Туристический путеводитель по Венеции
Венеция - история и современность
Венеция по достоинству считается одним из самых оригинальных и прекрасных городов в мире. Её архитектура и история не имеют себе равных. Стоящая на множестве островов, связанных между собой сетью каналов, она располагает к длительной романтической прогулке. Лучше всего бродить по Венеции пешком, переходя через мосты, двигаясь по венецианским набережным-тротуарам (фондамента), идущим вдоль каналов, бродя по узким улочкам (калли), выходящим на небольшие площади (кампо), окруженные прекрасными церквями и элегантными палаццо.
Ряд островов лагуны был обжит рыбаками уже в древнеримскую эпоху, однако настоящие селения тут появились в раннем Средневековье, будучи основанные беженцами с материка, заполоненного варварами. Посёлки включились в орбиту Византии, в то время как терраферма (материк) стала лангобардской.
В IX веке, когда северные Апеннины попали под владычество франков, венецианцы сформировали собственный политический центр, основные учреждения которого разместились на островке Риальто. Главным лицом в этом мини-государстве стал выборный князь (по-латыни: дукс, по-венециански: дож), опиравшийся на местную аристократию.
Площадь Сан-Марко в Венеции, лавка ремесленника с карнавальными масками (на фото справа).
Вскоре Венеции удалось выйти из-под подчинения Византии и даже стать ей соперницей. Республика, расположенная на перекрёстке важнейших торговых путей, оказывала огромное влияние на всю средиземноморскую торговлю и вскоре превратилась в крупнейший торговый центр между Европой и Азией (об интересе венецианцев к Азии ярко свидетельствует путешествие Марко Поло).
Во время крестовых походов она получила важные торговые привилегии, занимаясь снабжением и транспортировкой армий крестоносцев. В XV-XVI веках «царица Адриатики» достигла зенита своего могущества, одолев традиционную соперницу по торговле Геную, и подчинив себе ряд торговых городов Италии. Этот же период познал расцвет искусств: здесь творили такие художники, как Карпаччо, Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе.
Открытие Нового Света и новых торговых путей отодвинуло Республику на обочину мировой истории. В 1797 году она потеряла независимость и стала австрийской вотчиной, а в 1866 году вошла в состав объединенного Итальянского королевства.
Венеция, в результате такой необычной судьбы превратилась в огромный музей из дворцов, церквей и художественных собраний. Построенная на ста островах, поддерживаемая миллионами свай и связанная четырьмя сотнями мостами, Венеция - уникальнейший в мире город, полностью стоящий на воде. Единственный вид городского транспорта здесь катера и традиционные гондолы.
Канал Сан-Маурицио, вид на Большой канал и церковь Санта-Мария-делла-Салюте (на фото справа).
С материка туристы прибывают или по железнодорожному мосту, ведущему к современному вокзалу, или по шоссе моста Свободы (Ponte della Liberta), построенного в 1933 году. Железнодорожный мост был поставлен много ранее, в 1846 году, и для того времени стал чудом техники - одних лишь свай было забито 75 тысяч! Вокзал, появившейся в 1954 году и носящий название Санта-Лючия (по церкви XVI века), удобный отправной пункт, ибо стоит прямо на Большом канале, напротив причала речных трамваев-вапоретто. Эти вапоретто, первые из которых венецианцы закупили во Франции в 1881 году, также стали одной из визитных карточек города, не такими романтичными, как гондола, но несомненно более экономичными и практичными.
Так как город не может противостоять наводнениям, ощущение непрочности ассоциируется с Венецией многие столетия. Вас сопровождает мысль, что, стоит только отвернуться, как вся хрупкая, вибрирующая слава острова рухнет и растворится в море как мираж. Однако для путешественников этот прекрасный город в самом деле представляется невероятным миражом. Часы, проведенные у старых картин, украшающих венецианские церкви, или в скользящей гондоле, или в блужданиях по немым переулкам, или даже среди толпы на площади святого Марка, кажутся почти нереальными.
Венеция до сих пор шумит, до сих пор что-то празднует, с её образом соединены стаи голубей, толпы иностранцев, лавки с изделиями из муранского стекла. Главным же ее содержанием остается уникальный союз камня и воды, города и моря.
Большой канал
Большой канал (Canale Grande) - это главная артерия Венеция, пересекающая своей извилистой линией городскую ткань на протяжении почти 4 км (в форме перевёрнутой буквы S) и соединяющая железнодорожный вокзал Санта-Лючия с бассейном Сан-Марко, причём этот маршрут по прямой составляет всего полтора километра. Наибольшая глубина канала - 5 м, а его средняя ширина - около 50 м. Водную гладь канала Гранде пересекают вапоретто (речные трамваи), гондолы, барки и всевозможные виды речного транспорта, а берега, его окаймляющие, со стоящими в ряд храмами и дворцами, до сих пор сохранили свой средневековый по преимуществу вид.
В самом начале канала, слева, стоит церковь дельи Скальци (Chiesa delli Scalzi), т.е. «босоногих». Рядом с нею переброшен одноименный мост, сооружённый в 1934 году. Далее, также слева, отходит канал Каннареджо (Canale di Cannaregio).
