Путеводитель по Бухаре
История города Бухара
Бухара - один из немногих городов мира, который, начиная с V в. до н.э., рос и развивался на одном и том же месте. Основание города легенда приписывает Сиявушу: «Он (Сиявуш) украсил город высоким дворцом, садами плодовыми и цветниками драгоценными». В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии - Согда, где уже со второй половины I тысячелетия до н.э. была развита градостроительная структура.
Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближенные. За ее стенами сложился собственно город - «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья - «рабады». Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими великолепными настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов.
Со II в. до н.э. по III в. н.э. Бухара входила в состав Кангюя. В V в. - в составе государства Эфталитов. В VI - начале VII в. в составе Западного Тюркского каганата. С утверждением Арабского Халифата в VII в. в Бухаре распространился ислам. Уже в конце IX в. Бухара превратилась в один из крупных культурных и культовых центров мусульманского мира: ее называли «куполом ислама», хотя издревле она была средоточием множества религий и верований. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы. Этот удивительный город не выходил за пределы своей городской крепостной стены, построенной в XVI в., и вместил в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было купить абсолютно все.
Свой современный облик город приобрел во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI-XVII вв., когда было построено большинство его изумительных мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы.
Бухара - своеобразный культурный центр Востока. Здесь в разные годы жили и творили великие ученые, мыслители и поэты Абу Али ибн Сино, Рудаки, Фирдоуси, Имам аль-Бухари и другие. Кроме того, Бухара - это город-музей, в котором сосредоточено 140 архитектурных памятников старины. Сохранившееся наследие Бухары представляет собой редкостное сочетание сооружений разных эпох, характеризующих развитие архитектурного зодчества на протяжении двадцати пяти веков. Дворцы и мечети, мавзолеи и минареты древней Бухары и сегодня вызывают восхищение туристов всего мира, выразивших желание полюбоваться нетленными красотами старины, прикоснуться к прошлому, оценить великое мастерство зодчих и строителей давно ушедших времен.
В 1991 г. Бухара была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО. А в 1997 г. под руководством ЮНЕСКО в международном масштабе широко праздновался 2500-летний юбилей города.
Бухара в истории Великого шёлкового пути
Бухара - одна из жемчужин Великого шелкового пути. Здесь было более 60 караван-сараев, где останавливались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран. Бухара оставалась благодатным оазисом, крупным научным и культурным центром на Великом шелковом пути. О том, что город находился на перекрестке караванных дорог, свидетельствуют торговые купола XV-XVI вв. Токи Саррафон (купол менял), Токи Тельпак Фурушон (купол продавцов головных уборов), Токи Заргарон (купол ювелиров), сохранившиеся и поныне.
Великий шелковый путь - своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоеванию жизненного пространства и рынков сбыта товаров. Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию и в былые времена простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары. Важно отметить, что этот путь никогда не был единой магистралью, а включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись, подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающих Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд, Бухару, Хорезм, далее - к берегам Каспийского и Черного морей, странам Поволжья и Кавказа.
Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней - лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы.
Как следует из названия, главным предметом торговли на караванных путях был шелк, весьма ценимый во всем мире. Например, в раннем средневековье шелк был самой популярной расчетной единицей, вытесняя из обращения даже золото. Так, в Согдиане цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление.
Впервые «шелковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».
По Великому шелковому пути не только двигались торговые караваны, но распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. Наконец, по караванным дорогам на протяжении столетий путешествовали ученые, исследователи и даже воины.
Специальная долгосрочная программа, которая включает предложения о возрождении исторического наследия, была создана совместно с ЮНЕСКО. В 1994 г. была принята самаркандская декларация «О возрождении Великого шелкового пути».
Мавзолей Саманидов
Из многочисленных средневековых памятников Бухары особый интерес представляет мавзолей Саманидов, находящийся недалеко от Регистана, в парке Саманидов. Этот всемирно известный архитектурный шедевр был построен в IX - начале X в.
Мавзолей Саманидов представляет собой почти совершенный кирпичный куб, перекрытый полусферическим куполом. Все фасады его абсолютно идентичны и помечены купольными колоннами на углах. Эти выразительные формы имеют прямое истолкование в мифологической символике, которой их наделяли древние религии, а позже суфизм: куб - символ устойчивости, символ Земли; купол - подобие небосвода; их соединение - символ единства Вселенной.
В каждой из четырех стен здания имеются двери, встроенные в сложное обрамление. В зависимости от освещения, внешний облик мавзолея Саманидов меняется благодаря искусно выполненной декоративной,кирпичной кладке. Стены мавзолея внутри и снаружи облицованы фигурной кирпичной кладкой из чередующихся столбиков горизонтально положенного кирпича и вертикальных вставок, создающих ажурный орнаментальный мотив плетенки. Кирпичные кольца, выстроенные в цепочку, опоясывают фриз мавзолея, напоминая знаменитые ряды «сасанидских перлов» - просверленных бусин, вырезавшихся по ганчевой штукатурке доарабских дворцов Средней Азии и Ирана.
За совершенство своих геометрических форм этот бухарский мавзолей признан шедевром мировой архитектуры. Он является одним из наиболее древних строений из жженого кирпича в Центральной Азии.
По преданию, основатель династии Исмаил Самани соорудил его для отца, а позднее мавзолей стал фамильной усыпальницей Саманидов. Предположительно, здесь погребен сам Исмаил (ум. 907), а также его внук Наср II ибн Ахмад (ум. 943), чье имя было обнаружено на деревянной доске над входом.
Цитадель Арк
Самым древним археологическим памятником города является крепость Арк. Это бывший правительственный центр. Перед ним расположена площадь Регистан («насыпная площадь»). Величественная древняя крепость Арк обращает на себя внимание каждого приезжающего в город Бухару. По форме она близка к неправильному прямоугольнику, несколько вытянутому по направлению с запада на восток, а юго-восточный угол ее слегка срезан. Цитадель Арк расположена в середине западной части современного города. Длина стен - 789.6 м, площадь - 3.96 га. Высота от уровня площади Регистан колеблется от 16 до 20 м.
