Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру
Путешествия. Фото. Этнография. Люди. Страны. Города.
Туристический

Путеводитель по Каппадокии

Отсканированнный туристический путеводитель-книжка по уникальному региону Каппадокия в Турции

Обращение к читателям автора книги

По сегодняшний день разные авторы писали многочисленные работы о кападокийском регионе. Но по причине недосточности информации, они не могли удовлетворить запросы турецких и иностранных посетителей. Меня тревожил этот факт. Очевидна была необходимость в книге, которая бы с самыми тонкими подробностями описала все уголки кападокийского района. Я познакомился с немецким геологом и писателем уважаемым др. Мартином Урбаном который посещал нашу страну с 1968 по 1973 год. Он сам занимался исследованиями в Кападокийском регионе с целью сбора данных для книги «Подземные города». Я помогал ему во время исследований. Благодаря его успешным исследованиям и поддержке приускорилась и моя работа. Сейчас в моих руках находится большое количество новой информации. Данная книга родилась из необходимости в свете новых данных ознакомить читателей с этим историческим и туристическим раем.

Прежде всего, я бесконечно признателен жителям Кападокии, оказывавшим неоценимую помощь в моей работе, и многим обязян уважаемому др. Мартину Урбану. И теперь я предлагаю вниманию уважаемых читателей книгу, что явилась плодом моих тщательных исследований, проводимых с 1968 года. Буду счастлив быть полезным вам.

С уважением, Омер Демир, Деринкуйю

Знакомство с Каппадокией и её история

История Каппадокии начинается с той поры когда человек впервые ступил на местность из остывшей лавы, что разлилась миллионы лет назад в результате извержений находящейся на востоке Кападокийского региона горы Эрджиес, и на западе горы Хасан. В 1958 году на равнинах, что находятся на севере Торосских гор, в относящейся к Конийскому округу деревне Чаталхойюк, Ж.Меллаартом были найдены поселения неолитической эпохи девяти-десятитысячелетней давности, и с 1965 года там проводились раскопки. Найденные в результате этих раскопок фигурка Богини-матери «Толстая женщина», изящные женские украшения, цветная керамика, останки глиняной посуды прекрасно позволяют и сегодня составить представление о культуре и прошлом самых древних жителей этой местности. Во время раскопок кургана Топаклы, длившихся с 1968 по 1977 год, были найдены кости и куски обожженной глины относящиеся к 3500 году до н.э, и некоторые останки относящиеся к 394 году н.э. Также во время раскопок проводимых руководством Невшехирского музея в местечке Занк Хойую, что в 20 км от Аваноса, доцентом Хусейном Сэвэром, директором музея Сераджеттином Шахином, археологом Халисом Йенипынаром, археологом Ертуруль Гюльязом были найдены относящиеся к эпохе бронзового века (3500-3000 годам до н.э.) кухонные принадлежности, а также использованные в гончарных и ткацких станках пресса и веретена. В ту эпоху гончарному производству придавалось большое значение. Даже в наши дни аваносские гончары, вращая деревянные круги на старый манер продолжают древнее ремесло.

Очевидно, в результате объединения и культурного слияния живших разбросано прото-хититских племен с народами Неша возникло влиятельное Хититское государство. Это сильное государство со столицей Хаттушаш сохраняло свое господство вплоть до 1200 года до н.э. Самые полные данные о Хититской цивилизации мы можем получить из письменных источников, найденных во время раскопок в Хатушаше и находящемся в окресностях Кайсери, Канише. Начиная с 1200 года до н.э. начинаются нашествия на Анатолию и разоренное Хититское государство прекращает свое существование. Следы пожара того времени все еще видны в кургане Аладжа и Алишар, что в Боазкое. После крушения Великого Хититского государства на территории Анатолии возникают отдельные княжества, долгое время находящиеся без единого управления. В 8 веке до н.э. в Анатолии начинают править славившиеся коневодством Фригийцы. У нас нет подробных сведений о том откуда пришли фригийцы, где были их первые поселения, как смогли они создать сильное государство. Но нам известно что пришли они в Анатолию через Босфор из Европы и, по мнению историка Геродота, поначалу фригийев называли «бриг» или же «бригес».

После фригийцев Кападокия на некоторое время переходит в руки медян, но в 6 в. до н.э. внезапно терпит крах и Медийская Империя, и начиная с 547 года до н.э. район находится под властью персов. Персидское государство формировалось рядом округов, губернаторов которых называли «хшатрапа», или же по древнегречески «сатрапес». Во времена персов количество губерний не опускалось ниже двадцати. Сатрапы подчинялись главному королю и платили годовую дань в виде лошадей, золота и серебряных талентов. Название, которым именовали персы Кападокию было «Катпатукйа». На языке Персов Катпатукйа означало «страну прекрасных лошадей». Относящяяся к губернии Даскилеион, Кападокия приносила королю дань в размере 360 серебряных талентов в год.

В ЗЗЗ году до н.э. Александр Македонский, захватив южную часть Кападокии и назначив сатрапом перса по имени Сабиктас продолжает свой великий поход на юг. Приблизительно через год, заручившись поддержкой народа, Кападокийским королем становится Ариарефес Первый. Хотя Ариарефес и расширил границы Кападокии влоть до Черного моря на севере, и до реки Евфрат на востоке, но Пердиккас, один из приемных сыновей Александра, придя вновь обретает господство. Со смертью Александра Македонского, из-за отсутствия достойного преемника, созданная им великая империя начинает расшатываться. Тогда как, известным в истории как Диадоки командующим необходимо было бы сохранить единство и неделимость империи, они создали небольшие княжества. Их власть, продержавшись еще около 300 лет, в 30 году до н.э. заканчиается с приходом римлян, упразднивших последнее государство эллинистического периода.

После смерти Ариарефеса Первого и прихода Пердиккаса, воспитанник Ариарефеса Первого, Ариарефес Второй покидает страну. В 301 году до н.э. вновь вернувшись, освобождает захваченную Александром Великим Южную Кападокию и обеспечивает единство и согласие. Границы страны особенно расширились во время правления Ариарефеса Третьего, Четвертого и Пятого. Кападокийский король Ариарефес Пятый привозит в свой дворец греческих мастеров искусства и ученых и, в особеннности города Мазака (Кайсери) и Тыйана (Кемерхисар) пиробретают вид эллинистических городов и эллинистическая культура становится господствующей в регионе. Со смертью Ариарефеса Пятого Кападокия теряя силу, постепенно оказывается под влиянием Рима. Во времена Понтийского царства власть часто переходит из рук в руки. Эти войны наносят Кападокии большой ущерб.

В 47 году до н.э., объявивший Понтийскому государству войну Цезарь, захватил Южную Понтию. Поосле этого он размещает войска в Мазаке, изменив название города на Кейсария (Caiseria). До 17 года до н.э. Кайсери остается полноправной Римской провинцией.

Иисусу Христу было 30 лет когда он начал проповедовать христианство в Палестиине. Обвиненный ставленником Рима в Иерусалиме Понтием Пилатом в намеринии создать новое государство, Иисус был распят на кресте. Но его апостолы, покинув Палестину разбрелись по различным регионам и, проповедуя, распространяли христианство.

Во времена родившихся в окрестностях Кападокии важных религиозных деятелей, таких как Святой Григорий из Назианзоса, Святой Григорий из Ниссы и Святой Василий, быстро распространяющееся хриситанство акцентировало свою деятельность на постройке церквей и монастырей. Первые культовые сооружения обычно выглядели в виде небольших монастырей, или вернее - мест уединения. Они не отличались специальной архитектурой. Места богослужения как правило распологались в ущельях или сложнодоступных местах, так как христианство все еще подвергалось гонениям. В 310 году в Риме начались волнения и протесты, подавивив которые Константин становится Римским императором. Став императором, Константин предоставляет свободу действий христианам и переносит римскую столицу в Византию (Константинополь). После этого христианство в Кападокии очень быстро развивается, продолжается строительство церквей, монастырей, и вскоре она оказывается в подчинении Константинопольской Патриархии.

В VII веке внутренние и внешние просторы Византийской Империи становятся сценой важных событий. Зародившийся в Аравии ислам, начинает теснить Византийские границы. Внутри же возникает реакция против достигшего среди монахов степени идолопоклонничества культа икон. В 726 году, с изданным Леоном III, указом начинается Иконокластический период, который на протяжении 100 лет подорвал влияние церквей и монастырей. В этот перид объявляется запрет на ритуальные рисунки и закрываются церкви и монастыри. Это положение длится до тех пор, пока в 843 году император Теодор не снимает запрета. С легализацией иконотворчества в долинах Гёреме, Ыхлара и Соганлы строятся новые церкви. Внутри они расписываются фресками на библейские темы. С этой поры начинается создание самых красивых церквей и фресок византийского периода. В Кападокии строительство церквей продолжается до XIII века.

