Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру
Путешествия. Фото. Этнография. Люди. Страны. Города.
Туристический

Путеводитель по Ташкенту

Отсканированнный туристический путеводитель по узбекской столице и её окрестностям

История города Ташкент

С древних времен Ташкент играл важную роль в Средней Азии и являлся ведущим центром Великого шелкового пути, соединяя восток с западом, север с югом. Город был знаменит на востоке и западе своими учеными, архитекторами и поэтами.

О Ташкенте упоминается еще в «Авесте» - священной книге зороастрийцев (религия огнепоклонников), а также в древних китайских источниках, где ташкентский оазис называется Юни и описывается как территория, входившая в состав государства Кангюй. Кроме того, в самых древних хрониках город фигурирует как Ши, Чжеши, а в раннем средневековье - Чач, Шаш, Бинкет. С Х-ХII вв. город известен под названием Ташкент, что означает «Каменный город», «Город бирюзы».

История указывает на основание Ташкента во II в. до н.э. В этот период город был резиденцией Чача, т.е. Ташкентского оазиса. В середине VI в. на месте современного города была образована великая империя тюрков - Тюркский каганат, и город под названием Чач стал частью каганата. В первой трети VIII в. Чач подвергся опустошительным вторжениям арабских завоевателей. Однако город, называемый арабскими источниками уже Бинкетом, возродился и стал быстро развиваться. В Х-ХII вв., в результате завоевания города караханидами, входит в обиход название Ташкент.

В XII в., к моменту монгольского завоевания Ташкент переживал период упадка, но за годы монгольского владычества он превратился в большой и многолюдный город. В XIV-XV вв. - в период правления Амира Темура и Темуридов - город вновь приобретает значение сильной крепости, расширяется его территория, развиваются производство, торговля, культура. Во 2-й половине XVI в. Ташкент был присоединен к Бухарскому ханству, а в начале XIX в. - покорен Кокандским ханом.

После завоевания Средней Азии царской Россией в XIX в. Ташкент становится главным городом Туркестанского генерал-губернаторства. С 1 сентября 1991 г. Ташкент - столица независимого Узбекистана и центр Ташкентского вилоята.

Действительно, Ташкент пережил множество триумфов и трагедий. Однако наша современность, включающая в себя и старое, и новое - многочисленные перестройки, полные перепланировки, грандиозное суперсовременное строительство - превратила Ташкент в уникальный образец самого крупного среднеазиатского мегаполиса. Сегодня, будучи крупнейшим городом по численности населения в Центральной Азии, Ташкент является центром городской агломерации, важнейшим авиационным, железнодорожным и автомобильным узлом, а также политическим, экономическим, культурным и научным центром Узбекистана.

На Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение - в 2009 г. отпраздновать 2200-летний юбилей города Ташкента, издревле являющегося крупным научным и культурным центром, а ныне - символом мира и дружбы.

Ташкент в истории Великого шёлкового пути

Уже в древности благодаря выгодному географическому положению и благоприятному климату Ташкент стал одним из главных узловых пунктов на торговых магистралях Великого шелкового пути. Огромное количество товаров уходило отсюда на Запад, в арабские страны, в Китай, Индию. Согласно источникам, всемирную славу имели изделия местных металлистов и оружейников, керамическая посуда, шерстяные ткани и ковры, а также золото и самоцветы.

Великий шелковый путь - своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоевания жизненного пространства и рынков сбыта товаров. Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию и в былые времена простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары.

Важно отметить, что этот путь никогда не был единой магистралью, он включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающая Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд, Бухару, Хорезм, далее - к берегам Каспия. Ташкент был одним из крупных торговых центров и важных перекрестков на Великом шелковом пути.

Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней - лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы. Поэтому город Чач получил свое название от слова «каменный город» или «Город бирюзы».

