Путеводитель по городу Элиста
Элиста - столица Республики Калмыкия
Элиста - столица Республики Калмыкия, входящей в Южный федеральный округ России. Поселение Элиста появилось в 1865 году. Административным центром Калмыкии оно стало в 1927 году, а статус города получило в 1930-м. Сейчас в Элисте проживает 108 тыс. человек, а в республике около 289 тыс. человек.
Основными административными изменениями в истории Калмыкии были: упразднение Калмыцкого ханства в 1771 году с включением всех улусов в Российскую империю, образование Калмыцкой автономной области в 1920г. и её преобразование в автономную советскую социалистическую республику в 1935-м, ликвидация автономии в 1943г. с депортацией населения, восстановление Калмыцкой АССР в 1957-м, учреждение Республики Калмыкия в 1992г. (самоназвание Хальмг Тангч).
Элст по-калмыцки «песчаный». Словарь географических наименований допускает произношение названия Элиста с ударением и на И, и на А: ЭлИста и ЭлистА.
Когда уже на первый разворот
Заходит лайнер, медленно снижаясь,
К стеклу прижавшись, смотришь, поражаясь,
По-детски приоткрыв наивно рот.
Внизу, как лотос сказочный, чиста,
Не из земли - из чаши изумруда,
Возник цветок - невиданное чудо -
Моя, родная сердцу, Элиста.
(Давид Кугультинов)
История города Элиста
Историю города Элисты можно разделить на четыре периода. Первый, когда сюда были переведены все административные учреждения Калмыцкой автономной области (Калмобласти) из Астрахани. В этот период времени (с 1927 по 1941 год) у Элисты появилась полноценная городская инфраструктура: водопровод, электроснабжение, аэродром, административные и культурно-бытовые объекты. Отдельные объекты строились методом «народной стройки», как, например, шоссейная дорога Элиста-Дивное.
Второй период - печальная страница истории всего калмыцкого народа. Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские войска беспрепятственно заняли Элисту и большую часть республики. С 12 августа 1942 года по 1 января 1943-го Элиста находилась под немецко-фашистской оккупационной властью. Спустя год после освобождения республики сталинский режим по надуманным обвинениям выслал в Сибирь весь калмыцкий народ от мала до велика. После депортации калмыков, город в 1944-57 годах назывался Степным и был центром Степновского района Ставропольского края. Всё это время он стоял в руинах.
Третий период истории начался в 1957 году, после реабилитации калмыцкого народа и его возвращения на Родину. В 1960-1980 гг. годах Элиста бурно развивалась как в промышленном, так и культурном отношении. Были открыты: железная дорога Дивное-Элиста, аэропорт, Калмыцкий государственный университет, Национальная библиотека имени Амур-Санана, калмыцкий и русский театры. Генеральный план застройки города разрабатывался московским институтом Гипрогор.
И четвёртый, современный период исторического развития Элисты - период духовного возрождения начался в 1988 году, после разрешения регистрации буддийских общин - фактической свободы вероисповедания. С начала 1990-х годов открываются буддийские школы, издаются книги и переводы на новокалмыцкий язык, строятся храмы и монастыри.
История калмыков
Калмыки, как народ, происходят от ойратского, западно-монгольского союза племён. Калмыцкий язык относится к монгольской группе языков. Письменность была раньше на основе монгольского алфавита, сейчас на основе русского.
В начале XVII века все ойраты откочевали в Нижнее Поволжье и степи Прикаспия, присягнув на верность Московскому царю (Василию IV Шуйскому). Произошло это событие в 1609 году и скоро будет отмечаться 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. В результате переселения ойраты приобрели своё новое название «хальмг» или «халимаг» (монг. «отделившиеся»), позже трансформированное в «калмык». Современная малозаселенная Калмыкия мало похожа на то, что было здесь в XVII-XVIII столетиях. Калмыцкое ханство было многолюдным, в степях по обе стороны Нижней Волги кочевали сотни тысяч кибиток. В 1666г. здесь побывал турецкий путешественник Эвлия Челеби. Удивлённый увиденным, он писал: «Ещё двадцать лет назад этого народа, калмыков, вовсе и не было в степи... Мы встречались с падишахом по имени Тайша, его сын Мончак-шах. У них обоих имеются сотни тысяч жилищ, разбросанных по кочевым аулам. У отца и сына по двести тысяч воинов, которые с семьями кочуют и разбивают стойбища по степи Хейхат. ...Все - отважный народ богатырей. Никогда не бегут от смерти, так как верят в перевоплощение».
Калмыки, став подданными России, несли воинскую повинность. Впервые калмыцкая конница была привлечена под русские знамёна в походе против Крымского ханства в 1658 году. Во всех последующих походах на Крым калмыки принимали участие. За успешные военные действия в этих походах Аюке-хану разрешено было образовать Калмыцкое ханство в составе Русского государства. В годы смуты 1667-1670 годов Степану Разину удалось привлечь на свою сторону часть калмыков «из улусных людей». Аюка-хан, наоборот, послал 25-тысячное войско «по государеву указу» на Астрахань. Правда, воевать им не пришлось - к этому времени восстание стало затихать.
В русско-турецкой войне 1677-1681 гг. пятитысячная калмыцкая конница воевала за крепость Чигирин. В 1696 году Аюка послал 3000 воинов для участия в Азовском походе. Пётр I, отмечая храбрость калмыцких ратных людей при взятии Азова приказал выдать «Аюкаю и иным тайшам и улусным их людям» из приказа Казённого дворца «десять портищ объярей разных цветов, мерою по 5 аршин». В 1697 году царь Пётр возложил на хана Аюку обязанности по охране русских границ за Яиком.
Воины-калмыки участвовали в подавлении Астраханского и Булавинского восстаний в 1705-1709 годах и в Северной войне. По преданию, после битвы под Полтавой Пётр I специальным указом распорядился клич «Виват!» заменить на калмыцкое «Ура!»
Привлечённые к Персидскому походу Петра I калмыцкие ханы в 1722-23 годах выставили объединённое войско и, дойдя до Тарков, были направлены на запад, против горско-мусульманского войска. Битва, состоявшаяся в районе Кавказских Минеральных Вод, оставила о себе память названием города Ессентуки. В калмыцких народных преданиях говорится о «Девяти знамёнах» калмыцкого войска - так переводится название города.
В январе 1771 года в судьбе калмыцкого народа наступил перелом. Ханы решили оставить русские земли и уйти обратно в Джунгарию, считая что их всё больше притесняют: ограничивают кочевую свободу, основывают на их землях немецкие колонии и казачьи станицы. Откочёвка стала неожиданностью для правительства. 24 января Государственный Совет в присутствии Екатерины II рассмотрел донесения об уходе калмыков и решил «употребить всё старание о их к Волге возвращении». Но посланные правительством войска не догнали караван, вернувшись из-за недостатка продовольствия и фуража.
В Китай откочевала большая часть калмыков. Согласно калмыцким летописям, ушли торгоуты и хошеуты. Их многомесячный переход на восток стал величайшей трагедией в истории калмыков: по пути от болезней, голода и нападений казахов погибло около 100 тысяч человек. Решение о переселении было заведомо ошибочным, ведь Джунгарское ханство ещё в 1755-58 годах было разгромлено Цинской империей, а его население почти полностью уничтожено: от 600 тысяч человек населения осталось в живых 30-40 тысяч бежавших в Россию. Китайский император расселил новых переселенцев по разным районам бывшего Джунгарского ханства (на северо-западе Китая), при этом полностью лишив власти калмыцких ханов.
Оставшиеся калмыки-дербеты приписаны к Астраханской губернии (13 тысяч семей). Крещёные калмыки, жившие на Дону, приняты в казачье сословие. Калмыцкое ханство в России было упразднено, но автономия по сути сохранялась. Правительство Екатерины II узаконило деление калмыцких земель на улусы - так назывались районы Калмыкии до 1930 года. Улусы делились на аймаки, которые включали в себя несколько сот хозяйств. В свою очередь, аймаки состояли из арванов - десяток. Исключением из этого правила были отдельные аймаки, которые делились на анги - уделы или общины. Анги также состояли из арванов (сам термин арван (десять), вероятно, восходит к названию самого мелкого воинского подразделения монгольских войск эпохи Чингизидов. Арван комплектовался из представителей семей близких родственников).
