Туристический путеводитель по Падуи
История Падуи
Возникновение города. Согласно легенде, город был основан в 1185 г. до н.э. мифическим троянским героем, старейшиной Антенором. Бежав из Трои, он достиг реки Брента и изгнал оттуда племя эвганеев. И в действительности, по свидетельствам, хранящимся в Археологическом музее жители нынешней области Венето происходили из Малой Азии. Имеются сведения о существовании в XII в. до н.э. поселения в этой заболоченной местности и даже его латинское название - Патавий (Palavium), происходящее, несомненно, от слова padus - трясина. Со временем оно стало процветающим центром производства шерсти, получившим известность также разведением лошадей.
Римская эпоха. Падуя всегда была связана с Римом, защищавшим ее от нападений галлов, причем настолько тесно, что уже в 45 г. до н.э. стала муниципием и жила в мире на протяжении 400 лет. Она являлась третьим по величине городом Империи после Рима и Кадикса и входила в состав X округа. Главным городом этого округа была Аквилея, которую связывала с Падуей Анниева дорога, доходившая до Генуи по Паданской равнине. Древнеримская демаркационная линия, прочерченная с севера на юг, и декуман, шедший с запада на восток, соответствуют современным улице Данте и улице св.Франциска, пересекающимся на Соборной площади (Пьяцца дель Дуомо) в центре Падуи. Античный форум находился между Миланским проспектом (Корсо Милано) и Римской улицей: от него осталась колонна Мадонны дей Ноли на площади Гарибальди. Рядом с форумом находились термы, к северу - арена, остатки которой еще видны, и к югу - театр и цирк. На их месте сейчас площадь Прато-делла-Валле (луг в долине).
Первые вторжения. Для собственной защиты и защиты Империи сюда прибыл один из 13 гарнизонов сарматов - храбрых воинов с Балкан, но он не смог остановить гуннов Аттилы, которые в 452 г. предали город огню и мечу. Это было первое из длинной череды опустошений, подобных тому, что произошло во время войны Византии с готами (535). Последнее с бешеной злобой совершили лангобарды, сровнявшие в 602 г. Падую с землей, принудив жителей покинуть город (некоторые из этих беженцев станут основателями Венеции).
Возрождение коммуны. В конце VIII в. привнесенная Карлом Великим стабильность позволила монахам-бенедиктинцам основать монастыри, мелиорировать местность и заняться сельским хозяйством, а также под руководством епископов обустроить всю территорию. Пережив разграбление, учиненное венграми в 899 г., землетрясение 1004 г. и опустошительное землетрясение 1117 г., Падуя становится коммуной с 17 консулами, сражаясь вместе с Ломбардской и Веронской лигами против Фридриха Барбароссы на стороне папы Римского. При правлении рода Да Романо, когда она вернулась под эгиду Священной Римской империи, тут были построены Коммунальный дворец, дворец Раджоне (местопребывание городского совета) и основан университет.
Венецианский период. В 1405 г. Падуя окончательно отошла к Венеции, что, хотя и привело к утрате свободы, обеспечило ей мир и богатство и превратило ее университет в один крупнейших культурных европейских центров. Единственным военным моментом стала ее жестокая осада, предпринятая Камбрийской лигой в 1509 г., после которой город окружил себя великолепной крепостной стеной. Падуя и ее аристократия слились с венецианской администрацией. Этот симбиоз закончился в 1797 г., когда город захватили французы под командованием Наполеона, а затем по Кампоформийскому миру он был уступлен Австрии.
В XIX И XX столетиях. В период «раннего» Рисорджименто 1848 г. студенты университета восстали против австрийцев, и в Белом зале знаменитого кафе Педрокки до сих пор видны пули, выпущенные в юных повстанцев. В 1866 г. Падуя вошла в состав Итальянского королевства: именно в этом городе 9 августа 1866 г. Виктор-Эммануил II получил от Гарибальди из Беццекки телеграмму с единственным словом: «Повинуюсь» (Obbedisco). Во время Первой мировой войны в Падуе размещалось Верховное командование разных родов войск, а во Вторую она стала важным центром партизанского Сопротивления, в котором участвовали главным образом студенты университета. Падуанский университет - единственный в Италии, награжденный Золотой медалью за военные заслуги.
Маршрут первый «Символы города»
Базилика святой Иустины
Базилика святой Иустины (Basilica di Santa Giustina), находящаяся в двух шагах от Прато-делла-Валле, - самая древняя в городе и весьма почитаемая, так как здесь хранятся останки многих святых (среди них - Иустина, Просдоцим, Максим, Урия, Феличита, Юлиан), а также часть мощей апостола Матфия и евангелиста Луки.
Знатная Иустина, которой исполнилось всего 16 лет, 7 октября 304 г. приняла мученическую смерть от ударов сабли на Марсовом поле, где император Максимиан устроил трибунал для преследования христиан. Она была похоронена на ближайшем кладбище, и к ее могиле стали приходить паломники. Согласно преданию, отец Иустины Виталиан выстроил здесь церковь, от которой, впрочем, ничего не сохранилось.
В V в. по распоряжению префекта Венанция Опилиона тут было сооружено ядро базилики, возвышающейся теперь перед нами, и некоторое время спустя она стала важнейшим религиозным центром Северной Италии. В наши дни ансамбль включает базилику, пять внутренних двориков с портиками и монастырь.
План-схема базилики святой Иустины, медальон с рельефом святого Просдоциума (на фото справа).
Фасад. После землетрясения 1117 г., разрушившего древнюю христианскую базилику до основания, и последующего восстановления здание, строительство которого начал Андреа Морони и завершил Андреа да Балле, приобрело свои современные формы между 1532 и 1579 гг. Фасад закончен не был, но его скромный вид удивительным образом подчеркивает величие восьми куполов, ставших отличительным признаком собора. На паперти установлены два грифа из красного мрамора (XIII в.).
Внутреннее пространство. Оно поражает огромными размерами и освещенностью. Собор св.Иустины длиной 122 м - девятая по величине церковь в мире. Ее архитектура в форме латинского креста с тремя нефами, которые разделены пилястрами, - шедевр с точки зрения организации пространства.
Вдоль боковых нефов расположены многочисленные капеллы с алтарными картинами XVII столетия, созданными в частности Лукой Джордано и Пальмой Младшим. В правом нефе за ракой св.Матфия, поддерживаемой мраморными колоннами, находится капелла с шестиугольным отверстием Колодца мучеников (Pozzo dei Martiri) (1566), декорированным изображениями цветов. Капеллу с фресками в ложной перспективе, которые воспроизводят архитектурные элементы, украшают четыре терракотовые статуи. Внутри Колодца хранятся мощи падуанских первомучеников.
Отсюда можно пройти далее, в вотивную капеллу, образующую часовню св.Просдоцима Падуанского с его ракой. Землетрясение 1117 г. уничтожило мозаики с эпизодами из жития св.Мартина (в монастырь перенесли их уцелевшие фрагменты). В часовне находятся рака Падуанского святителя, украшенная в равеннском стиле, иконостас с надписями, рассказывающими о перенесении в город многих мощей и остатки надписи, украшавшей тимпан языческой базилики префекта Опилиона.
Миновав трансепт, можно пройти в капеллу св.Максима, прославившуюся мраморной «Пьетой» работы Филиппо Пароди (1689). Это - истинный шедевр эпохи барокко, благодаря изумительно переданному движению Христа, приподнимающегося из покрывала, которое держит Дева Мария, стоящая между Иоанном Богословом и Магдалиной. Христос тут почти невесом, освобожденный от груза человеческого бытия.
Далее мы попадаем в капеллу св.Луки (1316) с его мощами. Одно время здесь хранилось полотно Андреа Мантеньи (впоследствии похищенное Наполеоном и находящееся сейчас в миланской Пинакотеке Брера). Здесь же - могила Елены Лукреции Корнаро Пископии, венецианки, скончавшейся в 1684 г., - первой женщины в мире, окончившей университет.
В Старых хорах помещаются 50 деревянных сидений - они были составной частью апсиды прежней церкви. Отсюда можно пройти в комнату перед сакристией, где хранится архитрав портала романского собора, и в сакристию XV в. с мебелью XVII в.
Старые хоры базилики святой Иустины, галереи и внутренний дворик (на фото справа).
Монастырь. Богатейший и прославленный монастырь был закрыт Наполеоном в 1808 г. и превращен в казарму и военный госпиталь. Монахи вернулись сюда в 1818 г., но им отдали лишь малую часть комплекса. Дворик (кьостро) капитула (XII в.) устроен в романском стиле, в Главном дворе (Chiostro Maggiore) имеются многочисленные фрески. В монастыре размещается уникальная средневековая библиотека, поистине бесценная благодаря своим 80 тыс. томов, высеченным в камне полкам, произведениям искусства и обоям.
Площадь Прато-делла-Вале
Эта чудесная площадь Прато-делла-Вале (Prato della Valle) - один из символов Падуи и в то же время идеальное место для прогулок, чтения, встреч и развлечений. Поблизости от нее находится Лоджия Амулеа (XVII в.), построенная для того, чтобы позволить знати и важным гостям комфортно присутствовать на спектаклях и скачках, которые устраивались на Прато.