Как следует из названия, главным предметом торговли на караванных путях был шелк, весьма ценимый во всем мире. Например, в раннем средневековье шелк был самой популярной расчетной единицей, вытесняя из обращения даже золото. Так, на рынках цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление.

Впервые «шелковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 г. ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».

По Великому шелковому пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. Наконец, по караванным дорогам на протяжении столетий путешествовали ученые, исследователи, путешественники и даже воины.

Специальная долгосрочная программа, которая включает предложения о возрождении исторического наследия, была создана совместно с ЮНЕСКО. В 1994 г. была принята самаркандская декларация «О возрождении Великого шелкового пути».

Комплекс Хасти Имом

Ансамбль исторических зданий начал складываться вокруг мазара первого имама и проповедника ислама в Ташкенте - Абубакра Мухаммеда Каффаль аш-Шаши, в честь которого площадь и получила свое название: «Хасти Имом» («Святой Имам»). В XVI в. основу ансамбля составляло медресе Барак-хана, объединившее в единый комплекс еще два мавзолея XV-XVI вв. - Безымянный и Суюндж-хана.

Напротив медресе Барак-хана размещается ташкентская мечеть Тилля-шейха, функционирующая до сих пор. Она была построена в 1856-1857 гг. кокандским правителем Мирза Ахмед Кушбеги. Мавзолей, возведенный в 1541 г. над могилой почитаемого духовного лица Мухаммеда Абубакра Каффаль аш-Шаши, также входит в ансамбль Хасти Имом. В середине XIX в., во времена правления Кокандского ханства, напротив мавзолея Каффаль аш-Шаши была выстроена мечеть Намазгох.

Комплекс Хасти Имом более тысячи лет остается одним из важных центров исламской культуры в Узбекистане. В 2007 г. Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) г.Ташкент был объявлен столицей мира исламской культуры. В связи с этим в городе был проведен ряд мероприятий, в том числе и реставрация комплекса Хасти Имом.

Медресе Барак-хана

Вблизи площади Хасти Имом находится один из замечательных памятников средневекового зодчества - медресе Барак-хана, которое своей планировкой значительно отличается от традиционных строений такого рода. По сути, оно представляет собой комплекс построек, состоящий из медресе и двух встроенных в него мавзолеев, сформированных в несколько этапов в течение XV-XVI вв. Первым из них был мавзолей «Безымянный» в восточной части сегодняшнего комплекса. Вторым - двухкупольный мавзолей-ханака, построенный в 1530 г. в честь правителя Ташкента Суюндж-хана Шейбани (первого правителя Ташкентского удела из узбекской династии Шейбанидов). Он был богато украшен резьбой и позолотой, однако с течением времени претерпел множество перестроек. В середине XVI в. сын Суюндж-хана Науруз-Ахмад, прозванный Барак-ханом, пристроил медресе, примыкающее к мавзолею отца. Однако мавзолей остался основой всего комплекса. Его центральный зал, а также безымянный мавзолей и дарсхана увенчаны бирюзовыми куполами на высоких барабанах.

Декор в медресе Барак-хана распределен был только на главных объектах - входном пештаке, портале и куполе мавзолея Суюндж-хана. Согласно историческим данным, скуфья купола мавзолея была покрыта голубыми изразцами, барабан купола украшал звездчатый гирих с рисунком 8-гранных звезд, набранный из мозаики, поэтому мавзолей называли «Кок гумбаз» («Синий купол»). Стены интерьера отделаны росписью. Однако во время землетрясения 1868 г. купол был разрушен.

Свод портала медресе Барак-хана выполнен в виде ниши - колаб-кори, тимпаны и опоры украшены резным кирпичом и различной мозаикой. Имя мастера, восстановившего колаб-кори в 1955-1963 гг. - Уста Ширин Мурадов.

В течение нескольких десятилетий в медресе Барак-хана располагалось Духовное управление мусульман Узбекистана, которое разместилось в новом, специально выстроенном здании, а худжры медресе Барак-хана были переданы под мастерские ремесленников и народных умельцев.

