Путеводитель Центральный Хурул в Элисте
Золотая обитель Будды Шакъямуни - Бурхн Багшин Алтн Сюме
Золотая обитель Будды Шакьямуни - главный храм (Центральный хурул) в Республике Калмыкия, титульное население которой исповедует буддизм. Он находится в Элисте, столице республики. Этот всенародно почитаемый буддийский храм в Калмыкии является крупнейшим в России и Европе. Имя храму дано Его Святейшеством Далай-ламой XIV, который освятил место его строительства во время пастырского визита в республику в 2004 году.
В Центральном хуруле установлена девятиметровая статуя Будды, его стены украшают прекрасные росписи и танки, в нем хранятся священные тексты и реликвии. Сотни людей ежедневно обращаются в храм за духовным наставлением и поддержкой, тысячи верующих приходят сюда в дни больших праздничных служб.
Золотая обитель Будды Шакьямуни - буддийский центр мирового значения. Здесь дают Учение высокие наставники, проводятся всероссийские и международные конференции и семинары буддологов. Сюда приезжает много паломников и туристов из разных стран.
История калмыков и буддизма в Калмыкии
Калмыки - единственный народ в Европе, традиционно исповедующий буддизм. Их предки ойраты - представители западной ветви монгольских народов - впервые познакомились с этой религией в XIII веке, будучи в составе Монгольской империи. В конце XVI -XVII веке буддизм получил широкое распространение среди ойратов. В этот же период часть из них откочевала на запад, в пределы России, и стала называться калмыками. В Поволжье образовалось Калмыцкое ханство. В 1640 году буддизм был объявлен государственной религией ойратов и калмыков.
Буддизм глубоко повлиял на менталитет, образ жизни, культуру кочевого народа. Он принес свет высокой философии, многосторонние знания, отточенное вековыми канонами искусство - достижения древних индийской и тибетской культур.
Необходимость в переводе на родной язык буддийских трактатов с санскрита и тибетского языка способствовала появлению собственной письменности. В 1648 году выдающийся ойратский просветитель и проповедник буддизма Зая-пандита Намкай-джамцо создал на основе старомонгольского алфавита новый - адаптированный к особенностям ойратской речи. На письменности, которую ученый назвал тодо бичиг («ясное письмо»), развивалась религиозная и светская литература.
Хурулы - так калмыки с начала XIX века называют и буддийские монастыри, и храмы - были центрами просвещения и культуры, духовенство - образованной частью общества. При хурулах имелись начальные школы, в которых мальчиков - сургалин кёвюд - обучали молитвам, чтению и письму на калмыцком, монгольском и тибетском языках, игре на ритуальных музыкальных инструментах. Не все ученики хурульных школ становились монахами, многие возвращались в семью, - таким образом повышался образовательный уровень населения. Те, кто избирал стезю священнослужителя, продолжали обучение в высших духовных академиях Тибета и Монголии. В конце XIX - начале XX века в Калмыцкой степи были открыты высшие конфессиональные заведения Чёёря, из стен которых выходили знатоки буддийской философии, астрологи - зурхачи, врачеватели - эмчи.
Благодаря строительству стационарных храмов - сюме - кочевники приобрели опыт зодчества. Хотя большей частью службы проводились в кочевых молельных кибитках, уже в первой половине XVII века ойраты возводили в долине Иртыша монументальные монастыри-крепости. Один из них - Дархан Цорджин кит, или Семь Палат, - дал название городу Семипалатинску (новое название города - Семей - также происходит от калмыцкого слова сюме). В калмыцких степях деревянные и каменные сюме стали появляться в местах зимних кочевий с конца XVIII века. В начале XX века в Калмыкии было более ста кочевых и стационарных храмов.
При хурулах работали мастерские, в которых из глины, дерева или металла изготовляли скульптурные изображения бурханов - персонажей буддийского пантеона. Хурульные живописцы - зурачи - выполняли настенные росписи и писали танки - иконы на ткани. Многие предметы культа, имеющие высокую художественную ценность, а также буддийские канонические тексты привозились из других стран.