Парадный въезд в Арк архитектурно оформлен в виде двух столбообразных башен. Верхняя часть башен соединена галерей, над которой построено помещение с террасами. Подъезд к воротам Арка представляет собой пандус, или постепенно поднимающуюся дорожку, которая ведет через крытый длинный коридор к мечети Джами. Вдоль этого коридора расположены помещения для воды и несколько камер для заключенных.
В средневековье цитадель Арк была целым городом с дворцом эмира, монетным двором, мечетями, правительственными институтами, складами, магазинами, тюрьмой и площадью для общественных собраний. На одной из стен цитадели некогда висела большая кожаная плеть (символ власти Эмира).
Создателем цитадели народная традиция называет Сиявуша - эпического героя среднеазиатских сказаний, прелестного юношу, оклеветанного своей мачехой и вынужденного бежать в Туран, где он сначала был принят, но потом убит царем Афрасиабом. Прекрасный Сиявуш, скрываясь от притязаний мачехи, добрел до богатой страны, раскинувшейся в оазисе пустыни. Дочь здешнего царя очаровала юношу. Но царь поставил Сиявушу хитрое условие. Раскинул царь бычью шкуру: «Построй мне дворец на земле, что поместится на этой шкуре». Но еще хитрее оказался Сиявуш. На тоненькие полоски разрезал он шкуру, соединил концы вместе и внутри этого круга построил дворец. Так, по преданию, возник бухарский Арк.
По словам историка X в. Мухаммада Наршахи, крепость Арк в течение долгого времени лежала в руинах, и только в VII в. Бухар-худат Бидун восстановил большой дворец «ках», а потом приказал вырезать имя строителя на железной доске и прикрепить к воротам дворца. Согласно легенде, дворец снова рухнул и, сколько ни возобновляли постройку, восстановить здание так и не удалось. Тогда правитель якобы собрал ученых и по их совету построил дворец заново в форме созвездия Большой Медведицы, на семи столбах.
Мечеть Магоки Аттари
Древнейшая сохранившаяся бухарская мечеть Магоки Аттари (в переводе - «мечеть в яме», букв. - «глубокая мечеть») расположена в центре города, рядом с ансамблем Ляби Хауз. До арабского завоевания на месте этой мечети был торговый ряд продавцов (атторов) пряностями и лекарственными травами.
Существенная перестройка памятника приходится на XII в., когда был заново облицован главный фасад мечети, который представляет собой шедевр архитектурного декора. В XVI в. это небольшая квартальная мечеть. Мечеть Магоки Аттари относится к типу так называемых закрытых мечетей, с перекрытием на шести каменных устоях (столбах).
В 1930 г. под наслоениями грунта был открыт южный портал мечети с уникальной орнаментальной кирпичной кладкой и архаичными орнаментами резной майолики. Реставраторы освободили фасад, который почти на 4,5 метра ушел в грунт, и предоставили возможность обозревать главную художественную достопримечательность мечети.
Все разнообразие архитектурного декора - фигурная кладка из шлифованного кирпича, резные кирпичики, образующие различные комбинации, узоры, орнаменты, терракотовые плиты, частично поливная терракота - органично сочетается в оформлении портальной ниши. Этот портал XII в. считается одним из наиболее совершенных произведений бухарского зодчества.
Историк X в. Наршахи рассказывает, что некогда здесь стояла мечеть Мох (луна), которая была построена на месте храма огнепоклонников. Вероятнее всего, этот храм был местом поклонения богу луны Сину - покровителю кочевых народов, так как луна освещала их путь во время ночных странствований. Возможно, такой культ был адаптирован местными кочевниками с привнесением некоторых уже существовавших особенностей.
Кроме того, здесь два раза в год, в присутствии правителя города, устраивался базар, на котором продавали деревянных и глиняных идолов.
Мавзолей Чашма Аюб
Чашмаи Аюб относится к почитаемым «местам следа» («кадамжой»), оставленным священными персонами. Согласно преданиям, культовая постройка существовала в этом месте уже в XIV в. Надпись над входом указывает на то, что эта постройка была сооружена во время правления Амира Темура.
Своеобразная черта Чашмаи Аюб - купол в форме конического шатра, характерный для архитектуры Хорезма XIII-XIV вв. Вероятно, строителями Чашмаи Аюб были хорезмийские мастера. Архитектура Чашмаи Аюб представляет собой сложный, многократно перестраивавшийся в течение XIV-XIX вв. памятник, принявший в итоге форму продолговатой призмы, увенчанной разнообразными по форме куполами над помещениями разного размера и формы. Острый, запоминающийся силуэт создается благодаря поднятому на цилиндрическом барабане двойному куполу с конической скуфьей, отмечающему собой главное помещение с источником. Купольные перекрытия мавзолея придают особую интимность небольшим затемненным помещениям.
Весь вид мавзолея отвечал настроениям отрешенной созерцательности: «Мусульмане не умирают, но лишь переходят из одних дверей в другие». Ныне в этом помещении располагается Музей воды и передвижная выставка ковров.
На месте современного мавзолея, гласит легенда, когда-то была пустыня. Ее жители страдали от недостатка воды, они молили Бога о том, чтобы он послал им воду. В ответ на молитвы появился святой Иов (Аюб), который ударил посохом о землю. Там появился колодец («чашма»), и забил живительный источник с кристально чистой водой. Считается, что вода его до сегодняшнего дня сохраняет чистоту и обладает целебной силой.
Комплекс Пои Калян
Ансамбль Пои Калян, то есть «подножие Великого», состоит из 3-х архитектурных сооружений: минарета Калян, мечети Калян и медресе Мир Араб, составляющих вместе целостный архитектурный ансамбль, являющийся наиболее значительным и величественным сооружением Бухары.
Медресе Мир Араб
Мир Араб - одно из наиболее почитаемых духовных исламских учебных заведений на постсоветском пространстве. Оно построено в период правления Шейбанидов в XVI в. на средства от трофеев, завоеванных Убайдулла ханом (ум. в 1539 г.). Строительство медресе Мир Араб приписывается шейху Абдаллаху Йамани, более известному под именем Мир Араб, духовному наставнику Убайдулла хана.