В 1771 году степи Прикаспия обезлюдели, и астраханские калмыки, ввиду своей немногочисленности, стали готовиться к отражению агрессии со стороны мусульманских народов Кавказа, прежде всего ногайцев. В Москву были отправлены послы с просьбой о защите. Так в 1770-е годы впервые упоминается местечко Элиста с родниками, где с помощью тульских оружейников калмыки изготовляли оружие. В 1853 году на этом месте Лесным департаментом Министерства государственных имуществ была учреждена Элистинская лесная дача. Дом лесника стал первым домом будущей столицы Калмыки и, а в 1865 году в составе Черноярского уезда Астраханской губернии было зарегистрировано село Элиста.
Буддизм в Калмыкии
Буддизм возник в Индии в 5 столетии до н.э. и распространен в Юго-Восточной Азии, Китае, Монголии, Корее, Японии. В 1661 году калмыцкий хан Пунцук, присягая московскому царству, целовал образ Будды и книгу буддийских молитв. Таким образом, калмыки стали первым в России народом с древнейшей мировой религией - буддизмом. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России - в Калмыцком ханстве, а также в Забайкалье, которое вместе с русскими заселялось буддистами-бурятами. В дальнейшем отношение правительства к буддизму оставалось самым тёплым. В конце XVIII века верховному ламе Калмыкии установили ежегодное жалование, кроме того, из казны выдавались единовременные пособия. В калмыцких хурулах проводились моления по случаю вступления на престол российских самодержцев.
Калмыки прибыли в Россию с передвижными буддийскими храмами-хурулами, приспособленными к кочевому образу жизни. Устраивались они в кибитках и легко перемещались с места на место. Хурулов было немного - к XVIII веку их насчитывалось всего 14, к 1917 году достигло 92-х. Некоторые из хурулов превращались в монастырские комплексы, населённые ламским монашеством трёх степеней: манджи (ученики-послушники), гецул и гэлюнг.
Калмыцкое духовенство училось в тибетских монастырях, а в XIX столетии в Калмыкии были созданы местные высшие духовные школы цаннит чооре. Крупнейшим хурулом и буддийским университетом до революции был Тюменевский хурул, построенный в 1814-17 годах в Александровском улусе (ныне Наримановский район Астраханской области) в честь героического участия калмыков в Отечественной войне 1812 года. В его архитектуре присутствовали элементы русского классицизма, выраженные в колоннадах. Строились в Калмыкии и отдельные мелкие культовые постройки: цацы (часовни) и субурганы (мемориальные сооружения для хранения священных реликвий). Частично сохранился один из старинных субурганов в местечке Аран Булукблиз села Уманцево Сарпинского района. Ламаистские монастыри становились зимними ставками местных феодалов и постепенно обрастали поселениями торговцев и ремесленников, превращаясь в населённые пункты. В декабре 1943-го, после депортации калмыцкого народа все храмы разрушили. В 1956 калмыкам разрешили вернуться, однако буддийские общины были запрещены до 1988 года.
Далай-лама - «океан-учитель», первосвященник церкви, почитается среди буддистов c XV века. После смерти очередного Далай-ламы, учитель перерождается человеческим образом и отыскивается тибетскими монахами среди 2-4-летних мальчиков. Ныне здравствует Далай-лама XIV, которому дали имя Тензин Гьяцо («Океан-учитель» по тибетски). Осенью 2004г. он посещал Элисту и провёл церемонию освящения нового буддийского святилища - Геден Шеддуп Чойкорлинг. После церемонии Далай-лама совершил обряд устной передачи знания.
В декабре 2006 года Далай-лама XIV награждён высшим орденом Республики Калмыкия - Орденом Белого лотоса. Награду доставил в его резиденцию в Дхарамсале Президент РК Кирсан Илюмжинов верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
Буддийские храмы-хурул, пагоды и ступы в Элисте
Буддийский храм Сякюсн-сюме хурульного комплекса Геден Шеддуп Чойкорлинг построен в 1996 году. Место под строительство хурула освящено Далай-ламой XIV в 1991 году, во время первого посещения Калмыкии. Он же дал название хурулу, которое переводится как «Святая обитель теории и практики школы Гелуг». Храм построен по проекту архитектора В.Гиляндикова в традиционном восточном стиле. Верхняя часть здания сделана в виде двухъярусной пагоды. Нижняя часть типична для тибетских монастырей.
У входа в храм традиционные барабаны кюрде с текстами молитв. Их вращают по часовой стрелке при входе и при выходе. Фронтон над входом украшен скульптурой Дхармачакры (Колеса Учения), по бокам которой две лани, слушательницы первой проповеди Будды. В молельном зале, в алтаре установлена статуя Будды Шакьямуни высотой 3,5 м (ск. В.Васькин), покрытая сусальным золотом. В левой руке Будды чаша-патра, правая рука опущена. Волосы, собранные в пучок «ушниша», удлинённые мочки ушей, третий глаз «урна» в виде драгоценного камня свойственны облику Просветлённого. На втором этаже находятся библиотека и музей буддизма в «Зале собраний». Ещё выше, в двухъярусной пагоде, предназначенной для утренних ритуалов размещены комнаты для медитации и залы.
Кроме главного храма, на территории хурула (его площадь 49 га) есть домик для лам и субурган-ступа с прахом калмыцкого священнослужителя Санджи-ламы.
В 2005 году тибетские монахи привезли в Элисту подарок Далай-ламы - барабан молитв «кюрде», изготовленный в индийском монастыре Гьюмед. Барабан установлен в семиярусной пагоде Семи дней на главной площади Элисты. Внутрь его вложены десятки миллионов буддийских молитв (мантр) общим весом в 800 кг. Вращение кюрде это своего рода моление с благими пожеланиями всем живущим. Несмотря на вес, его может легко вращать даже ребёнок. Кстати, детям здесь интересно и подругой причине: пагоду окружают несколько небольших фонтанов с мостиками.
Главный на сегодня буддийский религиозный комплекс Калмыкии построен в центре Элисты, на месте завода железобетонных изделий. Он был открыт в декабре 2005 года, на национальный праздник Зул - калмыцкий Новый год. Название новому хурулу придумал сам Далай-лама: «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Главный храм Гол-сюме высотой 51 метр расположен на семиметровом возвышении, так, что его видно из разных уголков города. Это самый большой буддийский храм в Европе и России. Здесь установлена крупнейшая в России 9-метровая статуя Будды. Она была отлита в Волгодонске Ростовской области и покрыта золотом мастерами-скульпторами из Непала.
Здание имеет семь уровней. На первом этаже конференц-зал на 460 мест и библиотека с читальным залом, на втором - молельный зал на полторы тысячи мест, на третьем - выставочный зал и отдельные комнаты, на четвертом - комнаты для монахов, на пятом - резиденция Далай-ламы XIV, шестой этаж технический, на седьмом - помещения для специальных обрядов и ритрит-центр. Вокруг храма расположены статуи 17 великих пандитов древности, каждый из которых внёс огромный вклад в развитие буддийского учения. Перед центральным входом установлена скульптура Белого старца. Для паломников построена гостиница, работает кафе.
Ступа Просветления (Монлам Тамчед Друпа «Исполнитель всех молитв») построена в 1998 году по проекту известного буддийского архитектора Войтека Коссовски и символизирует, как и все ступы, просветлённый ум Будды. Ступы-субурганы строят для энергетического равновесия местности, покоя и благоденствия.
Каждая деталь символична: квадратное основание это земля, круглое - Бумба - стихия воды, золотые кольца это огонь, зонт-корона - воздух, а капля на луне и солнце обозначают эфир, из которого возникла жизнь. Строительство Ступы включает в себя много буддийских ритуалов, поэтому для их выполнения в Калмыкию приезжали ламы из Непала и Индии, а также мастер тибетской живописи. Благотворное действие Ступы «включается» сразу после её освящения. Это событие произошло 28 июля 1999 года. Церемонию открытия и освящения провёл глава буддистов Непала Лопен Цечу Ринпоче. Присутствовало около 2500 местных жителей и 500 приезжих верующих из России и Украины. Ступа получила буддийское название Монлам Тамчед Друпа «Исполнитель всех молитв».
