Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру
Путешествия. Фото. Этнография. Люди. Страны. Города.

Исторический путеводитель по Бухаре

Отсканированнный исторический книжка-путеводитель по древнему городу Бухара и его окрестностям

История города Бухара

Бухара - один из старейших городов мира, существующий не менее 2500 лет. Местные правители чеканили монеты уже во II в. до н.э. Здесь находились ставки эфталитских царей и тюркских каганов. После присоединения к арабскому Халифату Бухара стала одним из главных центров мусульманской культуры Среднего Востока. В X-XI вв. Бухара была столицей государства Саманидов, а с XVI в. столицей Бухарского ханства, где правили династии Шейбанидов, Аштарханидов, Мангытов. В 1925 г. Бухара вошла в состав Узбекской ССР, а после 1991 г. в Республику Узбекистан. Начиная с железного века, здесь проходили континентальные торговые пути, связывающие Китай, Индию, Иран, Европу. Высокий статус Бухары в исламской цивилизации определяет духовная деятельность выдающихся бухарцев, а также множество памятников мусульманской архитектуры. Исторический центр города представляет уникальный музей «под открытым небом» и внесен в список Мирового Наследия ЮНЕСКО.

Вечный Город

И в XXI в. Бухара продолжает жить своим, выверенным тысячелетиями, ритмом жизни, полным величия и достоинства, внутреннего спокойствия и неторопливости. «Пыль веков», составляющая десятки метров археологических слоев, скрывает множество тайн истории города. Но, как говорят суфии: «Если у тебя нет тайны, то нет и глубины сердца».

Уникальное «окно» в Прошлое, открытое нам в Бухаре, дает редкий шанс отвлечься от суеты современности. Остановиться, чтобы увидеть застывшую «музыку», воплощенную в бухарских мозаичных и ганчевых узорах, потолочных росписях и сталактитовых украшениях. Зачерпнуть воду из святых источников. Услышать «тишину небес» в суфийских ханака. Прикоснуться к камням мавзолеев священных персон. Удивиться голубому небу, «проколотому» минаретом Калян...

Древняя Бухара (V в. до н.э.-VI в.)

В доисламское время низовья реки Зеравшан составляли северо-западный ареал согдийской культуры. Расположенный там земледельческий оазис назывался Бухарой (возможно от согдийского «Buxarak» - «счастливое место»). Первые городские поселения Бухары датируются серединой I тысячелетия до н.э., а первый бухарский монетный чекан - II в. После упадка III-IV вв. городская жизнь Бухары испытала новый подъем с середины V в., что связано с расцветом торговли на Великом шелковом пути. Покорившие бухарские земли эфталиты (V-VII вв.), а затем тюрки (VI VII вв.) покровительствовали торговле бухарцев, ограничиваясь сбором подати.

По свидетельству историка X в. Абу Бакра ан-Наршахи, город, позднее получивший имя Бухары, первоначально назывался Нумиджкет. Его основой была старинная цитадель Арк, возведенная на рубеже н.э. на искусственном холме площадью 9,2 га. В Арке находился дворец и канцелярия правителя, помещения охраны, храм «идолопоклонников». Согласно легендам, Арк сооружен эпическим героем Сиявушем. Бухарцы чтили его могилу у восточных ворот и ежегодно в дни Навруза приносили там в жертву петухов.

Государство Бухар-худатов (VII-VIII вв.)

В VII в. Бухарский союз княжеств, включавший Пайкенд, Нумиджкет, Вардану, Карману, признал вассальную зависимость от китайской династии Тан. Союз возглавил бухар-худат, имевший резиденцию в Арке Нумиджкета. Летняя резиденция бухар-худатов находилась в Варахше. Как политический центр Бухарского оазиса Нумиджкет перенял имя всей области - Бухара. К VIII в. площадь города достигла 35 га, его окружили мощными крепостными стенами. Ан-Наршахи сообщает, что бухар-худаты перестроили Арк по плану созвездия Большой Медведицы.

В начале VIII в. власть в Бухарском оазисе узурпировали правители Варданы. Тогда арабский полководец Кутейба вступил в союз с бухар-худатом Тугшадой (692/3-724/5) и захватил Бухару. Кутейба восстановил первенство бухар-худатов, принявших ислам, и построил первую мечеть Бухары. Однако до начала IX в. Мавераннахр (области к востоку от Аму-Дарьи) был для арабского Халифата мятежной территорией. Последнего бухар-худата арабы казнили в 783 г. во дворце Варахши за поддержку восстания Муканны.

Древнее городище Пайкенд - Помпеи Азии

В 60 км к юго-западу от Бухары находится древнее городище площадью около 20 га. Там до середины XI в. находился крупный купеческий город Пайкенд, или Нижний Город. Название связано с местоположением города в нижнем течении Зеравшана на западной границе Согда. В V-VIII вв. Пайкенд был наиболее богатым бухарским городом. Уже при эфталитах в V в. Пайкенд наряду с Самаркандом выдвинулся в число главных центров торговли на Великом шелковом пути. Ежегодно весной почти все мужское население города на полгода уходило с огромным караваном к границам Китая.

О значении города говорит тот факт, что осадой Пайкенда иранским полководцем Бахрам Чубином в конце VI в. завершилась миром одна из кровопролитных войн тюркских каганов и шахиншахов Ирана. Пайкенд подчинился арабам вместе с Бухарой в первые десятилетия VIII в. Арабы разрушили город, захватив огромные богатства и пленив жителей. Золотые и серебряные статуи языческих идолов Пайкенда переплавили в слитки и отправили ко двору Халифа. Вернувшиеся с караванами из Китая купцы выкупили часть горожан и восстановили город.

Градообразующим центром Пайкенда являлась цитадель размером 90x90 м, первые поселения на территории которой возникли еще до н.э. В раннем средневековье там находился дворец правителя, а также храмы и административные здания. К цитадели примыкали два шахристана: первый площадью 12 га, обжитый при эфталитах, и второй площадью 7 га, сформировавшийся к началу VI в. Средневековый Пайкенд, включая оба шахристана, через каждые 60 м окружали крепостные стены с башнями. К северу от городища находился некрополь с зороастрийскими погребальными сооружениями.

При Саманидах город восстановил положение крупного торгово-ремесленного центра, соперничающего с Бухарой. Вокруг него возникли десятки новых караван-сараев. На цитадели города обнаружены остатки Джума-мечети XI в., минарет которой, судя по основанию, превышал размерами минарет Калян в Бухаре. В XI в. из-за обмеления Зеравшана Пайкенд перестал снабжаться водой и пришел в запустение. Город на тысячелетия поглотила пустыня, что сохранило его до наших дней. За это в XX в. Пайкенд, заново открытый археологами, получил имя «Помпеи Азии».


Городские стены Бухары

На протяжении тысячелетий Бухара была окружена мощными глинобитными стенами, часть из которых сохранилась в парке у мавзолея Саманидов и на юге города. К VIII в. шахристан города охватывал четырехугольник стен, в которых имелось 7 ворот. Новое кольцо стен, сооруженное при Саманидах, имело уже 11 ворот. Мощная фортификация защищала средневековую Бухару при осадах армий караханидского хана Насра в XI в., Чингизхана в XIII в., Тохтамыш-хана в XIV в., Шейбани-хана в XVI в.

В XVI в. при Шейбанидах Абд ал-Азиз-хане и Абдулла-хане II было сооружено новое кольцо стен, окружившее разросшиеся пригороды Бухары. Городские стены защищали город вплоть до 1920 г., когда Бухара испытала штурм Красной Армии, применившей массированный артиллерийский обстрел и авиационную бомбардировку. В прошлом веке основную часть стены города и ворот разрушили. До середины XX в. были целы южные ворота Шейх Джалал, а к началу XXI в. уцелели только северные ворота Талипач (конец XVI в.).

Бухара при саманидах (IX-X вв.)