Фасад церкви дельи Скальци (на фото справа).
По продолжении пути, справа, встречается Турецкий фондако (Fondaco dei Turchi), нечто вроде «гостиного двора», служивший главной торговой базой восточных купцов и выстроенный в XIII веке в византино-венецианском стиле, с отголосками архитектуры Дворца дожей. В настоящее время тут размещён Городской музей природы (Museo Civico di Storia Naturale).
Всё так же справа, после церкви Сан-Стаэ (Chiesa di San Stae), высится Палаццо Пезаро (Palazzo Pesaro), отстроенный в XVII веке зодчим Бальдассаре Лонгена и запоминающийся своим массивным нижним ярусом с «рваным камнем» и двумя порталами. Нынче в нём Галерея Современного искусства (Galleria d'Arte Moderna) и Музей Восточного искусства (Museo d'Arte Orientale).
Золотой дворец Ка д'Оро и Дворец Пезаро на Большом канале в Венеции (на фото справа).
Далее слева нельзя не заметить прелестный особняк Ка д'Оро (Ca'd'Oro), «Золотой дворец» (зодчие Бартоломео Бон и Маттео Раверти, XV в.), с мраморным фасадом и элегантными оконными проёмами, арками и зубцами. Будучи одним из самых ярких образцов венецианской готики эпохи Кватроченто, он носит имя по золочённому декору фасада, ныне утраченному. В его интерьерах - Галерея Франкетти (произведения Беллини, Тициана, Карпаччо, Гварди и др.).
За мостом Риальто, на левом берегу канала, стоят «плечом к плечу» Палаццо Лоредан (Palazzo Loredan) и Палаццо Фарсетти (Palazzo Farsetti), средневековые здания в венециано-византийском стиле. Чуть ниже, на том же берегу, следует Палаццо Гримани (Palazzo Grimani) (арх. Санмикели, XVI в.).
Палаццо Кавалли-Франкетти и церковь Санта-Мария-делла-Салюте (на фото справа).
Далее канал делает изгиб, за которым, на сей раз на правом берегу, открывается изящный готический фасад, с тремя лоджиями, особняка Ка-Фоскари (Ca'Foscari) (XV в.). Ещё ниже, на самой излучине, поставлен Палаццо Реццонико (Palazzo Rezzonico), в настоящее время - Музей венецианского Сеттеченто (то есть XVIII века). Напротив него - Палаццо Грасси (Palazzo Grassi), где проводятся выставки международного уровня.
Изгиб канала заканчивается у Моста Академии (Ponte dell'Accademia), переброшенного через воды канала в 1930 году. Его деревянная структура скрывает внутренний металлический каркас. Ансамбль справа отведён залам Галереи Академии (Gallerie dell'Accademia). Ка-Гранде (Ca'Grande) («Великий дворец»), иначе - Палаццо Корнер (Palazzo Corner), представляет собою классическую постройку Якопо Татти по прозвищу Сансовино. Внушительный облик дворца стал причиной его прозвания. Сооруженный в 1535 году для Якопо Корнера, в эпоху Ломбардо-венецианского королевства он служил штаб-квартирой австрийцев, в настоящее время тут - Префектура.
Дворец Корнер или Ка-Гранде, мост Понте Риальто и табернакль с Девой Марией (на фото справа).
Правый берег заканчивается монументальной церковью Мадонны делла Салюте (Chiesa di S.Maria della Salute) и Таможенной стрелкой (Punta della Dogana), где вплоть до XV века выгружались прибывшие морем товары. Слева распахивается просторная пристань Сан-Марко.
Мост Риальто
Мост Риальто (Ponte di Rialto) - вне сомнения, самый красивый и известный из тех трёх мостов, что переброшены через канал Гранде. Первоначальная его конструкция была деревянной, и, как свидетельствует одна венецианская ведута Карпаччо из Галереи Академии, имела подвижную центральную часть, разводимую при проходе через канал крупных барок.
В этом месте канал сужается, и его ширина составляет всего 28 м. В XVI веке городские власти, решившие перестроить мост в камне, объявили конкурс на лучший проект, в котором участвовали Микеланджело, Сансовино, Палладио и другие корифеи. Победил проект Антонио Да Понте, завершившего в 1592 году порученное ему дело. Высота моста в его центральной части - 7,5 м, для его опоры в берега вбито 12 тысяч свай.
На мосту испокон веков расположены 24 живописных лавки, разделенных в центре двумя арками. Благодаря чудесной панораме, открывающейся с Понте ди Риальто, тут постоянно толпятся туристы, фотографы, художники.
Церковь Санта-Мария-делла-Салюте
Строительство храма Санта-Мария-делла-Салюте (Chiesa di S.Maria della Salute) в честь Девы Марии «исцелительницы» было объявлено Сенатом Венецианской республики в 1630 году, после окончания очередной эпидемии чумы. Работы, порученные архитектору Лонгена, шли долго и трудно из-за оседания почвы и фундамента.
Причудливые завитки вокруг главного барабана в самом деле были замышлены Лонгеной как средство стабилизации. Главный фасад величественного храма, увенчанного двумя куполами, выходит на Большой канал.