Внутри субургана хранятся священные буддийские реликвии, тексты мантр-молитв. Стены расписаны изображениями будд и разных божеств. В центре установлен барабан с 50 миллионами мантр. Рядом со Ступой построен домик Махакалы, главного защитника буддийской школы Карма Кагью (аналог в индуизме - бог Шива). Махакала обычно изображается с гневным лицом, с холодным оружием в руках, ногами он топчет демонов. Статуя высотой больше метра отлита из металла, расписана и заполнена мантрами.
Интерес калмыцкого народа к буддийской религии как к философскому воззрению сегодня очень велик. Для поддержки такого движения в Элисте в 1995 году был открыт филиал международного буддийского института Кармапы (Нью-Дели, Индия), единственный в России. Он готовит буддологов, переводчиков. Молодым людям, изъявившим желание изучать философию буддизма в Индии или в Бурятии, оказывается всяческое содействие со стороны государства. При помощи органов государственной власти организовываются визиты в республику высоких буддийских лам.
В 1991г. в составе делегации Далай-Ламы XIV впервые ступил на калмыцкую землю молодой монах Тэло Тулку Ринпоче. Он родился в семье калмыков-эмигрантов в США в 1972 году. В шестилетнем возрасте, после встречи с Далай-ламой, мальчик вместе с мамой отправился в далекую Индию, где 13 лет обучался буддийской философии в монастыре Дрепунг Гоманг. В 1992 году Тэло Тулку Ринпоче, в миру Эрдни Басан Омбадыков, был избран Шаджин-ламой Калмыкии. Его энергия и целеустремлённость вносят большой вклад в развитие буддизма в республике. Сейчас в России около миллиона буддистов.
Христианские храмы в Элисте
Христианство - вторая по численности религиозная конфессия в Калмыкии, причём православие распространено не только среди русских, но и среди калмыков. В XVII-XVIII вв. несколько калмыцких княжеских родов крестились в русской православной церкви, в т.ч. род Тундутовых, известный своими героями Отечественной войны 1812 года.
В 1995 году была учреждена Элистинская и Калмыцкая епархия, а в 1997-м открыт и освящён Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II Казанский кафедральный собор. Ежегодно, 4 ноября, в нём отмечается день Казанской иконы Божией Матери и годовщина учреждения епархиального управления.
Собор построен по типовому проекту московской церкви XVIII столетия в стиле позднего барокко. Подкупольная часть здания представляет собой характерный для русско-византийского церковного стиля «восьмерик на четверике». Святыни собора, икону Казанской Божией Матери и Влахернскую икону Божией Матери преподнёс в дар собору Его Святейшество Алексий II.
Крестовоздвиженская церковь в составе Казанского собора интересна двумя иконами. Это чудотворная икона Неопалимая Купина и местночтимая икона Явления Иисуса Христа молящимся, написанная в 1946 году. Церковь построена в 1897 году.
Часовня Сергия Радонежского в 7-м микрорайоне построена по благословению Алексия II. Она закладывалась в честь 2000-летия Рождества Христова и была открыта 8 мая 2005 года, в праздник 60-летия Победы. Святой Сергий Радонежский - покровитель воинов. В годы Великой Отечественной войны погибло 43 тысячи жителей Калмыкии, все они заносятся в списки на стенах часовни.
Калмыцкие праздники, обряды и образ жизни
Калмыкию можно смело назвать этнографическим музеем, и главной его ценностью является народ, который сберёг свою неповторимую культуру. Буддизм здесь мирно соседствует с элементами язычества. Обряды древнего шаманизма и даже дошаманского культа Цаган Овген (Белого Старца), хранителя жизни и всего живого, сохранились в народных праздниках. Главным и наиболее торжественным праздником всегда считался Цаган Сар («Белый Месяц», встреча весны). Об этом празднике всех монгольских народов писал знаменитый итальянский путешественник XIII века Марко Поло. Новый год по-калмыцки отмечается, как и другие праздники, по лунному календарю, он называется Зул. Праздник начала лета Урюс Сар связан с перегоном скота на летние пастбища и полон символизма, в котором скрыты простые надежды человека на лучшее будущее.
В прошлом калмыки обожествляли гору Богдо (калм. «Святая»), которая находится сейчас на территории Астраханской области. На вершине этой горы высотой 150 м была сделана каменная пирамидка для жертвоприношений Белому старцу. Каждый поднявшийся на вершину оставлял здесь монетку или какую-нибудь еду. Монетки также бросали вниз с крутого обрыва. Калмыцкие легенды о горе Богдо и предания о несметных богатствах, заключённых в ней явились причиной паломничества сюда многих кладоискателей в XVIII веке. Поклонение духам местности и Белому старцу совершалось и на других возвышенных местах - курганах, каменных кучах, разбросанных в великом множестве по степи.
Кочевая жизнь калмыка всегда была связана с домашними животными, в честь которых слагаются песни, ставятся памятники. Это крупные калмыцкие верблюды бактрианы, высокорослые калмыцкие курдючные овцы, неприхотливые собаки калмыцкой породы. Гордостью народа считается калмыцкая порода лошадей, выведенная много веков назад. Из прошлого пришла и калмыцкая корова - потомок дикого тура. Она славится своим мраморным мясом (с прослойками жира), более питательным, чем обычная говядина. В народных танцах угадывается подражание хищным птицам: в прошлом у каждого охотника был свой сокол, с которым он проводил больше времени, чем с конём.
Погода и климат в Калмыкии
Климат в районе Элисты резко континентальный, степной, с малым количеством осадков (летом 190-225 мм, зимой 100-125 мм) и высокой среднегодовой температурой +8С°. Воздух сухой, относительная влажность может понижаться до 20%. Летом восточный ветер (т.н. суховей) приносит сухой раскалённый воздух закаспийских пустынь. Зимой ветер усиливается, он может менять своё направление с восточного на западный и обратно. Весна наступает быстро. Снежный покров, не превышающий 10 см, быстро тает, и в степи зацветают тюльпаны. Лето, жаркое, продолжительное, а осень приходит с дождями, и выгоревшая степь снова оживает, покрываясь зелёными травами.
Город Шахмат Сити-Чесс в Элисте
Совсем не случайно современным символом Элисты стали шахматы. Калмыки играли в эту игру, называемую шатр, испокон веков, она упоминается в народных преданиях. Ладьёй была телега, вместо слона - верблюд, пешкой служил либо баран, либо мальчик - «кевюн» (калмыцкие владельцы могли забирать детей у подвластных ему семей, воспитывать или продавать их). Другие фигуры были классическими: конь («мерн»), король («хан»), ферзь («бэрсн»). Рокировка в игре не применялась. Академик Петр-Симон Паллас писал: «Зимою (1783/84г.- примеч. ред.) шахматы и карты составляют обычное времяпрепровождение мужчин, вынужденных в это время оставаться праздными. Многие из них в шахматах весьма искусны».
Сити-Чесс («Город Шахмат») - одна из главных достопримечательностей Элисты. Идея создания города шахмат принадлежит Кирсану Илюмжинову - Президенту Республики Калмыкия (1993-2010) и президенту ФИДЕ (с 1995). «Нью-Васюки» были построены менее чем за год, став олимпийской деревней 33-й шахматной Олимпиады 1998 года. После её проведения коттеджи шахматного городка арендовали различные московские представительства. С прекращением оффшора в республике они съехали, и теперь здесь располагаются местные офисы бюджетных организаций. Большую часть доходов приносят гостиничные номера, в которых всё больше останавливается туристов.
Проектировали Сити-Чесс архитекторы Калмыкии: С.Курнеев, Л.Амнинов и А.Босчаев. Они использовали передовые градостроительные технологии и создали одновременно и жилой, и гостиничный комплекс с двухэтажными коттеджами, шахматный и в то же время деловой центр международного уровня. Сити-Чесс является административно-территориальным образованием в границах города Элисты.
