена летняя мечеть, в оформлении которой просматриваются восточно-туркестанские и китайские мотивы.

Легенда о мавзолее Рухабад

Существует легенда, согласно которой под куполом мавзолея находится коробка с семью волосами Пророка Мухаммада. Говорят также, что великий Темур очень почитал этого святого и, проезжая мимо его мавзолея, всегда сходил с коня и шел пешком.

Обсерватория Улугбека

На холме Кухак по велению Улугбека в 1428-1429 гг. было возведено величественное здание обсерватории, равной которой в то время не было в мире. Однако после убийства Улугбека (1449 г.) обсерватория была обречена на разрушение. В 1908 г. археологом В.Л.Вяткиным были найдены остатки обсерватории.

Обсерватория сооружена в форме цилиндра высотой 30,4 м, диаметром 46,40 м, имела три этажа и вмещала грандиозный мраморный угломер -секстант радиусом 40,21 м, на котором производились измерения координат Солнца, Луны и планет при прохождении их через меридиан. Секстант открыт раскопками и хорошо сохранился. Предполагается, что его дуга составляла шестую часть окружности (60°).

Дуга секстанта ограничена двумя барьерами, облицованными мрамором. Секстант точно ориентирован по меридиану. На каждом градусе круга по мрамору вырезаны деления и цифры. Азимутальные наблюдения производились на горизонтальном круге наверху здания и другими не сохранившимися инструментами. В обсерватории были и малые измерительные приборы: солнечные и звездные часы, астролябии, армиллярные сферы и др.

Здесь были большие залы, множество больших и малых комнат. Абд ар-Раззак Самарканди и Бабур свидетельствуют об изображении на внутренних стенах обсерватории девяти небес, девяти небесных сфер с градусами и минутами, семи планет, неподвижных звезд, земного шара с делением на климаты, с горами, морями, пустынями и т.п. Выдающееся достижение самаркандских астрономов - составленный ими каталог звезд, так называемый «Зидж Улугбека», или «Зиджи Гурагони». Ценность каталога прежде всего в том, что в нем определены координаты 1018 звезд. Над этими таблицами самаркандские астрономы работали долго и закончили их к 1437 г., но изменения и добавления Улугбек вносил до самой смерти.

Легенда о библиотеке Улугбека

Историки и современники сообщают, что библиотека Улугбека была чрезвычайно богатой. Основу ее фонда составили книги, привезенные Темуром из завоеванных им стран. При Улугбеке библиотека продолжала расширяться - рукописи покупались в других городах и переписывались в придворной мастерской - китаб-хане. Предполагают, что Улугбек лично являлся библиотекарем книгохранилища. Сколько их было и какие именно книги находились в библиотеке, неизвестно. Однако после трагической гибели Улугбека следы библиотеки теряются. Раскопками Обсерватории Улугбека, в которой предположительно находилось книгохранилище при Улугбеке, книг не обнаружено.

Бытуют различные мнения о судьбе пропавшей библиотеки. По одной версии, библиотека Улугбека была вывезена на территорию Афганистана близким другом и учеником Али Кушчи. Однако известно, что он покидал город в спешке, тайно, что не давало возможности вывести такое колоссальное количество книг и рукописей. Другая версия гласит, что при разрушении обсерватории по приказу властей жители Самарканда разобрали все книги, понимая их ценность. Возможно, книги до сих пор находятся в сундуках, подвалах или забытых тайниках самаркандцев. Согласно еще одной легенде, по приказу Темура библиотека была размещена в подземелье одного из многочисленных дворцов, которые не сохранились до наших дней.

Найти легендарную библиотеку - давнишняя мечта ученых, коллекционеров и кладоискателей.

Мечеть Хазрет Хызр

На южной стороне холма Афрасиаб, на перекрестке дорог, у базара стоит мечеть, носящая имя Хазрет Хызра - легендарного исламского святого и вечного странника, культ которого уходит в доисламские времена. Считалось, что встреча с Хазрет Хызром бывает нежданной и всегда приносит счастье людям.