С VIII-IX вв. Бухара стала главным центром распростра­нения ислама в Мавераннахре. Имя города прославили выдающиеся богословы, среди которых выделяется автор классического свода преданий о Пророке Мухаммаде имам ал-Бухари (ум. 870). За вклад в развитие исламского учения Бухара получила в мусульманском мире почетные титулы «священная» и «благородная». В конце IX в. город стал столицей крупного государства Саманидов (875-999), владевших Мавераннахром, Хорасаном и Систаном. Большая часть средневековых мусульманских монет из кладов Европы являются саманидскими. При Саманидах Бухара значительно увеличилась в размерах. За два века возникли новые кварталы ремесленников и множество караван-сараев, а центральная часть города стала большим базаром. Бухару заново обнесли крепостной стеной. В северной части её возвели новый царский дворец. Тогда же в Бухаре возвели одни из первых в Центральной Азии медресе (Фарджек) и минарет, а при дворце Саманидов создали огромную библиотеку рукописей, в которой в конце X в. работал Ибн Сина (Авиценна).

Мавзолей Чашма-Аюб

Чашма-Аюб («колодец» или «родник») Иова - один из древнейших памятников Бухары. По одному из преданий, в этих местах проходил святой праведник Иов, называемый в Коране пророком Аюбом. От удара его посоха там и появился «колодец» с целебной водой. По другой версии это тот источник, омовение в котором избавило Аюба от страданий, упоминаемых в старозаветной книге Иова. Так или иначе, но неизвестные события, как-то связанные с именем Аюба, сыграли свою роль в возникновении города и появлении здесь диаспоры бухарских евреев.

Уже в доисламское время Чашма-Аюб был сакральным центром Бухары, рядом с которым возникло кладбище «Науканд». Реальный возраст колодца не изучен. Исламский культовый мазар Чашма-Аюб появился в этом месте не позднее XII в. Надпись над входом указывает на то, что здание сооружено во время правления Амира Темура (1370-1405). Колодец Аюба находится в среднем зале мазара, за ним - помещения с погребениями неизвестных персон. Отличительной чертой сооружения является конический купол в форме шатра, построенный, предположительно, пленными хорезмийскими мастерами.

Мавзолей Саманидов

На территории современного парка к югу от мазара Чашма-Аюб, в границах того же древнего кладбища, находится знаменитый мавзолей Саманидов. Средневековые источники позволяют предположить, что основатель державы Саманидов амир Исмаил построил его на рубеже IX-X вв. для своего отца Насра I (ум. 892), а позднее мавзолей стал фамильной усыпальницей. Возможно, здесь погребен сам Исмаил (ум. 907), а также его внук Наср II ибн Ахмад (ум. 943), чье имя было найдено на доске над входом. Это первый известный царский мавзолей Центральной Азии.

Общая архитектурная форма мавзолея предельно проста - куб, увенчанный полусферой. Он вызывает восхищение виртуозностью кирпичной кладки, орнаментами из кирпичных плиток, идеальной соразмерностью всех частей. За гармонию геометрических форм этот бухарский мавзолей признан архитектурным шедевром мирового значения, в котором мусульманская культура VIII-IX вв. соединилась с традициями доисламской согдийской архитектурной школы.

Арочные проемы мавзолея подобно зороастрийским храмам огня открыты на все четыре стороны. В самом декоре мавзолея использованы традиции древней согдийской архитектуры: архаичные колонки в углах восьмигранника, цепочки «перлов» по карнизу, верхняя арочная галерея. Согласно источникам, после захвата арабами Бухары здесь были разрушены все храмы зороастрийцев, за исключением храма Луны, преобразованного в мечеть, и храма Солнца. По одной из гипотез, храм Луны стал мечетью Магоки-Аттари, а храм Солнца - мавзолеем Саманидов.

Одним из ключей к пониманию сакральной архитектуры мавзолея может оказаться знак «динамического квадрата» в углах арок, отражающий план строения. Он содержит вписанные друг в друга квадраты и круг в центре: круг - купол; первый и третий квадраты - куб мавзолея, второй диагональный - план входов. Сорока «перлам» знака соответствуют сорок верхних арок. Хорошо понятная символика: квадрат - земля, круг - небо, крылья - символы души, ангелов, позволяет рассматривать знак мавзолея Саманидов как космограмму, универсальную для сакральных представлений зороастризма, буддизма и ислама.


Исторический центр Бухары

Условные обозначения на карте: А - стены Арка, В - стены шахристана, С - стены рабада IX в, 1 - минарет Калян, 2 - мечеть Калян, 3 - медресе Мири-Араб, 4 - медресе Алим-хана, 5 - ханака Ходжа Зайн ад-Дина, 6 - Токи-Заргарон, 7 - медресе Улугбека, 8 - медресе Абд ал-Азиз-хана, 9 - тим Абдулла-хана, 10 - баня Мисгарон, 11 - Токи-Тильпак-Фурушон, 12 - мечеть Магоки-Курпа, 13 - ансамбль Гаукушан, 14 - мечеть Магоки-Аттари, 15 - Токи-Саррафон, 16 - ансамбль Ляби-Хауз, 17 - Зиндан.

От Караханидов до Темуридов (XI-XV вв.)

В конце X в. государство Саманидов пало под ударом тюркских армий Караханидов, которые в 999 г. захватили Бухару и подчинили земли от Восточного Туркестана до Амударьи. Во второй половине XI в. западные Караханиды признали верховенство Сельджуков, овладевших территориями от Центральной до Малой Азии. В начале XII в. глава западных Караханидов Арелан-хан III (ум. 1130) восстановил цитадель и стены Бухары, построил Джума-мечеть и минарет Калян. В 1141 г. султан Санджар (ум. 1157) уступил земли Мавераннахра кара-хитаям. В 1182 г. Бухару завоевали Хорезмшахи, захватившие в начале XIII в. лидерство в Центральной Азии и на Среднем Востоке

После того, как в 1220-е гг. государство Хорезмшахов разгромили монголы, Мавераннахр вошел в удел сына Чингиз-хана Чагатая (ум. 1242). По описаниям Марко Поло вплоть до 1260-х гг. Бухара была процветающим городом. В середине ХIII в. здесь построили крупные медресе «Масудийе» и «Ханийе». Город сильно пострадал в период монгольских междоусобиц 1270-х гг., после которых Бухарский оазис стал безлюдным. Возрождение Мавераннахра началось в первой половине ХIII в. с усилением государства Чагатаев. Его главные городские центры: Самарканд, Шахрисабз, Бухара расцвели в период Темуридского ренессанса, начавшегося с правления Амира Темура (1370-1405).

Минарет Калян

Появление минаретов как башен для созыва на молитву относится к концу VII - началу VIII в. Их архитектурными прототипами стали средиземноморские колокольни и маяки, а также восточные сторожевые башни постройки и китайские вертикальные пагоды. От первых минаретов в Центральной Азии остались только башни X в. высотой до 10 м в Мервском оазисе. В XI-XII вв. Сельджукиды, Газневиды и Караханиды осуществили постройки гигантских минаретов как триумфальных башен ислама. Из них в Узбекистане сохранились Калян в Бухаре, минареты в Джаркургане и Вабкенте, в Кыргызстане - башня Бурана.

Минарет Калян («Великий») стал главным символом священной Бухары. На протяжении тысячи лет эта сакральная башня господствует над Бухарой, декларируя величие исламской веры. У подножия минарета находится центральный ансамбль Бухары - Пои-Калян («Подножие Великого»), включающий кафедральную мечеть Калян (XV-XVI вв.), медресе Мири-Араб (XVI в.) и медресе Амира Алим-хана (начало XX в.). Калян заменил собой первый минарет Бухары, построенный согласно ан-Наршахи в 918-919 гг. и разобранный в 1120-е гг. по приказу Караханида Арслан-хана.

Минарет Калян построен из жженого кирпича. Он имеет форму круглой башни высотой 45,5 м, диаметром в основании 9 м и вверху - 6 м. Поверхность минарета украшена 12 поясами геометрического орнамента, часть которых включает куфические письмена. На минарете указан год сооружения - 1127 и упомянуто имя зодчего - Бако. По легенде, Бако, заложив фундамент минарета, неожиданно «исчез» и не появлялся, пока раствор не отвердел. Он опасался, что хан будет торопить строительство и это приведет к обрушению минарета, как это случилось в 1121 г.

Внутри башни находится спиралеобразная лестница со 104 ступеньками, наверху-фонарь с 16 арками, оформленный сталактитами. Ранее над фонарем располагалось верхнее звено минарета, после утраты которого здесь появилась современная надстройка. Верхняя часть минарета Калян пострадала при артобстреле и авиабомбардировке Бухары Красной Армией в 1920 г. и была восстановлена в результате реставрационных работ. У минарета Калян есть и другое название - «Башня смерти», связанное с тем, что он был местом казни-с его верхней площадки сбрасывали осужденных на смерть людей.