В центре комплекса находится общественный центр - Дворец Шахмат (Сити-Чесс-Холл) с оригинальной архитектурой, в которой угадываются национальные элементы: основой композиции стала своеобразная стеклянная кибитка. Во дворце есть конференц-зал, музей шахматной славы, два макета шахматного городка (современный и перспективный), а также шахматный клуб. Здесь ежегодно проводится до 50 турниров разного уровня: чемпионаты России среди мужчин и женщин, первенства ЮФО и России среди детей. Последним из значимых событий было проведение в Элисте осенью 2006 года объединительного матча за звание абсолютного чемпиона мира по шахматам между Веселином Топаловым и Владимиром Крамником. Правда, матч проходил в Доме правительства. В мае 2007 года в Элисте прошёл претендентский турнир среди компьютерных программ. Программа-победитель встречается с абсолютным чемпионом мира по шахматам.
Центральная площадь носит имя древнегреческой богини - покровительницы Каиссы. Есть даже небольшая деревянная церковь Св.Георгия Победоносца, подарена городу шахмат Еленой Батуриной, супругой бывшего мэра Москвы.
Архитектурный облик Элисты
Элементы малой архитектуры создают в городе неповторимый национальный колорит. Элисту отличает от других городов множество жёлто-красных буддийских ротонд, а также покрашенные жёлтым столбы уличных фонарей. Жёлтый цвет у калмыков означает святость и богатство. Красный - радость.
В городе наблюдается настоящий скульптурный бум. Повсюду расставлены причудливые каменные изваяния, в основном национально-исторической тематики. Периодически проводятся международные симпозиумы скульпторов. Например, в 1998 году в Сити-Чесс был устроен международный конкурс скульптур «Планета Каисса». В разных местах городка были установлены работы скульпторов из России, Грузии, Казахстана, Литвы, Болгарии, Японии.
Алтн босх (Золотые ворота). Лёгкое сооружение высотой 15 м раскрашено в традиционные калмыцкие жёлтый и красный цвета. 28 картин иллюстрируют страницы истории ойратов-калмыков и современности Калмыкии (худ. Н.Борисов). Здесь и пленение китайского императора и эпос Джангар, исход 1771 года в Китай, депортация 1943-1957 гг. Проходящий через Золотые ворота под звук колокольчиков очищается духовно и вступает на Белую дорогу добродетели. Здесь загадывается желание.
Парк культуры и отдыха «Дружба». Был открыт в 1940 году в честь 500-летия калмыцкого эпоса «Джангар». Зелёные насаждения включают в себя вековые деревья бывшей Элистинской лесной дачи, основанной в 1853 году.
Триумфальная арка на площади Ленина - ещё одни декоративные ворота, но поменьше. Построены в восточном стиле (1997, арх.Г.Гелашвили).
Беседка-ротонда с Буддой Шакьямуни - основателем религии, жившем в Индии в VI-V вв. до н.э. Имя, а точнее титул этого человека переводится как «Просветлённый из племени шакьев». Беседка открыта 6 июля 1995 года, в день 60-летия Далай-ламы XIV.
Родник «Бортха». Здесь в 1860-х годах стоял домик лесничего - первый дом будущего города. Сейчас родник не действует.
Фонтан «Мальчик и дракон» (ск. П.Тазаев) сделан по мотивам эпоса «Джангар». Уличные часы «Эрдни цаг» («Драгоценное время») установлены на площади перед гостиницей «Элиста» (1996, арх.Г.Гелашвили).
Элистинский ипподром
Элистинский ипподром. Конные выставки и скачки устраивались в Элисте ещё до революции 1917 года. Здесь были государственные конюшни для племенных жеребцов, а также для калмыцкой породы лошадей. Современный ипподром построен в 1982 году при Элистинской госконюшне.
Музеи в Элисте
Национальный музей Республики Калмыкия им.Н.Н.Пальмова. Музей состоит из 6 демонстрационных залов, площадью более 1500 кв.м. В них представлены экспонаты связанные с историей, культурой и искусством калмыцкого народа. В фондах музея хранятся более 70 тысяч единиц экспонатов. Новое современное здание музея построено в 2010 году. Филиал музея есть в центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни», в котором постоянно экспонируются выставки, посвященные буддизму. Выставочный зал национального музея есть и в Сити-Чесс. Музей имеет филиалы в городах Лагань и Городовиковске, а также в посёлке Яшкуль.
Дом-музей народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова. Во дворе усадьбы - сад скульптур современных художников.
Театры и культурные центры в Элисте
Государственный концертный зал. Бывший Дом культуры профсоюзов, построенный в 1968 году. Здесь выступают Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан» и известный за рубежом Государственный театр танца «Ойраты». Зал на 800 мест.
Культурный центр «Родина» был построен в 1939 году по проекту арх. М.Калмыкова. Здание первоначально было оформлено скульптурами на башенках и фресками на сюжеты эпоса «Джангар», выполненными по эскизам московского художника-графика Владимира Фаворского к 500-летию «Джангара». Этот юбилей торжественно отмечался в Калмыкии в сентябре 1940 года.
Колесо истории крутится: вернулся на родину изгнанный из дома калмыцкий народ, вернулись и уничтоженные фрески художника, перевоплотившись в иллюстрации к песням «Джангара». Он был издан в 1958-1960 годах на русском и калмыцком языках.
Рядом с кинотеатром в 1992 году установлен камень-памятник жертвам сталинского геноцида. Он был привезён с места захоронения репрессированных фронтовиков Калмыкии, умерших в Широклаге на строительстве Широковской ГЭС (Пермский край) в 1944-45 годах.
Калмыцкий государственный драматический театр внёс неоценимый вклад в развитие национальной драматургии и театрального искусства.
ТЮЗ «Джангар». Фасад здания украшен большим мозаичным панно на темы калмыцкого героического эпоса по иллюстрациям В.А.Фаворского (1990, ск.С.Кузнецов).
Образовательные и научные центры в Элисте
Калмыцкий государственный университет. Бывшее здание облисполкома, построенное в 1932 году, в годы интенсивного строительства Элисты. Торцевую стену дома, смотрящую на улицу Пушкина, раньше украшали крупные буквы ОИК, затем ЦИК, сейчас - национальный орнамент. Здание построено в стиле популярного в СССР в 1920-30-х годах архитектурного стиля конструктивизма. Проект разработал профессор архитектуры И.А.Голосов.
«Красная школа» - бывшая улусная школа-интернат для мальчиков (ул.Ленина, 209) построена в 1907 году по инициативе учительницы Т.Д.Юрковой и врача С.Р.Залкинда. Рядом находится здание средней школы №14, построенное в 1938 году.
Национальная библиотека имени Амур-Санана. Антон Мудрёнович Амур-Санан - организатор революционного движения в Калмыкии, писатель и публицист.
Калмыцкий народный эпос «Джангар»
Знаменитым исполнителям песен калмыцкого героического эпоса, известного во всём мире, посвящены экспозиции двух музеев в Калмыкии. Это музей джангарчи Ээлян Овла в поселке Ики-Бухус Мало-Дербетовского района и музей джангарчи Давы Шавалиева в посёлке Цаган-Усн Яшкульского района. 23 сентября 1996 года Глава РК Кирсан Илюмжинов подписал указ «О государственной поддержке изучения и освоения калмыцкого народного эпоса «Джангар». В соответствии с данным указом в Калмыкии осуществляется программа по сохранению, изучению и пропаганде калмыцкого эпоса «Джангар». В 2003г. на базе музея Ээлян Овла было проведено выездное заседание Учёного совета КИГИ РАН, посвященное 95-летию записи песен «Джангара» с уст известного джангарчи Ээлян Овла. В КИГИ РАН в 2000 году создан и успешно функционирует музей калмыцкой традиционной культуры им. Зая-Пандиты, в котором сосредоточено всё, что касается эпической культуры калмыков: разные записи и издания «Джангара», иллюстрации, портреты сказителей, эпос в живописи, музыке, литературе. В республиканском краеведческом музее хранится уникальный рукописный альбом Джангара, подаренный Элисте его автором-художником В.Бадмаевым.