Медресе Мир Араб располагается напротив мечети Калян. Для медресе присуща традиционная схема планировки - квадратный четырехайванный двор, обведенный двумя этажами худжр, два купольных зала в правом и левом углу. Главный фасад в центре подчеркнут порталом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста. В декоре медресе встречается наборная резная мозаика, многоцветная стилизованная орнаментация.
В центре гурханы (усыпальница) высится деревянное надгробие хана Убайдуллы. В его изголовье - гробница Мир Араба. В настоящее время на территории медресе находится действующее духовное училище.
Мечеть и минарет Калян
Пятничная мечеть Калян считается одной из древнейших в Средней Азии. Археологические раскопки указывают на наличие на ее территории нескольких древних полов. Надпись над входом в мечеть свидетельствует о том, что строительство здания, предположительно, было начато в XV в. и закончено в 1514 г.
Здание располагается на площади 1га и вмещает около 10000 молящихся. Главный вход - Восточный украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети. По бокам ее возвышаются два голубых купола. Мечеть Калян имеет традиционный прямоугольный план с четырьмя айванами. Цветная облицовка фасадов создана с помощью мозаики и кирпичей, покрытых глазурью. Купол мечети возвышается над всеми постройками города и сливается с синевой неба. Напротив мечети, на одной оси с ней, расположено медресе Мир Араб.
Минарет Калян (Великий) - главный символ священной Бухары. С его вершины созывали мусульман города к молитве. Господство минарета над священным городом означало, что его жители находятся под покровительством ислама.
Минарет представляет собой гигантский вертикальный столб, сложенный из жженого кирпича. Высота его 46,5 м, а вся фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м. Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический столб завершается цилиндрическим фонарем-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проемов. По всей высоте минарета - 12 декоративных поясов, на каждом из которых свой особый узор.
На трех его поясах сохранились надписи: дата строительства - 1127 г., имя жертвователя - правителя Бухары Арсланхана и имя строителя - усто Бако, могила которого, по преданию, находится в одном из близлежащих кварталов.
Минарет Калян соединен мостиком-переходом с крышей соборной Мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек.
Есть много легенд о Минарете Калян, расположенном в древнем городе Бухаре. Это название в переводе означает «Большая башня», но она также известна как «Башня смерти». В давние времена многих людей казнили, сбрасывая с ее вершины.
В одной из старых легенд говорится, что давным-давно жил один шах, у которого была жена. Он был жестоким человеком и решил убить свою жену, столкнув ее с вершины башни. Но она была очень умной женщиной и попросила своего мужа, чтобы он выполнил ее последнее желание. Он согласился. Когда в день казни она появилась, на ней были одеты все ее платья и юбки. Абсолютно спокойно мудрая женщина поднялась на вершину башни, а все люди ждали внизу на площади и смотрели. Когда она спрыгнула с края башни, это было похоже на чудо: она не погибла, потому что ее платья надулись парашютом и аккуратно опустили ее вниз, на землю.
Другая легенда гласит, что когда Чингизхан, после разгрома защитников города и уничтожения половины города вошел на площадь возле башни и посмотрел вверх на минарет, с его головы упал шлем. Ему пришлось наклониться, чтобы поднять его с земли. «Я никогда никому не кланялся, - сказал могущественный воин, - но это строение настолько грандиозно, что оно заслуживает поклона».
Мавзолей Сайф ад-Дина Бохарзи и Баянкулихана
На территории селения Фатхабад, к востоку от средневекового города Бухара находился обширный культовый комплекс, расположенный у могилы популярного шейха, поэта и богослова Сайф ад-Дина Бохарзи, жившего в 1190-1261 гг. Рядом с почитаемым захоронением Бохарзи в 1358 г. был возведен мавзолей Баянкулихана, а в конце XIV в. на месте древней усыпальницы шейха - сохранившийся до наших дней мавзолей Сайф ад-Дина Бохарзи.
Мавзолей Сайф ад-Дина Бохарзи имеет внушительные формы и в то же время привлекает своей простотой и ясностью. Здание имеет сложный план - усыпальницы (гурхана), комнаты поминовений (зияратхана). Над ними - два купола - большой и малый. Никакого декора нет ни снаружи, ни внутри. Единственно богатый в декоративном отношении элемент - это роскошное деревянное надгробие XIV в., установленное в гурхане.
Мавзолей Баянкулихана - это двухкамерное построение, обведенное потайным коридором. Мавзолей имеет единый прямоугольный объем. Главный фасад его заключает стройную арку портала, почти не выступающего и лишь приподнятого относительно участков смежных стен. Остальные фасады гладки, купола приземисты. Зияратхана невелика и утопает в полумраке. Изящество и утонченность присущи архитектуре мавзолея Баянкулихана - строение отделано резной поливной терракотой голубых, синих и белых тонов.
Этот хорошо сохранившийся до наших дней ансамбль имеет большое историко-культурное значение.
Сейид ал-Хак ва-дин Абу-л-Маани Сайд ибн ал-Мутахар ибн Сайд ал-Бохарзи (1190-1261 гг.) был учеником Наджим ад-Дин Кубро, основавшего суфийский орден «кубравийа», и избравшего Бухару местом проповедей для последователей этого течения. По преданию, в Бухаре шейх обратил в мусульманскую веру хана Золотой Орды - Берке. В середине XIII в. Бохарзи возглавил бухарское медресе, основанное монгольским сановником мусульманином Максуд-беком. После смерти шейх был погребен в Бухаре в местности Фатхабад.
Одним из учеников Сайф ад-Дина Бохарзи был чагатайский хан Баянкули (ум. в 1358 г.). История гласит, что в 1346 г. власть в западной части монгольского улуса Чагатаев, к которой относилась Бухара, захватил амир Казаган. Он формально возвел Баянкулихана на трон и правил от его имени. Когда власть перешла к сыну Казагана амиру Абдаллаху, он казнил Баянкулихана. По легенде, одним из поводов было желание Абдаллаха получить жену Баянкулихана. Погибшего хана похоронили рядом с мемориалом его учителя шейха Бохарзи.