В 1071 году, с внезапным завоеванием Анатолии сельчуками византийцам была предоставлена свобода вероисповедания и неприкосновенность мест поклонения. В этом регионе в одно и то же время в одном и том же месте возведенные церкви и мечети иллюстрируют то, с каким доброжелательством два сообщества относились друг к другу. Пример тому мы можем видеть на развалинах Зелве. Количество построенных в Кападокии церквей, часовень, монашеских келий настолько велико, что указать точное количество не представляется возможным, но можно сказать, что их насчитывается больше 400. Росписи в церквях, в большинстве случаев сделаны после Иконокластического периода. Рисунки сделаны примитивным способом или опираясь на красоту простых линий в классических формах, или же изображая сюжет. Некоторые из них сделаны соласно плану, при котором как внешние и внутренние работы выполненны с особой тщательностью. Как, например, Церковь с куполом в Соганлы. Кроме церквей, часовень и монастырей христиане в первое время использовали также и пещеры. В них устраивали соответствующие их размерам небольшие часовни и совершали там религиозные обряды.

В 717-718 годах войска Халифа Омера успешно сражаясь вошли вглубь Анатолии. Меслим, один из командиров Омера дойдя влоть до Кайсери привел Византийскую армию к значительным потерям. Хотя пещеры использовались как укрытия как от этих исламских течений так и от вошедших в 1071 году в Анатолию сельчуков, но после провозглашения завоевавшими Анатолию сельчуками свободы христианстау, эти подземные пещеры и тайные места поклонения утратили свое значение. После распада сельчуков в Анатолии начинается период княжеств. Города Кападокии временами переходили от одного княжества к другому. Когда же османы обрели силу, они образовали сильное государство повелевающее всей Анатолиеи. В османский период христианским религиозным верованиям также была предоставлена неприкосновенность, однако в это время христианская религия не демонстрируют значительного развития.

После провозглашения республики в 1924 году, в результате обмена населением христианская община в Кападокии практически прекратила существование.

Множество удивительных достопримечательностей появились в Кападокии в результате сотворчества истории, природы и человека. Из мест, что вызывают интерес и с удовольствием осматриваемых приезжающими туристами можно выделить три категории. Не имеющая аналогов в мире природная красота, перибаджалары и каньоны. Скальные церкви с фресками изображающими библейские сюжеты и жизнеописания Иисуса Христа, Матери Марии и Святых. Считающиеся восьмым чудом света подземные города, создание которых предположительно относится к более раннему периоду, но впоследствии рассширенные, и использованные как в качестве культовых мест, так и в качестве убежища христианами.

Невшехир (Нисса)

История основанного у подножия горы Кахведжи, что в долине Кызылымрак города Невшехира, уходит корнями в далёкое прошлое, В начале он именовался как «Нисса», позже упоминается как «Мушкара».

Жившие в период 2000-1200 годов до н.э. хиттиты вначале расселились на внутренней стороне северного Кызылырмака, а после расширили границы далеко за пределы притоков Кызылырмака. После крушения хиттитского господства в VII веке до н.э., Невшехир переходил то под протекторат ассирийцев, то под протекторат фригийцев. В 546 году Император Персии Кирос присоединил Невшехир к своим землям. В VII веке до н.э. вся Анатолия становится частью его империи. В 333 году до н.э. Александр Македонский, разгромив Перекую Империю овладевает этими землями. После этого здесь господствует возникшее в результате соединения границ Кайсери, Нииде и Невшехира, Кападокийское Царство. Кайсери, именуемый в то время Мозака, был его столицей. В I веке, признав гегемонию Рима, переходит в его подчинение.

После римлян, в Невшехире наблюдается византийское господство. Наибольшее количество находящихся на территории Невшехира остатков внутрискальных церквей, подземных убежищ и святилищ относится к византийскому периоду. Во времена когда христианство только зарождалось, первые христиане подвергались притеснению со стороны язычников, и, чтобы защитить себя и скрыто распространить свою религию они соорудили большое количество подземных убежищ в таких местечках как Деринкую, Каймаклы, Доала, Озконак, Мазы. После официального снятия в 313 году Константином запрета с этой религии, подземные пещеры использовались лишь как укрытие во время нашествий арабских и сасанских племен. В последствии, христиане покидают эти, потерявшие свою важность убежища и расселяются в долинах Гёреме, Соганлы и Ыхлара обустроив сотни церквей в пустотах скал. На стенах этих церквей были изображены некоторые библейские сюжеты.

В 1071 году, после Малазгиртской битвы между Ромен Диоженом и Алпарсланом, Невшехир переходит в руки сельчуков. Немного позднее, сельчукский император Кылычаслан II разделил страну между 11 сыновьями и Невшехир достался его сыну Месуту. Другой сын, Рукнеттин, в 1204 году отбирает Невшехир у брата. В 1308 году после полного распада сельчуков, Невшехир переходит в руки рода Ильханоглу. В последующем, очевидно имели место режимы Караманоглу и Дулкадироглу. Вместе с покорением султаном Явузом Селимом Дулкадирского княжества, Невшехир переходит во власть османов. В начале XVII, родившийся в Невшехире Дамат Ибрагим Паша, войдя в османский двор в качестве зятя и, одновременно, как визирь, изменил старое название «Мушкара» на «Невшехир», что в переводе означало «новый город». Дамат Ибрагим Паша был инициатором компаний по благоустройству, и при нем были построены постоялые дворы, бани, школы, а также интересная своей архитектурой мечеть Куршунлу.

Бывший ранее в территориальном подчинении города Нигде, в 1954 году Невшехир становится столицей губернии. В городе, расположенном среди не имеющих подобия в мире подземных городов, скал перибаджалар, пещерных церквей, основным источником доходов жителей является производство ковров и виноделие.

Гёреме и происхождение перибаджалар

Тысячи лет назад, во время извержения вулкана Эрджиес, стекающая лава покрыла площадь приблизительно 20 000 кв.км. После того как вулкан потух, этот район на протяжении сотен лет подвергался эрозивному воздействию воды и ветра. В результате этой эрозии почвы были вымыты, а более сопротивляющиеся изнашиванию породы выступили на поверхность. Неболее твердые - гравиевые участки, оказавшись на вершинах более крупных скал, образовали сегодняшние перибаджалары.

Прятавшиеся в этой долине от нападений арабов христиане, дали этому месту название «гьор эми», что означало «пусть никто не видит». Впоследствии, произносимое как «корама» эта название дошло до наших дней в виде Гёреме.

Находящиеся в долине Авджилар, что расположилась между Невшехиром и Ургупом (в 17 км от первого и 6 км от второго), разнообразные перибаджалары и внутрискальные церкви привлекают внимание приезжающих. Святой Павел находил Гёреме самым подходящим местом для воспитания проповедников. Возможно в прошлом Гёреме занимало большую территорию, но сегодня состоит лишь из этого ущелья.

С VI по конец IX века Гёреме было одним из крупнейших христианских центров, и в его окрестностях насчитывалось более 400 церквей. Сейчас они рассредоточены в местечках Зельве, Мустафапаша, Авджилар, Учхисар, Ортахисар и Чавушин. В действительности перечисленные поселки очень близки друг к другу. В самом же Гёреме находятся следующие церкви: церковь Токалы, церковь Чарыклы, Тёмная церковь, церковь Матери Марии, Яблочная церковь, церковь со змеями, церковь Варвары и церковь Эль Назар.

Авджилар (Посёлок в Гёреме)

Поселок Авджилар расположен в пятистах метрах к западу от центра внутрискальных пещер в Гёреме, и живет в тесном соседстве с природной красотой и историческими памятниками этой долины. На его территории, что составляет примерно б кв.км виднеются одна красивей другой перибаджалары, скальные пещеры, и оставшиеся от иконокластического периода церкви. Большинство этих церквей были опустошены, и до наших дней сохранилось лишь несколько церквей с фресками.

Жизнь местных жителей, протекает в непосредственном соприкосновении с великолепными перибаджаларами и скальными пещерами. Так как зимой в этом регионе холодно, а летом жарко, прорубив внутри пещер дополнительные комнаты, люди спасаются там от летнего зноя и зимней стужи. В каменных комнатах летом прохладно, зимой же - тепло. Некоторые из них и сегодня служат пансионом для туристов.

Наилучшим образом перибаджалары и неописуемая красота Кападокийсколо края просматривается с расположенного в двух километрах на запад от поселка виноградника, или же с Учхисарской крепости. Жители поселка Авджилар осознали важность туризма и считают своим долгом оказывать туристические услуги. Поэтому обустроив собствеными силами отели, кемпинги и пансионаты, демонстрируют наилучшие примеры турецкого гостеприимства пирезжающим сюда отечественным и иностранным туристам.

Одна из здешних внутрискальных церквей, Цервовь Кадира Дурмуша, расположена в западном направлении от поселка Кешишдере. Построенная на 6 колоннах, она не имеет рисунков, но по своему строению очень красивая церковь.

Там же расположенная Церковь Юсуфа Коча высечена на вершине одной высокой скалы-перибаджа, и до последнего времени использовалась как голубятня. Являсь одной из церквей построенных после иконокластического периода, она имеет в своем основании поперечный крест и состоит из двух помещений. Колонны церкви разрушены, но зато уцелели фрески. Своим строением и рисунками она очень похожа на Яблочную церковь из музея под открытым небом. Две вышеупомянутые церкви, будучи расположенными на территории частных владений, несут в своих названиях имена их владельцев. Подлинные их названия неизвестны.