Скульптурный ансамбль «Джангарчи Ээлян Овла» (1990, ск. В.Васькин, худ. С.Кузнецов, арх. С.Курнеев и Э.Лиджи-Гаряев). В центре композиции Ээлян Овла, исполняющий песни героического калмыцкого эпоса «Джангар». В 1908 году десять песен «Джангара» в его исполнении были записаны учёным Номто Очировым, а спустя два года они были изданы в Санкт-Петербурге на старописьменном калмыцком языке.
По калмыцкому поверью, «Джангар» настолько обворожителен, что может овладеть душой певца, и он забросит свое хозяйство и сделается странствующим бедняком. Поэтому джангарчи, как и на Руси юродивые, почитаются как приближённые к богу.
Памятник «Джангар» (1998, ск. А.Миронов). 10-метровый памятник эпическому богатырю из Бумбы - страны бессмертных.
Памятник «Золотой всадник» (2007, ск. Н.Можаев) посвящен герою народного эпоса «Джангар». Скульптура всадника, покрытая сусальным золотом, на территории России есть только в Элисте, отметил, открывая 1 мая архитектурную композицию, глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов.
Памятники и монументы в Элисте
Памятник Зая-Пандите (1999, ск. Р.Рокчинский). Зая-Пандита Огторгуйн Далай (1599-1662) - ойрат-калмыцкий просветитель, учёный-лама. Двадцать лет он провёл в Тибете и вернувшись на родину, в Джунгарию, стал активным пропагандистом ламаизма. В 1647 году Зая-Пандита посетил Калмыкию, а спустя год возглавил реформу по созданию нового, более простого монгольского алфавита - «Тодо бичиг» (ясное письмо). Буквы при письме как-бы нанизываются на нитку сверху вниз. Памятник-бюст учёного-просветителя Номто Очирова (2002, ск. Н. Евсеева).
Памятник «Три маленьких богатыря» (1997, ск. П.Тазаев). Юные герои эпоса «Джангар» в калмыцких боевых доспехах. Памятник установлен перед Калмыцкой национальной гимназией.
Памятник А.С.Пушкину (1999, ск. Н.Эледжиев). Александр Сергеевич проезжал через калмыцкие степи (на Дону) в 1829 году. В своём дневнике он написал: «На днях, покамест запрягали лошадей, пошёл я к калмыцким кибиткам. У кибитки паслись уродливые и косматые кони... В кибитке я нашёл целое калмыцкое семейство: котёл варился посредине, и дым выходил в верхнее отверстие. Молодая калмычка, собой очень недурная, шила, куря табак. Лицо смуглое, тёмно-румяное. Багровые губки, зубы жемчужные. Замечу, что порода калмыков начинает изменяться, и первобытные черты их лица мало-помалу исчезают. Я сел подле неё. «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» - «Десять и восемь». - «Что ты шьёшь?» - «Портка». - «Кому?» - «Себе» - «Поцелуй меня». - «Неможна, стыдно». Голос её был чрезвычайно приятен. Она подала мне свою трубку и стала завтракать со всем своим семейством. В котле варился чай с бараньим жиром и солью...»
Памятник композитору П.О.Чонкушову (2000, ск. В.Васькин). Композиция памятника состоит из бюста Петра Очировича и взметнувшейся над ним волны вдохновения. Памятник Учителю (2002, ск. В.Васькин). В памятнике запечатлена Р.Д.Шарапова - народный учитель СССР.
Скульптура Цаган Аав (Белого старца) (1998, ск. Н.Эледжиев). Мраморная скульптура языческого покровителя калмыков и покровителя всего живого на Земле. Памятник «Хонгор» («Алый лев») (1999, ск. С.Ботиев). Памятник древнему воину, пускающему из лука сразу четыре стрелы.
Скульптура верблюда (1996, ск. С.Ботиев). Верблюд - символ выносливости, мудрости, благополучия. Скульптура Кееда (1996, ск. Н.Эледжиев). Скульптура сидящего на баране лукавого старика Кееда, олицетворяющего народную мудрость и находчивость напоминает большую нэцкэ.
Памятник «Хозяин степи» (2003, ск. Р.Рокчинский). Посвящен труду калмыцких чабанов. Стела «Хозяин степи» (1997, ск. В. и Д.Джикия). Металлическая стела в виде розы ветров, над которой помещены символы луны и солнца, а также фигура орла.
Памятник Матери (2001, ск. П.Тазаев). Собирательный образ матери, ждущей своего сына-солдата. Памятник «Материнство» (2003, ск. Н.Эледжиев).
Памятник «Эхо» (1996, ск. Н.Евсеева). Крупный памятник в виде сидящего мужчины с прижатой к груди домброй. Проём в корпусе инструмента пронизывает и человека, символизируя открытость души. Сквозь него звуками домбры доносится эхо прошлых и будущих поколений. Памятник «Актер» (2002, ск. В.Васькин). Посвящен калмыцким артистам.
Скульптура «Йорял» («Благопожелание») (1998, ск. В.Васькин). Установлена в Сити-Чесс. Золотая корона шахматной фигуры помещена внутри тотемного символа ойратов.
Памятник Остапу Бендеру (1999, ск. А.Хачатурян). За спиной литературного героя, мечтавшего о Нью-Васюках, расставлены полукругом двенадцать стульев.
Памятник-бюст С.М.Кирова (1950, ск. И. Андреенко). Памятник В.И.Ленину (1970, ск. М. и О.Манизер, арх. И.Рожин). Высота памятника 9,95 м. Постамент в верхней части увенчан кольцом с национальным калмыцким орнаментом. В 2005 году памятник был передвинут сюда с площади, уступив своё место пагоде с фонтанами. Интересная деталь: фонарные столбы, стоящие вокруг памятника - чёрного цвета, а не привычно жёлтые, как во всём городе.
Военные памятники и мемориальные комплексы в Элисте
Мемориальный комплекс в честь героев гражданской и Великой Отечественной войн. Вечный огонь (1965, ск. Н.Санджиев, арх. М. и Д.Пюрвеевы). Здесь же памятная стена с именами погибших при исполнении воинского долга в Афганистане и Чечне, и обелиск жертвам фашизма (1968, ск. Н.Санджиев, арх. М. и Д.Пюрвеевы).
Аллея Героев и памятник Б.Б.Городовикову. Дивизия под командованием генерал-майора Басана Бадьминовича Городовикова во время войны первой вышла на государственную границу в Восточной Пруссии 17 августа 1944г. В 1961-1978 годах Герой Советского Союза Б.Б.Городовиков был руководителем Калмыцкой АССР.
Памятник воинам 28-й Армии, освободившим город Элисту (1968, ск. Н.Санджиев, арх. М.Пюрвеев). Комплекс памятника состоит из танка Т-34 и стелы с текстом об истории освобождения города от немецко-фашистских войск, которое началось с этого места и завершилось в новогоднюю ночь 1942-43 годов.
Памятник генералу О.И.Городовикову (1976, ск. Н.Санджиев, Л. и М.Роберман, арх. В.Нимгиров). В честь генерал-полковника, Героя Советского Союза Оки Ивановича Городовикова в 1971 году был назван город Городовиковск (бывший посёлок Башанта). Родом он был из станицы Платовской Сальского округа Войска Донского. В годы Первой мировой войны служил казаком, был награждён Георгиевским крестом. В годы Великой Отечественной войны занимался вопросами подготовки кавалерийских частей Красной Армии и непосредственно участвовал в боях, командуя крупными кавалерийскими соединениями.
Памятник-бюст В.А.Хомутникова (1995, ск. Н.Эледжиев). Василий Алексеевич Хомутников, казак станицы Денисовской Сальского округа Войска Донского. Во время Первой мировой войны служил во 2-м Донском казачьем полку, в годы гражданской войны воевал на стороне красных. В 1942-1943 гг. в звании полковника командовал 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизией. Погиб 4 февраля 1945г. во время штурма Будапешта. Пямятник-бюст партизанки Тамары Хахлыновой (1996, ск. В.Евдокимов).