Мавзолей Каффаль аш-Шаши

Мавзолей Каффаль аш-Шаши был построен в честь имама Абубакра Мухаммада ибн Али ибн Исмаил Ал Каффаль аш-Шаши. Он был сооружен над могилой имама в 1541 г. ханским архитектором того времени Гулямом Хусейном. Склеп в его первоначальном виде не сохранился.

Усыпальница святого приковывает внимание необычным архитектурным решением. Поскольку мазар Каффаля аш-Шаши был местом паломничества, то мавзолей был в форме ханаки с асимметричной купольной портальной планировкой. Ханака была предназначена для того, чтобы дать паломникам приют в жилых кельях - худжрах.

Несмотря на массивные архитектурные объемы, здание выглядит стройным, устремленным ввысь. Этот эффект создает голубой купол, возведенный на барабане в виде прямоугольной призмы. Фасад мавзолея выделен монументальным пештаком с майоликовым орнаментом.

Могила святого находится в граненой нише в западной части усыпальницы и отгорожена наборной деревянной решеткой панджара. Архитектурное сооружение, возведенное над могилой Мухаммеда Абубакра Каффаль аш-Шаши, входит в ансамбль Хазрет Имам.

Легенда о Каффаль аш-Шаши

Абубакр Мухаммад Каффаль аш-Шаши - один из первых имамов мусульманского мира, известный мусульманский ученый, знаток Корана, хадисов, мусульманского права и лексикологии. В народе говорили, что свое прозвище ал Каффаль, который в переводе означает «замочник», он получил за изготовление удивительного замка с ключом, вес которого составлял 0,5 г. После его смерти в 976/77 г., могила имама стала местом поклонения, она была чтима и популярна. Существует предание о том, что к нему на поклонение подземным ходом из другой части города ходил святой шейх Зайнаддин-бобо.

Мечеть Намазгох

Напротив мавзолея Каффаль аш-Шаши в середине XIX в., во времена правления Кокандского ханства, была выстроена мечеть Намазгох. Главный ее фасад выходит во внутренний небольшой дворик, В здании ташкентской мечети Намазгох доминирует центральный объем зимнего зала, от которого отходят пониженные крылья купольных галерей, затененные деревянным айваном с колоннами. Интерьер мечети не декорирован. Единственная деталь - михрабная ниша в главном зале, небольшая плоская, со сталактитами-мукарнас - в своде.

В настоящее время памятник перестроен, и, конечно, его интерьеры искажены. Сейчас в этом здании размещается Исламский институт имени Имама аль-Бухари, который был образован в 1970 г. и за время своего существования стал в мусульманском мире авторитетным высшим учебным заведением.

Медресе Муйи Муборак и Мечеть Тилля-шейха

Медресе Муйи Муборак было построено в XVIII в. кокандским правителем Мирза Ахмедом Кушбеги. Мемориал расположен напротив медресе Барак-хана (XVI в.) по восточному принципу «кош» (букв, перевод - «брови»), портал одного медресе располагается прямо напротив другого. Медресе Муйи Муборак включает летнюю айванноколонную и зимнюю купольную мечеть - соборные мечети Тилля-шейха («Золотого шейха»).

Мечеть Тилля-шейха - продольно-осевая постройка, которая имеет прямоугольный план и перекрыта 12 куполами. Входной отсек отделен поздними перегородками от молитвенного квадратного зала. Во дворе мечети находятся - зимнее и летнее помещения для молитв, айваны, невысокий минарет, хозяйственные помещения и библиотека. Мечеть украшают резная михрабная ниша, минбар (трон, где читается молитва во время совершения намаза), оконные проемы.

В настоящее время в здании библиотеки в специальном сейфе, где поддерживается определенный температурный режим и влажность, хранится знаменитый Коран Османа, датируемый VII в.