Медресе Улугбека
Единственная постройка, оставшаяся в Бухаре в память о великом астрономе Мирзо Улугбеке - медресе Улугбека, строительство которого было начато в 1417 г. Создателями его являлись лучшие зодчие того времени - Наджмид-Дин Бухари и Исмаил Исфагани.
Вход в медресе раздваивается поперечным коридором. В одном конце коридора находилась дарсхона (комната для занятий), в другом - мечеть. На втором этаже - библиотека. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет два крыла. С обеих сторон его закрывают башни-гульдаста. Стены и арки украшены весьма скромно. Медресе декорировано орнаментом астрального характера, в чем, несомненно, сказалось мировоззрение Улугбека как астронома. Тихая монастырская жизнь протекала в молениях - в мечети, лекциях в дарсхане, беседах в тенистых галереях. По образцу этого медресе стали строить остальные медресе в Средней Азии.
На дверях медресе Улугбека сохранилась надпись «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Было вырезано и другое изречение: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери Божьего благословения».
Мухаммад ибн Шахрух ибн Темур Мирзо Улугбек Гураган - внук великого Темура - родился в 1394 г. Наукой Улугбек начал увлекаться еще в молодости; расширению его кругозора способствовала собранная Шахрухом (его отцом) богатая библиотека, в которой он проводил большую часть своего времени. Улугбек уже в детстве получил от придворных льстецов свое прозвище «Великий князь» и, в дальнейшем, оправдал его совершенно неожиданным для окружения образом.
В схватке наследников после смерти Темура Шахрух отвоевал значительную часть империи - Мавераннахр со столицей в Самарканде и уже в 1409 г. передал правление над ним своему старшему сыну, 15-летнему Улугбеку. Однако сын не продолжил завоевательские традиции темуридов. Свою власть и богатства он направил на развитие науки и образования в стране. Этому, видимо, в немалой степени способствовало и его тесное общение с видными математиками и астрономами его времени - Джемшидом Гияс ад-Дином ал-Каши и Казызаде Руми. По отзывам современников, Улугбек и сам был незаурядным ученым (средневековые авторы писали о нем: «В геометрии он был подобен Евклиду, а в астрономии - Птолемею»). Улугбек строил высшие школы (медресе), призывая «просвещать свой ум» мусульман и женщин-мусульманок. В Самарканде «Великий князь» и сам читал лекции по астрономии.
Научная и просветительская деятельность Улугбека вызвала недовольство некоторых представителей мусульманского духовенства и иных консервативных сил, обвинявших его в ереси и организовавших против него заговор. Улугбек был предательски убит в 1449 г.
В 1994 г. был 600-летний юбилей великого ученого и государственного деятеля Мирзо Улугбека. А в 2009 г. в Самарканде была проведена международная научная конференция «Мирзо Улугбек и его научный вклад в развитие мировой науки», посвященная 615-летию великого астронома и объявлению ЮНЕСКО 2009 года Международным годом астрономии.
Медресе Абдуллазиз-хана
Медресе Абдуллазиз-хана было построено в 1652 г. в честь бухарского хана Абдуллазиза (ум. в 1681 г.) из династии Аштарханидов (1601-1747 гг.). Это сооружение воздвигнуто на единой оси с медресе Улугбека, однако значительно превосходит его и масштабами, и богатством.
Медресе включает в себя четырехайванный двор с портальным входом, угловые гульдаста и лоджии-ниши вокруг двора и по фасаду. Для придания входному порталу особой стройности, его соорудили очень высоким, что нарушает гармонию пропорций, и портал кажется чрезмерно вытянутым, а боковые крылья тяжеловесными.
Медресе Абдуллазиз-хана занимает особое место среди памятников Бухары по богатству художественной отделки. Плафоны покрывает роспись в технике «кундаль» (техника многокрасочной росписи с позолотой на рельефном орнаменте). Во внешнем декоре преобладает мозаика с характерным мотивом цветущего куста в вазе. В интерьерах использованы подкупольные системы сталактитов и сложных парусов, а также художественные росписи. Вместо скромного геометрического орнамента здесь использовались более сложные мифические элементы типа изображения дракона и птицы Семург. В цветной гамме изразцов использованы желтые цвета.
Семург - «птица счастья» - фантастическое существо из зороастрийской мифологии, царь всех птиц. Считалось, что Семург выглядит как огромный сокол с женской грудью или как хищная птица с чертами льва или собаки. Ее часто изображали на талисманах. Позже миф о Семурге распространился среди других народов Средней Азии.
В зороастрийских письменах говорится, что Семург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносят по всему свету; в более поздних легендах Древо и Семург отождествляются.
Образ Семурга имеет различную трактовку. Чаще она воспринимается как вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах является сторожем, восседающим на горе, отделяющей потусторонний мир.
Ансамбль Кош Медресе
В период правления Шейбанида Абдулла-хана II (1557-1597 гг.) в Бухаре был возведен архитектурный ансамбль Кош Медресе из двух противостоящих медресе. Первое - медресе Модари-хан построено около 1567 г. в честь матери Абдулла-хана, второе носит имя самого Абдулла-хана и было построено в 1588-1590 гг. «Кош» значит «двойное», «парное»; здания стоят друг против друга по разным сторонам узкой улицы.
Медресе Модари-хан
Медресе Модари-хан построено в честь матери Абдуллахана II, откуда и произошло название, которое в переводе с фарси означает «мать хана».
Расположено здание под некоторым углом к дороге, так что точной симметрии в ансамбле нет. По композиции это «типовое» учебное заведение с общежитием для студентов и преподавателей вокруг двора, общественными залами мечети и дарсхана (аудиториями) во входной части здания, по обе стороны от портала. Главный фасад медресе Модари-хан богато украшен изразцами из разноцветной кирпичной мозаики, которые образуют различные геометрические узоры. Убранство фасада заполняют тимпаны из расписных майоликовых плиток, изображающие бутоны цветов. Вся художественная отделка медресе выглядит очень скромно.