Памятник жертвам депортации калмыков в Элисте
Мемориал «Исход и Возвращение» (1996, ск. Э.Неизвестный, арх. С.Курнеев). Памятник жертвам сталинских репрессий посвящен, прежде всего, печальной странице истории калмыцкого народа - насильному переселению в Сибирь в 1943-44 годах. Решение о депортации было принято 28 декабря 1943 года постановлением СНК СССР. Калмыки обвинялись в массовом противодействии Советской власти и пособничестве фашистским оккупантам. По определению самого Сталина, депортация рассматривалась как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками.
С 28 по 31 декабря было выселено около 93 тысяч человек, включая 40 тысяч детей до 16 лет. Всех свозили на железнодорожную станцию Сальск для дальнейшего этапирования. Операция «по прочёсыванию калмыцких степей», под руководством Берии продолжалась в Сталинградской и Астраханской областях до июня 1944 года. Из Ростовской области в 1944 году было выселено 2400 калмыков. С фронта отзывались солдаты и офицеры калмыцкой национальности и отправлялись в лагеря. Поиски калмыков, как и лиц других национальностей, подлежащих депортации, органами НКВД проводились по всей стране и в послевоенные годы. В первые мирные годы на спецпоселениях находилось около 3 млн. человек разных национальностей.
Надуманные обвинения были лишь поводом для переселения и соответствовали сталинской политике развития промышленности и сельского хозяйства за счет рабского труда заключённых ГУЛАГа и спецпоселенцев. В декабре 1943 года в Омской, Новосибирской областях, в Алтайском и Красноярском краях для переселенцев-калмыков еще не подготовили жильё - бараки, а от наркоматов СССР уже поступали заявки на появившуюся рабочую силу. До апреля 1946 года на чужбине умерли более 14 тысяч калмыков, в основном, в пути и в ходе устройства на жительство.
Таков был исход, а возвращение калмыков на родную землю происходило в конце 1956 года - начале 1957-го. Обустраиваться приходилось заново, т.к. всё имущество, включая дома, при выселении были конфискованы.
Памятник отлит Эрнстом Неизвестным в Нью-Йорке. Автор объединил различные образы и символы в один конгломерат истории калмыцкого народа. Плачущая над мёртвым ребёнком овечка - символ терпимости народа. Ему сострадает Авалокитешвара. Мечи и штыки - символы насилия. Табун лошадей - символ Времени. Человек, сминаемый машиной. Мужской, женский и детский следы, символы уходящей семьи. Их встречают предки, что означает реинкарнацию. Лотос с зародышем, отрезанный дьявольским мечом. Вокруг Будды - пантеон злых духов. Прорыв сквозь стену и металл - Возвращение. Кентавр - единство человека и природы. Свастика - буддийский знак вечного круговорота. Лев и змея - победители. Колесо, знак вечного движения, захватывающее птиц, рыб, слона и символ калмыцкого воинства - летящую корову. В центре вращения спит эмбрион. Огромная лошадь символизирует силу природы. Из черепа под копытами, символа прошлого, вырастают цветы настоящего и будущего.
К памятнику, установленному на большом кургане, ведёт спиралевидная Дорога скорби. В железнодорожном тупике стоит вагон-теплушка.
Достопримечательности на территории республики Калмыкия
Цветение лотоса в Лагани
В окрестностях города Лагань в августе происходит это чудо, которое стало визитной карточкой всей республики. К тому же, лотосы присутствуют на национальном флаге республики и являются буддийскими символами незапятнанной чистоты. По преданию, семена этих растений были привезены на побережье Каспийского моря буддийским монахом после многолетней учёбы в Тибете.
Лагань была основана на месте существовавших ещё с XVIII века калмыцких рыбных промыслов. Калмыки здесь из кочевников превратились в моряков-рыбаков: ставили свои кибитки не в степи, а на берегу моря, занимались не разведением скота, а ловлей рыбы. В 1870 году появился посёлок - рыбная ватага Лагань. Вместе с калмыками здесь, «в одной ватаге», работали сезонные рабочие из центральных областей России. Первая церковь поселения называлась в честь Николая Угодника - покровителя моряков. В 1944 году, после депортации калмыков, Лагань переименовали в Каспийский и включили в состав Астраханской обл. Город с 1963 года. В 1991г. снова переименован в Лагань. До сих пор одним из основных видов деятельности местного населения является рыбная ловля. По всему берегу Каспийского района расположены базы рыболовецких бригад. Первым промышленным предприятием по заготовке рыбы был Лаганский рыбный промысел рыбозаводчика Эренбетова, основанный в 1885 году. В 1935 году был открыт Лаганский рыбоконсервный завод.
Ралли-рейд Калмыкия
Ежегодная с 2000г. автогонка по степям и пескам Калмыкии является одним из этапов Чемпионата России. Бескрайние малонаселённые просторы республики отлично подходят для проведения таких гонок: машины несутся по трассе со скоростью до 170 км/ч. Ралли, проведённое 22-26 августа 2006 года, называлось «Великая Калмыкия-2006. Золотой лотос». Штаб соревнований находился в Сити-Чесс. Трасса общей протяжённостью 1500 км была проложена в окрестностях Элисты и к востоку от неё - через Адык и Лагань.
Улан Хол
По пути в Лагань шоссе пересекает железную дорогу Кизляр-Астрахань. Эта дорога длиной 356 км была построена в июле 1942 года и имела стратегическое значение в годы Великой Отечественной войны, особенно во время Сталинградской битвы. На её строительстве работали 9,5 тыс. человек, в основном, это были жители Калмыкии.
В сентябре 1942 года для захвата станции Улан Хол фашисты направили батальон мотопехоты при поддержке 10 танков. Неожиданной контратакой один кавалерийский полк 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии разбил эту механизированную колонну. На поле боя осталось до 100 трупов гитлеровцев, два подбитых танка и три сожжённых грузовых автомашины. Вторая попытка немцев захватить железную дорогу в районе станции Зензели также не увенчалась успехом.
В феврале 1943 года славный боевой путь 110-й ОККД закончился в Ростовской области. В дивизии осталось на то время 11 % калмыков и она была расформирована. Личный состав был передан на пополнение 4-го гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса.
Бэровские бугры
Вытянутые в широтном направлении бугры в Прикаспийской низменности впервые описал академик Петербургской Академии наук Карл Бэр, выдающийся учёный-естествоиспытатель, путешественник. В 1853-1857 годах Бэр руководил Каспийской экспедицией, основной задачей которой было исследование причин понижения уровня Каспийского моря. За эти годы он детально изучил географию, геологию, животный мир Каспия, видовой состав рыб, рыбные и тюленьи промыслы.
Бугры Бэра стали своеобразной геологической теоремой, решить которую пока не удалось. Для выяснения причин их образования учёные изучают состав почв, чтобы узнать какой климат был во время их образования и где проходила береговая линия Каспийского моря в древности. Бугры имеют размеры от 0,5 до 5 км в длину и 100-500 м в ширину. Часто они соединяются друг с другом через небольшие седловины и образуют гряды протяжённостью до 8-12 км. Строение бугров показывает, что в далёком прошлом они были песчаными барханами. Когда уровень Каспийского моря повысился (макс, отметка -22 м), барханы стали прибрежными островами. Они увлажнялись, омывались морской водой, покрывались растительностью. После отступления моря, к западу от дельты Волги, среди бугров образовалась система озёр - ильменей и ериков. Местное население использует бугры под бахчи.
Возвышенность Ергени
Возвышенность Ергени является продолжением Приволжской возвышенности, она начинается в районе Волгограда и тянется к югу на 350 км, до Кумо-Манычской впадины. Название возвышенности происходит от калмыцкого «эрге» («круча»). На западе она имеет пологие склоны, плавно переходящие в Сальскую степь, а на востоке круто обрывается к Прикаспийской низменности. Многочисленные речки и балки здесь разделены друг от друга мысовидными гребнями - хамурами.
