Путеводитель Собор Святого Антония в Падуе
Базилика Святого Антония Падуанского
Базилика Святого Антония, которого жители города Падуи называют просто Святой, является главным памятником этого города и одним из крупнейших шедевров мирового искусства. Этот храм является также одним из наиболее знаменитых и посещаемых святых мест христианского мира.
Архитектор собора нам неизвестен. Скорее всего это был один из талантливых францисканцев, интересовавшийся искусством. Строительство храма начали в 1232 году в честь Святого Антония из Падуи (родился в Лиссабоне около 1195 года, умер в Падуе 13 июня 1231 года), основную часть которого закончили во второй половине XIII века.
Здание собора Святого Антония в Падуе (справа).
В этом грандиозном здание ощущается сильное влияние храма Святого Марка из Венеции, но в то же время вся внутренняя часть храма имеет готический стиль. Эти различия и противоречия в архитектуре храма объединены в единое оригинальное целое, что в свою очередь выделяет нашу базилику среди других средневековых храмов.
Внешняя часть выглядит очень художественно, в то время как внутренняя часть характеризуется строгой грандиозностью. Длина базилики составляет 115 метров; максимальная ширина 55 метров; максимальная внутренняя высота 35,50 метров; увенчана восемью куполами, двумя колокольнями, двумя башенками-минаретами и двумя колокольнями-близнецами, высота которых составляет 68 метров.
Величественное здание освещается прежде всего тремя огромными круглыми окнами, которые размещаются: первое на фасадной части храма, остальные - на противоположных стенах от главного алтаря.
Внутренняя планировка храма
Базилика Святого Антония сооружена в форме латинского креста и разделена внутри на три нефа, два боковых из которых соединяются за центральным алтарем. Одной из интересных характеристик этого храма являются множественные погребальные памятники (захоронения), скромные или пышные, сооруженные в честь полководцев, ученых и священнослужителей.
На внутренней части стены над главным входом находится большая фреска Pietro Annigoni (1985), на которой видно Святого Антония, проповедующего с орехового дерева.
На колонне, находящейся с левой стороны от главного входа, видим изображение Пресвятой Девы Марии, авторства Sterano da Ferrara (1350). Внутри базилики насчитываются около шестидесяти изображений Матери Божьей.
Первый алтарь с левой стороны посвящен Святому Максимилиану Кольбе, мученику Аушвица. Этот красивый монумент, который изображает жертву польского монаха-францисканца, является работой Pietro Annigoni (1981).
Капелла Святого Антония
Капелла Святого Антония является великолепным творением эпохи Возрождения, строительство которой началось в 1500 году и завершилась под окончание того же столетия. Архитектором был, скорее всего, Т.Lombardo, по модели A.Riccio (Briosсо). Так же там работали известные скульпторы той эпохи региона Венето.
Вдоль стен расположены девять мраморных рельефов со сценами из жизни и чудесами Святого Антония. Слева на право: «Пострижение в монахи Святого Антония» (A.Minello, 1512); «Ревнивый муж бьющий жену» (G.Rubino и S.Cosini, 1529); «Святой Антоний, воскрешающий юношу» (D.Cattaneo и G.Campagna, 1577); «Воскрешение молодой утопленницы» (Iacopo Sansovino, 1563); «Святой Антоний воскрешающий утонувшего мальчика» (A.Minello и I.Sansovino, 1534) и другие.
Барельеф «Святой Антоний и чудо с ревнивым мужем» работы Джованни Рубио и Сильвио Козино (справа).
Барельеф «Святой Антоний и чудо со сросшейся ногой» работы Туллио Ломбардо (справа).
По центру возвышается алтарь-могила Святого Антония, авторства Tiziano Aspetti (1594). По двум сторонам алтаря видно два превосходных серебряных канделябра (XVII век).
Как выглядел Святой Антоний
Впервые исследование мощей Святого Антония было проведено в 1981 году, через 750 лет после его смерти с разрешения папы Иоанна Павла II. После научных исследований мощи Святого были выставлены для всенародного почитания, что вызвало огромный интерес.