Кроме этого, територия поселка Гёреме являлясь ареной деятельности многих культур еще до начала нашей эры. Расположенное в центре поселка римское кладбище, стало символом поселка Гёреме.

Церковь Каранлык (Тёмная)

Одна из церквей имеющих купол и четыре колонны. Имеет один большой и по сторонам два маленьких алтаря. Это одна из красивейших церквей, построенных в 13 веке. По причине слабого поступления солнечного света, её росписи сохранили живость, а краски не высохли. Есть только маленькое окошко открывающееся наружу. Так как проникающего света недостаточно и церковь остается полумрачной, ее прозвали «темной» церковью.

На стенах этой церкви запечатлены упоминаемые в Библии события. Среди привлекающих внимание фресок освящение Христа в Иерусалиме, тайная вечеря, преподнесение тремя волхвами подарков Христу, помощь грешникам, крещение, распятие на кресте, предательство апостола Иуды, изображения евангелистов Марка и Иоанна с апостолами.




Церковь Токалы

Свое название церковь получила из-за своей объедененной структуры: являясь самой большой из находящихся в окрестностях внутрискальных церквей она состоит из четырех помещений. Среди них небольшая по размеру старая церковь, большая новая церковь, церковь, находящяяся под старой церковью и расположенная к северу от новой боковая часовня.

Старая церкавь, сегодня является прихожей частью новой церкви, состояла из одного свода и пяти арок. Во время пристройки новой церкви алтарь был полностью испорчен, но после был и украшен циклом повествующим о жизни Христа. Сцены, изображенные на арках и верхних участках стен относят к 10 веку нашей эры.

Цикл, охватывающий житие Христа распологается на панелях входной арки, эти сюжеты, начинаясь в левом крыле следуют один за другим вплоть до левого крыла. На верхней панели правого крыла арки изображены: Благовесть, пришествие, подтверждение непорочности, путешествие в Мекку, Рождество, молитва трех волхвов, убийство невинных младенцев, бегство в Египет, причастие Христа, убийство Захарии. На средней панели правого крыла преследование Елизаветы, поручение Якову крестителю, пророчество Якова крестителя, встреча Иисуса с Яковом Крестителем, Крещение, Свадьба в Кане. Средняя панель левого крыла повествует о чуде с вином, чуде с хлебом и рыбой, поручение апостолов, исцеление слепого, воскресение лазаря. На нижней части правого крыла вхождение в Иерусалим, последняя вечеря, предательство, Иисус перед Пилатом. На нижней панели левого крыла видим путь на Голгофу, Иисус на кресте, снятие Исуса с креста, похороны Христа, Женшины возле пустого склепа, Вознесение Исуса на небо.

Внизу этой панели видим святую символику, а над входом - сцену преображение. Церковь датируется концом X началом XI веков.

На западной арке и северной стене: Благовесть, пришествие, обвинение Иосифом Марии, подтверждение непорочности, путешествие в Мекку, сон Иосифа, Рождество, молитва трех волхвов. На западной стене: бегство в Египет, причастие Христа, Иисус в храме среди мудрецов, поручение Якову крестителю, встреча Иисуса с Яковом Крестителем, испытание Христа, призвание Матфея, свадьба в Кане. На западной стене: исцеление слепого, исцеление прокаженного, исцеление преисполненного злом человека. На южной стене: исцеление сына богача, исцеление дочери Яруса, исцеление парализованного, воскресение Лазаря, вхождение в Иерусалим, последняя вечеря. Западная стена: Омовение ног, предательство, Исус перед Пилатом, Исус на пути в Голгофу. На главном алтаре Иисус на кресте, снятие Иисуса с креста, погребение Христа, Женщины у пустой могилы, вхождение Иисуса в рай. На центральной стене: смерть Марии, на средней арке Вознесение Христа на небо, призвание апостолов на путь истинный, пентакост. На восточной арке - первые дьяконы.


Церковь Саклы

Если двигаться от поселка Авджилар в сторону Музея под открытым небом, то не доезжая 300 метров на расположенных справа холмах обнаружим Церковь Саклы, Пройдя 250-300 метров по взбирающейся на холмы тропинке, можно приблизится к ней. Двери этой, высеченной в западной части вершины церкви, обращены к долине Земи. Эта церковь вырезана на такой возвышенности, что её можно заметить лишь подойдя вплотную.

В результате многовековой эрозии вход в церковь закрылся и оставалась неизвестной. Её случайно обнаружили в 1956 году. По причине того, что она веками оставалась незамеченной, местные жители назвали её Саклы. Этим же объясняемся и то, что находящиеся внутри фрески сохранились в оригинальном виде.

Церковь Св. Девы Марии

Не доезжая до Музея под открытым небом в Гёреме, повернув налево возле церкви Токалы, продвинувшись еще на 100 метров на север, попадаем в тридцатиметровой глубины ущелье Кылычлар. На верхнем крае ущелья, с которого отрывается красивейшая понорама, распологается Церковь Св. Марии. Это одна из тех церквей, что значительно пострадали от эрозии.

Так как входные двери очень низкие приходится входить пригнувшись. У самого входа находится круглая каменная дверь. Предполагается, что это дверь от находящегося невдалеке каменного тунеля, который соединял церкви.

В церкви Св. Марии имеется множесво фресок на Библейские темы, среди них молитва Св. Марии, молитва Иисуса, распятие Христа, фигуры святых и т.д. Так как большинство выполненных изображений в этой церкви посвящено Святой Марии, эту церковь именуют церковью Матери Марии. Это одна из достойных внимания церквей в Гёреме.

Церковь Эль-Назар

Если, не доезжая до находящегося на дороге из Авджилар в Гёреме Музея под открытым небом, продвинуться на 1 км, вдоль устья высохшего ручья, а потом еще 100 метров по поднимающейся слева тропинке, то путь приведет нас к одиноко стоящей среди виноградников церкви Эль-Назар. Несмотря на то, что в течение долгого времени церковь подвергалась разрушениям и часть её обрушилась, она все-таки сумела устоять.

Фрески этой, являющейся символом Гёреме церкви датируются XI веком. Здесь имеется множество рисунков, повествующих о детстве и жизни Иисуса Христа. В действительности церковь была двухэтажной, но часть пролетов разрушена. Сегодня, силами дирекции Невшехирского музея проводятся реставрационные работы.

Церковь Эльмалы (С Яблоком)

Эта вырезаная внутри скалы, что по правой стороне дороги от района сосредоточения церквей к девичьему монастырю. В её строении имеется четыре колонны и купол, один большой и два маленьких алтаря. Несмотря на то, что относящиеся к иконокластическому периоду фрески сохранили чистоту красок, некоторые из них местами потрескались и обвалились.

Под куполом видим благославение Иисуса, а на стенах рисунки, символизирующие крещение, вход в Иерусалим, последнюю трапезу, распятие на кресте, предательство Иуды.

Так как на одном из настенных изображений в руке Иисуа Христа просматривается своей округлой формой похожий на яблоко предмет, эту церковь и назвали Эльмалы. По мнению некоторых исследователей, на самом деле этот предмет символизирует мир.

На правой и левой частях центрального свода церкви видим фигуры пророков Даниила (справа) и Илии (слева) открывших имеющие вид рулонов книги.

Церковь Йыланлы (Со Змеёй)

Церковь Йыланлы одна из наиболее примечательных церквей в Гёреме. В этой церкви нет ни колонн, ни купола. Её потолок обвален, а рисунки размещены на стенах. Кроме того, внутри церкви имеется могила. На левой стене возле входа видны изображения Свв. Константина и Елены, которые держат в руках крест. На соседнем рисунке изображена борьба Святого Георгия и Святого Федора со змеем, а также Онуфрия. Согласно сказаниям Онуфрия ранее была очень легкомысленной женщиной. Утомившись, она стала молить господа оградить её от мужского внимания. Господь внял её молитве и обезобразил её лицо бородой. Так и осталась она наполовину женщиной, наполовину мужчиной.

Церковь Чарыклы

Эта церковь завершает вереницу церквей Музея под открытым небом в Гёреме. Так как каменные ступени были разрушены эрозией, в церковь ведет изготовленная позднее железная лестница.

В её строении имеется 3 алтаря и 4 свода. Находящиеся внутри фрески очень напоминают фрески в церквях Каранлык и Эльмалы. Так же как и рисунки из церкви Каранлык их относят к началу 13 века. Как и в других церквях здесь имеются рисунки изображающие распятие Иисуса Христа, снятие с креста, воскрешение Лазаря, женщин у пустого склепа, гостеприимство пророка Ибрагима, Св. Марию, детство Иисуса, вхождение Иисуса в Иерусалим и другие...