Мечеть Магоки-Аттари

Магоки-Аттари - древнейшая из сохранившихся исторических мечетей Бухары. Она расположена в центре города к западу от Ляби-Хауз. В раннем средневековье в этом месте располагался базар Мох (Лунный), а рядом - культовый центр с храмом Луны. В дни весеннего праздника Навруз здесь продавались статуэтки и образки народных божеств. После захвата Бухары арабы основали на месте храма Луны одну из первых мечетей. Раскопки внутри мечети выявили остатки резного декора и фундаменты X в. В 1930 г. под слоем грунта был открыт южный портал мечети XII в. с уникальными орнаментами из кирпичей и резной майолики.

В позднее средневековье Магоки-Аттари выполняла роль квартальной мечети, вход в которую обращен в сторону Ляби-Хауза. От фасада древней мечети сохранился нижний портал в виде арки, верх которой оформлен сталактитами. Архаичным отзвуком доисламской архитектуры являются сдвоенные четвертные колонки по сторонам портала. По его внутреннему контуру проходит орнаментальная кайма «меандра». Среди декоративной отделки фасада выделяются пять резных ганчевых плит с изысканными композициями плетеного орнамента.

Мечеть Деггарон (Хазара)

В отдалении от Священной Бухары в пределах того же оазиса сохранилась уникальная мечеть Деггарон (XI в.) в селении Хазара. Особенность древней мечети в том, что её стены построены из пахсы и сырцового кирпича, а перекрытие представляет собой кирпичные купольные своды типа «балхи». Тяжесть кирпичных куполов приняли на себя четыре внутренних круглых столба, сложенных из кирпича и имеющих фундаменты из камня-известняка. Изящными парусными конструкциями девять куполов опираются на столбы-колонны, что создает особую атмосферу «звенящей» подкупольной пустоты.

Вабкентский минарет

В конце XII в. при городской Джума-мечети в Вабкенте возвели второй по величине минарет Бухарского оазиса. Схожесть архитектурных решений позволяет предположить, что его построил один из учеников Бако - зодчего минарета Калян. Это более стройная кирпичная башня высотой 39 м, диаметр основания которой 6,2 м, верха - 2,8 м. Вабкентский минарет увенчан изящным арочным фонарем, декорированным сталактитами. Его ствол облицован сдвоенным кирпичом, имеет 8 узких поясов орнамента и эпиграфических исламских текстов, а также сине-зеленый майоликовый пояс под самым фонарем.

Мемориал Ал-Гиждувани

Бухарская земля хранит прах многих великих деятелей исламской культуры. Среди них такая знаковая персона как выдающийся суфий Абд ал-Халик Гиждувани (ум. 1180/1220). Он родился и умер в селении Гиждуван под Бухарой. Ал-Гиждувани был учеником известного шейха Юсуфа ал-Хамадани и основателем центральноазиатской суфийской школы «хаджаган» («путь учителей»). Последователями традиции «хаджаган» были бухарские суфии Амир Кулял и Баха ад-Дин Накшбанд, давший начало учению «накшбандийа».

В 1432-1433 гг. рядом с погребением шейха ал-Гиждувани правитель Мавераннахра Мирзо Улугбек (1409-1449) построил небольшое одноэтажное медресе с порталом, обращенным на восток. По площади оно в четыре раза меньше медресе Улугбека в Самарканде. У входа в медресе Улугбека находится небольшой минарет, похожий на минарет Калян. В начале XXI в. в Гиждуване был сооружен современный мемориал Абд ал-Халика Гиждувани. Он представляет собой изысканный деревянный айван на десяти колоннах с голубым куполом, под которым находится надгробие шейха ал-Гиждувани.

Рабат-и-Малик

На дороге между Бухарой и Самаркандом рядом с аэропортом города Навои находится древний караван-сарай Рабат-и-Малик. Его название может означать, что эта станция отдыха торговых караванов в XI-XII вв. находилась под патронажем правителей-Караханидов. К началу XX в. сохранился портал караван-сарая с боковыми стенами, отделанными полуцилиндрическими выступами, и угловыми минаретами. Сырцовые стены караван-сарая облицованы жженым кирпичом, а портал полностью построен из кирпича и украшен резной кирпичной кладкой. Археологические раскопки выявили остатки хозяйственных и жилых построек.

Водохранилище Сардоба

Юго-западнее Рабат-и-Малик, на другой стороне дороги, расположена крупная купольная сардоба. Это древнее водохранилище диаметром 12,8 и высотой 20 м, обеспечивающее проходящие караваны водой. Без этого сооружения существование караван-сарая было бы невозможно. Вода поступала в сардобу из реки Зеравшан по каналу длиной в 30 км. Кроме того, водный резервуар пополняли весенние талые, снеговые и дождевые воды. С севера сардоба имеет лестничный спуск, который позволял не только набирать воду, но и периодически очищать кирпичное дно резервуара от осадков.

Медресе Улугбека в Бухаре

Медресе Улугбека в Бухаре - первое из трех медресе, построенных при Мирзо Улугбеке. Продолжая традиции своего деда Амира Темура, Улугбек покровительствовал науке и образованию. Его имя на века прославлено деятельностью грандиозной астрономической обсерватории XV в. в Самарканде. Надпись на входной двери бухарского медресе гласит: «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки». После медресе в Бухаре Улугбек построил медресе в Самарканде, а спустя десятилетие - медресе в Гиждуване.

Медресе Улугбека находится к востоку от площади Пои-Калян. Год окончания строительства - 1420 г. и имя зодчего - Исмаил ибн Тахир ибн Махмуд Исфахани. Здание имеет двухайванный двор с двумя этажами худжр, дарсхонами и мечетью. Фасад выделен порталом, двухъярусными лоджиями и угловыми башенками, ранее имевшими форму минаретов. Над аудиториями в прошлом существовали четыре несохранившихся купола. В 1586 г. при Абдулла-хане II медресе капитально перестроили, а его фасады украсили глазурованными кирпичами и майоликой.

Мечеть Балянд

К югу от городского парка и Кош-медресе в глубине жилой застройки Бухары находится старинная мечеть Балянд («Высокая»), Эта мечеть богатого бухарского квартала имеет возраст более пятисот лет. Наиболее древней частью её является зимнее прямоугольное здание. Его охватывает Г-образный колонный айван, выполняющий функцию летней мечети. Деревянные колонны со сталактитовыми капителями на мраморных базах и потолок айвана были выполнены в XIX в. и заменили собой более ранние конструкции.

Уникален подвесной потолок мечети Балянд, украшенный геометрическим орнаментом и вырезанными из дерева куполками. Небольшой внутренний зал сооружения имеет богато украшенный михраб и деревянную кафедру - минбар. Михраб и панели стен облицованы резной кашинной мозаикой сине-зеленых тонов. Стены мечети покрыты многокрасочной росписью в технике кундаль с обильной позолотой. Благодаря цветочно-растительному орнаменту эта роспись создает ощущение настенных «ковров». Особый духовный настрой создают религиозные арабские надписи, выполненные сложной вязью почерком сульс.

Мавзолей Саиф ад-Дина Бохарзи

Шейх Сайф ад-Дин Бохарзи (ум. 1261) являлся мюридом выдающегося хорезмийского суфия Наджм ад-Дина Кубро (ум. 1220). Он избрал местом проповедей Бухару, где основал суфийскую общину «кубровийа». Шейх Бохарзи известен тем, что в Бухаре обратил в ислам хана Золотой Орды Берке (ум. 1266). В середине XIII в. он возглавил бухарское медресе, основанное монгольским сановником мусульманином Масуд-беком. После смерти шейх был погребен в Бухаре. Его внук Яхйа ибн Бурхан ад-Дин в 1312-1313 гг. переехал в Бухару и поселился в ханаке у могилы деда.

Над могилой шейха Бохарзи в местности Фатхабад уже в конце XIII в. был сооружен мавзолей. Во второй половине XIV - начале XV в. к мавзолею пристроили здание ханаки, бывшее местом суфийских медитаций до конца XVIII в. Архитектурную форму мемориала определяют два яйцевидных купола и высокий арочный портал с трехчетвертными башнями и верхней сквозной аркатурой. Внутри усыпальницу украшало уникальное деревянное надгробие XIV в. с резным орнаментом и арабским текстом, посвященным шейху Бохарзи.