Здание изобилует датами, указывающими на время его реставрации, что не свойственно для архитектурных памятников. Мечеть ныне включает в себя портальный вход, дарвазахану (привратное помещение), вестибюль, перекрытый ребристым куполом на многогранном барабане, ханаку (обитель для дервишей) и колонный айван (крытый навес). Над михрабом (направление на Мекку) ханаки сделана надпись, указывающая, что ранний ремонт был осуществлен в 1271 г. хиджры (1854 г.). Возможно, это дата времени основной перестройки. Ниже находим другую дату - 1302 г. хиджры (1884 г.), что относится ко времени отделки ханаки. В 1889 г. был перестроен айван, к этому же времени относится пристройка здания дарвазаханы с входом с восточной стороны. Дата на входных воротах - 1338 г. хиджры (1919 г.) - указывает время перестройки дарвазаханы с юго-восточным и возведением восточного минарета.

В декоре использованы резной ганч и потолочная роспись. Мечеть является прекрасным образцом народной архитектуры Самаркандской школы. Хазрет Хызр считался святым, способным даровать богатство, удачу в дальних странствиях и торговле.

Легенда о Хазрет Хызре

На протяжении нескольких тысяч лет разные народы из поколения в поколение передавали друг другу рассказы о бессмертии. Так, древние персы слагали образ Хызра, со временем распространившийся по всему мусульманскому миру.

В Самарканде Хызр - участник нескольких местных легенд (например, в истории о спасении Шахи-Зинда - Живого Царя). Тысячи людей мечтают встретить его, искренне веря, что Хазрат Хызр («Святой Хызр») или Хызр Бобо («Дедушка Хызр»), как его иногда называют, принесет им удачу.

Наиболее часто Хызр появляется в легендах об Александре Македонском. Так, например, популярно предание о том, что, пробираясь через горы Памира, Александр узнал от горцев, что высоко в горах есть источник воды, дарующий бессмертие. Желая получить этот волшебный напиток, Александр отправляет к источнику своего лучшего воина по имени Хызр. Хызр находит источник и окунается в живую воду, напивается сам и наполняет водой сосуд для Александра. Но не суждено было Александру отпить из него - по пути сосуд разбивается. В представлении простого народа Хызр - это веселый и очень мудрый старец, приносящий удачу, радость и покой.

Городище Афрасиаб

До начала XVIII в. Самарканд располагался на территории близ северовосточной окраины современного города. Здесь, на площади более 200 га, возникло городище, которое носит имя легендарного туранского царя Афрасиаба. С севера и востока оно было защищено обрывами речных протоков, с юга и запада город имел глубокие овраги. Многие ученые считают, что Афрасиаб был древней согдийской столицей, знаменитой Маракандой, которая была разрушена Александром Македонским, совершившим походы в Центральную Азию в IV в. до н.э.

Пологие холмы городища Афрасиаб скрывают руины единственного в своем роде среднеазиатского города. Его уникальность - в необычайно крупных для своего времени масштабах укрепленного городского поселения. Древний Самарканд, располагавшийся здесь, был средоточием экономической, культурной и, по всей вероятности, политической жизни долины Зеравшана в его среднем течении.

Местные находки характеризуют первые этапы становления города. Монументальные кладки были возведены еще V-III вв. до н.э., их расчистили только на 80 м в длину и 13 м в высоту. Городские укрепления тех же периодов представлены и на западе Афрасиаба, где наиболее полно сохранился наружный фасад стены III в. до н.э., с многочисленными пилястрами и стреловидными бойницами.

У подножия цитадели издревле лежали городские кварталы с жилищами горожан, храмами, водоемами и рыночными площадями, оплетенные сложной сетью улиц, переулков, каналов. В VII-VIII вв. н.э. в квартале были обнаружены знаменитые настенные росписи, выполненные талантливейшими самаркандскими живописцами.

Город сильно пострадал в период нашествия Чингизхана и межчингизидских войн второй половины XIII в., что привело к полному запустению городища на Афрасиабе.