Церковь Варвары

Она расположена справой стороны от входа в музей под открытым небом. Она выдолблена в южной части той же скалы, что и церковь Эльмалы и имеет в своем основании крест и два столба. В северном, южном и западном крыле имеется по пять арок, в западной части креста купол, один основной и два боковых алтаря, а также центральный купол. Под куполом - большое изображение Иисуса Христа. Повсюду видим рисунки и фигуры, выполненные краской терракотового цвета, среди них геометрические мотивы, различные символы, мифических существ, а также фрески с изображением Св.Варвары, Св.Михаила, Св.Федора. Церковь относят к XI веку. Не смотря на то, что церковь полностью вырезана в скале, краской создана иммитация каменной кладки.

Зимняя панорама Каппадокии

Обычно, в декабре и январе в Кападокии начинаются снегопады. В холодные и вьюжные дни температура воздуха опускается до -15 градусов. Кое-где высота снежного покрова достигает 15-20 см. Как видно из рисунков, тогда как некоторые части перибаджалар и ущелий заносит снегом, другие остаются голымы. Поэтому, сгорбившиеся под снежным покрывалом перибаджалары и ущелья создают неповторимое зрелище.



Социальная жизнь и быт жителей Каппадокии




Чавушин

Чтобы попасть в деревню Чавушин надо проехать 3-4 км по трассе Невшехир-Ургюп, а после свернув на Учхисарскую дорогу проехать ещё 10 км. Эта деревня славится своими христианскими церквями и поповскими домами. В основном, церкви были построены между I-X веками. Некоторые церкви находятся в Гюллюдере и Кызылчукур. Эта местность используется местным населением как голубятня. Церковь, прорубленная в стиле «Базилик» внутри расположенной на краю обрыва скалы является одной из самых важных и любопытных местных построек.

Эта цекровь построена для Святого Иоанна. Несмотря на то, что ее фасад пострадал от эрозии, находящийся внутри украшенный столб сохранился до наших дней.

При выезде из поселка Аванос есть ещё одна церковь, которую прозвали «Голубиный дом». Как и у другой церкви, её фасад обрушился в результате эрозии, и некоторые фрески погребены. Вы можете, воспользовавшись впоследствие сооруженной железной лестницей, пройти в залы самой церкви, где находится большое количество фресок. В этой церкви нет несущих колон и потолок выполнен в форме полумесяца. Есть одна центральная и две небольшие боковые ниши. Более всего в эта церковь повествует о жизни Иисуса и словах Госпеля. Основные цветы, используемые в фресках, это коричневый и зеленый.

Рядом с церковью расположился монастырь к которому примыкают четыре гробницы.

Ортахисар

Это небольшое местечко основано в одном километре на юг от трассы Невшехир-Юргюп, и находится в территориальном подчинении Юргюпа. Его наибольшей достопримечательностью является наличие такой же, как в Учхисаре, крепости. Во времена христиан церковь использовалась ими как убежище. С высоты этой крепости можно с легкостью осмотреть все Гёреме. В поселке также находятся церкви, именуемые Юзюмлю, Джамбазлы и Сарыджа.

Кроме того в Ортахтшаре имеются сотни складов для овощей. Некоторая часть из них будучи сделана христианами, была отремонтирована турками и по сей день используется. Здесь, хранящиеся в течение некоторого времени цитрусовые и другие продукты, отправляются после в различные районы страны.

Основными источниками доходов местного населения являются произоводство ковров и виноградарство.

Аванос

Дата основания расположенного в 15 км от Невшехира поселка Аванос, точно неизвестна. Этот поселок находился в пределах земель кочевавшего с востока на запад и осевшего на юге горы Зиярет, неподалёку от реки Кызылырмак, сельчукского племени под предводительством Эвронос-бея. По началу его именовали Эвронос, после название приняло форму Авонос.

В давние времена этот регион именовался Ванесса. В переводе с латинского «ванесса» означает расположенный на реке город. Первые люди, населявшие Аванос занимались изготовлением керамических изделий, кувшинов для воды, тарелок, кубков и других вещей.

Нынешние жители Аваноса продолжают эту традицию и славятся своими керамическими изделиями. Кроме того, производство ковров и других изделий, придает этому туристическому центру особый колорит.

Расположенные очень близко от Аваноса местечки Сарухан, Зелье, Чавушин, Авджилар, Гёреме и Озконак являются излюбленными местами посещения туристов.

Учхисар

Этот туристический поселок расположен на расстоянии 8 км от Невшехира и 12 км от Юргюпа, в одном километре слева от дороги, соединяющей эти города. Поначалу, дома жителей находились непосредственно рядом с крепостью, но из-за роста населения и эрозии их перенесли ниже. Поэтому крепость очутилась прямо в центре поселка. Внутри крепости находится высеченная старая пещера. В нее ведут три разных прохода, которые соединяются в одном большом салоне. Один из проходов имеет каменную дверь, за которой расположена комната сторожевого. Однин из других проходов выделяется наличием трех комнат и складов. Внутри крепости имеются и другие коридоры. Но некоторые из них провалились, некоторые же заполнены землей. Но главной особенностью Учхисара является то, что с местной крепости открывается вид на всю долину. Поэтому место является очень удобным для фотолюбителей.

Жители Учхисара придают значение домашнему пансиону и здешние дома пользуются популярностью, потому что остановившиеся в Учхишаре местные и иностранные туристы имеют уникальную возможность осмотреть всю долину Гёреме, перибаджалары и окрестности из садов, из окон спальных комнат.

Зельве

Повернув влево на третьем километре дороги из Гёреме в Аванос, созерцая разнообразные примечательные перибаджалары, достигаем, являющейся туристическим центром, старой деревни Зельве.

Здесь можно увидеть самые красивые и разнообразные перибаджалары кападокийского региона. Особенно интересны перибаджалары в районе Пашабага. Высота здешних, образующих группы перибаджалар колеблется в пределах 15-20 метров. Некоторые из них трехглавые.

Здесь находятся сохранившиеся с Иконокластического периода церкви и монастыри. В свое время, христиане использовали местные пещеры в качестве укрытия. Как и во многих других наших поселках и деревнях, в старой деревне Зельве присутствуют следы мирного сосуществования христиан и мусульман. Сохранилась до наших дней постройка, по архитектуре напоминающая мечеть. Эти места, после того как их покинули христиане использовались некоторое время как жилые помещения турками. По причине эрозионных разрушений в 1950 году турецкое население также покинуло старое и, обустроив невдалеке новое поселение, переселилось туда. Впоследствие, превращенная в музей старая деревня Зельве, стала одним из излюбленных мест визитов местных и иностранных туристов.

Пашабагалары (Виноградники Паши)

Если двигаться по маршруту Гёреме-Аванос и завернуть от развалин Зельве на 1 км внутрь, попадаем в Пашабагалары. Здешние перибаджалары, являясь многовершинными и самыми высокими в регионе стали излюбленным местом визитов местных и иностранных туристов.

Из мест, где можно видеть самые удивительные по красоте и высоте перибаджалары, кроме Пашабагалар, можно назвать еще ущелье Ашк (Ущелье любви). Это четырехкилометровое ущелье находится на севере от поселка Авджилар. По причине того, что она вся усыпана перибаджаларами, и кроме птичьего пения там не слышно никаких звуков, эта долина и была названа Ущельем любви. В Пашабагалары, в средине одной треглавой скалы имеются две высеченные комнаты. Одна из них, использовалась жившим в 5 веке монахом Азизом Симеоном в качестве кельи уединения. Так как в окрестностях одной из скал, за которой закрепилось персональное провище Паша, находятся виноградники, это место и именуют Пашабагалары.

Мустафапаша (Синосон, Синосос)

Этот поселок расположен в ущелье Мустафапаша, что в 5 км на юг от Юргюпа. Это одно из туристических мест, в которых интерес приезжих привлекает своеобразная архитектура сельских построек.

Первое, что привлекает внимание при въезде в поселок, это строение домов и их украшенные по краям двери и окна. Раньше здесь жили христиане - греки. Но после обмена населением здесь расселились турки. Этот посёлок греки называли Синосон или же Синосос, а турки изменили его название на Мустафапаша.

В поселке есть оставшийся от греков двухэтажный монастырь, который сейчас используется как туристический отель. Но находящиеся внутри фрески прекрасно сохранились. На расстоянии одного километра от поселка расположена церковь Айпос Василиос. Эта одноэтажная церковь ведет по вырезанным каменным ступенькам вниз. Церковь полностью высечена в скале и стоит на четырех столбах. Церковь не представлявляет собой историческую ценность, однако примечательны находящиеся внутри её фрески.

Юргюп (Осиана)

Находится в 20 километрах от Невшехира, по дороге в Кайсери и в 7 километрах от Гёреме, на высоте 1800 над уровнем моря. Юргюп, основанный у подножия Вершины желаний, упоминается на некоторых старых картах как Осианна. Юргюп, по всем признакам, один из богатейших районов Невшехира. С точки зрения исторической ценности и природной красоты, Невшехир представлен миру прежде всего Юргупом.

Совместными усилия бывшего мэра Юргюпа Али Бара Нуманоглу и местных жителей, чтобы привлечь сюда местных и иностранных туристов здесь были выстроены отели, базы отдыха, пансионаты, дискотеки и развлекательные центры. Проводимые здесь мероприятия знакомят туристов с турецким гостеприимством.