Мавзолей Баян-кули-хана

Одним из учеников шейха Сейф ад-Дина Бохарзи был Чингизид Баян-кули-хан (ум. 1358). В 1346 гг. власть в западной части монгольского улуса Чагатаев, к которому относилась Бухара, захватил амир Казаган. Он не принадлежал к Чингизидскому роду и правил от имени Баян-кули-хана. Когда власть перешла к сыну Казагана амиру Абд-Аллаху, то он казнил Баян-кули. Баян-кули-хана похоронили рядом с мавзолеем шейха Бохарзи. При Темуридах там был возведен небольшой мавзолей, отличающийся богатой декоративной отделкой резной поливной терракотой.

Мавзолей Амира Куляла

В середине XIV в. в качестве одного из религиозных лидеров Центральной Азии почитался Сейид Амир Кулял (ум. 1370), отец которого Сейид Хамза переселился в Бухару из Медины. Шейх Кулял известен как духовный наставник Амира Темура и его учителя Шамс ад-Дина Куляла. Он родился и умер в селении Сухори недалеко от Бухары. Мавзолей Амира Куляла сооружен в начале XXI в. Его преемниками были сыновья Хамза и Умар, согласно источникам похороненные рядом с отцом. По устным же преданиям, шейх Умар погребен в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде, где ему отведена огромная западная ниша.

Бухара при Шейбанидах (XVI в.)

В начале XVI в. власть Темуридов в Центральной Азии сокрушили узбекские племена во главе с Чингизидом Шейбани-ханом (уб. 1510). Бухара стала владением брата Шейбани-хана Махмуд-султана. С 1512 г. здесь правил его сын Убайдуллах-хан. Н те годы в Бухару переселилась часть культурной элиты Герата, захваченною Сефевидами. Когда Убайдуллах-хан (1533 1539) стал верховным правителем Шейбанидов, то перенес столицу государства в Бухару. После его смерти Бухара в течение 18 лет была одним из шейбанидских уделов, управляемых своими ханами: Абд ал-Азизом, Яр-Мухаммедом, Бурхан-Султаном.

В 1557 г. Бухару захватил Абдулла-хан II - сын Искандер-хана (1560-1583), признанного верховным ханом Шейбанидов. Фактически с 60-х гг. XVI в. государством правил сам Абдулла-хан II (1583-1598). Сохранились описания о пребывании в Бухаре в 1558-1559 гг. английского купца Дженкинсона. В 1561 г. столица Шейбанидов снова переносится в Бухару. К концу правления Абдуллы-хана II Бухарское ханство, кроме Мавераннахра, включало часть Хорасана и Хорезм. При нем в Бухаре были построены медресе: Мадари-хан и Абдулла-хана, Гаукушан, Ойпашша-айим, Дустума, Фатхуллы-кушбеги.

Медресе Мири-Араб

Напротив минарета и мечети Калян расположено медресе Мири-Араб. Это одно из наиболее почитаемых исламских учебных заведений на постсоветском пространстве. Оно было построено в 1535-1536 гг. и действует на протяжении пяти столетий. После двух десятилетий перерыва при советской власти медресе заново открыли в 1945 г. По углам переднего фасада медресе находятся два больших зала. В южном зале расположены аудитория и мечеть, в северном - некрополь шейха Мири-Араба («Князя арабов»), - так звали Сейида Шамс ад-Дина Абдаллаха ал-Араби, который был родом из Йемена.

В 80-е гг. XV в. Мири-Араб переселился в Центральную Азию и стал учеником Ходжа Ахрара. Он был главой мусульман Бухары и пользовался большим авторитетом при дворах Мухаммада Шейбани и Убайдуллах-хана. Последний почитал Мири-Араба как своего духовного наставника. Убайдуллах-хан был образованнейшим человеком своего времени. Он свободно декламировал Коран, написал к нему комментарии на староузбекском языке, создал несколько суфийских трактатов, был одаренным певцом и музыкантом.

Средства на строительство медресе были переданы Мири-Арабу Убайдаллах-ханом, который получил их от продажи в рабство трех тысяч пленников. Размеры медресе Мири-Араб - 73x55 м. Его величественный фасад поднят на высокой платформе над уровнем мечети Калян и полностью покрыт мозаикой. Он фланкирован массивными угловыми башнями. В центре фасада находится высокий входной портал с полувосьмигранным сводом, по бокам - двухъярусные лоджии. Угловые залы увенчаны бирюзовыми куполами. Их высокие цилиндрические барабаны отделаны изразцовой мозаикой, составляющей каймы и эпиграфические тексты.

Четырехайванный двор медресе имеет размеры 37x33 м. Он обведен двумя этажами худжр, число которых составляет 111. Внутренняя планировка здания очень сложна и имеет множество лестниц, переходов, антресолей, тупичков. Достопримечательность медресе - внутренние открытые порталы, расположенные на осях двора и выполняющие роль летних аудиторий. Во внешнем декоре использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс.


Мечеть Калян

Мечеть Калян начала сооружаться в XV в. на месте старой караханидской Джума-мечети XII в., построенной одновременно с минаретом Калян. Строительство новой мечети было завершено в первые десятилетия правления Шейбанидов, что зафиксировано датировкой на фасаде мечети - 1514 г. С тех пор уже пять столетий, исключая десятилетия советского времени, мечеть Калян действует как главная соборная мечеть Бухары. Её масштаб сопоставим с темуридскими мечетями Самарканда и Герата. Во время праздничных молений она вмещает до 12 тысяч человек.

Мечеть Калян уступает мечети Биби-ханым в Самарканде по объему строений, но, обладая габаритами 127x78 м, превосходит её по площади. Она имеет традиционный прямоугольный план с четырьмя айванами на осях. Центральный проходной айван оформлен внешним парадным порталом, обращенным на площадь, и внутренним порталом, обращенным во двор. Новая облицовка фасадов выполнена с помощью израцовой мозаики и кирпичей, покрытых глазурью в ходе реставрационных работ 1970-х гг.

На поперечных осях двора находятся два внутренних айвана и четыре выхода из мечети. На восточной стороне расположено главное здание мечети Калян с высоким массивным куполом, на вершине которого прежде всегда гнездились аисты (аисты исчезли из города после того как в 1920-1930-е гг. осушили болота вокруг Бухары). Внутри мечети находится многоцветный мозаичный михраб. Надпись на его облицовке содержит имя мастера - Баязида Пурани. Перед порталом этой мечети расположена восьмигранная беседка-ротонда, похожая на мавзолей «Восьмигранник» в Шахи-Зинда в Самарканде. При чтении проповедей его используют в качестве минбара.

Во внутренней архитектуре мечети особенно эффектны крытые сводчатые галереи. Они расположены по периметру двора: по длинной стороне в четыре ряда, по короткой - в пять рядов. Галереи перекрыты 288 куполами, основаниями которых служат 208 столбов. С любой точки обозрения внутри галерей открывается прекрасное зрелище ритмично повторяющихся аркад и массивных столбов, создающих колоритную игру света и тени.


Ансамбль Пои-Калян: 1 - минарет Калян, 2 - мечеть Калян, 2.1 - восьмигранный киоск-минбар, 3 - медресе Мири-Араб, 3.1 -некрополь Мири-Араба, 4 - медресе Алим-хана.

Мемориал Баха ад-Дина Накшбанда: 1 - мазар Баха ад-Дина Накшбанда, 2 -ханака Абд ал-Азиз-хана, XVI в., 3 - дахма Шейбанидов, XVI в., 4 - дахма Искандер-хана и Абдулла-хана II, XVI-XVII в., 5 - дахма амира Имамкули-хана, XVIII в., 6 - медресе, XVII в., 7 - мечеть амира Музаффара, XIX в., 8 - мечеть Абдул Хакима Кушбеги, XIX в., 9 - минарет.

Мемориал Баха ад-Дина Накшбанда

Недалеко от Бухары находится мемориал покровителя Бухары шейха Баха ад-Дина Накшбанда (ум. 1389) - основателя тариката «накшбандийа». Он родился в селении, позднее названном Каср-и Орифан - «замок познавших божественную истину». Считается, что шейх получил духовное посвящение от Абд ал-Халика Гиждувани, который явился к нему во сне и велел стать учеником Амира Куляла. Другим его учителем был Чингизидский хан-суфий Султан Халил. Суфийская община Накшбанда отрицала аскетизм и активно занималась хозяйственной деятельностью.