Заповедник «Чёрные земли»
Заповедник «Чёрные земли», единственная в Европе антропогенная пустыня, является объектом изучения сотен учёных со всего мира. При создании заповедника в 1990 году ставилась ещё одна задача - сохранить популяцию сайгака, находящегося на грани исчезновения. В настоящее время на основном участке заповедника для туристов устроены демонстрационные вольеры с полувольно обитающими сайгаками.
Название Чёрных земель появилось в связи с тем, что степь здесь не покрывается снегом. Начиная с XVIII в. Чёрные земли постоянно использовались для зимнего выпаса скота: «Всякое, более или-менее крупное скотоводческое хозяйство степей с востока от берегов Волги, с северо-востока Эргенских гор, стягивается к зиме на так называемые «Чёрные земли», где сгруппируется со всех концов степи огромное количество скота со всеми пастушескими жетонами, а на лето весь этот скот расходится по разным углам степи» (И.А.Житецкий, ХIХв.).
Заповедник «Маныч-Гудило»
Заповедник «Маныч-Гудило», орнитологический участок заповедника «Чёрные земли», славится своими птичьими базарами. Озеро Маныч-Гудило неглубокое (в среднем менее 0,6 м) и отличается высокой продуктивностью зоопланктона и бентоса. Берега с лабиринтом лиманов и мелководных заливов покрыты тростниковыми зарослями. Сюда прилетают на гнездовку колониальные водоплавающие и околоводные птицы: розовые и кудрявые пеликаны, чайки, аисты, цапли, ибисы, журавли, стрепеты и многие другие. Это одно из крупнейших в Евразии скоплений мигрирующих гусей, уток и куликов, белолобого и серого гуся, лебедя-шипуна, краснозобой казарки, пискульки. Из рыб водится судак, сазан, лещ, бестер (гибрид белуги и стерляди) и другие породы. Вода солёная.
По Рамсарской конвенции озеро Маныч-Гудило является водно-болотным угодьем международного значения и охраняется ЮНЕСКО с 1993 года. В заповеднике в настоящее время развивается «орнитологический туризм» - любительское наблюдение птиц (Birdwatching).
Маныч-Гудило отделяет западную часть Калмыкии от основной территории республики. Проехать в Яшалту и Городовиковск можно только через Ставропольский край.
Экскурсии в окрестностях Элисты
«Центр диких животных Республики Калмыкия» находится в Яшкульском районе. Здесь можно увидеть, как в неволе выращиваются сайгаки для последующего выпуска в естественную среду обитания. В визит-центре, построенном в стиле калмыцкой кибитки, представлена информация о сайгаке, проведенных исследованиях, проектах, результатах научной деятельности Центра, а также о культуре и быте калмыцкого народа.
Степное сафари привлекает иностранных туристов: охота на волка, кабана и других животных, отстрел которых разрешён. Проводятся популярные среди туристов соревнования на скаковых верблюдах.
Национальный музей РК им.Н.Н.Пальмова предлагает познавательные экскурсии в окрестности Элисты. Это «Кочевой быт калмыков», автобусный тур с демонстрацией кочевого быта и показательной сборкой калмыцкой кибитки. И «Скульптурно-художественные памятники Великой Отечественной войны» - автобусный тур с посещением балки Гашун, где были расстреляны взятые немцами в плен партизаны, и мемориального комплекса в посёлке Хулхута, где были остановлены немецко-фашистские войска, рвавшиеся к Астрахани. Последний маршрут проходит по степям Яшкульского района, почти до границы с Астраханской областью.
Северные районы Калмыкии
Цаган Аман. Калмыцкий посёлок на Волге с названием «Белые Ворота». По преданию место для посёлка было выбрано в начале XVII века Великим ламой Джамбо-Гегяном, во время переселения калмыков из Джунгарии. Считается, что вокруг этого места находятся сильные энергетические зоны, в частности, на ближайших песчаных островах Волги. Они способствуют духовному и физическому очищению человека, активизируют энергетические возможности организма. В посёлке действует хурульный комплекс.
Озеро Сарпа. Цепочка Сарпинских озёр в Калмыкии и Волгоградской области была до рубежа 15-5 тысяч лет назад рекой, скорее всего, ериком Волги. В весенне-летний период озёра зарастают камышом и другими растениями.
Малые Дербеты. Бывшее село Тундутово владельцев Малодербетовского улуса князей Тундутовых. Начиная с нойона Чучея Тайши Тундутова, которому Павел I дал грамоту на наместничество. Тундутовы играли одну из ведущих ролей в управлении калмыцким народом, а также были известными скотопромышленниками и держали огромные табуны лошадей на продажу казне. Ежегодно на комплектование драгунских и других полков царской армии от Тундутовых направлялось по 600-700 лошадей.
В 1813 году командир 1-го Астраханского калмыцкого полка капитан Джамбо Тайши Тундутов Высочайшей грамотой «в воздание ревностной службы вашей и отличия, оказанного в сражениях против французских войск» был награждён золотой саблей «За храбрость». Геройский полк Тундутова вернулся в родные степи осенью 1814 года. Князь умер в 1830-х годах и был похоронен в урочище Сухота по буддийским традициям.
После Февральской революции 26-летний князь Данзан Давидович Тундутов - праправнук вышеназванного героя, адъютант великого князя Николая Николаевича, вошёл в Центральный исполнительный комитет по управлению калмыцким народом Астраханского края.
Тундутов, Тюмень и другие нойоны вели борьбу за конституционно-монархическую Россию и за «казачью Калмыкию». В казачестве они видели силу, которая могла бы объединить калмыцкий народ и спасти его от революционного движения. Князь С.-Д.Б.Тюмень вёл переговоры с астраханским казачьим управлением о принятии в это войско калмыков, князь Тундутов. 29 сентября 1917 года астраханские казаки принимают калмыков в казачество, видя, что «терцы, кубанцы, донцы не будут отделены от нас чужою калмыцкою степью, и мы подадим руку уральцам, оренбуржцам». В декабре того года Тундутов был избран войсковым атаманом Калмыцкого казачьего войска (Астраханской части).
В начале гражданской войны Тундутов принял активное участие в обороне против большевизма. В мае 1918 года в грузинском городе Поти он сблизился с представителем германского правительства генерал-майором фон Лоссовом и отправился с ним в Германию. Князь встречался с офицерами германского Генерального штаба и был представлен кайзеру Вильгельму II. Продолжительная аудиенция у императора дала обнадёживающий результат: Тундутов договорился о создании на немецкие деньги в калмыцкой степи антибольшевистской армии из астраханских калмыков и казаков.
Вернувшись в Россию, Тундутов встретился с Донским атаманом П.Н.Красновым в Новочеркасске и с согласия последнего на средства, полученные в Германии, сформировал дивизию Астраханского казачьего войска, в котором он занял должность атамана. Один полк дивизии предполагалось укомплектовать астраханскими казаками, а три остальных калмыками. Но ввиду невозможности немедленно осуществить эту затею, было решено привлечь в дивизию «добровольцев» - солдат и офицеров бывшей царской армии. В августе 1918г. первые формирования Астраханского казачьего войска в составе Донской армии вступили в бой с отрядами сальских красных партизан в районе станции Куберле.
В январе 1919 года Астраханское войско вошло в состав Вооружённых сил на Юге России, и Тундутов был лишён атаманского звания. Он уехал в астраханские степи, где стал агитировать калмыков за создание независимого Волжского казачьего войска. Эти выступления взволновали калмыков и вызвали дезертирство из калмыцких полков. Чтобы избежать развала астраханских частей, Деникин вынужден был срочно удалить Тундутова с занимаемой ВСЮР территории. Весной-летом 1919 года он находился в Баку, а в конце 1920 года объявился среди остатков Русской армии Врангеля в Константинополе.
Садовое. Одно из сёл, основанных в середине XIX столетия русскими и украинскими переселенцами на Царицынско-Ставропольском тракте, связывающем Волгу с Северным Кавказом. Крестьянская колонизация Калмыцкой степи имела двоякий характер: в одних случаях она поддерживалась правительством, в других была стихийным «самозахватом». В любом случае, калмыцкие князья извлекали из раздачи земель свою выгоду, взимая арендную плату с крестьян.