Площадь имеет эллиптическую форму и по своим размерам (88 620 кв.м) является одной из самых больших в Европе, уступая лишь Красной площади в Москве.
Обелиски, каналы и статуи известных жителей города на площади Прато-делла-Вале (на фото справа).
Структура площади напоминает венецианский образец патрицианского сада, но тут, на Прато-делла-Валле, частный сад становится общественной территорией. В ее центре расположен зеленый остров - его называют «Изола Меммия», вспоминая о мэре города (подеста), распорядившемся ее построить, а с краю протекает канал, украшенный двумя рядами статуй знаменитых исторических персонажей (их 78, хотя проектировалось на десяток больше). На площади устроены четыре аллеи - они пересекаются в ее центре, проходя по прелестным мостикам.
Площадь располагается на месте, имевшем большое значение еще в древности, несмотря на то, что его затопляла стоячая вода, из-за чего ему и дали прозвище «валле» (долина). Здесь находился римский театр, где претерпели мученическую смерть святые Иустина и Даниил, а также цирк для конных бегов.
В Средние века площадь принимала рыцарские турниры, рынки, бега на «седиоло» (характерные падуанские колесницы), на ней периодически возвышался «замок любви», где выбирали невест. Не следует забывать и о проповедях св.Антония Падуанского.
Статуи известных уроженцев Падуи и фонтан в центре острова Меммия (на фото справа).
Решение оздоровить эту территорию (вплоть до базилики св.Иустины) принял в 1767 г. сенат Венеции. Работы поручили знатному венецианцу Андреа Меммо и аббату Доменико Черато. Необходимость отвести воды положила начало строительству кольцевого канала с мостами. Статуи, изваянные разными скульпторами, представляют - наряду с небольшим числом политических деятелей и пап - людей, прославивших город и его университет.
Статуи пронумерованы, и номер 44 имеет фигура Андреа Меммо. Следует отметить обозначенную номером 52 статую математика и физика Джованни Полени, работы Антонио Кановы, ее оригинал хранится в Городском музее (Musei Civici). Отметим также изваяния Торквато Тассо, Андреа Мантеньи, Галилео Галилея, Лудовико Ариосто и Франческо Петрарки.
Ботанический сад
Основанный в 1545 г., Ботанический сад (Orto Botanico) - самый старый в мире из числа университетских. Он возник по воле венецианского сената на том участке, где монахи из монастыря св.Иустины прежде выращивали лекарственные растения.
Сад имеет строго геометрическую структуру, «воспроизводящую» порядок Вселенной: две круговые системы, вписанные одна в другую, заключают в себе 16 квадратных секторов, сгруппированных по четыре, в центре которых - фонтан. В XVIII в. первоначальная структура была дополнена четырьмя монументальными въездами и балюстрадой. В XIX столетии появились новые фонтаны, статуи и оранжереи. Была построена также аудитория, где до сих пор читаются лекции по ботанике. В музейном здании (Palazzina del Museo) некоторое время размещалось жилье директора.
В Ботаническом саду произрастают более 6 тыс. видов растений: отметим «гинко билобу» 1750 г. высотой 18 м и «пальму св.Петра» (1585), называемую также «пальмой Гёте», поскольку в 1786 г. она подсказала немецкому поэту, который был еще и натуралистом, мысль создать теорию о метаморфозе растений.
Фонтан Четыре времени года, старая Гинко Билоба, оранжерея с Пальмой Гёте (на фото слева).
Здание и интерьер церкви Святого Креста Санта-Кроче в Падуе (на фото справа).
Церковь Святого Креста
Церковь Святого Креста (Parrocchia della Santa Croce) - маленькое сокровище в смешанном стиле барокко и рококо возникло на месте, где еще в 1181 г. существовали церковь и лепрозорий. Перешедшая во владение Братства клириков орденов Сомаски, церковь была реконструирована с тем, чтобы она отражала престиж ордена.
Сейчас в ней - один хорошо освещенный неф с четырьмя боковыми алтарями. В центре потолка - овальная фреска Николо Бальдассини «Прославление Креста». Следует отметить превосходных «Поклоняющихся ангелов» работы Антонио Бонаццы по бокам главного алтаря и в глубине апсиды - полотно с изображением Святого Креста и поклонения ему св.царицы Елены (Распятие тут является опорной точкой всей перспективы храма).
Рядом с церковью - часовня братства Искупителя (XV в.), называемая Залом Искупителя (Sala del Redentore), где находятся среди прочих фрески Страстей Господних работы Джироламо дель Санто.
Святилище святого Леопольда Мандича
Св.Леопольд (1866-1942) родом из Далмации считается святым утешителем. В течение 34 лет он совершал таинство покаяния и приблизил к Богу тысячи людей. Его глубоко почитают в городе.
Посвященная ему церковь святого Леопольда Мандича (Santuario di San Leopoldo Mandic) XVI в. находится в монастыре капуцинов. В 1944 г. она была разрушена во время бомбежки - уцелела только исповедальня святого. Церковь восстановлена под руководством Джованни Морассути, теперь у нее почти сельский вид и очень простое внутреннее пространство, где даже видны балки.
Здесь хранятся произведения искусства XVII-XVIII вв. Внутри санктуария слева видна простая келья с подставкой, служившей святому для коленопреклонений, и его могилой. В правой части - братский корпус, в трапезной которого можно полюбоваться «Тайной вечерей», приписываемой Паоло Веронезе.
Дворец Палаццо Префеттура и гробница основателя города Антенора на площади Антенора (на фото справа).
Площадь Антенора
Площадь Антенора (Piazza Antenore) можно считать кратким изложением смен архитектурных стилей в городе. На ней, по преданию, находится могила Антенора, мифического троянского основателя Падуи. На самом деле в этом захоронении обнаружены останки германского или венгерского воина, жившего в X в., а также меч и два сосуда с золотыми монетами.
Недоразумение с Антенором породил поэт XIII в. Ловато дей Ловати и настолько сам поверил в него, что захотел быть похороненным поблизости от той самой могилы, для которой написал эпитафию.
На правой стороне площади - здание Префектуры (Palazzo della Prefettura), в 1933 г. украшенное фасадом в стиле неоренессанса. Первоначально здесь находились церковь и монастырь св.Стефана, включенные позднее в церковь св.Лаврентия (Сан-Лоренцо), упраздненную Наполеоном в 1809 г.
Городские ворота
Падую защищали четыре пояса стен. Первый был древнеримским - от него ничего не сохранилось. Второй был выстроен в XIII в., и от него остались фрагменты около ворот Молино (Porta Molino). Они получили свое название от мельниц (mulini) в той местности и использовались в качестве резервуара питьевой воды. Ворота Альтинате (Porta Altinate) тоже восходят к XIII в.: их название происходит от дороги, ведущей в Альтино. Разрушенная крестоносцами в 1256 г., застава была восстановлена в 1286 г.
В XIV в. были возведены крепостные «стены Каррарези» (Mura Carraresi) по приказанию тогда самого могущественного в городе семейства Каррарези. Их разрушили войска Камбрийской лиги, но затем появился Ренессансный пояс (Cinta Rinascimentale), сооруженный по приказанию властей Венеции и спроектированный Бартоломео д'Альвиано. От него сохранились все заставы.
Ворота Санта-Кроче (Porta Santa Croce). Они очень массивные, с полукруглым сводом и пилястрами. Ворота Святого Креста, строительство которых началось в 1509 г., служили одним из главных проездов через стены. Первоначально над ними возвышалась крепостная башня, удаленная в 1632 г.
Ворота Понтекорво (Porta Pontecorvo). Их сооружение началось в 1509 г. Эти ворота называют также «Ливиана» в память Бартоломео д'Альвиано. Название «Понтекорво» происходит от названия местности, где они построены.
Ворота Савонарола, ворота Понте-Молино и ворота Ливиана или Понтекорво (на фото справа).
Ворота Портелло (Porta Portello). Их настоящее название - Порта Оньисанти (Всесвятская застава). Название «Портелло» происходит от словосочетания «маленький порт» - для лодок, связывавших город с Брентой и Венецией. С 1519 г. к воротам был пристроен фасад из истрийского камня с колоннами и архитравом с четырьмя пушечными ядрами. На Понте Леони (Львином мосту) стоят два льва, на башне - часы, внутри нее - следы фресок.
Ворота Сан-Джованни (Porta San Giovanni) (1528) работы Фальконетто напоминают триумфальную арку. Первоначально их украшал лев св.Марка, но в 1797 г. его уничтожили французы.
Ворота Савонарола (Porta Savonarola) - их близнец. Они спроектированы тем же Фальконетто, дополнительные украшения установлены двумя годами позднее. Лев св.Марка, которого мы видим сегодня, появился здесь в 1930 г. в результате реставрации.
Маршрут второй «По следам святого Антония»
Базилика святого Антония
Собор святого Антония (Basilica di Sant'Antonio di Padova) известен просто как «Иль-Санто» («Святой») и является объектом столь глубокого почитания, что в год его посещают 5 млн. паломников и туристов.