Восточный базар

В Самарканде базар есть в каждом районе, но самым крупным является базар в старой части города. По названию района, в котором базар располагается, он именуется «Сиабский» или «Старогородской». К нему можно выйти, идя от площади Регистан в сторону мавзолея и мечети Биби-Ханым.

На одном краю торгуют испеченными в особой печи лепешками. Самаркандские лепешки считаются лучшими во всем Узбекистане - увесистые и хорошо хранятся. Отдельные прилавки - с орехами и сладостями: засахаренный миндаль, арахис. Фрукты, овощи, рис... Жители Узбекистана очень любят гранаты, которые придают особый жизненный тонус. История помнит, какое предпочтение отдавал гранату великий полководец Амир Темур. Перед очередным походом он приказывал наполнить чаны гранатовым соком. Воины вдоволь напивались, и это придавало им силу и храбрость. Огромная чаша на 3000 литров, выточенная из гранита, до сих пор сохранена в Самарканде и является реликвией.

Очень популярен также кишмиш - изюм из только что собранного винограда (с красными черенками высушен на солнце, с желто-коричневыми - под навесом). И пряности - настоящий пир для глаз и носа.

На восточном базаре принято торговаться. При этом важны не выторгованные деньги, а сам процесс торга. Бывалый торговец может даже расстроиться, если товар был куплен сразу же, без торга.

Национальная узбекская кухня

Узбеки - гостеприимный и веселый народ. Они рады потчевать гостей кушаньями, которые готовили их далекие предки. Узбекская кухня открыта влияниям других культур, но каждое заимствованное блюдо готовится на свой лад. Национальные рецепты передаются из поколения в поколение.

Плов является ведущим блюдом узбекской кухни. Он состоит, главным образом, из жареного мяса, лука, моркови и риса; в него добавляют изюм, барбарис, горох «нохат» и (или) фрукты. Узбекские мужчины гордятся своим умением готовить самый уникальный и вкусный плов. Говорят, что популярный узбекский плов имеет 1200 рецептов.

Важное место в узбекской кухне занимают горячие супы (шурпа) на крепком бульоне. Как правило, они густые, острые, с большим количеством овощей и зелени. Шурпа готовится из свежего или жареного мяса. Овощи кладутся большими кусками, чтобы сохранить их аромат. Уникальные супы узбекской кухни:

- мастава (из мяса, риса и овощей, подается с кислым молоком, перцем и пряностями);
- машхурда (машевый суп с рисом, картофелем, луком, зеленью и кислым молоком);
- маш-атала (густой суп из жареного сала, лука, моркови, маша и муки);
- мошубиринч (из баранины, помидоров, маша и риса);
- чолоп (холодный суп на кислом молоке из редиса, огурцов и зелени).

Из вторых блюд узбекской кухни наиболее распространены мясные блюда: котлеты, шашлыки, манты, кебаб, лагман, самса и всевозможные пирожки с мясом, рисом, тыквой и другими начинками. К мясу подают овощные салаты или тушат мясо вместе с овощами. Мясо для приготовления многих блюд не отделяется от костей. Жарят его обычно на прокаленном масле или на смеси растительных и животных масел, что улучшает его вкус и запах.

Почти половину блюд традиционной узбекской кухни составляют мучные изделия с различными начинками. Экзотические восточные сладости - обычное дело в Узбекистане. Тут варят почти 50 видов халвы, готовят сладости из орехов, фруктов и соков.

Узбекская кухня была бы неполной без чая. Веками в чайхане за чашкой ароматного чая решались серьезные вопросы и велись задушевные беседы. Сборы в чайхане - традиционная привилегия мужчин. Зеленый чай в чайхане подается к плову и мясным блюдам. Чай в Узбекистане пьют без молока и сахара, но с большим количеством сладостей.

Легенда о Самаркандских лепешках

Славятся самаркандские лепешки своим неповторимым вкусом и свойствами долго не черстветь. Настоящая самаркандская лепешка должна быть пригодной к употреблению в течение трех лет. Для этого достаточно хорошо сбрызнуть ее водой и прогреть в тандыре (глиняной печке, где пекутся лепешки).