Правительственная инструкция 1846г. предписывала основывать селения по трактам, проходившим через Калмыцкую степь и имевшим важное значение, особенно до проведения железных дорог. На Царицынско-Ставропольском тракте, в так называемой Высокой степи были основаны 12 сёл: Плодовитое, Абганерово, Тундутово, Садовое, Обильное, Киселёво (ныне Киселёвка), Заветное, Торговое (ныне не существует, стояло на р. Джурак-Сал), Ремонтное, Крестовое (ныне Первомайское), Кормовое и Приютное.
Озеро Барманцак вошло в историю Великой Отечественной войны. Дефиле между озёрами Цаца и Барманцак - так назывался плацдарм, откуда началось наступление Сталинградского фронта в ходе операции по окружению немецких войск под Сталинградом. 20 ноября 1942 года 51-я и 57-я армии прорвали оборону 4-й румынской армии, действовавшей здесь, и 23 ноября встретились с войсками Юго-Западного фронта в районе Калача, сомкнув кольцо вокруг Сталинграда.
Кетченеры. Название этого посёлка происходит от особого ойратского и калмыцкого сословия кеточинеров, выполнявших роль личной охраны ханов, тайшей и нойонов. Из кеточинеров выбирались главный конюший, главный ключник, приказчик и другие ответственные лица двора.
Цаган-Нур. Летом 1999 года по инициативе жителей посёлка одновременно со строительством элистинской ступы здесь также начали строить Ступу Просветления. Обе ступы освятил приехавший в Калмыкию глава непальских буддистов лама Лопен Цечу Ринпоче. Ступа в Цаган-Нуре высотой около пяти метров. Она была возведена полностью на средства жителей посёлка за один месяц. Освящена 1 августа 1999 года под именем «Самовозникшей» т.к. в планах строительства её не было и только благодаря поистине счастливому стечению случайностей, она возникла. Ламы назвали её Тра Ши Лумбини Цал - «Сад удачи Лумбини».
Центральные районы Калмыкии
Лола. Бывшее имение, названное в честь красавицы-дочери владельца Гари Балзанова, с большим прудом, садом, виноградником и добротными постройками. В советское время здесь была открыта кумысная лечебница.
Кегульта. Во время фашистской оккупации в районе этого населённого пункта немцами и полицейскими был окружён партизанский отряд П.Н.Яковлева. Партизанка Тамара Хахлынова в неравном бою убила 11 фашистов, в том числе одного в рукопашной схватке. Одна из улиц Элисты носит её имя.
Бага-Чонос. В наименовании этого населённого пункта присутствует название одного из древнейших калмыцких племён - чоносов (от слова «чон» - «волк»). В Калмыкии есть и другие посёлки, содержащие «чонос». На Дону существовала казачья станица Чоносовская. Чоносы известны по «Сокровенному сказанию», написанному в период до Чингисхана. Они являются дербетами по говору, обычаям и традициям.
Чилгир. В посёлке построена небольшая ступа Ушнишавиджаи.
Яшкуль. Бывший центр Икицохуровского улуса. Здесь сходились Чумацкие тракты - пути перевозчиков соли из Чёрного Яра, Енотаевска и Яндыков. Соль добывали на озере Баскунчак и на Южно-Астраханских озёрах, где работали преимущественно калмыки. К началу XX века добыча соли здесь резко сократилась из-за конкуренции со стороны соляных шахт Донецкого округа, где действовали французское и голландское общества.
Название посёлка не калмыцкое, а тюркское и переводится, как «Молодое озеро». На карте калмыцких улусов 1910 года рядом со ставкой Икицохуровского улуса показано озеро Яшкуль. Сейчас это заболоченная местность к северу от посёлка.
В 1919 году за Яшкуль, как за географический центр Калмыкии и узел степных дорог, велись бои. Он несколько раз переходил из рук в руки. При созданий Калмыцкой автономной области (1920) посёлок Яшкуль рассматривался на роль административного центра, но все органы советской власти решено было оставить в Астрахани.
Во время Великой Отечественной войны возле Яшкуля был немецкий прифронтовой аэродром, на котором однажды партизаны сожгли пять мессершмиттов. В конце ноября 1942 года фашисты окружили и уничтожили действовавший в этом районе партизанский отряд А.С.Коломейцева, на счету которого было 200 гитлеровцев. Братская могила партизан - на центральной площади посёлка.
Западные районы Калмыкии
Городовиковск. Бывший посёлок Башанта с 1971 года стал городом и переименован в честь генерала О.И.Городовикова. В 2008 году открыт «Тантрический монастырь Владыки Цонкапы». В нём находится редчайшая реликвия - кусочек черепа Ламы Цонкапы, а также другие реликвии - белые шарики, которые остаются после кремации тел высоких лам.
Приютное. В годы гражданской войны по линии Приютное-Кормовое-Крестовое в июле-августе 1918 года проходила линия фронта между отрядами красных и белоказаками Донской армии, наступавшими с запада. Бои за важный в стратегическом отношении населённый пункт село Ремонтное продолжались здесь с переменным успехом до весны 1919 года.
Эсто-Алтай. Как видно из названия, село было основано эстонскими крестьянами и называлось раньше Эстонка. На волне переселения XIX века в центре Калмыцкой степи возникли поселения выходцев из Прибалтики и немцев-колонистов: селения Яшалта, Хагинка, Разсыпянские и Николаевские хутора. Большое число колонистов выселилось из Таврической губернии. Переселенцы из этой губернии были в прошлом крепостными крупнейших помещиков-овцеводов. На новых землях они также начали с создания овцеводческого хозяйства как самого прибыльного.
Археологические памятники Калмыкии
Урочище Яста-Худук (Черноземельский район). В большой и глубокой котловине, среди гряды морских песков археологами обнаружена неолитическая стоянка человека. Здесь оказалась масса орудий, изготовленных из кремня: скребки, трапециевидные, сегментовидные и дисковидные округлые орудьица, ножевидные пластинки, которые вставлялись в пазы деревянных и костяных рукояток, листовидные и треугольной формы наконечники стрел, часть каменного топора, обломок каменного молота, верхняя часть шлифованного долота, шарик от пращи, каменные плитки, обломок точильного камня, а также нуклеусы (ядрища, от которых откалывались пластинки для получения орудий). Судя по находкам, люди охотились на водоплавающую птицу при помощи лука со стрелами и различных силков, а также на сайгаков и диких кабанов, ловили рыбу с помощью костяных и каменных крючков, били гарпунами.
Курганы Три брата (Приютненский район). Курганы находятся в 14 км от Элисты, около посёлка Песчаный. На одном из них до недавнего времени стояло древнее каменное изваяние с солярными кругами и астрономическими символами.
Множество курганов, разбросанных в округе, было исследовано археологическими экспедициями в 1930-х и 1960-х годах. Оказалось, что большинство курганов относится к эпохе бронзы (2-3 тысячелетие до н.э.). Могильники в них прямоугольной формы, костяки ориентированы головой на запад. Погребённые, как правило положены на подстилке из травы. Дно могильников покрашено красной краской, которая символизировала огонь, источник света и тепла. Только в отдельных могилах обнаружены предметы, это костяные молоточковидные булавки и костяные кольца, нарезанные из трубчатых костей животных.
Курганы Бичкин-Булук близ города Элисты относятся к скифо-сарматскому времени. Здесь, в одном из курганов был найден наиболее древний в Европейской части СССР предмет из железа - наконечник копья, относящийся, по всем данным, к XVII-XIII вв. до н.э.
Лолинские курганы представляют собой захоронения периода накануне монгольского нашествия. В VIII - начале XIII веков здесь жили половцы (или кипчаки). Основное занятие их было разведение скота, по религии они были шаманистами. В одном из курганов этой группы было обнаружено захоронение воина, вероятно, вождя. Он был похоронен в кольчуге, сплетённой из мелких круглых железных колец диаметром до 10 мм, рядом находились кожаный колчан с железными наконечниками стрел ромбического сечения, железный, прямой, плохо сохранившийся однолезвийный меч-сабля, остатки рукояти плети. С правой стороны стоял бронзовый котел, на приступке лежал и кости барана.