Медресе Абдулла-хана
Медресе Абдалла-хана, выстроенное в 1588-1590 гг., - одно из выдающихся произведений центрально-азиатского зодчества.
Основной принцип планировки остался неизменным - помещения размещены вокруг дворика. Однако сооружение значительно сложнее: главный вход имеет высокий портал, к которому примыкают крылья с двухэтажными лоджиями и проходной галереей по верхнему этажу. Большие размеры фасада и разнообразие декоративных средств придают сооружению красочный, праздничный вид. При ярком солнечном свете хорошо играют холодные тона майоликовых плиток (синий, зеленовато-голубой, белый). С большим искусством сделаны двери медресе, собранные из отдельных кусочков дерева с тончайшей резьбой, без единого гвоздя. Медресе Абдулла-хана - одно из самых крупных в Бухаре после Кукельдаш и Мир Араб.
Ансамбль Бахоуддина Накшбанди
Ансамбль Бахоуддина Накшбанди - самое священное место в Бухаре. Мемориальный комплекс Бахоуддина Накшбанди создавался на протяжении пяти столетий. Его центром является прямоугольный двор, где находится погребение шейха. Ко двору примыкают поминальные мечети XIX в. По периметру двора сооружен современный айван с деревянными колоннами. У входа в него находится некрополь шейбанидских правителей, где погребены Искандер-хан (ум. в 1583 г.) и его сын Абдулла-хан II (ум. в 1598 г.). Самое крупное здание мемориала - ханака с мощным купольным перекрытием на основе выступающих арок. Ханака носит имя шейбанида Абдалазиз-хана (ум. в 1550 г.), по приказу которого она была построена.
В 80-х гг. XX в. комплекс был отремонтирован и сегодня включает: отдельный дворик с хаузом, расписными мечетями Кушбеги и Музаффар-хана, минарет, небольшое медресе, дахму над могилой святого и усыпальницу бухарских правителей.
Одухотворенность выразительных архитектурных конструкций, тишина и уединенность ансамбля вызывают стремление к познанию Бога. Находясь на расстоянии 12 км от города, это святое место ислама действительно вдохновляет многих людей. Пилигримы молодые и старые, мужчины, женщины, дети, приходя из близлежащих и далеких мест, собираются вместе для благословений, молитв, приема пищи в этом мирном и спокойном месте.
Бахоуддин Накшбанди (1318-1389) - один из самых известных основателей суфизма и основоположник суфийских братств накшбандия. Он родился в селении, позднее названном Касри Орифан, что в переводе означает «замок познавших божественную истину». Считается, что шейх Накшбанди получил духовное посвящение от Ходжи Абдул-Халика Гиждувани, который явился к нему во сне и велел стать учеником Амира Куляла. Другим его учителем был правитель-суфий Султан Халил. Позже шейх Бахоуддин Накшбанди сам стал духовным наставником великого Амира Темура.
Суфийская община Накшбанди отрицала аскетизм и активно занималась хозяйственной деятельностью. Девиз братства: «Наш путь к Богу - взаимное общение, но не отшельничество». Широкое признание в исламском мире шейх Накшбанди получил в ходе трехлетнего хаджа. В 1993 г. был отпразднован 675-летний юбилей Бахоуддина Накшбанди - одного из основателей суфизма и патриота, который созвал народ против монгольских завоевателей.
Ансамбль Ляби-Хауз
Ляби-Хауз (в переводе - «побережье водоема») - одна из торговых площадей, построенная в 1620 г. Ансамбль образован тремя монументальными зданиями: Медресе Кукельдаш (1568-1569 гг.) - на севере, самое большое в городе; и двумя другими религиозными зданиями: Ханака Надира Диван-Беги (до 1620 г.) и Медресе Надира Диван-Беги (1620 г.) - на западе и востоке.
Медресе Кукельдаш
Медресе Кукельдаш - постройка XVI в., относимая к периоду правления Абдулла-хана II. Это одно из самых больших в Бухаре медресе. Оно имеет 160 худжр, расположенных в два этажа по периметру двухайванного двора. Здесь учился один из самых известных среднеазиатских писателей XX в. - Садриддин Айни (1878-1954 гг.).
Традиционные фасады медресе отделаны майоликой. Главный фасад, обращенный к бассейну Ляби-Хауз - это вестибюль, мечеть и дарсхана (место для обучения). Интерьеры медресе интересны разнообразием сложных звездчатых плафонов, выложенных из жженого кирпича или же отлитых из ганча. Оформление центрального портала выполнено без применения клея и гвоздей.
Помещения в медресе производят впечатление тесноты, нагромождения ходов, лестниц, закутков. Лучшее, что сохранила архитектура медресе, -декоративное убранство двух основных залов мечети и дарсханы. Впечатляют также купольные перекрытия проходов, ведущих от ворот медресе во двор, и резные деревянные двери.
Ханака Надира Диван-Беги
Ханака (местопребывание дервишей) Надира Диван-Беги - это прямоугольное здание с купольным крестообразным перекрытием, с нетрадиционным вытянутым узким порталом и боковыми башенками. Зал однокупольный, вокруг него в 2 этажа располагаются худжры (кельи). Имеется также михраб (направление на Мекку), украшенный богатым архитектурным декором. По краям главный портал украшен эпиграфической вязью. Передний фасад с обеих сторон завершается стройными башнями, срезанными на высоте стен. Помимо главного, имеется два боковых портала. Благодаря своему местоположению, а также наличию большого зала с хорошей акустикой. Ханака Надира Диван-Беги на протяжении веков была центром культурной и религиозной жизни Бухары.
Медресе Надира Диван-Беги
Изначально медресе строилось как караван-сарай. Однако на открытии караван-сарая Имамкули-хан (1611-1642 гг.) по совету суфийских шейхов поздравил своего министра с сооружением заведения «во славу Аллаха» и неожиданно провозгласил, что здание является медресе. После этого Надир Диван-Беги вынужден был переоборудовать караван-сарай в медресе (1630 г.), пристроив к его главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также надстроить второй этаж худжр (комнат для проживания студентов). Однако комната для занятий так и не была построена.