Этические принципы буддизма укрепили устои народной морали, а культивируемые буддизмом миролюбие, сдержанность, созерцательность, философское отношение к жизни стали чертами национального характера. Проживая в России, калмыки постоянно поддерживали контакты с удаленным от них буддийским миром. Сохранение буддийской веры как символа национальной самобытности считалось условием самого существования народа.
Атеизация населения в СССР, репрессии против духовенства в полной мере сказались на буддийских общинах Калмыкии. Все хурулы на территории республики были уничтожены. Верующие отправляли культ тайно, что было особенно трудно в годы депортации калмыцкого народа в Сибирь. Но, несмотря на гонения, искоренить в народе традиционную веру не удалось. Люди продолжали обращаться к негласно принимавшим священнослужителям, исполнять обряды, а главное - они придерживались тех высоких нравственных норм, которые были сформированы буддизмом в предыдущих поколениях.
Калмыки, эмигрировавшие в Европу и США, основали там хурулы, действующие и поныне. Истинно стремящиеся к буддийским знаниям талантливые молодые монахи уходили в Тибет. Так поступил в юности геше Вангьял, известный религиозный деятель и ученый, который много способствовал распространению буддизма в США. В 1958 году он открыл в Вашингтоне центр обучения буддийской философии Лабсум Шедруб Линг. Сохранение веры во многом помогло народу перенести испытания, выпавшие на его долю в XX веке.
Возрождение буддизма в Калмыкии
Возрождение буддизма в Калмыкии началось со второй половины 1980-х годов. После долгого периода забвения и утрат люди вновь обратились к духовным ценностям своей религии. В Элисте и районах республики регистрировались общины верующих, открывались молельные дома.
Огромное воодушевление у калмыцкого народа вызвали визиты в республику Его Святейшества Далай-ламы XIV в 1991, 1992 и 2004 годах. Встречи с живым воплощением бодхисаттвы сострадания, его молитвы и проповеди породили горячий отклик в сердцах людей, способствовали укреплению веры и пробуждению национального самосознания.
В составе делегации Его Святейшества в 1991 году впервые посетил родину предков молодой монах, калмык, родившийся в США, Тэло Тулку Ринпоче (в миру Эрдни Басан Омбадыков). Он обучался в тибетском монастыре Дрепунг Гоманг и был признан реинкарнацией индийского святого Тилопы. В 1992 году Тэло Тулку Ринпоче был избран Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии. Возглавив тогда же Объединение буддистов Калмыкии, он до сегодняшнего дня направляет их деятельность по развитию духовных традиций калмыцкого народа.
В начале 1990-х годов на территории республики не было ни одного буддийского храма. Первым стало небольшое летнее сюме, возведенное ко второму визиту Его Святейшества Далай-ламы XIV в 1992 году. Через четыре года состоялось открытие монументального Сякюсн-сюме - первого храма монастыря «Геден Шеддуп Чой Корлинг» (в переводе с тибетского «Обитель просвещенных монахов»). С тех пор по настоящее время в республике построены десятки храмов и множество ступ.
Калмыцким архитекторам, строителям, художникам пришлось в короткий срок осваивать каноны буддийского зодчества, искусство настенной росписи, танкописи, скульптуры. Во многом им помогали тибетские мастера.
В новые хурулы в дар от жителей республики, а также от многих буддийских центров мира поступали священные тексты и реликвии. Желающие получить конфессиональное образование направлялись на обучение в тибетские монастыри Индии, откуда, в свою очередь, приехали для работы в Калмыкии образованные ламы.
В республике открывались религиозные центры, которые вели большую просветительскую работу, устанавливали связи с буддистами всех школ и направлений, прежде всего - с центром буддизма Махаяны в Дхарамсале. Калмыкию посещали высокие буддийские иерархи, даровавшие Учение.