Строить церковь начали в 1232 г. ради останков преподобного монаха-францисканца Антония Падуанского, родом из Португалии, умершего годом ранее. Ее поставили на месте, где уже с 1110 г. стояла церквушка Девы Марии Матери Божией (Санта-Мария-Матер-Домини). Сам преподобный, скончавшийся в обители сестер кларисс в Арчелле, пожелал быть похороненным в этой церкви, вокруг которой еще при его жизни в 1229 г. началось строительство монастыря.
Современная базилика - первоначально простая однонефная церковь - предстает как величественное здание с различными стилистическими элементами - от восьми византийских куполов до взметнувшихся ввысь колоколен и, наконец, до романского фасада, готической архитектоники и барочных украшений внутреннего пространства.
Статуя венецианского кондотьера Гаттамелата, панорама собора святого Антония (на фото справа).
Базилика всегда была необыкновенно популярной, а после крупных переделок между 1238 и 1310 годами, в которых принял участие сам Джотто, художники и зодчие всех эпох желали воздать честь св.Антонию Падуанскому своими произведениями.
Фасад исполнен в романском стиле и характеризуется четырьмя стрельчатыми аркадами. Три бронзовые двери - работа Камилло Бойто (1985). На площади водружен шедевр Донателло - конная статуя кондотьера Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (1453). Произведение можно назвать революционным, поскольку это была первая конная статуя больших размеров, изваянная после античности, и одна из первых самостоятельных скульптур (т.е. не входивших в архитектурные ансамбли). Конь имеет большие размеры по сравнению с полководцем - вероятно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть командирские качества всадника. У кондотьера, гордого и сурового, лицо открыто - возможно, чтобы было видно мужественное, но задумчивое выражение его лица, где мысль преобладает над силой.
Фасад и план-схема собора святого Антония в Падуе (на фото справа).
Внутреннее пространство организовано в готическом стиле с круглой абсидой-галереей, которая в отличие от нефов покрыта фресками. Нефы разделены широкими поперечными пролетами, над которыми устроены балконы. На внутренней стороне фасада - фреска Пьетро Аннигони (1985) с изображением св.Антония Падуанского, проповедующего с орехового дерева - эпизод, связанный с вакациями Святого, проведенными им в Кампосампьетро близ Падуи.
Правые капеллы. Первая из них, выполненная в готическом стиле, завершается ребристым сводом. Она имеет форму квадрата с четырьмя колоннами по углам, именно в ней похоронен Гаттамелата. Капелла - работа учеников Донателло, но ее неоднократно переделывали. Сейчас она посвящена Святым Дарам, но в прошлом находилась исключительно в распоряжении семейства Гаттамелата (в ней похоронен также сын кондотьера Джаннантонио). Апсида в алтаре (1936) - произведение Лудовико Польяги.
Третья капелла, расположенная за капеллой Святого Сердца позади трансепта, - это капелла св.апостола Иакова. Построенная в стиле венецианской готики, она выделяется пятью трехлопастными аркадами. Ее автор - один из крупнейших венецианских архитекторов XIV в. Андриоло дей Санти. Позднее капеллу украсили фресками, и мы можем полюбоваться драматичным Распятием и Житием св.Иакова, принадлежащими веронскому художнику Альтикьеро да Дзевия. Над капеллой водружен орган XIX в. с 4189 трубами.
С этого места можно пройти либо в алтарную кольцевую галерею (деамбулаторий), либо направо, во внутренний двор Магнолии, либо чуть дальше - в Сакристию, где стоит великолепный шкаф XV столетия. Еще дальше расположен Зал капитула с фрагментом Распятия, которое приписывается Джотто.
Главный алтарь находится в центре апсиды, ведущей далее в капеллу Сокровищницы. На протяжении веков алтари в базилике менялись. Один из них построил в 1450 г. сам Донателло, но в 1591 г. он был разобран. Бронзовые статуи вновь были объединены в ансамбль в 1895 г. в современном алтаре работы Камилло Бойто. Отметим, в частности, полных жизни ангелочков, 10 музыкантов и 4 певцов, вызывающих симпатию своей прилежной игрой, и глубоко волнующее и полное трагизма «Оплакивание Иисуса».
Центр композиции - статуя сидящей на троне Мадонны с Младенцем. Она окружена статуями небесных покровителей Падуи, а также святых Людовика и Франциска. Дева изображена совсем юной, но глубоко осознающей ожидающие ее страдания, и поэтому в ее взгляде отражаются горестные раздумья.
Позади нее - Распятие, очень большое, так как Донателло создал его для установки в центре храма. Измученное, но еще трепещущее тело Христа - это тело человека, переживающего последние мучительные мгновения своей жизни с отвагой и достоинством.
Донателло принадлежит также «Положение во Гроб» у задней стены алтаря. Андреа Бриоско - создатель пасхального канделябра XVI в., удивительного как по своим размерам, так и по сложности украшений.
Главный алтарь собора святого Антония, барельеф «Чудо с говорящим новорожденным» (на фото справа).
Хоры-Пресбитерии находятся позади главного алтаря и интересны фресками в апсиде, созданными Акилле Казановой (1939), и хорами, где монахи служат вводные части к мессе и молятся за тех, кто вверил свою жизнь под покров св.Антония Падуанского. Сидения изготовлены в XVIII в. Прежние сидения работы братьев Каноцци (1469) сгорели при пожаре в 1749 г.
Капелла Благословений находится у ворот внутреннего дворика. Здесь освящали различные предметы, приносимые паломниками. Капелла (Cappella delle Benedizioni) известна произведениями Пьетро Аннигони: фресками с изображениями Проповеди рыбам, правителя Эццелино да Романо и Распятия. На этих фресках свет веры, который излучал Святой, рассеивает печаль о бренном мире, окутанном грехом.
На первой фигура Святого уверенно возвышается над мощным валуном, символизирующим Христа. Изображение отражает реальный факт, произошедший в устье реки Мареккья близ Римини в 1223 г. Люди не хотели слушать Божие слово, и тогда Антоний пошел проповедовать рыбам, которых вокруг него собралось великое множество. На второй фреске св.Антоний ходатайствует за нескольких узников перед тираном Эццелино, но тот, по наущению дьявола за его спиной, не уступает. Настоящий узник - это Эццелино, упорствующий во зле, и печаль Святого вызывают не узники, стоящие в глубине, а грядущее вечное проклятие тирана.
Распятие предельно реалистично: на фреске изображены распухший живот, что обычно происходит при подобной казни, и изуродованные ноги. Христос близок к смерти и взывает к Отцу.
Реликвии подбородка и языка Святого, капелла блаженного Луки Беллуди (на фото справа).
Капелла Мощей (Cappella delle Reliquie), великое произведение Филиппо Народи (1691), находится в центре пресбитерия и называется также капеллой-сокровищницей (Cappella del Tesoro), так как здесь в трех нишах хранятся части мощей св.Антония и самые ценные обетные подношения. Пароди, ученик великого Бернини, задумал капеллу как символ триумфа Святого: его отображают торжествующие ангелы, которые возносят св.Антония к Небесной Славе. Всё пространство окружено балюстрадой с шестью мраморными статуями.
В центральной нише сохраняют язык Святого, обнаруженный нетленным при первом вскрытии в 1263 г. гроба св.Антония. Язык находится в серебряном реликварии XV в., украшенном ювелиром Джулиано да Фиренце. Ниже лежат глоточные хрящи, тоже связанные с формированием голоса, а следовательно - и с проповедью, и тоже нетленные. Наконец наверху мы видим часть подбородка (точнее, нижней челюсти), хранящиеся в торсе с нимбом, который изваяли в 1349 г. по распоряжению кардинала Ги де Булонь-сюр-Мер, чудесным образом исцеленного Святым.
В ходе освидетельствования мощей в 1981 г. был извлечен ящик из елового дерева, завернутый в четыре куска льняного полотна и в два позолоченных шелковых полотен, в котором был меньший ящик с печатями, где находились части скелета, а также прах и ряса Святого, соответствующие положению мощей в 1263 г. После 1981 г. скелет был восстановлен и помещен в хрустальную раку, которую положили в ящик из дуба и опустили в могилу.
Придел с ракой святого Антония, барельеф «Мертвый Христос» Донателло, рака Святого (на фото справа).
Левые капеллы. Первая капелла, которую здесь встречаем, это капелла Черной Мадонны (Мадонна Мора), которая когда-то служила древней церковью (XII в.) Девы Марии Матери Божией, где и хотел быть похоронен св.Антоний и где находилась его рака до 1263 г. Статую Мадонны изваял Райнальдино ди Пюи-л'Эвек (1396).
За ней расположена капелла блаженного Луки Беллуди, монаха и друга св.Антония. Она была пристроена к базилике во 2-й пол. XIV в. Фрески написал Джусто лей Менабуой (1382), алтарь восходит к XIII в. Здесь, вероятно, находилась гробница св.Антония с 1263 по 1310 г.