В Юргюпе находятся также сохранившиеся с османских и сельчукских времен постоялый двор, турецкая баня, фонтан, мечеть и библиотека.

На самой возвышенной точке Ургюпа - вершине Желаний находится погребальный склеп одного из сельчукских командующих, Кылыджа Арслана.

Один из жителей Ургюпа, Мустафа Гюлегёз, в 1963 году обустроил первую передвижную библиотеку на осле и был примирован Кеннеди. В 1969 году, в Амстердаме он был избран библиотекарем года. В такой же мере как памятки истории и природная красота, Юргюп также славится своими винами, рукоделиями, ткацким производством ковров и килимов. Каждый год в октябре здесь проводится фестиваль вина.


Подземный город Деринкуйю (Глубокий колодец) (Мелегюп, Мелагобия)

Деринкуйю - один из районных центров Невшехира, с населением 7000 жителей (согласно переписи 1986 года) располагающийся в направлении трассы Невшехир-Нигде, на расстоянии 50 км от Нигде и 29 км от Невшехира. Высота над уровнем моря 1355 м. Известный своим подземным городом, церквями на поверхности, психиатрической больницей и историческими памятниками, этот анатолийский поселок стал местом, которое каждый день посещают тысячи туристов.

Случайно обнаруженный подземный город, в 1965 году был открыт Главным управлением памятников старины и музеев для посетителей. В этом, единогласно признанном посетителями девятым чудом света подземном городе проживали хиттиты, римляне, византийцы и даже, по предположениям, прото-хиттиты. Однако считается, что первые этажи обустроены как место проживания хиттитами, а сегодняшний 8 этажный город был достроен пришедшими после племенами.

Находящиеся в окрестностях Кападокии 36 подземных города для первых исповедующих христианство людей по началу было безопасным местом, где они могли незаметно распространять веру и, вдалеке от посторонних, совершать ритуалы, а после использовалось как убежище от начавшихся в 6-7 вв наступлений арабов. На первом и втором этажах находились миссионерские школы, места крещения, кухня, склад, спальные и столовые комнаты, винные погрева и хлева. На З-4х этажах места уединения и оружейные склады. Когда город подвергался нападению, жители спасались бегством через тунели. Предполагается что находящийся на третьем этаже туннель ведет в подземный город Каймаклы, что в 9 км отсюда. Находящийся вблизи вентиляционой шахты тунель в некоторых местах заполнен камнями и почвой, а в некоторых обрушился.

Некоторые следы подтверждают использование этих этажей в качестве укрытия. Одними из них являются каменные двери в коридорах (Тырхыс). Когда город подвергался осаде, жители, закрыв коридоры каменными задвижками спускались в укрытия. Эти двери невозможно открыть снаружи. Они закрываются и открываются только изнутри. В центре имеется отверстие. Оно использовалось для отражения атак неприятеля. На последних этажах находятся специальные колодцы, тайные ходы, церковь, зал собраний, исповедальня, гробница и вентиляционные ходы. В Деринкуйю имеется 52 вентиляционные шахты. Так как поверхность города слегка наклонена, их глубина колеблется от 70 до 85 метров. Их донные части образуют колодцы, а верхние воздухопроводы которые обеспечивают поступление воздуха на все этажи. Собственно отсюда и происходит нынешнее название поселка, ранее именовавшегося Мелегобия.

До 1962 года в Деринкуйу потребности в воде обеспечивались этими колодцами. Вода поднималась при помощи лебёдок.

Церковь, что на последнем этаже имеет в ширину 10 м, в длинну 25, а в высоту 2,5 м. Имеет в основании крест. Прямо напротив этой церкви имеется трёхколонный зал собраний. Во время очистки подземного города в находящемся слева от этого зала коридоре была найдена могила. Сейчас она пуста. Находившийся в ней скелет был отправлен в Анкару для исследований.

Имеется ещё 400-450 подземных городов, подобных тому, что открыт под Деринкуйю. К 600 из них не найдены входы и выходы. Некоторые двери находятся в домах где по сей день проживают люди, и некоторые отделения первых этажей используется населением в качестве складов. Так как находящиеся глубже помещения частично заполнены землей пройти в них сложно. Под некоторыми домами есть участки, в которых можно опуститься до 18-20 этажа. Порода, извлеченная при строительстве занимающего площадь в 4 кв.км и способного разместить 2000 домов города, по предположениям, частично была ссыпана к подножию находящегося на западе от Деринкуйю холма Сёоделе, оставшаяся часть наполнила русло засохшей реки, что протянулось по направлению Каймаклы-Деринкуйю.

Если в городе жило около 10 000 человек, то при условиях того времени можно примерно представить над чем они трудились. Как и сегодняшний город на поверхности существовал такой же подземный город. Чтобы построить Египетские пирамиды 100 000 рабочих были вынуждены трудиться целые 30 лет. Интересно, чтобы построить подземный город в Дериинкуйю сколько тысяч человек, сколько лет проливало пот, сколько потратили сил? Ответ на этот вопрос пока не дан.

Подземные города и их строители

То, что в первую очередь привлекает внимание посещающих этот, созданный тесным сотворчеством природы, истории и человека не имеющий по своей красоте и исторической ценности аналогов в мире Кападокийский регион, это, без сомнения, подземные города.

Как я уже упоминал выше, в этом регионе находится 36 подземных городов и верю, что в будущем с новыми открытиями их количество будет расти. В течении скольких лет было завершено строительство всех этих подземных городов, сколько тысяч человек трудились, как было осуществленно это грандиозное строительство, каким образом поднималась наверх выработанная порода и как уничтожалась? На самом деле нет ничего, чего бы не смог воплотить и преодолеть человеческий труд. Но, должно быть, техникой того времени преуспеть в подобном строительстве было нелегко.

Первый приходящий на ум способ построения подземного города таков: прежде всего нужно было прорубить опускающеюся вплоть до воды на глубину 70-85 метров вентиляционную шахту, потом расстраивать ходы расходящиеся в стороны от шахты и с её же помощью выносить наверх отработанную породу. Если бы, прежде всего не была обеспечена вентиляция, то удушье не позволило бы осуществить это грандиозное строительство.

Коротко описывая подземные города прежде всего возникает вопрос: куда высыпылась или как уничтожалась порода, извлекаемая при строительстве? Порода, извлеченная из подземного города, имеющего глубину 70-85 м и покрывающего площадь в 4 кв.км должна была бы образовать огромную насыпь.

Один из возможных ответов на этот вопрос таков. Если мы внимательно посмотрим на характер местности кападокииского региона, то обнаружится её сильнопересеченность и обилие ущелий. Возможно, выработки подземных городов были высыпаны в овраги, а впоследствии выветрены эрозией. Однако окрестности Деринкуйю представляют ровный участок. Но на территории раскопанного участка есть овраг протянувшийся по направлению Каймаклы-Деринкуйю. Этот овраг будучи 50-60 метров в ширину и 8 км в длинну сейчас полностью заполнен. Я убежден, что часть извлеченной породы была высыпана в этот овраг, другая же часть высыпана у подножия холма Сёоделе, что на западной границе Деринкуйю. Если бы порода была высыпана в другое место, то она образовала бы курган. Но в этом районе нет подобной насыпи. Если бы извлеченную породу расссыпали по поверхности, то она образовала бы неплодородный, известняковый слой. Ничего подобного в этом районе также не наблюдается. Перед нами полностью плодородный сельскохозяйственный район.

На самом же деле, выкопать подземные города в туфах и застывших лавах вулканов Ерджиес и Хасан было не так и трудно. В основном, подземные города прокопаны в породах, представляющих собой вулканические туфы. В действительности они не являются такими твердыми при обработке, но при соприкосновении с воздухом затвердевают. Но даже если бы они и были мягкими, используя технику того времени эти города построить было невозможно. Если мы присмотримся повнимательней, то можем заметить различие между нижними и верхними этажами и некоторыми воздуховодами. Верхние этажи и некоторые вентиляционные шахты, по сравнению с другими, более твердые и не несут следов резца. Нижние же этажи и некоторые воздушные каналы более мягкие, незатвердевшие и даже сейчас с легкостью обрабатываемые имеют явные следы обработки.

Но эти следа исчезают лишь по прошествии долгого времени после затвердения обработанного места. В особенности следы резца не исчезают долгое время. Значит между строительством нижних и верхних этажей прошло довольно много времени. В 1910 году англичанин Р.Камр Билл Томсон в 26 километрах от Деринкуйю в ущелье Соганлы нашел отосяшийся к Палеолиту каменый топор и другие предметы. До сих пор неизвестно, относятся ли верхние этажи расположенных в этом же регионе подземных городов к эпохе Палеолита или нет, так как до этого времени не поводились никакие археологические раскопки или исследования. Но имеются докозательства того, что расположенная на 7 уровне подземного города в Деринкуйю и имеющая в основании крест церковь принадлежит останавливавшимся здесь римляням и византийцам, которые расширив верхние этажи приспособили их под миссионерскую школу.