Мемориал у могилы Баха ад-Дина Накшбанда создавался на протяжении пяти столетий. Его центром является прямоугольный двор, где находится погребение шейха, отмеченное высоким шестом. По периметру двора - современные айваны с деревянными колоннами. Ко двору примыкают поминальные мечети XIX в.: северо-западный угол занимает мечеть бухарского амира Музаффара (1860-1885), северную сторону - мечеть Абдул Хакима Кушбеги. Еще севернее находится небольшой минарет и медресе XVII в.

Ханака Абд Ал-Азиз-хана

Самое крупное здание мемориала - суфийская ханака с высоким сложным куполом. Она была построена по приказу бухарского правителя Абд ал-Азиз-хана (ум. 1550) в знак огромного уважения к Баха ад-Дину Накшбанду. Эта ханака служила местом встреч и исполнения зикра (медитаций) суфиев школы «накшбандийа». Для зикра использовался большой крестовидный зал в центре ханаки. Его окружают помещения худжр. Четыре фасада имеют общий тип: портал с глубоким сводом в центре и два яруса стрельчатых лоджий по его сторонам.

Купольное перекрытие ханаки конструктивно построено на четырех мощных выступающих арках, обеспечивающих высокую прочность и надежность сооружения. Внешний купол ханаки хорошо виден уже за несколько километров до мемориала. Расчлененный арками он состоит из девяти частей: центрального малого купола, четырех боковых «лепестков» и четырех угловых. Это делает его похожим на нераспустившийся бутон цветка, воплощая образ «остановившегося времени».

Дахмы Шейбанидов

К востоку от двора с погребением Баха ад-Дина Накшбанда располагается старинное кладбище. Оно начинается с царского некрополя династии Шейбанидов (XVI в.), стремившихся и после смерти оставаться под духовным покровительством великого шейха. Основу некрополя составляют две погребальные дахмы. На первой находятся погребения первой половины XVI в. (предположительно, там погребен Убайдуллах-хан), на второй - Искандер-хана (ум. 1583) и его сына Абдулла-хана II (ум. 1598). Западнее расположена еще одна дахма с погребением амира Имама Кули-хана (XVIII в.).

Мечеть Намазга

К югу от Бухары в XI в. находился сад-заповедник Караханидов. В начале XII в. там по решению правителя Арслан-хана III возвели мечеть Намазга - особый тип мечети, моления в которой совершаются лишь во время двух мусульманских праздников - курбан-хаита и рамазан-хаита. От мечети XII в. сохранилась фронтальная кирпичная стена, в центре которой находится михраб, оформленный плитками резной терракоты. Мечеть Арслан-хана была перестроена в XIV в., а в XVI в. перед старой стеной была выстроена арочно-купольная галерея с высоким порталом и минбаром.

Кош-медресе

При Абдулла-хане II в Бухаре возвели архитектурный ансамбль Кош-медресе (от «кош» - «сдвоенный») из двух противостоящих медресе. Первое из них носит имя Мадари-хан, или Мадари-Абдулла-хан («матери Абдулла-хана»). Согласно надписи на здании, оно сооружено в 1566-1567 гг. в честь матери Абдулла-хана II. Особенность медресе Мадари-хан - трапецевидная форма. Здесь для правильной ориентации внутренней мечети её расположили под острым углом к фасаду. Во двор медресе обращены лоджии в два этажа, за ними - худжры.

Второе медресе носит имя самого Абдулла-хана II и построено в 1588-1590 гг. По архитектуре оно сложнее первого. Вестибюль представляет собой галерею, в южной части которой находится дарсхана, а в северной - мечеть. Для правильной ориентации михраба мечеть также повернута под углом к основному зданию. Во внутреннем дворе - четыре айвана с высокими порталами, а на его западной стороне расположен восьмигранный купольный зал - «фонарь Абдулла-хана», обведенный арочными галереями высотой в два этажа.

Некрополь Чор-Бакр

Мемориал Чор-Бакр возник в 8 км к западу от Бухары в селении Сумитан рядом с древним некрополем джуйбарских сейидов. Они занимали в Бухаре высшие государственные посты еще со времен Саманидов. Центральную часть мемориала занимают поминальная мечеть, ханака и медресе, построенные в конце XVI в при Абдулла-хане II. Их центральные фасады выделены порталами с просторными сводами, а боковые оформлены двумя ярусами лоджий. Залы мечети и ханаки перекрыты куполами на стройных барабанах. Интерьеры зданий оформлены пересекающимися арками и паутиной сетчатых парусов и сталактитов. В XX в. на главной оси комплекса был возведен небольшой минарет.

Особое внимание Абдулла-хана II к Чор-Бакру связано с тем, что он и его отец Искандер-хан считали себя духовными учениками Ходжа Мухаммада Ислама (ум. 1563). Этот шейх в середине XVI в. был главой рода джуйбарских сейидов и лидером суфийского братства «накшбандийа» Центральной Азии. Преемником шейха стал его сын Ходжа Абу Бакр Саъад (ум. 1589), который, как и отец, при Абдулла-хане II являлся главой мусульман Бухары.

Чор-Бакр представляет собой как бы «город мертвых», с улицами, двориками, воротами, фамильными дахмами. Монументальный мемориал возвели в знак глубокого уважения к памяти Абу Бакра Саъада. Ходжа Саъад как глава «накшбандийа» был одним из крупнейших феодалов ханства. Он владел землей и другим имуществом в Бухаре, Мианкале, Самарканде, Сауране, Туркестане, Ахсикенте, Несефе, Хисаре, Термезе, Кубажиане, Балхе, Бадахшане, Герате, Мерве, Мургабе, Мехне, Мешхеде, Чарджуе и Андхуде. Годовой доход Ходжа Саъада равнялся годовому доходу Самаркандской области.

Абдаллах-хан II увековечил память о Ходжа Саъаде сооружением мавзолея, мечети и медресе. Согласно историческому труду «Абдулла-наме», «когда Абдулла-хан взошел на престол, он решил оставить после себя доброе имя. Хан замыслил построить целый ансамбль - мечеть, медресе, жилой дом и другие здания вокруг мавзолея имама Абу Бакра Саъада. Шли месяцы и годы, и наконец через 10 лет взорам современников предстало величественное монументальное сооружение, окруженное деревьями и цветниками».

Условные обозначения на карте: 1 - мазар Абу Бакра Саъада, X-XVII вв., 2 - мечеть, XVI в., 3 - ханака, XVI в., 4 - медресе, XVI в., 5 - минарет, XX в.


Некрополь Джуйбарских шейхов

Начало фамильному некрополю положило погребение основателя династии джуйбарских шейхов Абу Бакра Саъада (X в.). При Абдулла-хане II там были похоронены Ходжа Мухаммад Ислам и Ходжа Саъада. После смерти шейха Саъада в начале 1590 г. Абдаллах-хан II издал указ о разделе его имущества между тремя наследниками: Тадж ад-Дин Хасаном (ум. 1646), Абд ар-Рахимом (ум. 1628/29) и Абди-ходжой. Позднее Ходжа Абд ар-Рахим и Ходжа Тадж ад-Дин Хасан также были похоронены в Чор-Бакре.

Медресе Кукельдаш

Медресе Кукельдаш - еще одна бухарская постройка периода правления Абдулла-хана II. Оно носит имя ханского сановника Кульбабы - Кукельдаша («молочный брат хана»), осуществившего строительство этого здания в 1568-1569 гг. Медресе имеет габариты 86х69 м и является одним из самых больших медресе Бухары. В нем размещается 160 худжр, расположенных в два этажа по периметру двора. Здесь учился один из самых известных среднеазиатских писателей XX в. - Садр ад-Дин Айни (1878-1954).

Главный фасад медресе обращен к Ляби-Хаузу. Тимпаны арок его портала и двухъярусных лоджий отделаны голубой майоликой. Входной вестибюль имеет красивые сложные своды из жженого кирпича и ганча. Внутреннюю планировку медресе Кукельдаш отличает отсутствие боковых айванов. В центре двора - поздняя постройка начала XX в. Второй этаж западного фасада оформлен аркадой стрельчатых ниш, в которые выходят двери худжр. В советское время медресе закрыли и какое-то время использовали как гостиницу.