Рака святого Антония. Ее также называют просто «саркофагом» («Арка»). Могила находится под алтарем XVI в. работы Тициано Аспетти, изваявшего также скульптуру, а большие статуи двух ангелов принадлежат Пароди. Стены украшены панно с горельефами разных авторов, изображающими знаменитые чудеса, совершенные святым. Вот эти горельефы по порядку: св.Антоний получает францисканское облачение (работа Антонио Минелли, 1517); ревнивый муж (Джованни Рубино и Сильвио Козини, 1536) - муж ударил жену кинжалом, и Святой исцеляет ее; воскрешенный юноша (Данезе Каттанео и Джироламо Кампанья, 1573), где убитый, но воскрешенный юноша разоблачает своего настоящего убийцу и оправдывает отца; воскрешенная девушка (Якопо Сансовино, 1563) - чудо, когда Святой (его изображение, впрочем, отсутствует) возвращает к жизни утонувшую девушку; воскрешенный ребенок (Антонио Минелло, 1536) - этот ребенок был племянником святого; сердце умершего ростовщика (Туллио Ломбардо, 1525), которое находят в несгораемом шкафу; св.Антоний прикрепляет ногу юноше (Туллио Ломбарде 1504) - юноша представлен в отчаянии, охватившем его после ампутации ноги в наказание за то, что ударил ею свою мать; бокал, оставшийся целый после того, как его в гневе бросил на землю неверующий (Джованни-Мария Моска и Паоло Стелла, 1529); наконец, св.Антоний заставляет заговорить новорожденного (Антонио Ломбарде, 1505), дабы он засвидетельствовал верность мужу своей матери.
Дворик Магнолии и дворик Антониева музея в соборе святого Антония в Падуе (на фото справа).
Внутренние дворики. Во дворике послушников (Chiostro del Noviziato) XV в. возвышаются памятники Джованни Минелло и Андреа Бриоско. Дворик Капитула или Маньолия (Магнолия), богатый мраморными изваяниями, находится на месте первоначального ядра обители. Из него можно пройти в дворик генерала Ордена (Chiostro del Generale) в готическом стиле, где сохранился надгробный барельеф супруги Гаттамелаты, Джакомы Леонессы. Наконец, во дворике Свято-Антониевского музея (Museo Antoniano) хранится ряд любопытных предметов, дарованных по обетам (в том числе участников Второй мировой войны и похода против СССР), украшений и предметов культа, люнет кисти Мантеньи, алтарная картина Тьеполо и другие шедевры.
Антониевская библиотека. Построенная в XIII в., она содержит 85 тыс. томов, из которых 850 - средневековые рукописи, 300 инкунабул, 3 тыс. произведений XVI в. и множество книг XVII-XVIII вв. Отметим Codex Thesauri - сборник проповедей св.Антония Падуанского, Космографию (Альмагест) Клавдия Птолемея, 26 таблиц которой впервые были оттеснены на меди, и Rationale Divinorum Officiorum Гийома Дюрана - одну из первых книг, напечатанных передвижной азбукой. Библиотека, доступная только ученым, расположена над двориком генерала. В ней хранятся также все документы о Святом и его базилике.
Часовня святого Георгия
Часовня святого Георгия (Oratorio di San Giorgio) находится справа от базилики, и в нее можно войти из дворика Магнолии. Это скромное романское здание с простым кирпичным фасадом и двускатной крышей, украшенное пилястрами и рельефом с изображением св.Георгия Победоносца.
Часовню построил маркиз Раймондино дей Лупи ди Соранья в 1377 г. как семейный склеп (ранее саркофаг маркиза находился посередине капеллы и возвышался почти до потолка, но впоследствии был разрушен солдатами Наполеона).
Часовня знаменита фресками XIV в. со сценами из Евангелия, из житий святых Георгия Победоносца, Екатерины Великомученицы и Лючии Сиракузской работы веронского художника Альтикьеро Альтикьери. Однонефное внутреннее пространство со сводом и с барабаном напоминает архитектуру знаменитой падуанской капеллы Скровеньи.
Фасад Сколетты-дель-Санто в Падуе (на фото справа).
«Св.Антоний сращивает ногу юноше» и «Св.Антоний делает новорожденного говорящим» работы Тициана.
Сколетта-дель-Санто
Сколетта-дель-Санто (Scoletta del Santo) находится сбоку от оратория св.Георгия. Ее простой фасад в 1930 г. был украшен карнизом. Сколетта, состоящая из двух стоящих одна над другой церквей, имеет известную фреску Мадонна с Младенцем и святыми Власием и Иеронимом кисти Падованино. Здание со времени постройки в 1427 г. служило резиденцией Братства св.Антония, а в 1504 г. его надстроили на один этаж, чтобы разместить там Зал приората.
В этом зале с потолком с кессонами, вырезанным Дж.Кавальери и расписанным Д.Ботаццо, находятся фрески со сценами из жития св.Антония Падуанского, принадлежащие таким большим художникам, как ученик Тициана Доменико Кампаньола, Бартоломео Монтанья (Воскрешение убитого юноши) и в особенности Тициана (Тициано Вечеллио). Сюда можно попасть, поднявшись по парадной лестнице, построенной в 1736 г. архитектором Джованни Глория.
Маршрут третий «Прогулка по достопримечательностям»
Замок Кастельвеккьо
Замок (Castelvecchio), называемый также Кастельвеккьо (Старый замок), построен вместе с военными сооружениями, ядро которых восходит к концу первого тысячелетия. Замок был возведен для защиты города, в первую очередь, от нападений венгров.
Землетрясение 1117 г. сровняло его с землей, и на смену ему построить новую цитадель приказал тиран Эццелино III да Романо (1237). Замок стал опорным пунктом и городской стены XIII в. От этого сооружения сохранилась самая большая башня - Торлонга, где сейчас размещается Спекола.
После падения тирании семейства Эццелино замок стоял покинутым, пока падуанские правители Каррарези его не перестроили. По их приказанию две башни расписали белыми и красными квадратами и соединили их с дворцом Каррарезе верхним переходом. Теперь от этого дворца остались только лоджия, где размещается Галилеевская академия, и фрагменты стен лоджии Гран Гуардия (охраны).
Площадь Капитанио ранее служила плацдармом внутри дворца Каррарезе. После постройки новых крепостных стен в XVI в. замок полностью утратил оборонительное значение.
Башня-обсерватория Спекола в замке Кастельвеккьо в Падуе (на фото справа).
Спекола
Астрономическая обсерватория Спекола (La Specola), находится в старинной башне Торлонга. Сейчас в ней размещается астрономическая обсерватория Падуанского университета, а в период тирании Эццелино это был застенок. После того как замок лишился своих оборонительных функций, Спекола использовалась как тюрьма и склад, пока Республика Венеция не решила в 1761 г. основать здесь Обсерваторию.
Под руководством Доменико Черато на вершине башни была расширена терраса и сооружено восьмиугольное помещение (верхняя обсерватория) с большими окнами, позволяющими наблюдать Солнце до зенита. Ниже построили нижнюю обсерваторию, оборудованную для наблюдения южной стороны света с помощью рисок на полу. Во время Первой мировой войны Обсерватория имела немалое военное значение, а в 1994 г. стала музеем.
Церковь Мария-Аддолората-аль-Торрезино
Церковь Мария-Аддолората-аль-Торрезино (Parrocchia Madonna Addolorata al Torresino), по проекту Джироламо Франджимелики, является шедевром барокко. Своим названием он обязан капелле Божией Матери Скорбящей, «Аддолората» (XV в.), которая сначала помещалась в одной из крепостных башен (torre) городской стены. Ее первое посвящение - св.Михаилу Архангелу, в память старинной лангобардской церквушки. Франджимелика придумал необычный круглый план, с тремя апсидами и круглую же звонницу, с зубцами. Внутри - фрески XIV в. и красивый алтарь, работы Карло Скарпы, с образом Мадонны Торрезино.
Мемориальная доска и бывшая Немецкая синагога в еврейском Гетто Падуи (на фото справа).
Гетто
Гетто (Getto) находится на виа Рома между улицей Марсала, Соборной площадью (Пьяцца дель Дуомо), улицами Барбарико и Манин, и площадью делле Эрбе (Трав) вдоль улицы Сан-Мартино-э-Сольферино. Гетто было образовано в 1603 г. и ликвидировано в 1797 г. Его закрывало четверо ворот: на страже каждых стояли один иудей и один христианин. Ворота разрушили в 1797 г., но следы навесок остались возле церкви Сан-Канциано и на пересечении улиц Сан-Мартино-э-Сольферино и Рома. Там же имеются и надписи, напоминающие евреям о необходимости возвращаться в Гетто после захода солнца. На улице Сан-Мартино-э-Сольферино во дворе Ленгуацца сохранились остатки старинной синагоги. Еще одна синагога (XVI в.) - на виа делле Пьяцце.
Церковь Санта-Мария-дей-Серви
Расположенная на улице Рима (виа Рома), церковь Санта-Мария-дей-Серви (Parrocchia di Santa Maria dei Servi) была построена в 1342 г. по воле Финны Будзакоррини, жены Франческо да Каррара Старшего, на развалинах дворца Николо да Каррара, который сровняли с землей, когда Николо предал Падую и перешел на сторону веронца Кангранде делла Скала.