Внутренний просторный зал, восьмигранной конфигурации, обрамлен рядом колонн. В его боковых приделах помещены картины Тициана, Морлайтера, Луки Джордано. В главном, необыкновенно пышном, алтаре икона Богородицы византийского происхождения, обрамленная прихотливой скульптурной композицией. За алтарем - бронзовый пасхальный канделябр XVI века. В Большой сакристии хранятся выдающиеся произведения искусства: «Св.Марк на престоле со Святыми» Тициана, византийская мозаика Божия Матерь с Иисусом-младенцем (XII в.), три холста Тициана на плафоне и «Брак в Кане Галилейской» Тинторетто на правой стене.
Пьяцетта Сан-Марко и Библиотека Марчиана (на фото справа).
Пьяццета Сан-Марко
Пьяцетта (Piazzetta) соединяет набережную Большого канала с площадью Св.Марка. Вплоть до XVI века тут шумел сельскохозяйственный рынок, а также приводились в исполнение смертные приговоры.
На Пьяцетте высится две монолитные колонны из красного гранита. На одной водружена статуя Св.Феодора (Тодаро, согласно венецианскому выговору), одного из первоначальных Небесных покровителей города, на другой - старинное изваяние Льва Св.Марка.
Слева, если повернуться спиной к воде, высится фасад Библиотеки Марчиана (Biblioteca Marciana) (то есть Марка), иначе Сансовианской библиотеки, возведённой в середине XVI века Якопо Сансовино для размещения огромного книжного собрания, подаренного Венеции кардиналом-греком Виссарионом. В составе греческой делегации, кардинал, будучи ещё православным епископом, участвовал в объединительном Флорентийском соборе. Фасад дворца содержит характерную для Венеции композицию: портик, поставленный на лоджию. В настоящее время здесь расположены Национальная библиотека Марчиана (Biblioteca Nazionale Marciana) и богатейший Археологический музей (Museo Archeologico), с греческой и римской скульптурой.
Площадь Сан-Марко
Некогда площадь Сан-Марко (Piazza San Marco) представляла собою луг с ручьём, где стояли две церкви: Сан-Теодоро и Сан-Джеминиано. Последующее развитие города превратило её в центр религиозной и гражданской жизни, и, более того, в одну из самых прекрасных площадей мира, в салон под открытым небом, всегда оживлённый возгласами туристов, воркованием голубей, звуками камерных оркестров, характерным шумом прославленных кафетериев.
Ансамбль площади Сан-Марко - Кампанилла и собор Святого Марка, фасад Старой Прокуратуры (на фото справа).
Ее пространство ограничено зданиями Старой и Новой Прокуратуры, Наполеоновым флигелем (начало XIX в.), и стоящей напротив него базиликой Св.Марка. Вымостка площади белыми полосами произведена в XVIII веке. Старая Прокуратура (Procuratore Vecchio) (также, как и Новая, она предназначалась для прокуроров Св.Марка) возведена на рубеже XV-XVI веков, а Новая Прокуратура (Procuratore Nuovo), где сейчас находится Городской музей Коррер (Museo Correr), начата в конце XVI века зодчим Скамоцци и закончена к 1640 году Лонгеной.
Завершают неповторимый ансамбль пьяццы Колокольня (Campanile), у подножия которой примостилась Лоджетта (Loggietta) (арх. Сансовино), с тремя элегантными арками, и Часовая башня (Torre dell' Orologio) - два её «мавра» бьют в колокол положенное время. Доминанта площади, вне сомнения, прихотливый силуэт собора Св.Марка, про который художник Михаил Врубель сказал: «родная как есть Византия».
Часовая башня и Лоджия Сансовино на площади Сан-Марко в Венеции (на фото справа).
Базилика Сан-Марко
В 828 году в Венецию из Александрии Египетской были перенесены мощи Евангелиста Марка. Это обстоятельство подвигло горожан на возведение храма, соответствовавшего столь чтимой святыне, а также выражавшего богатство порта в лагуне. Так, преимущественно в XI-XV веках, на центральной городской площади появился грандиозный собор Сан-Марко (Basilica di San Marco), отразивший стили разных эпох и стран. Здесь и золото Византии, и готические шпили, и мусульманского вида купола, и романские аркады. Подобная эклектика символизировала космополитизм «царицы Адриатики».
Главный фасад развивается по горизонтали и образован из двух ярусов. Нижний состоит из пяти порталов, разделённых романскими колонками и барельефами, с мозаичными тимпанами (переделаны в эпоху барокко, за исключением первого слева, 1270 года, дающего представление о первоначальном убранстве базилики). Верхний ярус также украшен барочными мозаиками XVII века, а также пышной скульптурой, изваянной представителями семейства Далле Мазенье на рубеже XIV-XV веков.
Мозаика «Снятие с Креста», арка центрального портала собора Святого Марка в Венеции (на фото справа).