Легенда о Муйи Муборак

Согласно преданию, в библиотеке медресе Муйи Муборак хранится волос с головы Пророка Мухаммеда - священная реликвия мусульман. Считают, что именно отсюда происходит название медресе - Муйи Муборак - которое в переводе означает «волосинка пророка».

О Коране Османа

В 650 г. третий Халиф Осман поручил приемному сыну - писцу Зейду ибн Сабиту - собрать все записи проповедей Пророка Мухаммеда и свести их в единую Книгу. С нее было сделано всего пять копий, которые послали в Мекку, Медину, Дамаск, Куфу и Басру, а все прочие варианты и черновики были сожжены. Подлинник Осман оставил себе. По преданию, в момент гибели Осман продолжал читать один из канонических экземпляров Корана, страницы которого залила кровь Халифа.

Этот экземпляр Корана исчез, но спустя некоторое время в мусульманском мире появились несколько списков Корана с окровавленными страницами, каждый из которых претендовал на то, чтобы считаться подлинным Кораном Османа.

Один из экземпляров реликвии судьба забросила в Самарканд, где он хранился в мечети Ходжи Ахрара, шейха суфийского ордена, жившего в XV в. На его страницах, исписанных одним из самых красивых арабских шрифтов, отчетливо проступали бурые пятна, выдаваемые хранителями за кровь Османа. В дни больших праздников Книгу выносили из мечети и показывали народу. Есть несколько версий того, как мог попасть Коран Османа в Самарканд.

Версия первая: его привез из Багдада в X в. богослов Абубакр Каффаль аш-Шаши.

Версия вторая: ученик и последователь Ходжи Ахрара отправился в паломничество в Мекку, на обратном пути во время пребывания в Константинополе он излечил силой своей благодати от болезни халифа и попросил в качестве дара за это Коран Османа.

Третья версия, которую большинство исследователей считает наиболее вероятной, такова: Коран Османа был приобретен Амиром Темуром во время его походов в Сирию и Ирак и потом хранился в библиотеке самого Темура, откуда и попал в силу неизвестных обстоятельств в мечеть Ходжи Ахрара.

В начале 90-х гг., после обретения Узбекистаном государственного суверенитета, Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым реликвия была вручена муфтию.

Медресе Абдулкасим Шейха

Медресе Абдулкасим Шейха - это памятник Абдулкасимхану, великому мыслителю своего времени. Располагаясь в южной части старого Ташкента, недалеко от бывших ворот Бешагача, медресе Абдулкасим Шейха напоминает о красоте древней архитектуры Ташкента. Археологические исследования, исторические документы и народные легенды свидетельствуют о том, что здание медресе было построено в XVI в. Первоначально это был одноэтажный комплекс, который включал мечеть, баню и медресе. В 1864 г., во время восстановления медресе, был достроен второй этаж. Абдулкасимхан заплатил около 30 тысяч рублей для постройки медресе и каждый год оплачивал обучение 150 учащихся. Ханака Муйи Муборак стала частью здания медресе, которое является одним из самых значимых исторических зданий города.

От входа до каждой худжры стены медресе расписывались цитатами из Корана, имеющими воспитательное и историческое значение, и стихами-бейтами. В строках одного из стихов-бейтов зашифрован секрет (Моддаи тарих) - год строительства медресе. Согласно науке «абжад», все 28 букв арабского алфавита соответствуют определенным цифрам. Расшифровывая все буквы четвертой строчки бейта в медресе Абдулкасима, определяется год его строительства - 1849.

В 1892 г. после смерти основателя Абдулкасимхана здание стало называться в его честь. В годы советской власти прекрасные сооружения комплекса были снесены, но здание медресе чудом сохранилось. В настоящее время медресе входит в число охраняемых государством исторических памятников и находится в ведении столичного отдела Международного благотворительного фонда «Олтин мерос» («Золотое наследие»). В двадцати худжрах (комнатах) размещены мастерские Академии художеств. Здесь занимаются народные мастера, среди которых много знаменитостей, членов творческого объединения Академии художеств Узбекистана, участники и призеры республиканских, региональных, международных выставок.