Церковь, название которой происходит от монашеского ордена «слуг Девы Марии» (Padri Serviti), характеризуется длинной внешней лоджией (XVI в.). Внутри нее - один неф, замыкающийся многоугольным пресбитерием и потолок из деревянных стропил. В первой правой капелле находятся полотно XX в. Рины Малуты с изображением св.Анны и надгробный памятник врачу XVI в. Эмилио Камполонго.
Интерьер нефа и алтарь Аддолораты в церкви Санта-Мария-дей-Серви (на фото справа).
Большую ценность представляет фреска «Мадонна с Младенцем и святые», работы Джироламо дель Санто. Две картины принадлежат Андреа Питокки - «Дева Мария спасает осужденного» и «Чудесное обретение образа Девы Марии». Миновав купель, мы увидим фреску с изображением великолепной и драматичной «Пьеты», приписываемую Якопо да Монтаньяна.
Всё внутреннее пространство оформлено исключительно просто, однако алтарь Богоматери Скорбящей - это триумф барокко (над ним - статуя Скорбящей Девы). Алтарь - работа Джованни Бонаццы, который обогатил декор панно, изображающими семь скорбей Пресвятой Девы.
В капелле Святого Креста - «Мадонна со святыми Франциском, Антонием и Карлом Борромео», а в капелле Распятия (Cappella del Crocifisso) установлено деревянное Распятие в натуральную величину.
Маршрут четвёртый «Сердце города»
Дворец дель Бо
Дворец дель Бо (Palazzo dell Bo) находится на ул. 8 февраля и с 1492 г. представляет собой историческую резиденцию Падуанского университета, когда все университетские помещения были сосредоточены в этом здании. Со временем он разрастался, включив в себя соседние здания. Среди них оказалась одна гостиница, на вывеске которой был изображен бык (bue), откуда и произошло название Дворец быка (Палаццо дель Бо).
Его перестройка длилась очень долго - самые важные работы проводились между 1542 и 1601 гг. Старинный внутренний двор (Cortile Antico) со средневековой башней с часами относится к XVI в., его создание приписывают Сансовино. Новый двор был перестроен во время Второй мировой войны.
Анатомический театр и роскошный интерьер Актового зала дворца дель Бо в Падуе (на фото справа).
Пройдя через атриум, лестницы и лоджии, украшенные гербами (1542-1688), мы окажемся в верхней лоджии и в Зале медицинских дипломов, рядом с которым находится анатомический театр - первый в Европе, созданный в 1594 г. патологоанатомом Джироламо Фабрици д'Акуапенденте. Вокруг анатомического стола возвышаются 6 эллиптических ярусов с 300 местами для сидения.
Интересен Зал сорока (Sala dei Quaranta), название которого произошло от 40 портретов студентов. Здесь находится кафедра Галилео Галилея, преподававшего в университете математику и физику с 1592 по 1610 г. Сразу за ним расположены актовый зал (Aula Magna) (его потолок расписал фресками в 1854 г. Карлини) и зал Академического сената. Эти аудитории реконструировал в 1942 г. Джо Понти. Ему принадлежит также базилика, из которой можно пройти в зал Академической коллегии, получивший известность благодаря красивой резной мебели.
Зал гигантов
Зал гигантов (Sala dei Giganti) находится во дворце Ливиано (Palazzo Liviano), который занимают филологический и философский факультеты. Свое название дворец получил от имени историка Тита Ливия (I в. до н.э.), родившегося в Падуе. Ливиано - произведение архитектора Джо Понти, который построил его в 1937-1939 гг. на остатках старинного дворца Капитанио.
Тут находится великолепный зал Гигантов (первоначально Героев), названный так благодаря украшающим его фрескам XIV в. Их тематика - все прославленные герои прошлого - была навеяна Франческо Петраркой, и изображение поэта после его смерти в 1374 г. было добавлено к циклу фресок. В начале XVI в. зал был уничтожен пожаром, но восстановлен в 1540 г. с новыми фресками Доменико Кампаньолы, среди которых сохранился старинный портрет Петрарки.
Это был зал приемов, а с 1629 г. там разместилась университетская библиотека. В результате нескольких реставраций залу возвращено прежнее великолепие, и сейчас в нем проходят музыкальные встречи и концерты.
Дворец Палаццо Капитанио в историческом центре Падуи (на фото справа).
Дворец Капитанио
Дворец Капитанио (Palazzo dei Capitanio) расположен на площади Синьори, на месте, где когда-то возвышался дворец (Реджия) Каррарези. Своим названием дворец обязан тому, что он служил резиденцией одного из двух венецианских регентов, управлявших Падуей, второй был подеста.
Он разделен башней, заканчивающейся восьмиугольным тимпаном и куполом, крытым свинцовыми пластинами. В 1477 г. установлены башенные часы, а позднее лев св.Марка - символ Венеции. Нынешний фасад, похожий на полукруглую триумфальную арку, соорудил в 1532 г. из истрийского камня Джованни-Мария Фальконетто. В аттике - лев св.Марка.
Часы представляют собой реконструкцию часов работы Джованни Донди (1344), это одни из первых в мире астрономических часов. Их спроектировал в 1423 г. мастер Новелло и построили Джованни и Джампьетро делле Кальдьере в 1477 г.; украшения - работы Джорджо да Тревизо. Часы работают до сих пор и считают помимо часов и минут месяц, день, фазы Луны и астрологическое «положение». Среди знаков зодиака отсутствуют Весы, так как, согласно легенде, заказчик не заплатил мастеру оговоренную сумму и тот в отместку «похитил» знак.
Площадь дей Синьори
Площадь дей Синьори (Piazza dei Signori) получила свое название от дворца Синьории, т.е. от старинной Реджии Каррарези - семейства, правившего городом с 1318 по 1405 г. Одно время она была настолько запущенной, что приобрела прозвание «Разорение» (Desolazione). Впоследствии, после реконструкции, ее назвали «Триумфы»: здесь проходили праздники, рыцарские турниры, а на масленицу - бои быков.
Церковь св.Климента (Chiesa di San Clemente) построена в 1190 г. В XVI столетии фасад был перестроен, появились большие пилястры и тимпан, а также статуи святых Климента, Иустины и Даниила. Внутри - единственный неф. Среди алтарей есть посвященные древним предпринимателям из этих мест - ювелирам и продавцам сыра. Большую ценность представляют картины Луки Феррари (1640) и Пьетро Дамини.
Площадь Пьяцца дей Синьори и фасад церкви святого Климента в Падуе (на фото справа).
Дворец Подеста
Дворец Подеста (Palazzo del Podesta) находится напротив дворца Бо и известен под разными названиями: дворец Подеста, так как в нем находился венецианский магистрат, дворец Морони по имени архитектора, перестроившего его в середине XIV в., и Муниципалитет (Муничипио), поскольку был и остается местопребыванием городской администрации.
Дворец составляет часть ансамбля, куда входят также дворец и башня Старейшин (Torre degli Anziani) (1285) и дворец городского совета (Palazzo del Consiglio) (1285). Дворец эпохи Морони - величественное здание в два этажа.
Первый - строг, с широкими портиками, напоминающими триумфальные арки, и маленькими квадратными окнами. В верхнем этаже - балюстрада с дорическими пилястрами. В центре возвышается башня с главным входом, в едущим во внутренний парадный двор, на вершине которого возвышается статуя Победы. Нижний этаж оформлен скромно. Во внутреннем дворе видим мощные рустованные аркады, поддерживающие висячий дворик. В центре находится настоящий колодец XVI в., а под портиком - бюсты знаменитых горожан.
Вид на дворец Подеста и кафе Педрокки в Падуе (на фото справа).
Пройдя через главный вход, мы оказываемся в Зале совета (Sala del Consiglio), за которым расположены часовня Юридической коллегии (Cappella del Collegio dei Notai). В ней впечатляют полотно Кампаньолы Дева на троне со святыми Андреем и Антонием и картины с Иоанном Крестителем того же Кампаньолы. На потолке их продолжают изображения св.Иоанна Крестителя во славе и св.Иоанна Богослова со святыми Павлом и Рохом. Там же - картины Дамиани, изображающие капитана Сильвестро Вальцера, а также Ахилла и Кентавра Хитона, и две батальные сцены, приписываемые Боргоньоне.
Кафе Педрокки
Кафе Педрокки (Caffe Pedrocchi) - это историческое кафе (1831) расположено в доме №15 на улице 8 февраля. Его еще называли «кафе без дверей», потому что до 1916 г. оно, в самом деле, было открыто днем и ночью. Это заведение стало центром культурной и политической жизни города. Оно связано с историей семейства Педрокки: в 1772 г. Франческо Педрокки открыл тут первую лавку по продаже кофе, которое пользовалось необычным успехом у публики. В 1826 г. Андреа Педрокки решил построить кофейное заведение, которое бы включало помещения для обжаривания кофе и винный погребок.