На верхней террасе доминирует знаменитая квадрига, четыре коня из позолоченной меди, перевезённые из Константинополя во время Четвёртого крестового похода в 1204 году венецианским дожем Энрико Дандоло. Сейчас тут установлена копия. Оригинал, предположительно, греческой работы IV века до Р.Х., экспонируется в Музее базилики. Отметим, что во время этого похода Венеция, хитроумно воспользовавшись транспортными затруднениями крестоносцев и переориентировала их удар. Вместо освобождения Гроба Господня от неверных в Иерусалиме они двинулись на вполне христианский Царьград. На правом фланге базилики, примыкающем ко Дворцу дожей, установлена скульптурная группа из порфира, так называемые Тетрархи (сирийская работа IV века).
Мозаики «Христос во Славе» и «Страшный Суд» на центральном портале собора Сан-Марко (на фото слева).
Внутренний интерьер собора Святого Марка в Венеции (на фото справа).
Центральный портал ведёт внутрь атриума (притвора), своды которого выложены красивыми мозаиками. Среди них выделяются «Эпизоды из Книги Бытия» (XIII-XIV вв.). Интерьер базилики имеет план в форме греческого (равноконечного) креста, в каждой ветви креста по три нефа. Пол и стены храма выложены мозаиками, посвященными Земной жизни Иисуса и Апостола Марка. Среди них особенно выделяются золотофонные, в византийском стиле, но выложенные венецианскими умельцами в ХII-ХIII веках. Самые ранние мозаики, что сохранились между оконными проёмами в апсиде, относятся к концу X века, в то время как большинство других мозаик появились значительно позднее: на входной стене в XVI веке, по картонам Тинторетто, а в конхе, с образом величественного Христа также в XVI веке.
Купол Сотворения Мира, Главный алтарь, чудотворная икона Богоматерь Никопейская (на фото справа).
Пресбитерий отделён от церковного зала алтарной преградой, с 14-ю статуями Святых, изваянных в XIII веке мастерами из семейства Далле Мазенье. По сторонам преграды двойные амвоны (XIV в.), здесь же кафедра с реликвиями. В главном алтаре почивают мощи Апостола Марка. Тут же выставлен Золотой алтарный образ (Раla d'Oro), шедевр ювелирного искусства, исполненный из золота, драгоценных камней и эмали в X-XIV веках. В его центральной части - Христос с Евангелистами, в других панно - Апостолы, Дева Мария, Пророки. На правой стене левого трансепта водружена чтимая икона Божией Матери Никопейской (Победоносной), увезенная крестоносцами из Византии в 1204 году.
Капелла Святого Исидора, Купола Баптистерия и подземная Крипта собора Сан-Марко (на фото справа).
В этой части интерьера можно осмотреть капеллу Мадонны-дей-Масколи и капеллу Св.Исидора, украшенные превосходными мозаиками. Из той же правой части трансепта можно выйти в сокровищницу (Tesoro), где наибольший интерес представляют произведения византийских мастеров, добытые во время Четвёртого крестового похода.
Из правого нефа маршрут ведёт в Баптистерий XIV века, с крестильной купелью, сооруженной Сансовино и украшенной мозаиками и мрамором, а из атриума - в интересный Музей собора и к террасе с квадригой.
Морские приливы в Венеции
Венеция знаменита тем, что стоит на целом архипелаге островов. Спустя нескольких веков после вынужденного прибытия в лагуну поселенцев море стало играть главную роль в их жизни, став фундаментом экономического и политического могущества. Однако фундаментом крайне не надёжным, ибо море и его приливы представляли и угрозу для горожан.
До сих пор в памяти венецианцев живы последствия разрушительного паводка 1966 года, когда на несколько дней Венеция была буквально парализована. Приливы, которые тут называют «высокой водой» (acqua alta), стали настолько привычны, что горожане научились им противостоять, не устраивая драму из этих явных нарушений нормальной жизни.
Неожиданный морской прилив резко меняет облик «жемчужины Адриатики»: воды, доходящие иногда до полуметра над уровнем мостовой, покрывают периферию площади Сан-Марко, подступая к самой базилике. Иногда тут можно увидеть гондолу, проплывающую по пьяцце и даже под портиками. Муниципальные власти всегда держат наготове деревянные мостки, позволяющие жителям города и туристам продолжать свои маршруты, несмотря на плещущее кругом море.
Дворец дожей
Без преувеличения можно сказать, что венецианский Дворец дожей (Palazzo Ducale) - одно из самых известных архитектурных произведений в мире. Необычайно лёгкое и грандиозное, оно навсегда запоминается своим необычным нижним арочным этажом, характерным балконом в центре бело-розового фасада и ажурной верхней лоджией.
История строения началась в IX веке, когда на берегу лагуны появилась первая резиденция её правителей. Над украшением дворца трудились, на конкурсной основе, самые маститые архитекторы разных эпох (Далле Мазенье, Риццо, Да Понте), а в XVI веке он приобрел современные черты. В его интерьерах сохранились, почти неизменными, старинные залы, мебель и убранство.
Балконы на фасадах соорудили мастера из семейства Далле Мазенье, со стороны моря (1404), и ученики Сансовино, со стороны Пьяцетты (1536). Особую роль играл центральный балкон палаццо, куда выходили дожи во время символического обручения с морем.