Архитектура памятника интересна своими хорошими пропорциями фасада, а декор - о статками изображений ланей, фантастических птиц в тимпанах арок. Все же надворная часть медресе несколько шаблонна.
В наши дни во дворе для туристов устраиваются концерты мастеров Бухары, показ модной одежды, выполненных сугубо из натуральных тканей, произведенных в Узбекистане.
Ансамбль Ляби-Хауз имеет весьма романтичную легенду. Однажды Надир Диван-Беги, визирь (министр) бухарского эмира, решил жениться. В качестве свадебного подарка для своей невесты он преподнес только пару серег. Возлюбленная сильно обиделась. Она знала, что визирь не из бедной семьи и мог бы сделать более щедрый подарок. Но жених молчал, ничего не говорил.
Через несколько лет он построил мечеть, медресе и ряд других сооружений. Жена стала негодовать и сказала ему: «На дорогой свадебный подарок денег не было, а на строительство - они вдруг появились!» Муж-министр ей ответил: «Дорогая, посмотри на свою шкатулку». Жена побежала, открыла ее и увидела, что одной серьги нет. «Обокрали!» - закричала она. Тогда Надир Диван-Беги ей объяснил, что все сооружения, созданные по его приказу, были построены за счет одной ее серьги. «Ты не оценила мой подарок, тогда оцени то, что построено за счет этого подарка», - сказал он своей жене.
Мечеть Балянд
Мечеть Балянд находится в южной части Бухары. Она была построена в начале XVI в. в богатом бухарском квартале. Мечеть Балянд (в переводе - «высокая») своим названием обязана высокому каменному основанию.
Это построение является типичным образцом квартальных гузарных мечетей. Мечеть состоит из двух частей - летней и зимней. Зимняя часть представляет собой кубовидное здание. Оно окружено и затенено угловым айваном с изысканно украшенным интерьером. Сам айван является летней мечетью. Колонны айвана, окружающие зимнюю часть мечети, выполнены, в форме сталактитов, сделаны в XIX в. из дерева и укреплены на бетонном фундаменте. Внутри стены и михраб мечети расписаны живописью с позолотой. Роспись - замысловатая вязь и орнамент из цветов и растений. Зал мечети обходит панель из шестигранных глазурованных плиток, расписанных золотом.
В регионе считалось, что мечеть Балянд достойна подражания. В настоящее время возраст этой мечети составляет более 500 лет. Она относится к всемирному наследию ЮНЕСКО.
Комплекс Ходжа Зайн ад-Дина
В гуще жилых кварталов скрыта одна из жемчужин Бухары - комплекс Ходжа Зайн ад-Дина первой половины XVI в., построенный на берегу самого старого из сохранившихся в Бухаре хаузов (водоем). Хауз, снабжавший жителей квартала и прихожан питьевой водой, в XIX в. был выложен каменными плитами. В юго-восточном углу, у ступенчатого схода к воде, устроен мраморный резной водослив в виде раскрытой пасти дракона - аджарх.
Тип этого сооружения называют мечеть-ханака. Южный фасад самого здания заключает в себе глубочайшую нишу. А в особой нише западного фасада, обращенного на улочку, высится мазар (могила) шейха Ходжа Зайн ад-Дина.
Главный купольный зал прямоуголен, обширен, высок. Богатая полихромная отделка украшает зал снизу до верхушки купола. Превосходна и мозаичная панель мечети, расчлененная на отдельные прямоугольные поля, заполненные геометрическими фигурами, а также изящные арочки с обильным цветовым узором. Во всем царит многокрасочный колорит с преобладанием голубого и синего.
Медресе Чор-Минор
Медресе Чор-Минор было построено в 1807 г. на средства богатого туркмена Халифа Ниязкула. Это сооружение находится на одной из махаллинских улиц в сторону Мазарских ворот города Бухары.
Архитектура его отлична от традиционной схемы. К зданию медресе пристроены четыре небольших минарета, увенчанных голубыми куполами, декор которых не повторяется. Отсюда здание и получило свое название «Чор-Минор» («Четыре минарета»). Три башни использовались как подсобные помещения. В четвертой устроена лестница, идущая на второй этаж в купольный зал, где помещалась удивительно богатая библиотека. Медресе включает в себя дворик, с двух сторон обстроенный одноэтажными худжрами, колонный айван летней мечети, бассейн, облицованный каменными блоками.
Каждая из четырех минаретов (башен) медресе Чор-Минор имеет разную форму. В некоторых элементах оформления минаретов можно увидеть нечто напоминающее крест, христианскую рыбу и буддистские молитвенные колеса. Существует мнение, что именно таким художественным оформлением создатели медресе хотели отразить осмысление четырех мировых религий.
Комплекс Боло-Хауз
Боло-Хауз - единственный памятник средневековой культуры Бухары, который состоит из водоема (хауз), пятничной мечети и минарета. Пятничная мечеть Боло-Хауз расположена перед входом в Арк - эмирской крепости.
Комплекс представляет классическую композицию центрально-азиатской мечети: зимнее здание 1712 г., летний айван (традиционный крытый навес) начала XX в. с расписным потолком и деревянными колоннами. Рядом с небольшим хаузом расположен миниатюрный минарет, построенный в 1917 г. усто Ширином. Говорят, сюда для свершения намазов спускался из Арка по дорожке, устланной коврами, сам эмир.
Наиболее яркая черта мечети - декор айвана, колонны которого сращены из двух стволов и имеют сложные сталактитовые капители, богато декорированные резьбой и украшенные цветочным и геометрическим орнаментом.
Хауз во все времена - наиболее любимое место жителей Бухары, всегда страдавших от жары и зноя. Он снабжал большую часть города водой, так как в Бухаре не было разветвленной сети мелких арыков из-за тесной и скученной застройки города. Вода из хауза практически полностью разбиралась. Существовала даже профессия водоносов, которые в специальных кожаных мешках - бурдюках разносили воду по базарам и дворам.