Это исследование, впервые после 1263 года, дало возможность увидеть останки Святого в отличном состоянии, которые были собраны в небольшом ящике, который, в свою очередь, находился в более старинном и простом гробу, где он и был захоронен.
Рака Святого Антония в соборе Святого Антония в Падуе (справа).
Детальное исследование останков со стороны медиков и историков дало возможность так же и восстановить физические характеристики Святого: приблизительная высота 1,7 м.; строение тела худощавое; с благородным, немножко удлиненным и узким, профилем лица, углубленными глазами; руки минные с тонкими пальцами; возраста приблизительно сорок лет.
Некоторой неожиданностью было то, что речевой аппарат Святого остался целостным: современные исследования подтвердили нетленность языка Святого проповедника Евангелия, которое было проведено в 1263 году.
Эти части тела в данный момент хранятся в капелле реликвий, так же как и ряса, найденная возле мощей и два старинных ящика с ценными тканями того времени. Скелет Святого Антония был помещен в хрустальный гроб, защищенный дубовым покрытием и перенесен на своё место первого марта 1981 года.
Капелла Тёмной Богоматери
Капелла Тёмной Богоматери является оставшейся частью старинной церковки Святой Марии, посвящённой Святому Антонию в 1229 году епископом города Падуи Iacopo. Здесь Святой совершал богослужения, проповедовал, слушал исповеди и молился. Здесь же он был похоронен в 1231 году и его останки находились до 1263 года.
Красивый готический алтарь с величественной статуей Девы Марии является великолепным произведением французского мастера: Rinaldino Puydarrieux (или di Guascogna). На стенах изображены разные фрески, относящиеся к XIII-XIV векам, которые на данный момент находятся в плохом состоянии.
Интерьер капеллы блаженного Луки Беллуди в соборе Святого Антония в Падуе (в центре).
«Пресвятая Дева Мария» работы Стефано да Феррара (справа).
Капелла блаженного Луки
Войти в Капеллу блаженного Луки можно через северную стену капеллы Тёмной Богородицы. Блаженный Лука из Падуи был учеником и другом Святого Антония и после его смерти продолжателем дел Святого и, скорее всего, организатором строительства этой базилики.
Интерьер, алтарь и фрески капеллы блаженного Луки Беллуди в соборе Святого Антония (справа).
Красивый алтарь относится к XIII веку. Фрески, полностью недавно восстановлены, являются работой Giusto de'Menabuoi (1382). Изображают: по центру «Дева Мария между Святыми монахами-францисканцами», на стенах вокруг алтаря видны эпизоды заступничества блаженного Луки, также некоторые эпизоды, взятые из «Легенды Ауреа», об апостолах Филиппе и Якове. В этой же капелле находятся останки блаженного Луки.
Радиальные капеллы
Радиальные капеллы называются так, потому что находятся вокруг центрального алтаря по форме радиуса. За исключением центральной капеллы, остальные были декорированы в период с конца XIX века и началом века XX. Начиная с левой стороны эти капеллы по-порядку называются...
Капелла Святого Иосифа, с олеографическими фресками, автором которых является Ermolao Paoletti выполненные в 1896 году.
Капелла Святого Франциска Ассизского, автором фресок на стенах является Ubaldo Oppi (1939), автором остальных фресок является Adollo de Carolis (1928).
Капелла австро-венгерская посвященная в честь Святого Леопольда с фресками Gerardo Fugel (1905).
Фреска «Встреча Святого Антония с Еццелином» работы Аннигони (справа).
Польская капелла посвященная в честь Святого Станислава с фресками Taddeo Popiel (1899).
Центральная Капелла 12 Реликвий (её описание смотри в следующем разделе).
Капелла Святого первомученика Стефана, с фресками Ludovico Seirz (1907-1908).
Германская капелла названа в честь Святого Бонифация, с фресками Martino Feuerstein (1907).
Американская капелла посвященная Святой Розе Лимской (первая католическая Святая Америки, 1586-1617), с фресками Biagio Biagetti (1913-1914).