За живописной Порта делла Карта, сооруженной семейством Бон (1442), открывается двор с двумя бронзовыми колодцами (XVI в.). Слева расположен портик Фоскари. В прилегающем дворике Сенаторов выделяется лестница Гигантов, спроектированная Антонио Риццо (XV в.) и получившая своё название по двум огромным статуям Марса и Нептуна, изваянным Сансовино. На верхней площадке лестницы во времена Тишайшей Республики короновали вновь избранных дожей, в присутствии сановников и народа. Тут же принимали послов и высоких гостей.
На втором этаже расположена анфилада парадных залов, декорированных преимущественно в XVI веке картинами ведущих венецианских маэстро. Следует обратить особое внимание на залы Пинакотеки, некогда бывшие приватными апартаментами дожей, где выставлены «Лев Св.Марка» Карпаччо, «Пьета» Джованни Беллини и несколько произведений загадочного Иеронима Босха.
Раннехристианский барельеф с грифонами, ворота Порта делла Карта (на фото справа).
На третьем этаже выделяются Зал с четырьмя дверями (Sala delle Quattro Porte), с фресками Тинторетто и большим холстом Тициана. Отсюда можно пройти в наводившую на всех горожан страх Магистратуру, что занималась «госбезопасностью», а также в Зал компаса (Sala della Bussola), названный так по двери-турникету, где ожидали приговоры обвиняемые в преступлениях против государства, и в Оружейную палату (Sala d'Armi), уникальность военного собрания которой обязана не только редкостью отдельных образцов парадного и турнирного вооружения XVI-XVI веков, но и её утилитарным предназначением. Тут хранилось оружие для обороны дворца в случае внезапного нападения внешнего или внутреннего врага. Палата была устроена в XIV веке в помещениях, прежде служивших темницами, и теперь тут можно осмотреть: шпаги, пики, аркебузы, арбалеты, доспехи Генриха IV, короля Франции, два комплекта доспехов, принадлежавших герцогам Сфорца, двадцатиствольную аркебузу, бронзовый бюст Франческо Морозини, изваянный Пароди.
Лестница Гигантов, интерьер Зала Сената Дворца Дожей (на фото справа).
Лестница Цензоров ведёт на второй этаж, к Залу Большого совета, где проходили заседания магистратуры «максима», высшего органа исполнительной власти. Зал, длиной 54, широтой 25 и высотою 15,4 м был разрушен пожаром в 1577 году, но затем возобновлён Антонио да Понте и украшен сюжетами, выработанными флорентийским эрудитом Джироламо де Барди и венецианским историком Ф.Сансовино и прославляющими лагунную республику. Над трибуной Зала водружена огромная картина Тинторетто «Рай», а на плафоне - «Триумф Венеции» Паоло Веронезе.
Золотая лестница, интерьер Зала Коллегиума во Дворце Дожей (на фото слева).
Интерьер Зала Трех глав Дворца Дожей в Венеции (на фото справа).
Театрального вида Зал Скрутинио (подсчета голосов), овальной формы, также пострадал во время пожара 1577 года и был восстановлен Антонио да Понте, занимавшимся общей реконструкцией, и Джироламо де Барди, придумавшим сюжеты для стен и плафона на тему морской славы Венеции. В глубине зала - Триумфальная арка, сооружённая в 1694 году А.Тирали в честь венецианского адмирала Морозини, грозы турок.
Мост вздохов и набережная Скьявони
Мост вздохов (Ponte dei Sospiri), соединяющий Дворец дожей со зданием Новой тюрьмы (XVI в.), сооружен в XVII в. Антонио Контино в ярком барочном стиле. Вздохи в данном случае являются вздохами не любви, а отчаяния, издаваемыми осужденными на смерть, последний раз видевшими Венецию из высоких окошек перехода. Впрочем, сия романтическая легенда, как и название моста, была придумана английскими туристами в XIX веке.
Мост Вздохов, капитель «Опьянение Ноя» на углу Дворца Дожей, вход в Новую тюрьму (на фото справа).
За другим мостом, Понте делла Палья, начинается протяженная набережная Рива дельи Скьявони (Riva delli Schiavoni), напоминающая о том, что здесь разгружались корабли из Скьявонии, современной Далмации. Это самый популярный венецианский променад с шикарными кафе и магазинами, идущий вдоль всего бассейна Сан-Марко до Садов Замка (Giardini di Castello), где раз в два года проходят Венецианские Бьеннале современного искусства.
Набережная дельи Скьявони в Венеции (на фото справа).
Галерея Академии
В 1750 году в Венеции была основана Академия художников и скульпторов, с маэстро Пьяццеттой во главе, которого спустя шесть лет сменил Тьеполо. Академия, первоначально размещавшаяся в Садах Сан-Марко, дала художественное образование многим корифеям искусства, в том числе - Антонио Канове. В конце XVIII века Академия переехала в здание упразднённого монастыря Милосердия (Convento della Carita), стоящего на Большом канале.
Со временем к образовательным функциям Академии присоединились музейные, ибо в её недрах сформировалась внушительная Галерея Академии (Gallerie dell' Accademia), а точнее - две галереи: гипсовой скульптуры и живописи. В настоящее время это художественное собрание является одним из важнейших в Италии.