Дворец Ситораи Мохи-Хоса
Дворец Ситораи Мохи-Хоса являлся загородной резиденцией бухарских эмиров. Он расположен в 4х км к северу от Бухары и принадлежал последнему эмиру Бухары - Сайд Алимхану (1911-1920 гг.).
Название дворца переводится как «звезды схожи с луной». Он строился в течение двух десятилетий, начиная с конца XIX в. Первоначально группа местных зодчих во главе с усто Ходжа Хафизом возвела богатое строение, сочетающее местные бухарские и европейские традиции. Главную роль в этом дворцовом здании играл тронный зал, под арками которого во время приемов располагалась придворная элита.
Большую художественную ценность представляет собой новый дворец, который построен по соседству со старым и включает несколько комплексов зданий. Новый дворцовый комплекс Ситораи Мохи-Хоса был выстроен уже при эмире Алим-хане. Он включал в себя парадную въездную арку с мозаичным убранством самых разноцветных оттенков и цветов, внутренний двор с галереями, главный корпус в восточноевропейском стиле с оранжереей перед бассейном и дом эмирского гарема в глубине сада. У входа в корпус - изваяние двух мраморных львов, выполненных нуратинскими мастерами. Также удались мастерам мраморные водосливы для хаузов (водоемов) в виде пасти фантастического дракона.
Главный корпус дворца, состоящий из нескольких приемных комнат и личных покоев эмира, сооружался в основном под наблюдением русских инженеров, и лишь «Белый зал» и предшествующая ему приемная, выстроенные в 1912-1914 гг., принадлежат искусству бухарских зодчих. Эти залы - шедевры резьбы и росписи по ганчу. «Белый зал» получил свое название благодаря ослепительно яркой белизне чистого гульганча, покрывающего стены и потолки. Зеркала, вделанные в стену в форме панно, составляют лишь фон для кружева резного ганча.
После свержения советами Бухарского эмирата в 1920 г. дворец Ситораи Мохи-Хоса был местом заседания новой власти - высшего государственного органа Бухарской Народной Республики (1920-1924 гг.) - всебухарского курултая. В настоящее время здесь находится филиал Бухарского историко-краеведческого музея.
В народе ходят слухи, что при нападении Российских войск на Бухарский Эмират, Красная Армия вывезла из дворца бухарского эмира три, а то и девять вагонов золота и драгоценностей в Россию. Однако говорят, что большевики нашли крохи того богатства, а сам Алимхан перевел основную часть своего состояния за границу. После свержения Российского императора Николая большевиками, бухарский эмир понял, что его очередь - следующая. Поэтому не стал тратить времени зря и начал готовиться к будущей эмиграции, что и сделал в 1920 г., бежав из дворца и Бухары.
Торговые купола Бухары
В средневековую эпоху Бухара была крупным торговым городом, где собирались купцы из Средней Азии, Ирана и Индии, России и Китая. Торговый статус Бухары отразился на планировке и застройке города. Крупные улицы в центре выполняли роль базаров, на каждом из которых продавался определенный вид продукции. Для их благоустройства на площадях и перекрестках улиц возводились сложные купольные здания - «токи» (арка).
Токи Заргарон. В 1569-1570 гг., как сообщает летописец XVI в. Хафизи Таныш, был возведен крупнейший из сохранившихся торговых пассажей Бухары - Токи Заргарон, то есть «купол ювелиров», превосходное в своем роде здание. Купольные покрытия Токи-Заргарон очень красивы, их формы строги и четки. В них нет ничего декоративного, всё подчинено конструктивной логике: несущие мощные арки резкими пружинистыми ребрами выступают над более тонкими оболочками куполов и сводов.
Токи Саррафон. Под торговым куполом Токи Саррафон, расположенным на древнем арыке Шахруд, совершались ростовщические и валютные операции при посредничестве «банкиров» - менял. Здесь также продавались расшитые золотом тюбетейки, белоснежные чалмы, отороченные мехом куляхи, серьги, подвески, драгоценная сбруя, посуда.
Токи Тельпак Фурушон. В Токи Тельпак Фурушон можно было купить роскошные головные уборы: золотошвейные и расшитые бисером тюбетейки, меховые шапки, хитроумно свернутые тюрбаны. Здесь также находилась галерея с нишами, кладовками и складами товаров.
Национальная узбекская кухня
Узбеки - гостеприимный и веселый народ. Они рады потчевать гостей кушаньями, которые готовили их далекие предки. Узбекская кухня открыта влияниям других культур, но каждое заимствованное блюдо готовится на свой лад. Национальные рецепты передаются из поколения в поколение.
Плов является ведущим блюдом узбекской кухни. Он состоит, главным образом, из жареного мяса, лука, моркови и риса; в него добавляют изюм, барбарис, горох «нохат» и (или) фрукты. Узбекские мужчины гордятся своим умением готовить самый уникальный и вкусный плов. Говорят, что популярный узбекский плов имеет 1200 рецептов.
Важное место в узбекской кухне занимают горячие супы (шурпа) на крепком бульоне. Как правило, они густые, острые, с большим количеством овощей и зелени. Шурпа готовится из свежего или жареного мяса. Овощи кладутся большими кусками, чтобы сохранить их аромат.
Уникальные супы узбекской кухни:
- маетава (из мяса, риса и овощей, подается с кислым молоком, перцем и пряностями);
- машхурда (машевый суп с рисом, картофелем, луком, зеленью и кислым молоком);
- маш-атала (густой суп из жареного сала, лука, моркови, маша и муки);
- мошубиринч (из баранины, помидоров, маша и риса);
- чолоп (холодный суп на кислом молоке из редиса, огурцов и зелени).
Из вторых блюд узбекской кухни наиболее распространены мясные блюда: котлеты, шашлыки, манты, кебаб, лагман, самса и всевозможные пирожки с мясом, рисом, тыквой и другими начинками. К мясу подают овощные салаты или тушат мясо вместе с овощами. Мясо для приготовления многих блюд не отделяется от костей. Жарят мясо обычно на прокаленном масле или на смеси растительных и животных масел, что улучшает его вкус и запах.