Капелла Благословений (Святой Екатерины Александрийской, христианской великомученицы, 287-305), в этой капелле иеромонах благословляет паломников. Здесь же находятся три большие впечатляющие фрески, автором которых является Pietro Annigoni «Распятие», «Проповедование рыбам», «Встреча с Еццелином».
Капелла Реликвий
Капелла Реликвий была построена под конец XVII века в пышном стиле барокко по проекту архитектора и скульптора Filippo Parodi. Авторству Parodi принадлежат также статуи на балюстраде (слева: «Святой Франциск Ассизский», «Вера», «Смирение», «Покаяние», «Милосердие», «Святой Бонавентура») и над центральной нишей («Святой Антоний в славе»).
В трёх нишах находятся десятки реликвий, чаши, дары, подписи святых и другое. В левой нише достойной внимания: кадило, работы F. Baldi (1440) и кораблик для ладана (начала XVI века). Самая ценная реликвия в этой же нише, работы R.Cremesini (1982) содержит сезамовидную кость, часть кожи и волосы Святого.
Реликварии с нетленными подбородком и языком Святого Антония Падуанского в Сокровищнице (справа).
В центральной нише, в изумительном реликварие роботы ювелира Giuliano da Firenze (1436), сохраняется нетленный язык Святого Антония. Выше находится реликварий подбородка Святого, работы местного мастера из Падуи (1350). Наверху виден реликварий хрустального креста шедевр G.Fabbro (1437)
Сразу под реликварием с языком Святого находится современный значительный реликварий С.Balljana (1981), в котором хранится подъязычная кость, элемент речевого аппарата Святого. В капелле реликвий также хранится туника Святого Антония и деревянный гроб, в котором был захоронен его прах.
Капелла Святого Якова
Капелла Святого Якова находится напротив капеллы Святого Антония. Она является одним из шедевром XIV века в итальянском искусстве, как по архитектуре, так и в отдельных изумительных фресках которые находятся в ней.
Капелла построена в 1372 году как капелла фамилии маркиза di Soragna. Ее сооружением занимался Bonifacio Lupi по проекту венецианца Andriolo de'Santi. Автором фресок в этой капелле является Altichiero da Verona, известный итальянский художник этого столетия.
Фреска «Преследователи учеников Святого Якова, упавшие со скалы» работы Альтикьеро да Верона (справа).
На стене, которая разделена на три части, изображено великолепная картина «Распятие». По двум сторонам от этой картины находится два захоронения из фамилии маркиза. Над картиной «Распятие» и на боковых стенах находится изображения из легенды о Святом Якове, покровителе Испании.
После этой капеллы находится капелла Святой Клары, а после неё, ближе к центральному входу, находится капелла Святых Даров (Пресвятой Евхаристии).
Капелла Святых Даров
Капелла Святых Даров была построена в готическом стиле в 1457 году для захоронения в ней итальянского полководца начала XV века Cattamelata и его семьи. На стенах этой капеллы видны саркофаги Erasmo Cattamelata, с левой стороны, и его сына Giann Antonio, с правой, с красивыми скульптурами авторства Gregorio d'Allegretto (1458). В 1651 году была переименована в капеллу Святых Даров.
«Богоматерь на троне между святыми» работы Бернардино д'Асола (справа).
Богатое украшение, которое мы видим сейчас было сделано благодаря Ludovico Polaghi (1927-1936), который хотел возвеличить и прославить Тайну Евхаристии. Эта капелла украшена большим количеством мрамора, бронзы и произведений искусства: такая роскошь является актом веры и почитания реального присутствия Христа в Святой Евхаристии.
Около этой капеллы можем увидеть произведение искусства авторства Bernardino d'Asola: «Богоматерь, сидящая на троне между святыми».
Пресвитерий и Главный алтарь
От капеллы Святых Даров идем в центральную часть базилики, а потом в сторону главного алтаря и пресвитерия, которые отделены от основной части храма элегантной оградой с четырьмя красивыми бронзовыми статуями работы Tiziano Aspetti (1594). Это пространство украшено шедеврами Donatello (1448 и следующие годы), которые вместе придают пресвитерию красивейшего места базилики.