«Гроза» Джорджоне, «Портрет знатного человека» Лоренцо Лотто (на фото справа).
В первом большом зале экспонируются произведения венецианского Треченто (то есть XIV века): полиптих «Коронование Девы Марии» Паоло Венециано, «Мистический брак» и полиптих «Благовещение» Лоренцо Венециано, «Мадонна Милосердия» и «Коронование Девы Марии в Раю» Якобелло дель Фьоре, а также образцы Кватроченто, в первую очередь картина Антонио Виварини «Мадонна с Младенцем».
Во втором зале выставлены работы Чима да Конельяно «Священное собеседование» и «Мадонна с апельсином», а также Марко Базаити «Призвание сыновей Зеведеевых». В третьем зале - «Священное собеседование» Себастьяно дель Пьомбо, в четвертом - «Св.Георгий» Мантеньи и «Св.Иероним с молящимся» Пьеро делла Франческа, в пятом - «Пьета», «Мадонна дельи Альберелли», «Аллегории» Джованни Беллини, и знаменитая и таинственная «Гроза», шедевр Джорджоне. В шестом зале - картины Тинторетто, Бордоне и Тициана, в седьмом - «Портрет знатного человека» Лоренцо Лотто, в восьмом - картины Пальмы Старшего, в десятом - грандиозный холст «Пир» в доме Леви Паоло Веронезе, одна из самых известных работ этого мастера, а также цикл «Чудеса Св.Марка» Тинторетто.
«Пир в доме Ливия» Паоло Веронезе (на фото слева и справа).
«Посланники при дворе Бретани» Витторе Карпаччо, «Крестный ход» Джентиле Беллини (на фото справа).
Следующие залы Галереи посвящены опять-таки Тинторетто и Веронезе, а также Тьеполо, венецианским мастерам XVI века и пейзажистам XVIII века. В шестнадцатом зале - четыре больших холста на мифологические сюжеты кисти Тьеполо. В семнадцатом зале - ведуты (то есть городские пейзажи) Гварди, Беллотто и Каналетто, портреты пастелью Розальбы Каррьеры, картины Пьетро Лонги - «Прорицатель», «Урок танца», «Продавец специй». В восемнадцатом зале - три скульптуры Кановы, в двадцатом - цикл огромных холстов эпохи Кватроченто, посвященным Чудесам от реликвии Креста, среди которых обращают на себя внимание «Чудесное исцеление одержимого» Карпаччо и «Процессия на площади Св.Марка» Джентиле Беллини. В двадцать первом зале - изумительный цикл «Житие Св.Урсулы» Карпаччо, в том числе «Встреча Св.Урсулы с Эреем», «Погребение Св.Урсулы» и «Прибытие посланников».
Далее следует зал, посвященный художникам-кватрочентистам, и зал, некогда бывший странноприимицей Братства Милосердия. В последнем помещении обращает на себя внимание резной золоченный плафон, а также «Введение Девы Марии во Храм», грандиозная композиция Тициана (1538).
Остров Сан-Джорджо
Напротив набережной Сан-Марко расположен остров Сан-Джорджо (Isola di San Giorgio), с ясным и хорошо запоминающимся силуэтом большой церкви Св.Георгия (San Giorgio Maggiore). Фасад храма, спроектированного в 1565 году Палладио, повторяет «гигантский орден», применённый этим зодчим во множестве своих построек - четыре высокие колонны с коринфскими капителями несут огромный тимпан (здесь он увенчан статуей Спасителя и двух ангелов).
Просторный интерьер церкви интересен рядом картин Тинторетто «Тайная Вечеря» и «Обретение манны» в алтарной части, «Снятие с креста» в Капелле мёртвых, и холстом «Св.Георгий, поражающий дракона» Карпаччо.
В бывших братских корпусах Георгиевской обители сейчас размещен Фонд Чини, всемирно известное учреждение, занимающиеся разного рода культурными мероприятиями. На средства этого Фонда, в частности, реставрирован ансамбль Сан-Джорджо.
Фасад церкви Сан-Джорджио-Маджоре, конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони (на фото справа).
Церковь Санти-Джованни-э-Паоло
Дзаниполо - так сокращают венецианцы название храма Санти-Джованни-э-Паоло (Basilica SS. Giovanni e Paolo), то есть Святых Иоанна и Павла. Храм стоит на одноимённой площади, Сан-Дзаниполо, в одном из центральных городских кварталов Кастелло.
Огромная готическая церковь была начата ещё в 1246 году, однако вплоть до середины XV века её фасад оставался незаконченным, пока за него не принялся мастер Бартоломео Бон, соорудивший ренессансный портал (колокольню так и не возвели). Хороша апсидальная часть храма, относящаяся к XIV веку.
В грандиозном церковном зале нашли упокоение многие выдающиеся венецианцы: тут можно увидеть внушительные надгробия таких персон, как адмирал Марк-Антонио Брагадин (правый неф, XVI век), дож Томмазо Мочениго (левый неф, тосканская школа XV века), дож Пьетро Мочениго (надгробие резца Пьетро Ломбардо у входной стены, XV век).