Почти половину блюд традиционной узбекской кухни составляют мучные изделия с различными начинками. Экзотические восточные сладости - обычное дело в Узбекистане. Тут варят почти 50 видов халвы, готовят сладости из орехов, фруктов и соков.
Узбекская кухня была бы неполной без чая. Веками в чайхане за чашкой ароматного чая решались серьезные вопросы и велись задушевные беседы. Сборы в чайхане - традиционная привилегия мужчин. Зеленый чай в чайхане подается к плову и мясным блюдам. Чай в Узбекистане пьют без молока и сахара, но с большим количеством сладостей.
Национальная узбекская одежда
Создаваемая веками национальная узбекская одежда свидетельствует о приспособленности народного костюма к природно-климатическим условиям, о социальной принадлежности людей, их мировоззрении и культурно-исторических связях.
Бухарский тип одежды отличался от нарядов других регионов своей пышностью, парадностью и уникальным золотым шитьем. В абровых тканях Бухары в основном преобладают три цвета: бордовый, желтый и розовый.
Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха - «куйлак», которая вначале имела длину ниже колен, а потом ее укоротили до середины бедер. Пожалуй, самой незамысловатой принадлежностью мужского костюма были штаны - «иштон». Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток. Еще один вид верхней одежды - «каба», которая одевалась на нательную рубаху и представляла собой прилегающее платье-халат, запахивающийся справа налево, образуя косой ворот с длинными - до запястья, или короткими - до локтя, рукавами. Каба могла иметь и осевой разрез спереди до подола, с мысообразным вырезом на груди и застежкой на пуговицы. Халат обычно подвязывался в поясе платком.
Со второй половины XVII в. в аристократической среде была модна небольшая чалма. Однако современный мужской костюм дополняет головной убор - кулох или тюбетейка-дуппи. В обычае носить тюбетейку свою роль сыграл ислам, который запрещал правоверным выходить из дома с непокрытой головой.
Наиболее древняя традиционная одежда женщин-узбечек - это платья - «куйлак» и шаровары - «лозим». Платья были в форме туники, длинные, до щиколоток, прямые, иногда расширяющиеся книзу. В Бухарском оазисе края ворота платьев с вертикальным вырезом обшивали тесьмой из золотого шитья кешкурта и украшали вышивкой. Рукава делали прямыми и длинными, закрывающими кисть. Среди женщин были распространены также легкие длинные распашные халаты - «румча», слегка прилегающие по талии. С давних пор в качестве верхней женской одежды употреблялся и халат «тун-чапан» того же покроя, что и мужской. Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. К началу XX в. широкое распространение получили вышитые шелком или золотой нитью тюбетейки-дуппи.
В Узбекистане паранджа была распространена далеко не повсеместно. В основном она являлась городской одеждой. В 20-е годы XX в. паранджа постепенно вышла из употребления, и лишь пожилые женщины придерживаются старинного обычая.
Национальные костюмы свидетельствуют о богатых культурных традициях узбекского народа, его обрядах, образе жизни и глубоких исторических корнях.
Искусство и ремесла
XIX век в Бухаре был ознаменован расцветом художественных ремесел - чеканки и производства ювелирных изделий, ткачества/вышивки и золотого шитья, резьбы и росписи по дереву и ганчу. Бухара становится крупнейшей школой ремесла, оказывая значительное влияние на творчество мастеров других городов и селений.
Производству ювелирных украшений в Бухаре уделялось особое внимание, что отражало тягу общества к роскоши и богатству. К числу традиционных бухарских ювелирных изделий относятся головные украшения - «тилла-кош» (венец невесты), височные подвески - «мохитилло» (бибишак) и «каджак», нагрудные украшения - «зеби-гардан» и «нози-гардан», серьги типа «барг» (лепесток), «кундалсоз», «халка» и др., браслеты, декорированные прорезной ажурной резьбой в стиле ислими, пояса для знати с крупными серебряными пряжками и др. В XVI в. на центральном рынке города ювелирам было отведено специальное место - Токи Заргарон (купол ювелиров).
Традиции народного ковроткачества Узбекистана необычайно древние. Ковры, создаваемые многочисленными мастерицами, работающими на дому, в основном в сельских местностях Узбекистана, совершенны и по технике, и по своему художественному оформлению. Народные мастерицы заботливо хранят и талантливо развивают прекрасные художественные традиции ковроткачества.
Резьба по ганчу в творчестве народных мастеров Узбекистана представлена богатейшим арсеналом орнаментальных растительно-геометрических арабесковых построений, решенных в манере плоскорельефной резьбы. Оригинальная техника цветного ганча насчитывает целый ряд приемов резьбы по двухцветной или многоцветной штукатурке.
Резьба по дереву в Узбекистане имеет обширный ассортимент изделий - от массивных потолочных балок до крошечных детских амулетов. Развитие этого искусства в прошлом связано с оформлением конструкций и деталей местного зодчества. В традиционном зодчестве XIX-XX вв. резное дерево порой являлось единственным декоративным элементом в украшении дверей, ставен, ворот, потолочных балок, колонн на крытых террасах - айван, шийпан.
Представление об искусстве вышивки Узбекистана будет неполным без его редкого вида - золотого шитья. Свой наивысший расцвет золотошвейное искусство получило в Бухаре в середине XIX в., когда в мастерских дворца эмира искусные мастера украшали роскошные одежды правителя и его свиты. Золотошвеями были, как правило, мужчины, передававшие ремесло по наследству своим сыновьям. Золотыми и серебряными нитями расшивались мужские халаты, чалмы, тюбетейки, шаровары, обувь; женские платья, халаты, головные повязки - «пешанабанд», платки, сапожки, туфли. Вышивка золотом с вкраплениями самоцветов и мелких металлических куполков - «кубба» обильно украшала предметы убранства дворцового интерьера, а также конские попоны и чепраки.