Но помещения оказались совершенно не приспособленными для этого, и тогда Джузеппе Япелли выстроил треугольное в плане здание, которое мы видим сегодня. Через рустованный полированный фасад можно пройти в три зала первого этажа - Белый, Красный и Зеленый - по цветам обоев, явно напоминающим итальянский национальный триколор.
Неоготическая пристройка Педроккино, интерьер кафе и Красный зал кафе Педрокки (на фото справа).
Зеленый зал предназначен для гостей, предпочитающих читать, а не есть и пить. Здесь царство университетской публики без гроша в кармане: кое-кто утверждает, что выражение «быть в зеленом» («essere al verde») родилось здесь.
В Белом зале хранится снаряд, выпущенный в 1848 г. австрийскими солдатами по восставшим студентам. Средневековый зал с лоджией расположен в неоготической части здания и называется «Педроккино». На втором этаже находятся восемь залов, каждый украшен в особом стиле - от этрусского до мавританского.
Дворец Раджоне
Палаццо делла Раджоне (Palazzo della Ragione) («Дворец разума», т.е. правосудия) называется также «салоном» благодаря огромному залу на верхнем этаже. Здесь находится также отреставрированный маятник Фуко - названный так честь французского физика, доказавшего таким образом вращение Земли. Маятник Падуе создал профессор Торцо с физического факультета Университета.
Строгий и монументальный дворец был построен в конце XII в. в центре ансамбля, состоящего из Дворца старейшин и Дворца совета и представляющего собой «опору» серии площадей, которые сейчас включают площади Трав (делле Эрбе) и Плодов (делла Фрутта) - когда-то здесь располагался обширный городской рынок. Между дворцом Совета и дворцом Раджоне находится «Арка веревки», где ударами бича наказывали обманщиков и воров.
Дворец Раджоне можно сравнить с опрокинутым кораблем, опирающимся на четыре ряда пилонов. Его нижний этаж был построен еще в 1166 г. на месте ранее стоявшего здесь здания, о чем говорят остатки романской архитектуры в подвале. Свой нынешний облик он приобрел в 1306-1309 гг. благодаря фра Джованни из ордена Отшельников (Эремитани): он соорудил арочную галерею лоджии и большой круглый свод с двумя куполами, покрыл крышу деревянными стропильными фермами со свинцовыми пластинами.
В 1757 г. крышу снес ураган, и ее восстановление было поручено строителю Феррачине, прославившемуся установкой часов на площади Сан-Марко. В 1797 г. дворец перестал быть резиденцией суда, здесь начали устраивать праздники и общественные мероприятия.
Дворец знаменит громадным залом длиной 80 м и шириной 27 с деревянным потолком в виде стрельчатого свода на высоте в 40 м. Зал украшают около 500 фресок, в создании которых, вероятно, принимал участие Джотто: в 1306 г., возможно, именно он украсил своды религиозными и астрологическими изображениями.
Всё было утрачено при пожаре 1420 г., и это привело к перестройке трех помещений - капеллы, зала заседаний и темниц. Автором салона стал кораблестроитель Бартоломео Риццо, а Никола Миретто и Стефано да Феррара написали новые фрески. Картины отражают все астрологические познания того времени, образуя 3 горизонтальных и 12 вертикальных ярусов.
Интерьер и фрески Зала заседаний и скульптура коня во дворце Раджоне (на фото справа).
Четыре парадные лестницы, получившие название от находящегося рядом рынка, ведут в салон. Это лестницы птиц, металлоизделий, вина и фруктов (Scala degli uccelli, Scala dei ferri lavorati, Scala del vino, Scala della Frutta). Отметим также художественные часы, созданные по обету, фрески, римское панно и портрет в овальной раме исследователя Джамбаттисты Бельцони.
Знаменит камень позора: несостоятельные должники были стоять здесь в кальсонах в присутствии сотни человек и, делая три приседания, повторять «cedo bonis», что значит «отказываюсь от своего имущества». Деревянный конь восходит к XV в.: когда-то он был изготовлен для турнира и подарен городу в 1837 г. семейством Каподилиста.
Маршрут пятый «Церкви Падуи»
Базилика Санта-Мария-дель-Кармине
Базилика Санта-Мария-дель-Кармине (Basilica di Santa Maria del Carmine), называемый в народе «Кармини», была построена вместе с монастырем в 1212 г. и реконструирована в 1335 и 1446 гг. У церкви была скорее горькая судьба: в 1491 г. землетрясение и сильный снегопад уничтожили почти всё, в 1696 г. при землетрясении обрушился свод возобновленного храма, а в 1800 г. из-за пожара опять рухнул купол.
Его восстанавливали в несколько этапов и закончили лишь в 1931 г. Врата церкви сооружены в 1412 г. и являются старейшими в городе. Фасад работы Джованни Глориа сооружен в XVIII в. Его портал с тимпаном и статуей Бонаццы.
Здание и фасад базилики Санта-Мария-дель-Кармине, статуя Петрарки в Падуе (на фото справа).
Внутренние помещения, восстановленные в ходе реконструкции в 1918 г., имеют поистине величественный вид; в нем шесть капелл. Церковь весьма почитаема верующими благодаря Мадонне свечей (Madonna dei Lumini) на главном алтаре работы Стефано даль Ардзете, перенесенной сюда из дома Сельвацци для молитв об избавлении от чумы. Глубоким почитаем народа пользуется также Христос во Гробе, скульптура из папье-маше, которую носили во время процессий на Страстную Пятницу (сейчас она хранится в базилике). Большую ценность представляет полотно «Христос и Зеведеева матерь» кисти Падованино.
Сколетту можно посетить только по предварительной записи, связавшись с приходом. Построенная в XV в. сколетта находится рядом с базиликой. Она была резиденцией Общины кармелиток. Сооружение знаменито серией фресок XVI столетия с изображениями сцен из жизни Христа и Марии работы различных авторов, среди которых - Джироламо Тессари, Джулио и Доменико Кампаньола и Стефано даль Ардзере.
Кафедральный собор Дуомо
Кафедральный собор Дуомо (Duomo di Padova) освящен в 1075 г. Построенный на развалинах раннехристианского собора, в подземельях сохранил мозаики, остатки колонн и захоронений, а также кости животных, принесенных в жертву язычниками. Землетрясение 1117 г. серьезно повредило здание, и оно было перестроено, получив современный вид, в XVI-XVII вв. архитекторами Андреа да Балле и Агостино Риджетти, хотя победителем конкурса на реконструкцию был сам Микеланджело. Работы закончил в 1754 г. Джироламо Фриджимелика, но величественный фасад остался незавершенным. Центральный неф замыкают три апсиды, к которым добавлены две апсиды трансепта. Здание завершают колокольня и купол с барабаном и фонарем.
Главный алтарь кафедрального собора Падуи и третья капелла собора (на фото справа).
«Мадонна с Младенцем» Стефано даль Ардзере и «Распятый Иисус со святыми Марией Магдалиной и Екатериной»
Внутреннее пространство, обширное и полное света, имеет форму латинского креста с тремя нефами. В левом приделе Девы Марии слепых (Cappella della Madonna dei Сiechi) можно полюбоваться «Мадонной с Младенцем» работы Стефано даль Ардзере. Во второй капелле находятся образ св.Иеронима с заказчиком картины Джироламо Сельватико работы Пьетро Дамини, в третьей - алтарный образ «Распятый Иисус со святыми Магдалиной и Екатериной». Каноником собора, как свидетельствует кенотаф XIX в. работы Ринальдо Ринальди, был Франческо Петрарка.
Особенную ценность представляет Сакристия каноников, где хранятся два панно Джандоменико Тьеполо - «Св.Филиппо Нери» и «Св.Джироламо Эмилиани», а также «Мадонна с Младенцем» Джусто дей Менабуой и «Положение во Гроб» Якопо Монтаньяны. В украшенном резьбой шкафу (1563), помимо прочего, находятся реликварии XIV в. и позолоченный серебряный крест для процессий 1228 г. В крипте сооружен алтарь св.Даниила с барельефами XVI столетия Тициано Аспетти и икона Мадонны, написанная Джотто, но которую предание приписывает Петрарке.
Баптистерий
Баптистерий (Battistero) построенный в романском стиле (XII в.) и посвященный св.Иоанну Крестителю, представляет собой квадрат с круглым барабаном, куполом и апсидой с еще одним маленьким куполом. Он знаменит фресками, заказанными Франческо да Каррара Старшим и его женой Финой Буццакарини и выполненными Джусто дей Менабуой (1375-1378).
На сотне панно изображены эпизоды из Книги Бытия, Апокалипсиса и жизни Иоанна Крестителя. Помимо своей художественной ценности, они являются одними из наиболее хорошо сохранившихся живописных циклов XIV столетия. В куполе изображен рай, в центре сцены, подобной ювелирной миниатюре, Христос Вседержитель, окруженный сонмом ангелов и святых. Менее статично написаны такие эпизоды, как Брак в Кане, где очень натуралистично представлена толпа слуг.
Здание и интерьер Баптистерия, фреска «Брак в Кане Галилейской» (на фото справа).