Все эти усилия, а также огромное воодушевление, которое испытывал калмыцкий народ, вновь открывая для себя глубину и богатство своей традиционной религии, дали удивительные плоды - тысячи людей получили желанные знания о буддизме, многие обрели истинную веру. Свет Учения Будды вновь проник в жизнь людей, озаряя их души и сердца.
Центральный Хурул республики Калмыкия
Самый большой и красивый храм Калмыкии был построен удивительно быстро. В декабре 2004 года Далай-лама XIV освятил место его строительства, в марте 2005 года Его Святейшеству был представлен проект, который он одобрил, внеся свои предложения, а в декабре того же года при огромном стечении народа состоялось открытие храма. Затем еще несколько лет велись работы по оформлению интерьера, обустройству территории.
Возведение Золотой обители Будды Шакьямуни - результат напряженного, исполненного энтузиазма труда архитекторов, инженеров, строителей, талантливых калмыцких и тибетских художников и скульпторов и, конечно, монахов, которые начитывали тысячи мантр и закладывали священные тексты в ступы, молитвенные барабаны и статуи. Многие жители республики жертвовали средства на строительство храма.
Торжественное открытие Центрального хурула 27 декабря 2005 года было приурочено к празднованию Зул - Дня рождения и ухода в нирвану великого учителя Цзонкапы и наступления нового года по калмыцкому календарю.
Воздвигнутый на семиметровом насыпном холме, храм высотой 56 метров как бы парит над городом. Двери в хурул, как и ворота в его ограде, расположены с четырех сторон света, поэтому здание имеет четыре одинаковых фасада, украшенных символами буддийского Учения. Вдоль лестниц, ведущих к южному, восточному и западному входам, протянулись каскады фонтанов.
Согласно пожеланию Его Святейшества Далай-ламы XIV вокруг храма установлены статуи 17 пандит - великих учителей буддизма из индийского монастыря Наланда. Их труды и по сей день имеют, по мнению Его Святейшества, колоссальное значение для развития буддизма.
На площади перед главным, южным, входом стоит скульптура Белого Старца, традиционно почитаемого калмыками как покровителя местности, хранителя жизни и благоденствия. Территория хурула обнесена ажурной оградой со 108 ступами. По окружности храма расположены 108 молитвенных барабанов.
По мощеной дорожке можно совершить обход храма - «путь накопления добродетели и почитания», - оказывая почтение Учению, Учителям и святыням.
В молельном зале храма находится величественная статуя Будды Шакьямуни - самая большая в Европе, ее высота достигает девяти метров. Будда изображен в падма-асане: касанием правой руки призывая землю в свидетельницы своего Просветления, и с патрой, чашей для сбора подаяний, в левой руке. Согласно буддийской традиции, внутрь статуи заложены тысячи свитков с мантрами, а также драгоценности, благовония, злаки и растения. Статуя покрыта сусальным золотом, что символизирует совершенство Будды, достигшего Просветления.
В алтарной части храма стоит львиный трон Далай-ламы XIV, искусно выполненный из дерева и покрытый ажурной резьбой. Здесь же в стеклянной пагоде находится одна из главных реликвий хурула - полное монашеское одеяние Его Святейшества.
Стены молельного зала покрыты богатой росписью. Минеральными красками и золотом на фресках изображены Будда и 16 архатов, Авалокитешвара, Зеленая Тара, Белая Тара, Защитники Учения, Чже Цзон-капа, а на южной стене - все четырнадцать Далай-лам.
Колонны, достигающие третьего уровня храма, расписаны каноническими узорами, священными мантрами на калмыцком и тибетском языках. На третьем этаже находятся большие танки: «Путь освоения безмятежности ума» (Шаматха) и «Древо Прибежища Цогшин».
Образовательный и культурный буддийский центр, библиотека и музей
Золотая обитель Будды Шакьямуни - главный в Калмыкии, известный в России и мире образовательный и культурный буддийский центр. Таким его пожелал видеть Далай-лама XIV, который полагает, что в современном мире буддизм - не только религия, но и философия, наука, многомерный культурный комплекс. Пожелание Его Святейшества исполняется: образовательные и просветительские проекты приоритетны в деятельности храма.