Легенда об Абдулкасиме

Существует легенда и о смерти Абдулкасима. Когда духовные лица города собрались у дома Абдулкасимхана, чтобы покончить с эпидемией холеры, они решили сделать жертвоприношение во имя Аллаха. Во время намаза в мечети Абдулкасимхан объявил, что принял на себя беду, которая постигла его народ. На общей молитве он предвещал, что эпидемия холеры скоро уйдет из города. 4 июля 1892 г. Абдулкасимхан отдал Богу душу. Бесчисленная толпа горожан проводила его в последний путь. На следующий день прекратилась и холера.

Медресе Кукельдаш

Медресе Кукельдаш - одна из наиболее значимых архитектурных достопримечательностей XVI столетия в Ташкенте. Здесь проводились характерные для своего времени приемы, а в конце XVIII в. медресе использовалось как караван-сарай. Медресе расположено на высоком холме в районе площади Чорсу. Строителем его считается визирь ташкентских ханов, прозванный Кукельдаш (в переводе - «молочный брат хана»).

Медресе имеет традиционную композицию: обширный двор, обстроенный худжрами, с дарсханой (учебное помещение) и мечетью в углах. Высокий портал на главном фасаде ведет к внутреннему двору, ограниченному двухэтажными общежитиями в виде келий - худжр. Каждая келья состоит из комнаты и входной ниши - айвана. Два или три студента занимали одну комнату. С гулдаста (угловые башни) главного портала муэдзины, или азанчи, призывают верующих на намаз (поклонение).

Медресе было построено из жженого кирпича. Декорирован лишь один из фасадов. На портале сохранились остатки изразцового декора - глазурованные кирпичи и майолика: они восполнены в 1950-х гг.

Джума мечеть

Современная Джума мечеть (Главная пятничная мечеть) является основой ансамбля Регистан, расположенного в районе площади Чорсу. Первая постройка мечети была осуществлена на средства Шейха Убайдуллы Ахрора в XV в.

Первоначальный план Джума мечети был представлен в виде удлиненного прямоугольника очень вытянутой формы. Вход не был выделен архитектурными формами, а длинный двор был окружен одноэтажными арочно-купольными галереями. Эти галереи в XVIII в. были перестроены в жилые худжры, а главное здание в западном торце двора выстроено заново в 1888 г. в виде традиционного кубического объема, увенчанного куполом на цилиндрическом барабане. Мечеть сохранила планировочную основу и фрагменты конструкций.

Неоднократно реставрированная, Джума мечеть была и остается главной мечетью Ташкента. Она сияет куполами во всем своем великолепии, удивляя величием и благородным спокойствием архитектурных форм.

Краткая история Джума мечети

Первое здание Джума мечети было построено в 1451 г. на средства Шейха Убайдуллы Ходжи Ахрора (1404-1490 гг.). Он был великим мастером суфизма, руководителем мусульманского духовенства и потомком Пророка Мухаммеда. Мечеть Убайдуллы Ахрора была сильно повреждена разрушительным землетрясением 1868 г. В 1888 г. она была восстановлена на средства, предоставленные российским императором Александром III, поэтому ее стали называть «Царской мечетью». Позднее политические бедствия привели к полному разрушению мечети.

В 2003 г. Главная пятничная мечеть была заново отстроена, при этом были применены современные методы строительства и отделки. Теперь не один, а целых три больших купола венчают исторический старогородской холм. Современная Джума мечеть выглядит нарядной, праздничной, сюда приходит большое количество людей.

Мавзолей Шейха Хавенди ат-Тахура

Мавзолей Шейха Хавенди ат-Тахура считается древнейшим сооружением, сохранившимся на территории Ташкента. Он был построен по распоряжению Амира Темура над могилой шейха в конце XIV в.