Известно, что самаркандские лепешки нравились эмиру Бухарскому. Однажды эмир озадачил придворных своим недоумением, почему лепешки везутся из другого города, в то время как их можно было делать и в Бухаре. Он приказал привезти лепешечника из Самарканда, чтобы тот работал при дворе. Сказано - сделано. Послали за лучшим лепешечником в Самарканд, и его доставили во дворец. Но как ни старался мастер, не выходили лепешки такими же вкусными, такими же мягкими, как те, что он делал в Самарканде.

Наверное, дело в муке Самаркандской!..
Наверное, дело в воде Самаркандской!..
Наверное, дело в тандыре из земли Самаркандской!..

Все, абсолютно все ингредиенты были доставлены мастеру, но вновь и вновь из тандыра выходили совершенно не те лепешки. В чем же дело? «Может быть, в воздухе Самаркандском дело?», - ломали голову и мастер, и придворные. Но воздух не перевезти... Отпустили мастера, поняв, что бесполезно пытаться воспроизвести хлеб земли самаркандской. Как и раньше, доставляли лепешки из Самарканда. Так продолжается и до сих пор - такова традиция. Если едешь куда-нибудь, возьми с собой в подарок самаркандскую лепешку - лучшую, неповторимую.

Национальная узбекская одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями.

Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого чапана (халата), подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу.

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных книзу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т.д.

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка (от тюркского «тюбе» - верх, вершина) стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков.

Костюмы современного покроя характеризуются разнообразием форм. В настоящее время женская одежда, сохраняя в основном национальный покрой, становится все более удобной - короткой и облегающей, не стесняющей движений и вместе с тем все более женственной. На форме мужского костюма сказывается влияние европейского костюма, переработанного с учетом национальных вкусов и с обязательным сохранением халата и тюбетейки в основном в сельских местностях.

Искусство и ремесла

Многие ремесленные династии, ведущие начало с давних времен, продолжают работать и поныне. Они создают прекрасные произведения искусства, возрождают и используют утраченную технику древних ремесел. Их работы пользуются большим спросом у ценителей восточного искусства, украшая многие художественные галереи и частные коллекции мира. Как и в древние времена, в наши дни Самарканд является одним из самых крупных ремесленных центров Узбекистана. В городе живут и работают потомки древних мастеровых школ чеканщиков, резчиков по дереву и камню, золотошвей и гончаров. Самые сложные реставрационные работы не проходят без их участия. Как и раньше, сегодня работа мастеров востребована и популярна. Резные деревянные ворота ручной работы украшают практически каждый частный двор состоятельных самаркандцев.

Резьба по ганчу в творчестве народных мастеров Узбекистана представлена богатейшим арсеналом орнаментальных растительно-геометрических арабесковых построений, решенных в манере плоскорельефной резьбы. Особую отрасль в ганчевой резьбе узбекских мастеров представляет сложное искусство изготовления объемных сталактитообразных карнизов. Другим видом декоративных ганчевых работ является ажурная резьба решеток - панджара.

Традиции народного ковроткачества Узбекистана необычайно древние, они -результат труда и творческих поисков многих поколений. Ковры, создаваемые многочисленными мастерицами, работающими на дому, в основном в сельских местностях Узбекистана, совершенны и по технике, и по своему художественному оформлению.

В средние века вышивкой занимались исключительно мужчины. Сегодня вышивкой золотом занимаются только молодые девушки. В Узбекистане две школы: бухарская и самаркандская. Отличаются они друг от друга рисунком. Если в Бухаре вышивают сплошным орнаментом, то в Самарканде этот орнамент состоит из цветов.

Бережное отношение к наследию, традиционным культурным ценностям, помощь ремесленникам возведены в ранг государственной политики. Возрождение традиций ремесленного производства стало закономерным процессом, обусловленным стремлением к сохранению национальной культуры.

Ваши комментарии, вопросы, советы и критика
Смотрите ещё по теме
Смотрите ещё интересное поблизости
© 2004-2015, CAPONE. Все права защищены.
реклама на сайте • спонсорство экспедиций
Нравится? Интересно? Полезно?
Не нравится
Не хочу
Закрыть окошко