В Центральном хуруле регулярно проводятся учения, семинары, лекции для всех желающих. Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и приглашенные высокие Учителя даруют наставления по Дхарме и комментарии к каноническим текстам. Для молодежи - старшеклассников, студентов высших и средних учебных заведений - здесь читаются лекции и проводятся беседы по основам буддийской философии, на темы нравственности. Оказывается помощь школьным учителям, которые ведут курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
Хурулом организуются групповые поездки на Учения Его Святейшества Далай-ламы XIV, а для тех, кто не смог присутствовать на них, - прямая видеотрансляция.
В храме находится публичная буддийская библиотека, доступ в которую имеют не только монахи, но и миряне. Обширный фонд литературы включает редчайшие издания, классические сочинения и книжные новинки, что позволяет читателям получить самые разнообразные и глубокие знания о буддизме. Его Святейшество Далай-лама XIV подарил библиотеке собрание канонических текстов «Ганджур» и «Данджур».
При библиотеке открыт литературно-просветительский клуб «Манджушри», где проходят тематические встречи, дискуссии с участием монахов, ученых, представителей творческой интеллигенции, молодежи. Здесь также проводятся презентации новых книг и видеофильмов.
В храме Золотая обитель Будды Шакьямуни работает музей истории буддизма. Его постоянная экспозиция знакомит с историей распространения мировой религии в Калмыкии. Здесь можно увидеть ценнейшие образцы буддийского искусства из разных стран - Тибета, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Непала. Неизменный интерес посетителей вызывает богатая коллекция масок Цам, подаренная музею монахами монастыря Гьюдмед.
Религиозная деятельность и буддийские обряды
Двери храма Золотая обитель Будды Шакьямуни открыты для всех, и каждый вошедший может приобщиться к буддийской практике, обрести духовную гармонию и поддержку.
Здесь ежедневно проводятся молебны о благополучии и процветании всех живых существ, а по пятницам - поминальные молебны. По особым дням мацг проходят службы, посвященные Зеленой Таре, Будде Медицины, Защитникам Дхармы.
Монахи хурула проводят обряды очищения местности, устранения препятствий, продления жизни и другие, ведут индивидуальный прием мирян, которые обращаются за благословением, советом и помощью в разных жизненных ситуациях.
В центре тибетской медицины людям помогают избавиться от недугов.
В храме возводятся мандалы, устраиваются выставки священных реликвий, созерцать которые приходят тысячи жителей Калмыкии и паломников со всех концов света. Приглашенные высокие учителя даруют Учение, благословения буддийских божеств, проводят важные обряды.
Центральный хурул - место проведения основных торжеств, посвященных буддийским праздникам, таким как День рождения, Просветления и ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни, День рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV, Первый Поворот Колеса Учения, Нисхождение Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех божеств, и многим другим.
Ежегодно здесь совершаются большие тантрические ритуалы, исполненные глубокого смысла и имеющие древнюю традицию. Это Торгьяк - ритуал устранения препятствий, Янгдуб - ритуал призывания удачи и благополучия, Танграк Кангсо - ритуал призывания Защитников.
При посредстве хурула буддисты Калмыкии совершают паломничества в Индию, посещая святые места, связанные с жизнью и Просветлением Будды Шакьямуни. Центральный хурул в своей деятельности возрождает и развивает классические буддийские традиции.
Центр традиционной калмыкской культуры и языка
Центральный хурул Калмыкии всемерно содействует возрождению и развитию культурных традиций калмыцкого народа, сохранению языка и национальных обычаев.
В дни народных праздников Зул, Цаган cap, Урюс cap, а также в День национальной письменности «тодо бичиг» в хуруле проводятся большие молебны, важные обряды, на храмовой площади проходят выступления артистов и угощение верующих.