Сохранившаяся постройка не первоначальная, она воздвигнута на старых фундаментах, с сохранением плана и основных архитектурных форм. В мавзолее размещаются зиаратхана (комната поминовений), гурхана (усыпальница). В усыпальнице два помещения. В одном, перекрытом куполом на барабане с двенадцатью гранями, находится надгробие самого ат-Тахура. В меньшем помещении, под куполом на восьмигранном основании, устроены погребения, которые считаются принадлежащими его жене и сыну.

В композиции мавзолея доминирует высокий купол зиаратханы, купол гурханы за ним поменьше и ниже. Мавзолей сложен из светло-желтого кирпича. Декор отсутствует. Только небольшие сине-голубые майоликовые панджара (декоративные решетки) в стрельчатых нишах и на небольшом тимпане над входом оживляют кирпичную кладку. Главный фасад оформлен в виде небольшого портала. В настоящее время мавзолей находится на территории Ташкентского исламского университета.

Легенда о Шейхе Хавенди ат-Тахуре

В народе говорят, что в молодости ат-Тахур, покинув свои родные земли, направился в далекие края, где постиг мистическую философию Ахмада Яссави. Вернувшись после долгих странствий в Ташкент, ат-Тахур поселился возле святого источника. По легенде, из этого источника била вода «вечной жизни», на берегу которой, в тени хвойных деревьев, некогда отдыхал и сам Искандер - Александр Македонский. Согласно преданию, в доисламские времена у этого ключа был языческий храм Воды и Огня. Здесь и завещал похоронить себя умерший в 1355 г. Шейх ат-Тахур.

Подтверждением этой легенды служит сохранившийся до сих пор окаменевший священный Саур Искандера, находящийся внутри мазара, рядом с надгробием святого. Сауры - это хвойные деревья местной породы. Некогда вокруг мавзолея была целая роща таких сауров, которые были безжизненны уже в XV столетии.

Мавзолей Юнус-хана

Мавзолей Юнус-хана был построен в конце XV в. в честь правителя Ташкента Юнус-хана (1415-1487 гг.). Этот мемориал эпохи Темуридов считается одним из древних и немногочисленных на территории Ташкента памятников. Здание расположено недалеко от мавзолея Шейха Хавенди ат-Тахура.

Мавзолей Юнус-хана - редкий в Средней Азии тип мавзолея-ханака Т-образного плана (аналог - в Иране). Сооружение имеет усложненную конфигурацию плана: центральный крестовидный зал с выступающей наружу полувосьмигранной нишей и угловыми худжрами, развитые боковые крылья со стороны главного фасада, с помещениями в них. В зале купол основан на пересекающихся арках, в помещениях - звездчатые куполки на щитовидных парусах.

Декор интерьера составляют каменные колонны, под аркой заметны следы мелких сталактитов (мукарнас). Фасады украшены каллиграфической арабской вязью и орнаментом «гирих».

Зал таит много загадок - в нем не было обнаружено захоронения, а удивительные двери были музыкальными, так как между их створками был искусно встроен старинный восточный музыкальный инструмент - чанг.

Богато орнаментированная входная дверь в мавзолей исполнена кокандскими мастерами уже в XX в. Мавзолей был построен после смерти Юнус-хана на средства его сыновей.

О Юнус-хане

Юнус-хан принадлежал к племени Джагатая, потомков Чингизхана, правивших кочевниками Моголистана. Кроме того, он был в тесном родстве с Темуридами, в частности, с Мирзо Улугбеком, а дочь Юнус-хана Михр Нигар стала матерью Захириддина Бабура.

Юнус-хан родился в 1416 г. и с тринадцатилетнего возраста жил в Иране, где получил основательное образование. Он изучил богословие и литературу, прекрасно говорил и писал на арабском и персидском языках, обладая поэтическим даром, овладел искусством стихосложения и каллиграфией, пел, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах.