В западной части вестибюля медресе Кукельдаш находилась мечеть, а в восточной - дарсхана (учебный класс). Барабаны их куполов опираются на пересекающиеся арки, углы которых оформлены ганчевыми сталактитами. Представляют интерес восемь настенных картин по углах дарсханы, нарисованных в 1930-е гг.. Они воспроизводят эпизоды из жизни труженников узбекского села в советское время, написанные в стиле социалистического реализма.

Ходжа Гаукушан

К западу от купола менял Токи-Саррафон за зданиями российской архитектуры конца XIX - начала XX в. расположена ансамбль Ходжа Гаукушан с каменным хаузом в центре. Название Гаукушан («убивающий быков»), связано с тем, что на этом месте до XVI в. была бойня. Ансамбль возник в XVI в. Сначала в .1570 г. здесь на развилке улиц построили медресе. Позднее с севера, отступив на ширину улочек, по велению джуйбарского шейха Ходжа Саъада построили Джума-мечеть, названную «Мечеть Ходжа». Рядом, в подражание Каляну, возвели невысокий минарет, имеющий высоту 19,5 м и нижний диаметр 4,8 м.

Токи-Заргарон

В средние века Бухара прославилась как крупный торговый город, принимавший купцов со всей Центральной Азии, а также из Ирана и Индии, России и Китая. Там было множество торговых мест и караван-сараев. Для размещения базаров на перекрестках улиц строились купольные перекрытия - «ток», которые, как правило, имели свою ремесленную специализацию. Благодаря обширному подкупольному пространству внутри них прохладно даже в жару.

Сохранившиеся бухарские «токи» построены более четырехсот лет назад при Абдулла-хане II. На пересечении двух главных улиц в центре древнего шахристана возвели Токи-Заргарон - «купол ювелиров». Его большой купол с помощью арок и арочных парусов опирается на восьмигранник, снаружи прикрытый призмой с 16 окнами. Внутри, вокруг центральной площадки, размещены 36 лавок и мастерских, перекрытых множеством куполков.

Тим Абдулла-хана

По своему архитектурному типу и назначению к куполам «ток» примыкает тим Абдулла-хана. Он построен в 1577 г. для продажи шелковых и шерстяных товаров. Тим расположен на базарной улице, соединявшей купола Токи-Заргарон и Токи-Тильпак-Фурушон. Это - квадратное многокупольное сооружение с тремя порталами. В центре тима под главным куполом находится большая площадка, окруженная 24 нишами для торговых лавок. По периметру проходит галерея, которая перекрыта малыми куполками и имеет еще 31 лавочную секцию.

Токи-Тильпак-Фурушон

Токи-Тильпак-Фурушон, или «купол продавцов головных уборов», стоит на сложном перекрестке, к которому раньше выходили южные ворота шахристана. Построив центр купола на шести опорах, зодчий заложил в планировку этого торгового пассажа правильный шестиугольник. Это позволило ему связать в один узел пять улиц. В этом месте до сих пор торгуют тюбетейками, тюрбанами, меховыми шапками. Частью Токи-Тильпак-Фурушон является северная купольная галерея, к которой прилегает еще одно здание XVI в. - баня Мисгарон. С запада к купольному базару примыкает средневековый караван-сарай.

Токи-Саррафон

Токи-Саррафон, или «купол менял», расположен южнее шахристана на дороге, соединяющей рабад с площадью Регистан у Арка. Под этим куполом, увенчанным фонарем, протекает древний арык Шахруд. Там сидели менялы, осуществлявшие обмен монет различных стран, и ростовщики. Купол не имеет обводной галереи. Внутренний пролет восьмиугольного помещения составляет 8,5 м. По его осям расположены четыре прохода, по углам - четыре арки. Купол Токи-Саррафон был разобран и выстроен заново с сохранением прежних форм в начале XX в.

Ханака Файзабад

В северо-восточной стороне Бухары, недалеко от стен средневекового города, расположена ханака Файзабад. Она построена вдали от тесных городских улиц в последние годы правления Шейбанидов в 1598-1599 гг. Ханака обладает основными атрибутами дома суфиев - большим купольным залом для молитв и зикра, а также худжрами для жилья странствующих. Благодаря арочно-купольной галерее, с трех сторон окружающей центральный зал, здание ханаки не отгорожено от внешнего мира, а, наоборот, максимально открыто для верующих.

Ханака Ходжа Зайн ад-Дина

Южнее мечети Калян в глубине жилого квартала сохранилась еще одна суфийская ханака XVI в. Это творение народной архитектуры носит имя шейха Ходжа Зайн ад-Дина, погребение которого находится во внешней части ханаки. Здесь в открытой лоджии, выходящей на улицу, находится надгробие шейха, отмеченное характерным шестом. Суфийские традиции Бухары к середине XIX - началу XX в. в значительной степени были утрачены, и их носителями являлись преимущественно странствующие дервиши. По этой причине, начиная с XIX в., ханака Ходжа Зайн ад-Дина выполняет роль квартальной мечети.

Подкупольное пространство основного зала ханаки имеет пышное сталактитовое оформление. Стены помещения покрыты изразцовой мозаикой. Орнамент ниш, михраба, сталактитов выполнен росписью в технике кундаль. Из центрального зала имеется выход на улицу через глубокую юго-восточную арочную нишу. С двух других сторон ханака окружена айваном с деревянными колоннами, имеющими сталактитовые капители и мраморные базы. Во дворе перед айваном расположен хауз с каменными уступами и резным каменным водоспуском.

Таш-мечеть в Вангази

Ансамбль Таш-мечети в кишлаке Вангази (50 км к востоку от Бухары), как и ансамбль Гаукушан построили при Абдулла-хане II. Вероятно, там находилось погребение уважаемой суфийской персоны, вокруг которого возникло кладбище с мечетью. По указанию Ходжа Абу Бакр Саъада старую каркасную мечеть разрушили, и в 1580-1586 гг. там построили ханаку с монументальным столпно-купольным залом. Позднее она взяла на себя функции квартальной и Джума-мечети. Благодаря несущим конструкциям из жженого кирпича такие постройки называли Таш-мечетями, т.е. каменными мечетями.

Рядом с Таш-мечетью раньше находились не сохранившиеся до наших дней медресе и комплекс бань. Остался целым стройный минарет, представляющий уменьшенную копию Вабкентского минарета. Он был самым высоким из возведенных в XVI в. Его высота 24 м при нижнем диаметре 3,8 м. Цоколь и фундамент сложены из камня. Ствол минарета Вангази украшен шестью поясами рельефной кладки и завершен восьмиарочным фонарем со сталактитовым карнизом.

Бухара при Аштарханидах (XVII-XVIII вв.)

В 1601 г. к власти в Бухарском ханстве пришла династия Аштарханидов (1601-1747) из Чингизидского рода Астраханских ханов. Её основатель Джани-бек Мухаммад был женат на сестре Абдулла-хана II. В условиях смуты в начале XVII в. ханами поочередно стали сыновья Джани-бека: Баки (1601-1605) и Вали (1605-1611), а затем его внук - Имамкули (1611-1642). Имамкули-хану удалось укрепить государство, присоединить к ханству Ташкент. Однако были потеряны Хорасан и Самарканд, а Бадахшан стал практически независимым. В 1642 г. Имамкули-хан передал трон брату Надир-Мухаммаду (1642-1645) и умер во время хаджа.

Амиры Надир-Мухаммада организовали заговор и объявили ханом его сына Абд ал-Азиза (1645-1681). Надир Мухаммад обратился за помощью к Бабуриду Шаху Джахану, что привело к войне с индийцами за Балх. Брат Абд ал-Азиза - Субханкули-хан (1681-1702) на время подчинил Хивинское ханство, но не смог остановить междоусобицы. Сын Субханкулм Убайдулла (1702-1711) попытался восстановить целостность государства, но погиб в результате заговора. На престол был возведен брат Убайдулла-хана Абулфайз (1711-1747), полностью зависящий от амиров. Смуты в Бухаре позволили иранскому шаху Надиру легко завоевать её в 1740-1745 гг.