Вид главного алтаря, Распятия и статуй Богоматери и Святых в соборе Святого Антония (справа).
Над алтарем и вокруг него видно тридцать скульптур работы Camillo Boito (1895), которому принадлежит также проект расположения главного алтаря.
Над всем этим доминирует красивейшее распятие (1446), в котором видно Божественную красоту Иисуса Христа, который принял на себя человеческую природу и со смирением та спокойствием принимает также страдания и смерть на кресте.
«Богоматерь с Младенцем в окружении Святого Франциска и Святого Людовика», Камилло Бойто (в центре).
«Святая Юстиниана», статуя работы Камилло Бойто (справа).
Под распятием видно статую Богоматери, которая представляет всем людям младенца Иисуса. По сторонах шесть статуй Святых: Франциск, Юстина и Людовик (с левой стороны), Антоний, Даниель и Просдоцим, первый епископ Падуи (с правой стороны). Другие очаровательные бронзовые работы изображают чудеса Святого Антония, символы евангелистов и поющих ангелов. По центру - мертвый Христос между двумя ангелами.
С левой стороны возвышается бронзовый канделябр, работы Andrea Briosсо (1515). По своих размерах и художественном мастерству этот канделябр считается самым красивым в мире. По бокам пресвитерия находятся двенадцать плит, на которых изображены события из Ветхого Завета, работы В.Bellano (1488) и A.Briosco (1507).
Барельеф «Мёртвый Христос и плачущие ангелы» работы Донателло на главном алтаре собора (справа).
Под арками ворот изображены святые францисканцы. Особенного внимания заслуживает фреска с левой стороны (1326), на который видно благословляющего Святого Антония. Считается что это настоящее изображение Святого.
Сразу рядом размещена большая консоль органа базилики. Следует отметить что этот санктуарий, в которым мы сейчас находимся, славится старинными музыкальными традициями.
Сзади алтаря находится большой хор, где несколько раз на протяжении дня собираются монахи на молитву церковного правила. Хор сделан по проекту G.Massari в середине восемнадцатого века, после того как пожар повредил предыдущий хор, который был вырезан из дерева и украшен L.Canozzi с 1462 по 1469 годы. Под огромным шкафом, в котором хранятся книги для хора, находится могила флорентийца Lorenzo Alberti (умер в 1421 году), отца известного архитектора Leon Batcista.
Рекомендуем остановится на мгновение и рассмотреть художественные декорации стен пресвитерия, которые являются результатом труда автора А.Casanova из Болоньи, который работал здесь с 1902 года на протяжении 40 лет.
Монастырь и его внутренние дворики
С южной стороны базилики находится францисканский монастырь, который развивался на протяжении столетий, начиная от маленькой и бедной кельи, в которой жил Святой Антоний.
Монастырь в целом на сегодняшний день состоит из нескольких зданий, которые построены вокруг пяти внутренних двориков, носящих такие названия: Дворик Рая, Дворик Послушничества, Дворик Магнолии, Дворик Настоятеля и Дворик Музея (или Блаженного Луки).
Внутренний дворик Блаженного Луки или Музейный (справа).
Внутренний Дворик Послушничества является одним из элегантных и привлекательных. Называется он так потому что в одном крыле здания вокруг него живут молодые послушники, готовящиеся к францисканской жизни.
В этом монастыре, который был свидетелем многих происшествий в свое время жили известные религиозные деятели, которые отличались своей святостью, культурой и другими разными заданиями и назначениями, которые они исполняли в католической Церкви.
Здесь учился будущий Папа Сикст IV (XV век) и останавливались во время своих паломничеств Папа Пий VI и Папа Пий VII. В 1982 здесь был с пасторальным визитом Папа Иоанн Павел II.
Внутренний дворик Магнолии
Внутренний дворик Магнолии называется так потому что внутри его растет большая, красивая магнолия. Иное название этого дворика: Дель-Капитоло, потому что в этом крыле здания, объединенного с базиликой, находится большой зал Капитулы, который в свое время был предназначен для собраний монахов и, позже, для слушания исповедей людей.