В 1456 г. Юнус-хан вернулся на родину и был провозглашен ханом Могольского улуса. Поддерживая с Темуридами не только родственные, но и союзнические отношения, он сумел получить в управление несколько уделов в Ферганской долине. Позже Ходжа Ахрар помог Юнус-хану присоединить к своим владениям Ташкент. В 1485 г. из-за состояния здоровья Юнус-хан вынужден был передать власть сыновьям. Сам же удалился в обитель дервишей-суфиев рядом с усыпальницей Шейха Хавенди ат-Тахура.

Мавзолей Калдыргач-бия

Мавзолей Калдыргач-бия считается самым старым из сохранившихся памятников на территории Ташкента. Археологические исследования показали, что здание было построено в XV в. Сооружение, выложенное из жженого кирпича на высококачественном растворе, примечательно своей композицией.

Однокамерный квадратный в плане мавзолей имеет двойной пирамидальный купол на невысоком двенадцатигранном барабане, что является редкой конструкцией для Узбекистана. Фундамент двухступенчатый глубиной 1,5 м, с деревянными креплениями. Облицовки на фасаде нет. Единственный элемент сохранившегося декора XV в. - это ганчевые сталактиты в основании купола. Зал имеет четыре ниши, в углах - четыре малые камеры, винтовую кирпичную лестницу и худжры. Под главным залом находится небольшой квадратный склеп.

Под сводами этого мавзолея покоится прах знаменитого государственного деятеля Толебия, казаха родом, прозванного «Калдыргач» (в переводе - «Ласточка»), откуда и происходит название мавзолея. Калдыргач-бий был предком Ходжа Ахрара и правителем Моголистана. По одной из народных легенд, он был моголистанским царевичем из кипчаков, по другой - казахским бием из племени Дулат.

Легенда о мавзолее Калдыргач-бия

С XIX в. в народе живет легенда о мавзолее Калдыргач-бия. В те времена люди говорили, будто в мавзолее находился некий покойник, который не был по-настоящему правоверным мусульманином и погребен с некоторыми отступлениями от принятых обычаев. Однажды для проверки этих слухов один из кокандских правителей города ночью с помощью сторожа шейхантаурского медресе решил произвести в мавзолее вскрытие одного из надгробий. Им также помогал один молодой слуга, которому поручили держать свечи. При вскрытии в сагане (надгробии) они обнаружили запрятанный под подушку кинжал, украшенный драгоценными камнями. Такой ритуал погребения действительно не совместим со строгими требованиями ислама. Однако правитель оставил находку на месте, а сторожу строжайше запретил говорить о случившемся. Потом сторож куда-то исчез.

Много лет спустя, история стала известной благодаря слуге, который был ее свидетелем. Будучи уже в преклонном возрасте, он попытался достать припрятанный кинжал, но не обнаружил его.

Ансамбль Занги-ата

Комплекс Занги-ата расположен в селении Занги-ата, находящемся близ Ташкента в юго-западном направлении. Памятники архитектуры, возникшие на основе захоронения шейха Ай-Ходжа по прозвищу Занги-ата, представляют собой большую историческую и художественную ценность. По преданию, шейх был святым покровителем пастухов, а его прозвище Занги значит «черный». Также говорят, что начало комплекса Занги-ата и мавзолея его жены Амбар-биби было положено Амиром Темуром.

В ансамбль Занги-ата входят усыпальница святого, поминальная мечеть, минарет для призыва верующих на молитву и медресе. Вход в ансамбль осуществляется через дарваза (ворота), которые представляют собой портально-купольное сооружение с башенками-гульдаста по углам.

Мавзолей Занги-ата

Медресе, построенное в XIX-начале XX в., огибает с трех сторон трапециевидный двор перед фасадом мавзолея Занги-ата. Медресе выстроено из квадратного жженого кирпича с большим количеством мелких помещений - худжр. Помещения перекрыты сфероконическими куполами на арочных парусах. Одноэтажные худжры отмечены со двора неглубокими нишами. Впечатляет портал мавзолея, украшенный строгими линиями орнаментов, выложенных голубыми и синими изразцами.