Медресе Абд ал-Азиз-хана

Напротив медресе Улугбека в Бухаре находится крупное медресе, построенное в 1651-1652 гг. по приказу Аштарханида Абд ал-Азиз-хана, прославившегося изгнанием из Балха индийской армии. Новая постройка должна была продекларировать славу и могущество правителя. За образец медресе Абд ал-Азиз-хана взято медресе Мири-Араб: высокий портал, два купольных зала в фасадной части, два этажа худжр по периметру, четыре айвана во дворе, круглые башни по углам здания.

Габариты медресе Абд-ал-Азиз-хана - 60x48 м. В его северо-восточном углу расположена дарсхана, в северо­западном - зимняя мечеть. Летняя мечеть с михрабом находится в южном айване. Тимпаны порталов и арок фасадов оформлены майоликой, а свод центрального портала - богатой сталактитовой структурой. Во внешнем декоре широко использованы мозаичные и майоликовы панно с изображениями цветущего куста в вазе, фантастических змееподобных существ и др. На сторонах главного портала находятся изображения сказочных птиц, летящих к солнцу.

Уступая медресе Улугбека в архитектурных пропорциях, медресе Абд ал-Азиз-хана превосходит его по масштабу, богатству и сложности интерьеров. Так купола, своды ниш дарсханы, зимней и летней мечети украшены системой изысканных алебастровых сталактитов типа «муканас» и «ироки». Исключительного совершенства достигли средневековые усто в оформлении плафонов мечетей, где использованы рисунки миниатюрных сводов, звезд, пересекающихся арок, заполненных растительным и цветочным узором.


Ляби-Хауз

Одним из наиболее популярных мест отдыха горожан и туристов в Бухаре считается Ляби-Хауз (дословно - «вокруг водоема») - широкая площадка вокруг старинного хауза. Её северной границей служит медресе Кукельдаш, южной - арык Шахруд («царская река») и жилой квартал за ним, западной - ханака, а восточной - медресе Надир-Диван-беги. В XX в. в парке у медресе установили памятник легендарному народному герою Ходжа Насреддину.

В этом месте около четырех столетий находятся открытые павильоны для чаепития - чайханы и торговые лавки. Ляби-Хауз - самый крупный искусственный водоем средневековой Бухары. Его вырыли около 1620 г. рядом с ханакой по приказу Надир-Диван-беги. Размеры водоёма - 45,5x36 м, глубина - до 5 м. Он вмещает более 4 тыс. куб.м воды, которая поступает из древнего арыка Шахруд. Берега Ляби-Хауза имеют каменные ступени, которые позволяли бухарским водоносам наполнять чистой водой кожаные бурдюки.

Условные обозначения на карте: 1 - Ляби-Хауз, 2 - медресе Надир-Диван-беги, 3 - ханака Надир-Диван-беги, 3.1 - михраб ханаки, 4 - медресе Кукельдаш, 4.1 - зимняя мечеть, 4.2 - дарсхана, 5 - памятник Ходжа Насреддина.

Ханака Надир-Диван-Беги

Аштарханиды, как и Шейбаниды, покровительствовали суфийским общинам. Особую роль в их государстве в первые десятилетия правления играл джуйбарский шейх Ходжа Хашим (ум. 1636). Именно благодаря ему укрепился на бухарском троне Имамкули-хан (1611-1642). Ходжа Хашим был духовным наставником не только бухарского хана, но и самаркандского правителя Ялангтуш-бия (позднее тот похоронил Ходжа Хашима в медресе Шер-Дор), а также крупного аштарханидского сановника Надир-Диван-беги. Последний известен постройкой медресе у некрополя Ходжа Ахрара в Самарканде.

Вероятно по указанию Ходжа Хашима Надир-Диван-беги в 1619-1620 гг. построил восточнее мечети Магоки-Аттари крупную суфийскую ханаку. Это массивное строение с крестообразным залом под куполом и худжрами в углах. Его высокий портал фланкирован башнями с лестницами. Михрабная ниша украшена цветными сталактитами. Мозаичная надпись по контуру портала и в тимпанах со временем почти исчезла и была восстановлена заново только в XX в.

Медресе Надир-Диван-Беги

Вслед за ханакой и бассейном в 1622-1623 гг. Надир-Диван-беги построил с восточной стороны Ляби-Хауза караван-сарай. Предполагалось, что доходы от него пойдут на содержание ханаки. Однако по совету духовенства на открытии караван-сарая бухарский хан Имамкули поздравил своего министра с сооружением заведения «во славу Аллаха». После этого Надир-Диван-беги вынужден был переоборудовать караван-сарай в медресе.

В связи с этой историей в медресе Надир-Диван-беги отсутствуют мечеть, учебные классы, дворовые айваны. Фасад оформлен изразцовой мозаикой. Запоминающийся образ медресе создают изображения фантастических птиц с ланями в когтях на входной арке. Это легендарные птицы счастья «Семург», летящие к солнцу, символизирующие устремленность к духовному знанию.

Бухарский амират (1747-1920)

После вторжения Надир-шаха Бухарское ханство стало на время владением шаха Ирана. Экономика пришла в упадок, население обнищало. Тогда Чингизиды потеряли контроль над страной и с 1747 г. власть перешла к амирам династии Мангытов. При первых правителях - Рахим-бие (ум. 1758) и Данияр-бие (ум. 1785) - продолжались междоусобицы сторонников и противников Мангытов. От Бухарского ханства отделилось Ферганское владение, где образовалось самостоятельное Кокандское ханство. После того, как 1784 г. бухарцы восстали против ослабевшей власти Данияр-бия, тот уступил трон сыну - суфию Шахмураду (1785-1800).

Новый правитель освободил жителей Бухары от большинства налогов, но ввел налог на содержание войска. Шахмурад вернул амирату левобережье Амударьи, подавил восстание в Кермине, совершил походы в Шахрисабз и Ходжент, успешно воевал с афганцами. Амиру Хайдару (1800 1826), сыну Шахмурада, пришлось отстаивать завоевания отца в беспрерывных войнах. Хайдару наследовал сын Насрулла (1826-1860), который вел пограничные войны с Хивинским и Кокандским ханствами. В середине XIX в. территория амирата составляла около 225 тыс. кв. км, население - около 3 миллионов человек.

Медресе Чор-Минор

К северо-востоку от Ляби-Хауза в глубине жилых кварталов сохранилось удивительное по своей архитектуре небольшое медресе Чор-Минор - «Четыре минарета». Оно сооружено в 1807 г. от имени богатого туркмена Халифа Ниязкула. Медресе включает в себя двор, мечеть с колонным айваном и бассейн, облицованный каменными блоками. Особый облик медресе Чор-Минор связан с оригинальным входом - четырехарочной купольной постройкой, по углам которой возвышаются четыре минарета с голубыми куполками. В одном из минаретов находилась библиотека.

Мечеть Боло-Хауз

На площади Регистан перед Арком в прошлом находилось множество строений. Сегодня здесь сохранился единственный памятник средневековой архитектуры - ансамбль Боло-хауз. Он образовался вокруг старинной мечети, построенной в 1712 г. и ставшей второй после мечети Калян городской Джума-мечетью. В пятничных молитвах здесь участвовали амиры Бухары. С юга и севера к ней примыкали дворы медресе с худжрами. Портал мечети, на сторонах которого сохранились маойликовые надписи, обращен к воротам Арка.

Под широким куполом находится основной зал мечети, михрабная ниша которого богато украшена ганчевыми сталактитами. В начале XX в. фасад мечети оформили высоким деревянным айваном. Рядом с мечетью на берегу водоема в 1917 г. усто Ширин Мурадов построил маленький минарет, по форме подражающий Каляну.

Наиболее яркая черта мечети - декор летнего айвана с 20 деревянными колоннами из ореха, вяза и тополя. Большая длина колонн обеспечена соединением двух стволов. Их грибовидные сталактитовые капители украшены цветными красками. Поперечные балки делят потолок на многоцветные прямоугольные кассеты. Этот шедевр ремесленного искусства имеет характерные сталактитовые углубления посередине звездчатой фигуры.