Паломничество в эту базилику считается полным, в том случае, когда верующий приступит к Святым Тайнам Исповеди и Причастия.
Внутренний дворик Антониева Музея в соборе Святого Антония в Падуе (справа).
В крыле здания, параллельном к базилике находится главный офис периодического издательство монахов францисканцев «Messaggero di Sant'Antonio» (Вестник Святого Антония). Это издательство было основано около сто лет назад с целью продолжать и распространять весть Святого Антония, с помощью средств и языка адаптированных для современного человека.
Среди публикаций первое место занимает журнал «Вестник Святого Антония», наиболее распространенный ежемесячник в Италии, которые печатается также и для итальянцев за приделами Итальянской Республики и печатается на шести иностранных языках: английский, французский, немецкий, испанский, португальский и румынский.
Здесь также публикуется «Вестник для ребят», который выходит два раза в месяц. Стоит также отметить книжную продукцию, которая насчитывает около пятидесяти новинок в год, прежде всего в таких секторах: литургия, духовность, о францисканцах и о религии в общем.
Здание и фасад базилики
На определенном расстоянии от базилики можно рассмотреть её внешнюю часть вместе с разными архитектурными элементами: купола, колокольни, минареты и, прежде всего, красивый фасад, ширина которого составляет 37 метров, высота - 28 метров.
Конный памятник венецианского Кондотьера Гаттамелаты в Падуе (справа).
В нижней части фасада находятся пять больших арок. Над ними на длину всего фасада - терраса. Бронзовые двери являются работой С.Boito (1895). Над ними в полукруглой нише копия фрески, на которой изображена монограмма Христа со Святыми Антонием и Бернардином Сиенским, работы A.Mantegna (1452), выше - копия статуи Святого Антония из XII века, работы Rinaldino di Francia.
Статуя Святого Антония и лоджия на фасаде собора Святого Антония в Падуе (в центре).
Панорамный вид на купола и колокольни собора Святого Антония (справа).
В свое время территория вокруг Базилики использовалась как кладбище. Об этом свидетельствуют захоронения и мраморные плиты, которые сохранились до нашего времени. На площади видим статую полководца Е.Gattamelata da Narni, смоделированную и отлитую из бронзы скульптором Donatello. Этот шедевр был открыт в 1453 году и является первой конной статуей, которая была сооружена в Италии после романской эпохи.
Ораторий Святого Георгия
Ораторий Святого Георгия был построен как фамильная капелла маркизов Lupi di Soragna. Строительство завершено в 1377 году. Внутренняя часть украшена работами Altichiero, который завершил их в 1384 году. В данное время изображения находиться не в лучшем состоянии. Причиной их повреждений являются время, и человеческий вандализм.
Фрагмент фрески «Иисус венчает короной Богоматерь» работы Альтикьеро Альтикьери (справа).
На алтарной стене изображены: Распятие Христово и венчание короной Богоматери, а на стене, в которой находится центральный вход - события из детства Иисуса Христа. На стенах с левой стороны: эпизоды из легенды о Святом Георгии, с правой - истории о Святой Катерине и Святой Лучии.
Фреска «Привод Святой Лючии к месту греха» в оратории Сан-Джорджио (справа).
Школа Святого Антония
Школа Святого Антония строилась с целью быть местом собраний братства Святого Антония. Внутренняя её часть была завершена около 1430 года, внешняя - в 1504 году.
Фреска Тициана «Святой Антоний делает новорожденного говорящим» в Сколетте Сан-Антонио (справа).
Особое внимание в ней привлекает собрание цикла из 18 изображений, созданных в первых годах XIV века со сценами из жизни Святого Антония и его чудес. Четыре из этих изображений являются работами Tiziano Vecellio (1511): «Раздача хлеба», «Святой Антоний призывает свидетельствовать новорожденного», «Ревнивый муж бьет жену», «Святой Антоний исцеляет отрезанную ногу одному юноше». Эти изображения после последней реставрации в 1970 году приобрели свою первозданную красоту.