Центральный хурул выступает инициатором и организатором конкурсов на знание родного языка, истории и обычаев калмыцкого народа среди дошкольников и школьников республики. Совместно с Республиканским центром детского творчества открыта студия традиционного буддийского искусства, в которой старшеклассники знакомятся с канонами танкописи.
В издательской деятельности хурула большое внимание уделяется подготовке и опубликованию буддийских сочинений в переводе на калмыцкий язык. В храме для всех желающих проводятся регулярные бесплатные курсы по изучению калмыцкого языка.
Центр межрелигиозного общения и благотворительная деятельность
Золотая обитель Будды Шакьямуни - современный буддийский центр, деятельность которого строится на открытости и диалоге: с другими религиями, наукой, разными культурными традициями.
В стенах главного буддийского храма республики встречаются представители разных конфессий. Здесь проходят Межрелигиозные советы с участием Шаджин-ламы Калмыкии, глав Элистинской и Калмыцкой епархии Русской православной церкви, Духовного управления мусульман Калмыкии. Их совместные усилия направлены на консолидацию общества, развитие толерантности, гармонизацию межэтнических отношений, укрепление нравственных ценностей.
В Центральном хуруле проходят конференции и форумы, посвященные вопросам взаимодействия буддизма с современной наукой и культурой. Известные философы, буддологи, историки и монахи обсуждали эти актуальные проблемы на Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи «Философия в диалоге культур» (2009 г.), международном форуме «Буддизм: философия ненасилия и сострадания» (2011 г.), международной конференции «Тибет глазами русских путешественников» (2014 г.) и других. Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, сотрудники хурула регулярно принимают участие в российских и международных буддийских форумах и научных симпозиумах.
В своей благотворительной деятельности Центральный хурул взаимодействует с международными гуманитарными организациями. Плодотворно развивается сотрудничество с инициативным фондом «Степ Форвард» (США). Представители фонда дважды приезжали в республику в рамках совместного проекта Объединения буддистов Калмыкии и Фонда Его Святейшества Далай-ламы XIV по лечению и профилактике туберкулеза. Американские врачи передали республиканскому противотуберкулезному диспансеру новейший медицинский диагностический аппарат ПЦР - анализатор GeneXpert. В 2013 году они приняли участие в работе Международной конференции фтизиатров в г.Элисте совместно с коллегами из Министерства здравоохранения и социального развития РК, фтизиатрической службы республики, Центрального НИИ туберкулеза РФ.
По приглашению Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче республику неоднократно посещал Барри Керзин - буддийский монах, доктор медицины, личный врач Его Святейшества Далай-ламы XIV. В каждый свой визит он встречался с медицинскими работниками, преподавателями и студентами вузов и колледжей республики. Лекции ученого о тибетской медицине, трансперсональной психологии, тонких уровнях сознания и пользе медитации для здоровья человека подарили бесценные знания практикующим врачам, а также будущим медикам, психологам, биологам.
Культурно-просветительская деятельность
Золотая обитель Будды Шакьямуни - храм, в котором устраиваются интереснейшие художественные и фотовыставки, показы документальных и художественных фильмов. Выражение идей мира, гармонии и нравственности посредством разных видов искусства находит здесь отклик и поддержку.
По инициативе и при содействии Центрального хурула в 2007 году в Калмыкии с благотворительным концертом выступили Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», а в 2009 году был организован уникальный этно-рок-фестиваль «Океан сострадания», в котором приняли участие известные исполнители этнической музыки из России, Монголии, Тибета.
Благодаря открытому при хуруле киноклубу «Дхарма без границ» жители и гости республики знакомятся с лучшими картинами мирового буддийского кинематографа.
В выставочном зале и музее истории буддизма хурула регулярно организуются выставки калмыцких, российских и зарубежных художников и фотомастеров. Особый интерес вызвали выставка «Ускользающий мир» - международный мультимедийный проект, объединивший 88 известных художников из 30 стран мира, экспозиции работ народного художника России Гари Рокчинского, известного танкописца Николая Дудко, коллекция старинных гравюр и буддийской скульптуры «Опора на Пути».