Крепость Новый Арк

В XVIII-XIX вв. Арк стал центром государственности Бухарского амирата. Там на площадке около 4 га, возвышающейся над окрестностями на 18-20 м, располагались дворец амира, мечети, казначейство, канцелярия и тюрьма. Арк сильно пострадал во время штурма Красной Армии в 1920 г., из-за чего почти 70% территории цитадели сегодня занимает пустырь. Среди сохранившихся построек-Джума-мечеть с деревянным айваном, резиденция кушбеги, тронный зал. Входом в Арк являются крупные ворота с башнями, за ними - крытая галерея. Над воротами раньше висела плеть, символизирующая безграничную власть амира.

Условные обозначения на карте: 1 - ворота Арка, 2 - въездная галерея, 3 - Джума-мечеть XVII в., 4 - резиденция кушбеги (премьер-министра), 5 - куриныш-хана (зал для приемов и коронации), 6 - нагора-хана (комната барабанщиков и музыкантов), 7 - салом-хана (дипломатическая комната).

Куриныш-хана

Самое старое из сохранившихся строений Арка - куриныш-хана. Это - обширный двор, предназначенный для приемов и коронаций. Он вымощен камнем и окружен галереей на деревянных колоннах. Напротив входа размещался трон правителя на четырех резных колоннах нуратинского мрамора, базы которых изображают львов. В 1910 г. здесь короновался последний бухарский амир Алим-хан. Затопленная камера по правой стороне была казначейством, а за ним располагался гарем. Кровля помещения обрушилась во время бомбардировки Красной Армии в 1920 г.

Зиндан

Позади Арк (с северо-востока) находится здание средневековой тюрьмы - «зиндана». В этом высоком строении, напоминающем крепость, сегодня находится музей. В прошлом тюрьма состояла из двух частей. В первой заключенные содержались в камерах, расположенных в нескольких дворах. Во второй преступники находились в глубоких ямах, куда их спускали на веревках. Отсюда и произошло название «зиндан», что в переводе с персидского означает «подземка, темнота». Два раза в месяц заключенных, скованных цепями, выводили из темницы на Регистан, где амир решал, кого казнить, кого помиловать.

Бухара под протекторатом России

В 1868 г. российский император Александр II объявил войну бухарскому амиру Музаффар-хану (1860-1885). Поражение Бухары привело к установлению протектората России, которой перешли северо-восточные бухарские земли, включая Самарканд. В свою очередь Россия помогла восстановить власть амира над областями Шахрисабза, Китаба, Хисара и Куляба. При амире Абдуллахаде (1885-1910) царские войска заняли афгано-бухарскую границу, и Бухара вошла в российскую таможенную черту. Правление последнего амира Алим-хана (1910-1920) совпало с первой мировой войной и революцией в России.

В 1888 г. под Бухарой на конечной станции железной дороги, связавшей амират с Каспийским морем, основали поселение Новая Бухара (с 1935 г. - Каган). В 1905 г. железная дорога дошла до Оренбурга, связав амират с центром России. Новая Бухара стала главным российским центром на бухарской территории. В 1895-1903 гг. там по инициативе амира Абдуллахада выстроили дворец, где планировали принять императора Николая II. В советское время в этом дворце Кагана разместили музей железнодорожников.

Дворец Ситораи-Мохи-Хоса

Дворец Ситораи-Мохи-Хоса («Изысканная звезда Луны») являлся загородной резиденцией бухарских амиров. Он расположен в 4 км к северу от Бухары в местности, осушенной от болот. Часть дворцовых построек существовала там еще при амирах Насрулле и Музаффаре. Но масштабные строительные работы были начаты в Ситораи-Мохи-Хоса только при амире Абдуллахаде. В архитектуре дворца решили использовать европейские традиции, для чего группу бухарских усто отправили для изучения российского опыта в Петербург и Ялту. В 1890-х гг. местные зодчие во главе с усто Ходжа Хафизом возвели старый дворец. Это богатое строение, сочетающее среднеазиатские и европейские стили. Главную роль во дворце играл тронный зал, под арками которого во время приемов располагалась придворная элита. Часть строений Ситораи-Мохи-Хоса спроектировал инженер Игнатий Сакович.

Новый дворцовый комплекс Ситораи-Мохи-Хоса выстроили при амире Алим-хане. Он включал в себя парадную въездную арку, внутренний двор с галереями, корпус восточно-европейской архитектуры с оранжереей перед открытым бассейном, а также изолированный двухэтажный дом амирского гарема в глубине сада. В главном корпусе дворца находились приемные комнаты и личные покои амира. В новом комплексе Ситораи-Мохи-Хоса принимали устраивали приём в основном российским чиновникам, а бухарских сановников и баев принимали в старом дворце.

Рядом с новым дворцом располагались казармы личной охраны амира Алим-хана, электростанция, помещения для привилегированных чиновников и прислуги, мастерские и другие хозяйственные постройки. Проект новых сооружений подготовил инженер Маргулис. Кафельные голландские печи, цветное стекло, зеркала поставлялись российскими заводами. Мраморные львы у входа были выполнены нуратинскими мастерами, они же изваяли мраморные водосливы для хаузов в виде пасти дракона.


Белый зал и приемная

Наиболее изысканную отделку среди помещений нового дворца Ситораи-Мохи-Хоса имеют «Белый зал» и расположенная рядом приемная амира Бухары. Их оформление осуществлено в 1912-1914 гг. бухарскими мастерами. Приемную правителя в новом дворце расписали мастера живописи во главе с Хасан-Джаном.

«Белый зал» получил свое название за белоснежную ганчевую отделку стен и потолков. Особенно эффектны стеновые зеркальные панно, оформленные кружевами резного ганча. Это первый в среднеазиатской архитектуре пример сочетания ганча с зеркалами. Ганчевую отделку «Белого зала» выполнила группа мастеров во главе с Усто Шириной Мурадовым (через 30 лет в Ташкенте Усто Ширин оформил «бухарский зал» Театра оперы и балета имени Навои в Ташкенте).

Амир Абдуллахад (1885-1910)

Амир Абдуллахад (ум. 1910) занял бухарский трон в 1885 г. после смерти отца при поддержке царских властей. Вмешательство России нейтрализовало претензии на трон его старшего брата Абд ал-Малика, поддерживаемого правительством Британской Индии. Амир Абдуллахад занимал почетное место в российской иерархии, имел военное звание генерала от кавалерии, придворное звание - генерал-адъютанта. Согласно российскому придворному этикету, амиры Бухары, как коронованные особы, имели титул «светлости» и стояли выше великих князей.

Мемориал Касым-шейха

При Абдуллахаде дворец Ситораи-Мохи-Хоса пустовал, так как амир, не ладивший с духовенством Бухары, своей основной резиденцией сделал дворец в Кермине (территория современного города Навои). Амира Абуллахада после смерти похоронили в Кермине в мемориале Касым-шейха. Этот суфийский шейх пользовался большим влиянием в XVI в., когда Кермине был владением главы рода Шейбанидов Искандер-хана (ум. 1583). Мемориал имел дахму, поминальную мечеть, и суфийскую ханаку, а в 1910 г. к юго-западу от ханаки амир Алим-хан в память об отце построил дахму с летней мечетью.

Последний Амир Бухары

Последний бухарский амир Алим-хан в юности (в 1893- 1896 гг.) обучался в Санкт-Петербурге по программе, утвержденной российским императором Александром III. В декабре 1910 г. в возрасте 30 лет он занял трон амира Бухары. В конце 1915 г. получил от императора Николая II чин генерал-лейтенанта и придворное звание генерал-адъютанта. Владел дачами-дворцами в Крыму, Кисловодске, Железноводске, домами в Санкт-Петербурге.

При советской власти в 1920 г. в результате бухарской «революции» Алим-хана свергли с престола. С сентября 1920 г. по февраль 1921 г. он находился на территории Восточной Бухары, пытаясь вернуть трон. После поражения от Красной Армии бывший амир бежал в Афганистан. В мае 1921 г. он прибыл в Кабул, где прожил 23 года и умер в 1944 г. С именем амира Алим-хана в Бухаре связано немного строений. Это дворец Ситораи-Мохи-Хоса и небольшое одноэтажное медресе с южной стороны площади Калян. Здесь сейчас расположена детская библиотека.

Ваши комментарии, вопросы, советы и критика
Смотрите ещё по теме
Смотрите ещё интересное поблизости
© 2004-2017, CAPONE. Все права защищены. До новых встреч в виртуальном пространстве!
реклама на сайте • спонсорство экспедиций
Нравится? Интересно? Полезно?
Не нравится
Не хочу
Закрыть окошко