Вентиляционная система подземных городов устроена с таким совершенством, что опускаясь на нижние этажи ощущается циркуляция очень чистого воздуха. Особенно показательным является движение чистого воздуха вплоть до последних этажей подземного города в Деринкуйю. На 7 этаже при приближении к вентиляционной шахте можно наблюдать как дым от сигареты ускоренно поднимается вверх. В этих отделениях температура воздуха зимой и летом в пределах 7-8 градусов, в более отдаленых от шахты учасках 13-15 градусов. Одной из любопытных деталей является наличие на первых этажах подземных городов ведущих на поверхность отверстий, имеющих 10 см в диаметре и 3-4 метра в длинну. Предпологается, что они были просверлены имеющими металлические наконечники деревянными бурами, и использовались для коммуникации. В некоторых местах встречаются двойные отверстия, в некоторых одиночные.

До настоящего времени освоены лишь некоторые части подземных городов. Мы не имеем достотачное количество знаний о этих городах. Поэтому перед нами постоянно возникают разные вопросы. Например, вопросы о том как жили люди в этом густонаселенном подземном городе. В обнаруженных и исследованных нами подземных городах мы столкнулись с небольшим количестком мест для приготовления пищи. Тогда как каждая семья нуждалась в одной, или одной на две семьи кухне. Мы видим коллективное использование многими семьями одной кухни. Причиной тому необходимость ограниченного использования огня для обеспечения безопасности. Так как возникающий при использовании большого количества очагов дым, мог привлечь внимание неприятеля и порождал вероятность легкого обнаружения городов. По этой причине возникала необходимость ограничения количества кухонь.

Снова же, в этих городах и находятся похожие на туалет отверстия, но их назначение точно не установлено. Только в подземных городах Татларин и Гельвери обнаружено наличие довольно правильно устроенных, по сей день испольуемых туалетов. Города Татларин и Гельвери находятся у обрыва скалы. Фосептический сток этих туалетов не обнаружен. Эти города относятся к Византийскому периоду. Над некоторыми из подземных городов основаны деревни, над некоторыми же ничего нет. Даже камни фундаментов не обнаружены. Каким же образом на таком открытом участке удовлетворяли эту потребность жители городов? Для этого в спокойное время они выходили наружу. Во время же нашествий, вынужденные оставаться внутри люди, использовали горшки или другие сосуды присыпая их для дезинфекциии песком в удобное время вынося их наружу.

До сегодняшнего дна при уборке открытых для туризма подземных городов не было обнаружено никаких остатков одежды здешних жителей. В подземных городах прохладно. Необходимо было бы использовать различную одежду. Можно предположить, что подолгу находившиеся внизу люди использовали в качестве одежды меха животных.

Подумаем, какого же роста были эти люди. Высота всех подземных коридоров колеблется между 160-170 см. Хотя считается что древние люди были значительно выше и от поколения к поколению уменьшились в росте. Были ли эти люди высокими или низкими неизвестно.

Очевидно что в то время большое значение уделялось скотоводтву и виноделию. Так как на первых этажах всех подземных городов имеется множество хлевов и винокурень. Описываемые люди спокойно возделывали почву. Даже находящиеся в далеке от городов, но имеющие плодородные почвы подножия холмов обрабатывались ими.

Способы защиты от нападений и системы связи.

В Кападокии имеется множество небольших гор и холмов, таких как к примеру Эрдаш, Карадаа, Чаны, Кахведжи, и др. На некоторых из них обнаружены сторожеые будки, которые со временем были разрушены и терерь видим лишь их фундаменты. Направляя отраженные зеркалами лучи постовые поддерживали связь.

Эти подземные города играли также большую роль в распространении христианства. Это выяснилось когда во время очистки подземных городов были обнаружены церкви и молитвенники. Очевидно, что после VIII столетия эти города не использовались.

Веками входы и шахты пустовавших подземных городов наполнялись принесенными с талыми и дождевыми водами камнями и почвой. Некоторые места частично, некоторые же полностью закрылись. Поэтому не обратив внимания на подземные части над некоторыми из них были основаны деревни и поселки.

Одна из наиболее любопытных сторон подземных городов это круглые каменные двери. Их толщина 50-55 см, высота 170-175 см, и вес 300-500 кг. Коэфициент их твердости не совпадает с твердостью породы подземного города. Вероятно они были изготовлены наверху, на поверхности а потом были опущены вниз.

В основном как открытые для просмотра так и остальные подземнае городе расположены у подножий холмов в их восточной, западной или южной части. То, что они не строились в северной части объясняется холодными и снежными зимами в этой местности.

По сей день никто не может точно сказать, кто были люди начавшие строительство этих городов, в какое время оно началось, откуда пришли эти племена и каковы были их мотивы.

Подземный город деревни Мазы (Мазата)

Одним из открывшихся свету и зарекомендовавших себя туристических мест в окрестностях Кападокии является деревня Мазы. Она основана внутри ущелья, что находится 7-8 км на восток от Каймаклы.

Местными достопримечательностями являются высеченные в высоких скалах гробницы, разнообразные по строению часовни и церкви и подземный город. Гробницы выполнены в трех различных формах. Очень интересны четыре из них, имеющие колонны. Некоторые из них не имеющие колонн, имеют одинаковую внутреннее отделение, где помещалось тело. Всего насчитывается около 30 склепов с колоннами и без них. Количество же простых могил на поверхностях скал исчисляется тысячами. В расположенных вдоль поселка и в ущелье Баырсак скалах имеется большое количество церквей и часовен, но некоторые из них обрушились, а некоторые заполнены землей. А вот высеченная в расположенных на юге деревни скалах церковь - прекрасно сохранилась. В центре её расположена одна колонна, слева от входа один большой алтарь и два свода образуют потолок. На каждой из двух сторон алтаря виднеются большие кресты. На передней грани центральной колонны также имеется крест. На обращенной на север широкой грани выполнен мотив из двух соединенных крестов.

По идущей с востока на запад пещере в скале можно пройти в находящийся под деревней подземный город. Где находится настоящий вход неизвестно. Потому что, в свое время, высокие скалы обршушились и вход затерялся. Хотя после обвала открылся новый проход, но он расположен очень высоко.

Определить количество этажей этого, все еще труднопроходимого города сложно. Некоторые его отделы обрушились, некоторые же наполнены землей. Хотя деревня Мазы и является одним из объектов, которые неоходимо представить для ознакомленния туристов, на сегодняшний день состоит из одних руин.

Подземный город Озконак

Озконак находится в 12 киломертах на север от Аваноса и Гюльшехира. Убежище Яллы Дамы и Монастырь Бельха расположены в южной части поселка. Это типичный пример монастырей построенных в Кападокии в Византийский период.

Подземный город был обнаружен в 1972 году муэззином мечети Лотифом Аджаром в собственном саду. Работы по очищению были выполнены муниципалитетом Озконака и в 1973 году подземный город открылся для туристических услуг. До 1990 охрана этого города была возложена на Латифа Аджара. Возросший поток местных и зарубежных посетителей взят под контроль дирекцией музея.

Как и в других подземных городах, здесь вызывают интерес помещения для откорма скота, склады продовольствия, винные погреба и каменные двери. Во всех кападокийских подземных городах, обычно, изготовленные на поверхности двери после устанавливались внутри. Толщина каменных дверей 60 см, высота 170 см, вес 500 кг. Но здешние каменные двери изготовлены внутри и место их изготовления уже известно.

В Озконаке есть овраг, который делит поселок на три части. Его глубина 30 метров. Внутри него, от края до края имеются следы древнего поселения.

Подземный город Каймаклы (Энегюп, Соандус)

Этот поселок расположен около шоссе Нигде-Невшехир, в 20 километрах от Невшехира и 9 км от Деринкуйю. Хотя дата его основания неизвестна, старинное название Энегюп было изменено жившими тут до переселения греками на Энегоби, а после заменено турками на Каймаклы. Енегюр (Каймаклы), Мелегюп (Деринкуйю) и Гюпле - расположенные вдоль одного пути старинные места поселения. На некоторых картах эта местность именуется Соандус.

Найденный в 1964 году под курганом, расположенным в центре нынешнего поселка Каймаклы, подземный город открыт для туристов. Сегодня 4 этажа этого города приспособлены для просмотра, однако сколько же всего этажей вместе с неосвещенными участками имеется, все еще не установлено.

Опустившись не так уж глубоко, примерно на глубине 15-20 м начинаются горизонтальные галереи. Так же как и другие подземные города, этот город использовался как убежище спасавшимися от притеснений и угрозы уничтожения христианами, и кроме того стал безопасным местом свершения культовых ритуалов.

На первый взгляд план построения города можен показаться весьма запутанным, однако при вырубке проявлено большое внимание и мастерство. Хотя тунели и комнаты очень перемешаны, одна комната точно примыкая к другой не соединяется с ней.

Среди мест доступных осмотру примечательны спальные комнаты, склады продуктов, винные погреба, вентиляционные колодцы, водохранилища, являвшаяся местом богослужения двухалтарная церковь и защищавшие от внешней опасности каменные двери. Эти двери так же как и в других подземных городах размещены в тунелях и могут быть закрыты и открыты только с внутренней стороны.