Театр им.Верди
Театр им.Верди (Teatro Verdi) с 1992 г. это - помещение Постоянного театра области Венето (Teatro Stabile del Veneto). Театр был построен по желанию нескольких аристократических семейств, которые захотели одарить город постоянным театром взамен нескольких передвижных. Он был возведен архитектором Джованни Глориа и открыт в 1751 г. под названием Новый благородный театр (Teatro Nuovo е della Nobilta).
От его первоначальной архитектуры осталось очень немного. В первый раз он был перестроен в 1848 г., приобретя изогнутый фасад, арки которого последовательно замыкались. Посвящение Верди театр получил после следующей перестройки в 1883 г., а после бомбардировки в 1917 г. был еще раз восстановлен. Современным обликом он обязан архитектору Акилле Сфондрини, перестроившему также Оперный театр в Риме.
Фасад и внутренний интерьер церкви Санта-Лючия в Падуе (на фото справа).
Церковь Санта-Лючия
Церковь Санта-Лючия (Chiesa di Santa Lucia), сооруженная на месте древнехристианской церкви X в., церковь подверглась решительной перестройке в XVII-XVIII вв. по проекту Джироламо Фриджимелика, осуществленному чуть позднее архитектором Санте Бонато. Последний придал зданию скромную элегантность, которую мы наблюдаем и сегодня. Храм знаменит такими произведениями искусства, как «Св.Лука» Джанбаттисты Тьеполо или «Неверие апостола Фомы» работы Падованино (1588-1649) (слева от пресбитерия).
Дополняет художественное достояние алтарная картина в пресбитерии работы Амлето Сартори (1959) «Молящаяся Церковь и Прославление Евхаристии». В архитектурном плане вызывают интерес строгий кирпичный фасад с четырьмя композитными колоннами и широкий портал. Внутреннее пространство организовано весьма просто: в здании один неф и пресбитерий.
Часовня св.Роха
Часовня св.Роха (Oratorio di San Rocco) прежде находилась в собственности Компании Сан-Рокко, сейчас в ней устраиваются главным образом художественные выставки. Часовня, примыкающая к церкви св.Лючии (Лукии), построена в 1525-1542 гг. на территории церковного кладбища. Состоит из двух расположенных друг над другом прямоугольных залов, дополненных изящной стройной колокольней.
Нижний зал украшен фресками XVI в. с изображением сцен из жития св.Роха работы таких художников, как Доменико Кампаньола, Джироламо Тессари и Гуальтьеро Падовано, а также полотном Алессандро Маганцы «Мадонна и святые» (1697). Этот зал первоначально служилой капеллой. В 1926-1929 гг. стало необходимо зацементировать своды, после чего старинные фрески восстановил художник Керубини.
Здание и интерьер церкви святого Николая в Падуе, купель XVI века (на фото справа).
Церковь св.Николая
Церковь св.Николая (Chiesa Parrocchiale di San Nicolo) находится на одноименной маленькой площади рядом с прекрасными дворцами Мескини и Брунелли-Бонетти и производит приятное впечатление. Современный облик она приобрела в XVI столетии, однако основана церковь была в 1088 г. на месте ранее существовавших здесь зданий. Ее колокольня построена в романском стиле, тогда как портал - в ломбардском в XV в. К тому же времени относятся добавленный четвертый неф и надстройка.
Внутреннее убранство - романское с крестообразными сводами. Среди произведений искусства отметим «Св.Агнессу во славе» в первой правой капелле. Заслуживают внимания купель XVI в. в капелле баптистерия и саркофаг семейства Форцате: на нем - великолепный деревянный триптих XIV в. «Мадонна с Младенцем и святые Иаков и Леонард», неизвестного автора.
Маршрут шестой «Музеи и шедевры»
Дворец Цуккермана и музей «Боттачин»
На втором этаже дворца Цуккермана (Palazzo Zuckermann) (арх. Арозио, 1912) находится Музей прикладного искусства, где выставлено около 2 тыс. средневековых и более современных предметов повседневной жизни.
На третьем этаже - один из самых богатых музеев монет и медалей (Museo Bottacin), собрание Никола Боттачина, коммерсанта, подарившего его Падуе в 1865 г. Осматривать монеты и произведения искусства рекомендуется двумя маршрутами. Они иллюстрируют итальянское искусство середины XIX в. картинами венецианских, триестских и ломбардских художников. Нельзя упустить из виду бюст дожа Паоло Ренье работы Кановы.
Осмотр монет следует начать с древнегреческих, римских и византийских, затем перейти к монетам остготов, лангобардов и арабов, после чего обратиться к монетной реформе Карла Великого и далее, до Наполеона и евро. Отметим монеты венетов (IV—II вв. до н.э.) и уникальные римские медальоны императоров Адриана Септимия Севера и Максенция.
Здание и интерьер центрального нефа церкви святой Софии в Падуе (на фото справа).
Церковь святой Софии
Церковь святой Софии (Parrocchia di Santa Sofia) одна из самых древних в городе. Как свидетельствует найденный в ее фундаменте камень жертвенника, она построена на месте языческого храма Митры. Церковь была перестроена уже в IX в., а здание, сохранившееся до наших дней, возникло в 1106-1127 гг. Трехъярусная апсида - самая замечательная ее часть.
Внутреннее пространство - романско-готическое с удивительными особенностями, как, например, совершенно разные колонны, что говорит об импровизированных переделках с материалами, оказавшимися под рукой. Из произведений искусства самое замечательное - статуя Девы над умершим Христом, работы Эгидия из Винер-Нойштадта (1430), над вторым алтарем левого нефа.
Самая интересная часть храма - безусловно, крипта, о которой сложилось немало легенд и предположений. Говорят, что это был языческий храм, соединенный тоннелем с другим, на противоположном берегу Бренты. К тому же, несмотря на уменьшенные размеры, у крипты - та же архитектура, что и у собора св.Марка в Венеции.
Церковь отшельников Эремитани
Церковь отшельников Эремитани (Chiesa degli Eremitani) основана в 1276 г. и посвящена святым Филиппу и Иакову, но известна как церковь братьев-отшельников (Eremitani) благодаря их монастырю и странноприимному дому (теперь в них музеи), широко принимавшим паломников. Рядом с воротами монастыря еще и теперь видны остатки созывавшей богомольцев колокольни. Деревянная крыша - работа монаха Джованни из братства отшельников, мастера, трудившегося и во дворце Правосудия. Нижняя часть фасада (1360) сложена из камня с четырьмя слепыми арками, а верхняя - из терракоты с резными окнами в форме розы и красивым завершением, причем нижняя часть - типично падуанская и служила для проповедей перед народом на площади.
Внутреннее убранство характерно для больших залов августинской традиции, где единство пространства способствовало сбору больших масс людей. Особенно изящны ленты кирпичей на стенах цвета желтой и красной охры.
Интерьер церкви отшельников Эремитани, фрагменты фресок капеллы Оветари (на фото справа).
Отметим правую капеллу Святого Сердца (Sacro Cuore) с фресками «Добродетели и Свободные искусства» работы Джусто дей Менабуой и далее фрагменты произведений XIV в. Капелла Оветари, которую расписал наряду с другими художниками Андреа Мантенья, была разбомблена в 1944 г. В капелле Дотто остались небольшие части фрески, приписываемой Альтикьеро, и в
В Главной капелле (Cappella Maggiore) - части фресок Гуарьенто со сценами из жизни святых Августина, Филиппа и Иакова-младшего. Его же кисти принадлежит «Христос, увенчивающий Деву у Распятия» (1370). В капелле Сангвиначчи находятся саркофаг Иларио Сангвиначчи работы Паоло Якобелло (XIV в.), а также картина «Мадонна с Младенцем, тремя святыми и коленопреклоненным донатором», приписываемая Джусто дей Менабуой.
Городской музей Эремитани
Комплекс городских музеев Эремитани (Musei civici degli Eremitani) создан еще в 1865 г., став самым старым музейным комплексом области Венето - ядро его собрания сложилось в XVIII в. В него входят также капелла Скровеньи и дворец Цуккермана. Комплекс расположен на пьяцце Эремитани и включает находящиеся во внутренних дворах монастыря Археологический музей и Музей средневекового и нового искусства, частью которого является Пинакотека (художественная галерея).
Серия «Ангелы» Гуарьенто, фрагмент «Оплакивание» Мацони и «Распятие» Джотто (на фото справа).
Собрание картин насчитает около 3 тыс. произведений и развертывает яркую панораму местной живописи с XV по XVIII в. В музее мы можем полюбоваться «Распятием» Джотто, первоначально находившимся в алтаре капеллы Скровеньи. Отметим серию картин Гуарьенто, среди которых - «Ангелы», перевезенные сюда из капеллы дворца Каррарезе, «Вечеря в доме Симона» и «Распятие» Якопо Тинторетто и «Св.Иосиф с Младенцем, Мадонной и Христом в Елеонском саду» Джамбаттисты Тьеполо. Большую ценность представляет также «Мадонна с Младенцем» Боккаччо Бокаччини (XVI в.).