Фреска Тициана «Ревнивый муж бьет жену» в Сколетте Сан-Антонио (справа).
Обретение мощей Святого Антония Падуанского
После своей смерти Святой Антоний был погребен в городе Падуя в церкви Santa Maria Mater Domini, которая в свое время служила духовным приютом Святого во время интенсивной апостольской деятельности, в вторник 17 июня 1231 года.
После похорон его тело было погребено в церквушке местного францисканского монастыря. Скорее всего гроб не был полностью помещен в землю, но немного выступал из неё, чтобы паломники, число которых становилось все больше, могли к нему прикоснутся.
Исследование мощей Святого Антония в 1981 году, настоятели изучают останки Святого (справа).
Наиважнейшее опознание тела Святого Антония и его перемещение было проведено 8 апреля 1263 года. В этом году драгоценные мощи были перенесены в великолепный собор, который жители Падуи построили в честь своего Святого. При этом оказалось, что язык великого проповедника остался в целости и сохранности.
Святой Бонавентура из Bagnoregio, который в то время был генеральным настоятелем францисканцев, возглавил эту церемонию. Исследуя священные останки, прежде чем переставить их в новый гроб и открыв, что язык Святого остался не поврежден, Бонавентура воскликнул: «О благословенный язык Святого, который всегда восхвалял Господа и учил других славить Его, твоя нетленность ещё раз доказала, насколько труд Святого был угоден Богу».
Важные исследования останков Святого Антония начались 6 января 1981 года, в 750-ю годовщину его смерти. Две комиссии: религиозная и научно-техническая, назначенные Святым Престолом, работали над открытием гроба и исследованием его содержания.
Выставление мощей Святого Антония Падуанского для поклонения в 2010 году (справа).
Когда была отодвинута боковая плита из зеленого мрамора, был найден большой деревянный еловый ящик, обернутый сукном. Он содержал другой, меньший ящик, внутри которого в трех разных свертках из драгоценного сукна с надписями, были обнаружены: скелет, за исключением подбородка, левого предплечья и иные малые части (которые на протяжении веков сохранялись в отдельных сокровищницах), туника Святого и «massa corporis» или прах.
С 15 по 20 февраля 2010 года в базилике Святого Антония были выставлены его мощи для всеобщего почитания. Во время этого периода количество паломников превысило число 250 тысяч людей.
Дела милосердия базилики Святого Антония
КАРИТАС. Предлагает помощь нуждающимся в индивидуальных случаях и ситуациях (еда и одежда), а также помощь в странах третьего мира и разным гуманитарным проектам. Целью не является только одноразовая помощь нуждающимся, но, прежде всего, помощь воспитательная и формационная: то есть предоставлять помощь нуждающимся до тех пор, пока они сами не смогут себя обеспечивать необходимым и, в лучшем случае, смогут предоставлять помощь другим. Одной из постоянных поддержек данного каритаса является помощь общине Святого Франциска в городе Монселиче для наркозависимых молодых людей.
ГОРОДОК СВЯТОГО АНТОНИЯ. Городок родился после второй мировой войны с целью приютить и дать образование многочисленным сиротам. Сейчас это большой комплекс в городке возле Падуи, который адаптирован для разных нужд и ситуаций молодых людей и для семей, которые находятся в кризисе.
ПРИЗВАНИЕ И МИССИИ. Между основными и главными заданиями братьев базилики являются семинарии для формации будущих монахов и священнослужителей. Особое внимание уделяется также миссионерской деятельности: многие из братьев ведут свое служение в разных частях мира с евангелизационной и гуманитарной целью.
ОБЪЕДИНЕНИЕ БОЛЬНЫХ. UAMM (Unione Fntoniana Mondiale Malati - мировое объединение больных Св.Антония) является ассоциацией, которая объединяет людей преклонного возраста и больных любого возраста с целью помочь им понять смысл страданий в лучах Божественного плана спасения. Очень многие в UAMM находят помощь, комфорт, надежду и веру для свидетельствования любви Господней, который спасает каждого с помощью несения своего креста.