Прямо над подземным городом, в скалах находятся простые по строению гробницы. Они полностью опустошены.

В одной из комнат на втором этаже находятся такие же как и над городом выдолбленные в скале пустые могилы. В осмотренной части этого подземного города, состоящим из множества комнат и ничем не отличающимся от муравейника обнаружена лишь одна кухня и один воздуховод. Где находятся другие вентиляционные каналы и кухни пока не обнаружено.

Толщина каменных дверей, используемых для перекрытия коридоров 55-60 см, высота 170-175 см, вес - свыше 500 кг. Как и двери других подземных городов (кроме Озконакского), эти каменые двери тоже принесены с поверхности. Потому что твердость камня в подземном городе не совпадает с твердостью дверей. Коэффициент твердости подземного гороода 14-18, а коэффициент твердости каменных дверей 30-35. Становится ясным, что двери были изготовлены на поверхности и после опущены вниз. Они принеснны из каменистой местности, находящейся в стороне от сегодняшнего маршрута. Каймаклы является одним из достойных осмотра подземных городов.

Эски Гюмюш

В шести километрах на на северо-восток от Нигде расположен высеченный в скалах Византийский монастырь. В передней части, на западе и юго-востоке двора располагаются комнаты, на севере же - храм. Церковь приблизительно относят к 10-11 векам. Купол церкви стоит на четырех больших и круглых колоннах. В восточной части три алтаря, на севере - комната для молитв. На одном их алтарей внимание привлекает очень живое и выразительное изображение Матери Марии держащей на руках младенца Иисуса.

Татларин, подземный город и пещерные церкви

Если проехать 9 км на север от Ачигёль, что расположена на 20 километре трассы Невшехир-Аксарай, мы попадём в поселок Татларин с населением 3500 жителей. На откосах расположенного на востоке поселка холма Ташкале расположен подземный город и внутрискальные пещеры, являющиеся следами древнего поселения. Здешний подземный город в 1975 году окрыт для посетителей. Его особеностью является установленное наличие туалетов.

Среди большого количества церквей лишь в двух из них обнаружены фрески, но и они покрыты слоем копоти. В этих церквях, взятых под контроль дирекцией Невшехирского музея с 1991 года ведутся реставрационные работы.

Гюльшехир и Ачиксарай

Гюльшехир основан у подножия возвышенности Керез, соседствующей с камышовыми зарослями реки Кызылырмак, что в 20 километрах на северо-запад от Невшехира. Считается что он был основан до нашей эры народом Эти, назвавшим город Зоропассос, а после, греки изменили его название на Арибусун. Посде провозглашения республики он стал называться Гюльшехир. Сейчас является одним из районных центров Невшехира.

Если проехать 2км от Гюльшехира в сторону Невшехира, то встретим сотни пещер прорытых в скалах полулощины, известного как Аксарай места поселения первых христиан. Здешние рисунки относящиеся к 6 и 7 векам, хотя и пострадали частично, но все же стоят внимания. Там же находится стометровый тунель, каторый связывает церковь Св.Жеана с двумя ущельями.

В относящихся к Гюльшехиру деревнях Сыгырлы, Гюмюшкент, Сиваса и Гёстесин есть открытые для посетителей подземные города. В деревне Сиваса имеются прорезанные на откосе иероглифические надписи, относящиеся так же к Этилерам. Кроме этого, в западной части деревни находится вырезанная в скале Византийская церковь. Но имеющиеся в ней символизирующие Иисуса Христа, Мать Марию и других святых фрески - частично испорчены.

Церковь святого Жеана

На первом этаже находящейся прямо при въезде в Гюльшехир двухэтажной церкви Святого Жеана имеется церковь, винный погреб, водопровод, служебные помещения, а на верхнем этаже расположилась другая, украшенная библейскими сюжетами церковь.

Церковь на нижнем этаже имеет в основании крест, один алтарь, рукава креста, пять арок. Центральный купол обрушился. В качестве украшений прямо на главной стене скалы терракотовой краской изображены кресты, геометрические фигуры и стилизированные фигуры животных. Церковь на верхнем этаже имеет один алтарь и пять арок. Рисунки на главном алтаре этой внешне довольно хорошо сохранившейся церкви, были покрыты черным налетом. После консервации и реставрации проведенной в 1995 году реставратором Ридваном Ишлером, церковь обрела сегодняшняй вид.

Цикл сцен из Бибилии и из жизни Иисуса распологается в виде полос на фризах свода. На черном фоне использовались желтые и коричневые оттенки. В нишах арок и фронтонах предпочтение отдано растительным и геометрическим мотивам. На западной и южной стене изображена довольльно редкая для кападокийского региона сцена Последнего суда. Судя по надписи на алтаре церковь относится к 1212 году.

Сцены: на алтаре Господь, на переднем фронтоне под изображениями птиц - Благовесть, под аркой вписанные внутри медальонов лики святых, на южном крыле арки - Последняя Вечеря, Предательство, Крещение. Внизу - смерть Матери Марии. На на северном крыле - снятие Исуса с креста, Женщины у пустой гробницы, восхождение Иисуса в рай. На западной и южной стене - Страшный суд.

Античный город Собессос

В мае месяце 2002 года, в деревне Шахинефенди, района Юргуп края Невшехир в результате раскопок проведенных Управлением музея Невшехир были раскопаны мозаичный зал для собраний и строение хамама принадлежащие позднему римскому периоду.

В результате проведенных исследований было установлено что, мозаичный зал собраний был разрушен в ранний византийский период и протяженное время подвергался разрушениям и в результате чего, большая часть мозаики были уничтожены. Видно, что поверх мозаики зала собрания, принадлежащему позднему римскому периоду и разрушенного в ранний византийский период (6-7 века), была возведена часовня, с того же материала из чего был выполнен мозаичный зал для собраний.

Вокруг зала собрания обнаружены около 100 захоронений принадлежащих византийскому периоду. В результате исследований захоронений видно, что изголовье тел расположены в западно-восточном направлении, руки скрещены на груди, правая рука находится на сердце, левая рука на селезенке. Также в южной части зала для собраний была раскопана кладбищенская часовня.

Были также раскопаны печь, бассейн горячей, холодной и теплой воды и комнаты для раздевания принадлежащие строению хамама. Уникален фрагмент мозаики с изображением лодки обнаруженный в уголке комнаты для раздевания.

Руины в античных источниках носят название Собессос, по найденным данным установлено, что они принадлежат позднему римскому и раннему византийскому периодам. Раскопочные работы в руинах продолжаются.

Соганлы (Сонакалды, Соандос)

Соганлы располагается в долине, что в 25 км на восток от Деринкуйю и 65 км на северо-запад от Юргюпа. Некоторое время местечко носило название Соандос. Однако согласно распростроненной легенде, во времена арабских нашествий эта местность стала пределом захваченной территории и Баттал Гази после вторжения во многие места в самую последнюю очередь занял и здешние места. Таким образом эта местность стала называться «Сонакалды» («осталась напоследок»). Изменяясь в течение веков, название обернулось сегодняшним «Соганлы».

В долине Соганлы насчитывается около 150 интересных церквей, многие из которых заполнены землей. Многие из них превратились в голубятни. Стоит посетить такие церкви как Церковь Йиланлы, Церковь Саклы, Церковь Матери Марии, Церковь Токалы, Церковь Кюббели. Особенно интересной для просмотра является Церковь Кюббели. Своими достопримечательностями Соганлы не уступает поселку Гёреме.

Хаджибекташ

Местечко, ранее известное как «Сулуджа Карахоюк», а после названное Хаджибекташ нахотся в 45 км на север от Невшехира. Проведенные раскопки говорят о правлении в этих местах Хиттитов, Фригийцев, Римлян и Византийцев.

В 13 веке пришедший из Хорасана Хаджи Бекташ-и Вели (Святой поломник Бекташ) основал здесь обитель. Со временем, она обернулась в центр движения дервишей.

Здесь в больших количествах готовилась пища и раздавалась бедным. При этом Хаджи Бекташ-и Вели проповедовал мусульманство. Народные массы ему поверили и приняли мусульманство. После смерти он был похоронен здесь же, а местечко названо его именем.

В 14 веке тут было основано Чиле Дамы и после расширилось. Первые реставрационные работы проводились в 19 веке. С 1954 пр 1966 год главным управлением памятников старины здание было отремонтировано и открылось для посетителей. Каждый год 16-18 августа здесь проводится «Фестиваль Хаджи Бекташ-и Вели».

Ыхлара

Если свернуть на 58м километре трассы Невшехир-Анкара и проехать ещё 40 км, то окажемся в ущелье Ыхлара. Из Деринкуйю можно проехать более коротким путем. Дорога, прямо ведущая из Деринкуйю в Ыхлара имеет 40 км. Образовавшаяся в результате многовекового эрозионного воздействия вод реки Мелендиз, 150 метровое ущелье сегодня привлекает тысячи туристов удивительной красотой природы и наличием сотен церквей.