Нельзя пропустить и собрание бронзовых фигурок и панно, свидетельствующее о зарождении нового жанра ваяния благодаря пребыванию в городе Донателло. Мультимедийный зал иллюстрирует работу Джотто в капелле Скровеньи и период в истории искусств, когда работал этот мастер. Богат и хорошо организован Кабинет фотографии, где хранится множество фотоснимков города вместе с 36 тыс. негативов и 2 тыс. диапозитивов.
Картинная галерея им.Эмо-Каподилисты
Картинная галерея им.Эмо-Каподилисты является частью Пинакотеки Городского музея Эремитани. В ней хранятся 543 картины, расположенные в хронологическом порядке с XV по XVIII в. Собрание подарил Падуе в 1865 г. граф Леонардо Эмо-Каподилиста, ученый и патриот. Помимо того, что оно является богатейшей коллекцией венецианской и фламандской живописи, особенно важно то, что в ней представлены поистине бесценные произведения. Среди них - полотна на религиозные сюжеты Микеле Джамбоно, «Леда и лебедь» и «Сельская идиллия» Джорджоне, Мифологические сцены Тициана и «Молодой сенатор» Джованни Беллини.
Залы и некоторые эскпонаты Археологического музея в Падуе (на фото справа).
Археологический музей
В Археологическом музее (Museo Archeologico) хранятся свидетельства о древней цивилизации в области Венето, восходящей к VIII в. до н.э., существовавшей преимущественно на месте расположения города и в его окрестностях. Этим собранием мы обязаны аббату Джузеппе Фурланетто, собравшему греческие, древневенетские и латинские надписи. В музее есть и Египетский отдел, созданный благодаря открытиям, сделанным в XVIII в. исследователем Джован-Баттистой Бельдзони.
В 1985 г. весь материал был систематизирован по-новому и размещен в нынешних 16 залах, показывающих жизнь района Падуи с доисторических времен до римской эпохи. Что касается дорийских времен, отметим 88 экспонатов, извлеченных из захоронения: «шипованные» сосуды (VIII-VII вв. до н.э.), этрусские, италийские и палеовенетские бронзовые, в т.ч. вотивные изделия.
Из римской эпохи особенно интересны голова Августа, торс Силена (II в. до н.э.), памятник вольноотпущеннице Тиберия Клавдии Тореуме и погребальная ниша Волумниев (I в. до н.э.).
Капелла Скровеньи
В феврале 1300 г. богатый деловой человек Энрико Скровеньи решил приобрести грандиозный дворец, от которого теперь ничего не осталось, и построить родовую капеллу в память о своем отце Реджинальдо, настолько богатом и настолько лишенном предрассудков, что его упомянул (разумеется, негативно) Данте в XVII песни «Ада».
Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni), освященная в честь Девы Марии Милосердия (Santa Maria delta Carita), или Благовещения (Annunziata) была построена на остатках римской арены. Внешне это - неприметное кирпичное здание с двускатной крышей, но внутри - при всей своей простой архитектуре с единственным залом с бочарными сводами - один из величайших европейских шедевров, цикл фресок Джотто (1303-1305).
Здание всемирноизвестной Капеллы Скровеньи в Падуе (на фото справа).
На них изображены 38 сцен из жизни Марии, Иисуса, Страстей и Воскресения. Они начинаются на правой стене с Изгнания Иоакима из храма, продолжаются по спирали по трем горизонтальным рядам и завершаются грандиозной фреской Страшного Суда на обратной стороне фасада.
На цоколе мы видим Аллегории пороков и добродетелей: эти одноцветные фрески подчеркивают поразительные краски остальных фресок. Джотто имел возможность глубоко изучить образ мыслей св.Франциска, когда он работал в базилике в Ассизи. От этого подвижника он воспринял идею о том, что познание Бога осуществляется через Природу, откуда развился гуманистический принцип центрального положения человека в творении. Значит, фрески Скровеньи - это победа естественности и человечности, сопряженная к тому же со всесторонним вниманием к пейзажу, к трехмерной перспективе и к персонажам в их каждодневном существовании, предполагающая реалистическую передачу радости и страдания. Изображение от деталей ткани, натянутой на окно, до иллюзии фонаря, будто подвешенного в нише, свидетельствует о том, что Джотто совершенно отказывается от прежнего иератического представления времени и теперь прославляет Бога, который стал плотью и который сопровождает человека в его жизни вплоть до окончательного Спасения.
Фреска Джотто «Страшный Суд» в Капелле Скровеньи в Падуе (на фото справа).
Зримое отображение такого понимания - Страшный Суд, где весь космос участвует в движении, создающемся между радостным возвышением блаженных и отчаянием осужденных, отвергнутых справедливым и полным света Богом, сидящим в ореоле, окруженном ангелами. Среди блаженных мы видим Реджинальдо Скровеньи, преподносящего Господу свою капеллу: он одет в лиловое - цвет покаяния. Звездное небо, покрывающее бочарный свод, прославилось благодаря использованной тут интенсивной синей краски. Здесь возвышаются поясные фигуры Мадонны с Младенцем, благословляющего Христа, пророков и святых.
На алтаре видим превосходное произведение Джованни Пизано «Мадонна с Младенцем» в готическом стиле. Взгляд Девы Марии, обращенный к Сыну, удивительно нежен и человечен.
Фрески Джотто «Поцелуй Иуды» и «Изгнание Иоахима из Храма» в Капелле Скровеньи (на фото справа).
Церковь Сан-Гаэтано
Церковь Сан-Гаэтано (Chiesa di San Gaetano) - это маленький барочный шедевр, сооруженный по проекту Винченцо Скамоцци, известен благодаря имени основателя ордена театинцев св.Каэтана Тиенского и, действительно, он воспроизводит архитектурные предписания Тридентского собора: восьмиугольник и двухъярусный фасад, разделенный пилястрами на пять секторов, поддерживающих антаблемент и аттик.
Внутри сильное впечатление производят многоцветный мрамор и перспектива, задаваемая пилястрами. Замечательна фреска на своде с изображением Рая, выполненная Гвидо-Луджи Вернансалем (1730). Здесь - множество фресок XVII-XVIII вв. и трагическое Распятие в алтаре, приписываемое св.Августину, а также небольшое Распятие XVI в. неизвестного автора. Еще укажем на статую Мадонны с Младенцем работы Андреа Бриоско и Оплакивание Христа (XVI в.) Дарио Варотари.
Собор св.Лаврентия, фасад Монтироне, вилла Ригони Савиоли и Меридиан в Абано близ Падуи (на фото справа).
Абано
Во всем мире Абано (Abano) славится своими термами, с современны и комфортными структурами. Главная достопримечательность селения - собор св.Лаврентия, с прекрасными фресками, в т.ч. с Via Crucis (Крестный, Голгофский путь), работы Христиана Фридриха Хенричи. Запоминается полихромный мраморный меридиан, устроенный на пьяцце дель Соле-э-делла Паче. В окрестностях заслуживают внимания элегантные вилла Баси-Ратджеб (XVI в.), с Городским музеем; вилла Ригони-Савиоли в палладианском вкусе; вилла Читаделла-Вигодардзере, где останавливался поэт Уго Фосколо. В районе Монтироне - самые древние местные термы, с торжественной входной колоннадой в коринфском стиле.
Монтегротто
В древности в Монтегротто (Montegrotto) существовало римское селение Апонус, где уже в римскую эпоху действовали термы. Среди храмов Монтегротто назовем церковь святых Петра и Елисея и ораторий Мадонны (перестроено в XVIII в.), а также монументальный собор св.Петра. На периферии, у Монте Чева, стоит интересная вилла Драги (XVIII в.), с красивым пейзажным парком.
Упомянем также замок в Батталья-Терме (XVI в.), виллу Барбарико-Пиццони-Ардемани в местечке Вальсандзибо и красивый замок Чини в Монселиче.
Аббатство в Пралье и средневековая крепость в Монтаньяна близ Падуи (на фото справа).
Аббатство в Пралье
Бенедектинское аббатство, возникшее в XII в., ныне - монумент национальною значения. Сейчас тут расположилась Национальная библиотека, известная своим реставрационным центром. В течении столетий монастырь служил важнейшим культурным и сельскохозяйственным центром, главенствующим в округе. В 1448 г. он вошел в юрисдикцию обители св.Иустины. В 1490 г. тут возникла церковь Ассунта, спроектированная Туллио Ломбарде и расширенная Андреа Морони. Ограбленная наполеоновскими солдатами и заброшенная, обитель возобновили в 1904 г.
Монтаньяна
Селение Монтаньяна (Montagnana) отличает крепостная стена XIV в., с 24-мя башнями приблизительно 20-метровой высоты. У стены высятся форт Рока дельи Альбери (иначе Порта Леньяно) и, у Порты Падова, замок Сан-Дзено, где теперь - Городской музей. На периферии городка находятся Палаццо Пизани, спроектированный Андреа Палладио, и ораторий Санта-Мария-делла-Паче, переделанный в XVIII в.
В соборе (1502) - ренессансные произведения Буонконсильо и «Преображение» Паоло Веронезе, в главном алтаре. Рядом с храмом - большая триумфальная арка, возможно, постройки Сансовино. Картины Веронезе, как и Пальмы Младшего, есть и в церкви Сан-Франческо.