Среди выдающихся произведений искусства, украшающих церковь - полиптих со «Св.Винченцо (Викентием) Феррери» кисти Джованни Беллини (второй алтарь справа), «Милостыня Св.Антония» Лотто (в правой ветви трансепта) и прекрасная капелла Розария, с картинами Веронезе. На площади, справа от церкви, высится памятник кондотьеру республики Бартоломео Коллеони, шедевр Верроккио.
Фасад церкви Санта-Мария-Глориоза-дей-Фрари, «Вознесение Девы Марии» Тициана (на фото справа).
Церковь Санта-Мария-дей-Фрари
Храм Санта-Мария-дей-Фрари (Chiesa di S.Maria dei Frari), стоящий на одноимённой площади, но называемый также Санта-Мария-Ассунта, принадлежит к самым выдающимся церковным постройкам Венеции. Под его сводами, как и в Сан-Дзаниполо, упокоились многие видные деятели Тишайшей Республики.
Храмостроительство начали в середине XIII века отцы-францисканцы, по чертежам, вероятно, Николы Пизано. В 1338 году церковь расширил и перестроил Шипионе Бон, а её окончательное освящение приходится на 1443 год. Строгий фасад в смешанном романо-готическом стиле разделён пилястрами и увенчан пинаклями. Над центральным порталом водружена статуя Воскресшего Христа работы Алессандро Витториа и две другие статуи, приписанные семейству Бон. Романская колокольня, сооруженная в конце XIV века, по своей высоте уступает лишь звоннице Сан-Марко.
Трёхнефный интерьер, с планом в форме латинского креста и с 12-колонными рядами, прост и благороден, как и подобает францисканской постройке. Среди могил именитых людей, погребенных здесь, упомянем надгробие Тициана (в правом нефе), сооруженное в XIX веке на месте, где, по преданию, похоронили художника, памятник Канове (в левом нефе), спроектированный самим маэстро, и памятник дожу Никколо Трону (в апсиде), работы Антонио Риццо (XV в.).
Санта-Мария-дей-Фрари знаменита своими шедеврами. Среди них прославленный алтарный образ «Ассунта» (Успение Девы Марии), исполненный Тицианом в 1518 году, «Мадонна Ка-Пезаро», того же Тициана, в левом нефе (1526), алтарный образ Миланской капеллы со Святителем Амвросием Медиоланским и Святыми Альвизе Виварини и Марко Базаити и триптих Джованни Беллини «Мадонна на троне со Святыми», в сакристии. Двигаясь вдоль левой стороны церкви, можно пройти на кампо (площадь) Сан-Рокко.
Площадь Сан-Рокко и Скуола Сан-Рокко
На кампо Сан-Рокко, имеющем треугольную конфигурацию, стоит здание Большого братства Св.Роха (Scuola Grande di San Rocco), возведение которого было принято по обету в 1515 году после окончания ужасной эпидемии чумы (Св.Рох считается покровителем зачумленных).
В настоящее время это учреждение известно, в первую очередь, серией великолепных работ Якопо Тинторетто, украсившего в 1563-1588 годах странноприимницу (Albergaria) Братства. Мастеру поручили этот ответственный заказ после его победы на конкурсе, где, среди прочих, участвовали Паоло Веронезе и Цуккари.
Зал странноприимницы (Sala dell Albergo) находится на втором этаже. На его золочённом резном плафоне красуется картина «Св.Рох в славе», принесшая Тинторетто заказ на все работы. На стенах зала эпизоды земной жизни Иисуса Христа, с грандиозным «Распятием».
Фасад и интерьер церкви Святого Роха в Венеции (на фото справа).
В Большом зале (Salone Maggiore), рядом с одной дверью - «Автопортрет» Тинторетто, когда ему было 66 лет. На панно плафона - 21 картина того же художника с Ветхозаветными сюжетами. В алтарной части представлено произведение Тициана «Благовещение». На стенах этого зала также представлены эпизоды «Земной жизни Спасителя».
В Зале Канцелярии - прекрасная картина «Се Человек» (Ессе Homo), возможно, кисти Тициана. Отсюда следует спуститься в грандиозный Зал нижнего этажа (Salone Terreno), разделённый на две части коринфскими колоннами и декорированный тем же Тинторетто.
Церковь Сан-Рокко (Chiesa di San Rocco), возведённая первоначально в ренессансных формах, перестроена в XVIII веке в стиле барокко зодчим Скальфаротто, а композиция её фасада навеяна чертами фасада самой Школы (Братства). И в этой церкви - различные произведения Тинторетто: «Благовещение» справа от органа, «Св.Рох, представляемый Папе Римскому» слева от органа, «Св.Рох в пустыне» в первом алтаре справа. На стенах пресбитерия размещены холсты с эпизодами из Жития Св.Роха, а в главном алтаре, в раке, почивают мощи Святого.
Венецианское Лидо
Остров Лидо (Lido), знаменитый своими отличными пляжами и роскошными гостиницами, можно считать светско-курортным филиалом Венеции, с которой он связан линией речных трамваев.