В 1969 году в этом ущелье была найдена мумия девственницы. Сейчас эта мумия находится в музее Нигде. Ручей Ихлара тянется по направлению Белистырма, Япракхишар и Селиме. Самые красивые из церквей, расположившихся вдоль ущелья: Церковь Йиланлы, Церковь Агач Алты, Церковь Сюмбюллю, Церковь Кырк Дам Алты, Церковь Бахаттин Саманлыгы.

Церковь Йиланлы. Она имеет форму длинного креста, в западной части имеется опустошенная могила. На покрывающих этот фронтон рисунках изображен Михаил, повествующий о грехах и благодеяниях. Рядом, справа имеющиеся рисунки изображают как змеи обвивают тела грешников. Под куполом - изображения Иисуса Христа и ангелов, а на юго-восточном фронтоне - смерть Матери Марии. Кроме того ешё изображены Последняя Вечеря Христа, а также портеты Марии и Святых.

Церковь Агачалты имеет в основании крест и по сравнению с другими церквями более древняя. Но рисунки в ней хорошо сохраннились. На стене напротив входа видим изображение Даниэля между двумя львами, а под потолком рисунок дракона.

Церковь Сюмбюллю также имеет форму креста, рисунки, предположительно выполнены в 14 веке.


Церковь Кыркдам Алты. Некоторые из упоминаемых в Библии сцен отображены здесь в виде рисунков. Видна сцена убийства Св.Захарии.

История и памятники сельчукского периода

В середине 11 века начавшие расселяться в Анатолии тюркские пемена образовали Сельчукское государство. Кроме искусства изготовления фаянса и ковров и мастерства оброботки камня, сельчуки украсили всю Анатолию выстроенными мечетями, медресами, мавзолеями и постоялыми дворами (караван-сараями). Памятки седьчукской культуры 12 века в Анатолии являются произведениями искусства. Таковами есть, например, медресе Каратай в Коньи, Индже Минарели медресе, медресе Гек и медресе Чифте Минарели в Сивасе, и многие другие мечети и каравансараи.

Из имеющихся в Кападокии памятников Сельчукского периода можно назвать: мечеть Ниде Аладдин, мавзолей Хюдавенда Хатуна, мечеть Сунгурбей, мечеть и медресе Хуанд Хатун в Кайсери, Донер Кюмберт, находящийся между Кайсери и Сивасом Султан Ханы, находящийся между Томарза и Бюньян в селении Карадайи Каратай Ханы, между Невшехиром и Аксараем Аазыкарахан и Алайхан, в 7 километрах на восток от Аваноса Сарыхан.

В 13 веке Сельчукское государство начало терять свое политическое и административное господство в Анатолии. На месте распавшейся державы возникли княжества Гермияноглу, Айдыноглу, Ментешоглу, Караманоглу и другие. Одно из их числа - Османское княжество, после 1299 года ускоренно развиваясь вскоре овладевает Анатолией и создав сильное государство веками способствует развитию искусств.


Санырсам (Гази Эмир Мандана)

Дорога протяженностью в 35 км от Демрикуйю к Ихлара приведет Вас к деревне Гази Эмир (Мандама). В первый месяц 2007 года был раскопан новый подземный город. Раскопки, завершенные на восемьдесят процентов, ведутся под контролем Управления Музея Аксарай каймакама Гузел Йурта Рамазан Йылдырым совместно с старостой деревни Гази Эмир Атиллой Баджикк. На сегодняшний день раскопки представляют подземный караван сарай. С точки зрения туриста, можно сказать, что это восхитительный подземный город или даже караван сарай. Потому что, по сравнению с близлежащими подземными городами имеет другое строение. Первые входные двери выполнены в формуе арки, верхняя часть которой облицована мелкими камнями. В конце коридора длинной 15 метров находится огромное открытое пространство.

С правой части пространства находится церковь с четырьмя колоннами и рядом винный дом или возможно место для крещения. Напротив имеется огромная комната.

По обе стороны коридора, напоминающего закрытые торговые ряды, расположены комнаты, сараи и кухни. Над кухнями возвышаются широкие трубы, имеются печи для приготовления пищи размером примерно 1х1 метр.

Там же расположены сараи для выращивания крупного рогатого скота, таких как козы и мелкого рогатого скота таких как овцы и т.п. В помещениях напротив многочисленные амбары для хранения зерна и винные кувшины и хранилища.

В те времена, зерно в амбары засыпалось через высокие трубы. Подземный город Гази Эмир это одно из мест, который стоит посетить.

Аксарай

Поселок Аксарай расположился на севере горы Хасан и юго-востоке Соленого озера и лежит на точке пересечения направлений Анкара-Адана и Кайсери-Конья. Первым известным именем этого местечка было «Гарсаура», но во время правлении в Кападокии персидского короля Аркхалеоса, было переименовано в «Аркхалеос». Посля этого, во времена господства в Анатолии Сельчутского государства, Кылычаслан II построил здесь дворец из белого мрамора, и город получил название Аксарай (Белый дворец). В 1402 году, после Анкарской битвы между Османским Падишахом Йылдырымом Бейазитом и Тамерланом, Аксарай на некоторое время остается при княжстве Караманоглу. Но в 1468 году Османский падишах Фатих Султан Мехмед, завоевав это княжество и возвращает город назад.

Несмотря на то, что в 1924 году Аксарай был районным центром, с 1933 года он переходит в административное подчинение к Нигде, а с 15 июня 1989 вновь обретает статус центра.

Из исторических памятников, оставшихся от Сельчутского периода можем перечислить такие, как каравансарай Алайхан (1192), каравансарай Султанханы (1229), Аызкарахан (1231-1237), Эири Минаре (13 век), медресе Зинджирие (14 век), Мечеть Улу (1413). Из известных своей красотой и исторической ценностью мест для осмотра можно порекомендовать Йапракхишар, Селиме, Белисырма, Гюзельюрт, Ущелье Ыхлара и пещерные церкви.

Благодаря тому, что Аксарай находится в точке пересечения путей Анкара-Адана и Кайсери-Кония, и расположен недалеко от столицы он является одним из быстро развивающихся городов страны.

Подземный город Сарыатлы

Дорога на 22м километре ведущая от Аксарая в Невшехир, приводит вас прямо в район Сарыатлы. На юге этого населенного пункта был обнаружен подземный город. В результате работ проведенных в 1999-2001 гг. Дирекцией Аксарайского Музей и усилиями мэра города Мухаррема Каплы, подземный город был открыт для посещений.

Упомянутый подземный город трехэтажный. На первом этаже находятся кухни, складские помещения и конюшни, на втором кроме складских помещений и комнат находится скрытый колодец размером 80x80 см глубиной 15 м, вентиляционное отверстие, круглые мельничные камни, используемые в качестве ворот. Предполагается, что отверстия в этих круглых камнях, которые использовались в качестве ворот, были сделаны для наблюдения за врагом и метания стрел. Отверстие, находящееся в одной из комнат на третьем этаже, соединяет с нижним этажом, предполагается что оно использовалось в качестве отверстия для побега при атаках врага.


На сегодняшний день большая часть подземного города до сих пор используется сельчанами в качестве склада и к сожалению нет конкретной информации о величине города.

Гюзельюрт (Кальвери, Гельвери)

Поселок Гюзельюрт разместился в одном из ущелий на северном склоне горы Хасан, что на юго-запад от Каппадокии, и находится на расстоянии 15 км от Ихлара и 40 км, от Деринкуйю.

История этого, до последнего времени малоизвестного поселка уходит в далекое прошлое, и судя по найденным в западной части поселка остаткам керамики в 2500 годах до н.э. здесь находился крупный торговый центр.

Будни местных жителей проходят в тесном соприкосновении с сохранившимися до наших дней построек доисторического времени.

По некоторым источникам, Телелогус, заменивший ранее использовавшийся в Анатолии персидский календарь на новый родился в Назианзе (сегодняшний Ненези), а Богослов Грегориус в Кальвери (Гюзельюрт), и после причисления их к святым, Кальвер становится религиозным центром.

Здесь особенно интересными являются остатки доисторической стоянки, а также относящиеся к нашей эре внутрискальные церкви и часовни, Мечеть Кауа, церковь Бююк (Большая), церковь Высокая (Юксек).

Черезвычайно развивилось в Гюзельюрте производсто керамики, и немотря на прошествие стольких лет это искусство живо и в наши дни. Изготовляемые здесь гончарные изделия известны по всей Каппадокии как Кельверские горшки.

В районах Тильки Йолаы и Пынарджа обнаружены два тунеля. Но они все ещё закрыты. Местные жители утверждают, что один из них ведет в ущелье Ихлара, а другой - к горе Хасан, но это пока точно не установлено.

Ваши комментарии, вопросы, советы и критика
Смотрите ещё по теме
Смотрите ещё интересное поблизости
Смотрите ещё другие разделы
Ликийское побережье
Анатолийское побережье
© 2004-2017, CAPONE. Все права защищены.
реклама на сайте • спонсорство экспедиций
Нравится? Интересно? Полезно?
Не нравится
Не хочу
Закрыть окошко