В XIX веке остров посещали многие художники и поэты, среди последних назовём Шелли и Байрона. Здесь скончался хореограф Сергей Дягилев. Кроме него, на кладбище Сан-Микеле покоятся Стравинский и Бродский. Томас Манн прославил томную ностальгию Лидо в своей повести «Смерть в Венеции», эта слава возросла после одноимённого фильма Лукино Висконти.
Самый популярный променад на Лидо - аллея Виале Санта-Мария-Элизабетта, с её шикарными магазинами. Однако наибольшую известность Лидо получил благодаря Международному кинофестивалю, проходящему во Дворце кино (Palazzo del Cinema) каждую осень, начиная с 1932 года.
Остров Мурано
Пять островков, которые формируют Мурано (Murano), называвшийся в древности Амураниумом, послужили убежищем для коренного населения материка, бежавшего от нашествия гуннов. Со временем жители Мурано, овладев навыками морской торговли, достигли определенного благосостояния, а к X-XI векам архипелаг стал одним из самых важных политических и коммерческих центров в лагуне. В тот же период зародилось стекольное производство, расцветшее к XIII веку и в итоге прославившее это место на весь мир.
Каналы острова Мурано, апсида церкви Девы Марии и св.Доната на Мурано (на фото справа).
Поездка на Мурано не может обойтись без прогулки вдоль Ангельского канала (Canale degli Angeli) и набережной Стеклодувов (Rio dei Vetrai). На канале Сан-Донато расположен Музей стекольного искусства (Museo dell Arte Vetraria), где можно ознакомиться с такими прекрасными образцами традиционного муранского искусства, как чаша Баровьер (XV в.), а также с продукцией зарубежных мастеров.
Поблизости - церковь Девы Марии и Св.Донато (XII в.) в равеннском стиле, с высокой колокольней и богато декорированной апсидальной частью. В её интерьере - мозаичный настил, фрески и ряд картин. На уже упомянутой набережной дей Ветрай стоит другая интересная церковь Сан-Пьетро-Мартире (во имя Св.Петра-мученика, XV в.), с произведениями Тинторетто, Джованни Беллини и Веронезе.
Остров Бурано
Бурано (Burano) в древности Бурианум, иначе Бореанум, представляет собой маленький архипелаг из четырех островков, где сейчас живут всего несколько тысяч обитателей, преимущественно рыбаков. История Бурано началась в V-VI веке, когда тут поселились беженцы с материка, спасавшиеся от орд Аттилы.
Его современная известность создана местными кружевницами, в течении веков от матери к дочери передающих секреты мастерства. Однако Бурано известно не только своими изысканными кружевами, но и рядом достопримечательностей.
Главная улица острова, наименованная в честь самого видного уроженца Бурано, музыканта XVIII века Бальдассарре Галлуппи, прозванного Буранелло, выводит к центральной площади, где высится церковь Сан-Мартино (XVI в.).
Рядом с ней - накренившаяся колокольня (XVIII в.). Здесь же - ораторий Санта-Барбара, хранящий в интерьере важные произведения искусства: огромное Распятие Джован-Баттиста Тьеполо (ок.1725 г.); алтарный образ «Св.Марк со Святыми» Джироламо да Сантакроче, холсты Джованни Мансуэти (конец XVI в.).
На этой же главной площади - Палаццо Подеста (резиденция городского главы, XIX в.), занятая сейчас Школой кружев (Scuola dei Merletti), где обучают древнему мастерству, требующему терпеливости и виртуозности.
Остров Торчелло
Нынешнее тихое и безлюдное место в прошлом являлось могучим поселением, соперничавшим с самой Венецией. Торчелло (Torcello) было основано в 452 году беженцами из района Альтино, а к VII веку превратилось в важную епископскую метрополию. Поселение пришло в упадок из-за успеха соседней Венеции, а также из-за не прекращавшихся эпидемий малярии. В результате весь ансамбль поселений исчез, за исключением воистину великолепных зданий на бывшей главной городской площади.
Собор Успения Божией Матери (Basilica S.Maria Assunta), основан в VII веке, а в XI веке переделан в равеннском стиле. Рядом с ним высится величественная колокольня, также XI века. На входной стене собора - знаменитая мозаика Страшный Суд (XII в.), явно византийских истоков. В конхе апсиды - другая прекрасная мозаика Божия Матерь с Младенцем (XIII в.). В состав убранства входят и иные мозаики, а также саркофаги и скульптурные рельефы.
Собор Вознесения Девы Марии, церковь св.Фоски, фрагменты Палаццо Совета на Торчелло (на фото справа).
Рядом с собором - другой храм Санта-Фоска (Chiesa di Santa Fosca), здание центрально-купольной композиции, появившееся в X-XI веках. Его опоясывает портик, а интерьер, с планом в форме греческого креста, впечатляет своей архитектонической выразительностью. Перед Санта-Фоска, на той же площадке, стоит так называемый карегон, старинное мраморное кресло, которое народная молва титулует «троном Аттилы».
В ансамбль Торчелло входят также два других древних здания, Палаццо Архива и Палаццо Совета, в настоящее время предоставляющие свои стены Музею устья (Museo dell' Estuario), где собраны археологические находки, обретенные в разных местах венецианской лагуны.