В мавзолее сохранились уникальные детали: мраморное надгробие Занги-ата, покрытое художественной резьбой, сохранившееся со времен Амира Темура, остатки мозаичной панели в гурхане, мозаичный михраб в зиаратхане и мозаичные панно на портале.

Мечеть Занги-ата

Мечеть Занги-ата, расположенная в юго-западной части ансамбля, построена зангиатинским судьей в 1870 г. Здание мечети представляет собой вытянутое в поперечном направлении сооружение с деревянным айваном перед всем фасадом. В 1914-1915 гг. мечеть ремонтировали и частично перестраивали: переделан айван, устроена скатная кровля над галереей, переложен южный фасад. Мечеть перекрыта одинарными сфероконическими куполами, сложена из квадратного жженого кирпича. Первоначально интерьер был расписан цветами и надписями, однако живопись не сохранилась.

Легенда о мавзолее Занги-ата

Легенда гласит, что великий Темур первоначально приказал отстроить мавзолей мусульманскому святому Ходжа Ахмаду Яссави. Когда строился мавзолей, неожиданно появлялся бык, разрушавший все, что успевали возвести. Так повторялось на протяжении трех дней. Тогда Амиру Темуру во сне явился Ходжа Ахмад и указал сперва строить мавзолей для Занги-ата. После этого Темур приказал сначала оказать почести Занги-ата, отстроив мавзолей в его честь, а потом уже возводить мавзолей Ахмаду Яссави в Туркестане.

Мавзолей Шейха Зайнутдина

Мавзолей, расположенный в районе Кукча города Ташкента, посвящен одному из великих шейхов, мастеру суфийского ордена Сухравардия. В мавзолее Шейха Зайнутдина находятся захоронения самого шейха и его последователей. Однако здание мавзолея построено через несколько столетий после смерти Зайнутдина, в XVI в.

Этот исторический памятник относится к типу мавзолея-ханака, зал которого перекрыт двойным сфероконическим куполом. У стен мавзолея находится наиболее древний элемент мавзолея - чиллахона (подземная келья), построенная в ХII-ХIII вв.

Здание мавзолея хорошо сохранилось. Даже свинцовый полумесяц на куполе - подлинный и относится ко времени его постройки. Предметы, находящиеся внутри: кувшин, остатки майолики, фрагменты старых надгробий и деревянной резьбы - тоже подлинные.

Площадь Мустакиллик

Площадь Мустакиллик - главная площадь Республики Узбекистан, символ независимости народа. Вход на площадь Мустакиллик оформлен аркой «Эзгулик» (Арка добрых и благородных устремлений) с возносящимися ввысь аистами. Дорога под аркой ведет к центру площади, где расположен монумент Независимости и гуманизма, включающий два памятника - Независимости и Счастливой матери.

Памятник Независимости (1991 г.), знаменующий суверенитет Узбекистана, представляет собой большой золотистый земной шар с очертаниями границ (территории) государства. Памятник Счастливой матери (2006 г.), прижимающей к сердцу младенца, является символом мира и счастливого будущего. Данный художественный ансамбль стал одним из символов славы и чести, гордости народа и страны, национальной государственности.

Ташкентские куранты

Ташкентские куранты, расположенные в центре столицы рядом с городским хокимиятом, - одна из достопримечательностей столицы Узбекистана. Они были открыты в канун второй годовщины Дня Победы над фашизмом, и с 9 мая 1947 г. работают в исправном режиме. Сложный механизм часов с боем двумя годами раньше прибыл с берегов Балтики - предместья Кенигсберга, бывшего центра Восточной Пруссии, ставшей после войны Калининградской областью России. Эта сложная конструкция была привезена в Ташкент выходцем из потомственной семьи часовщиков, часовых дел мастером Александром Айзенштейном, служившим в военную пору в интендантских войсках. Вскоре объявили конкурс на лучший проект Ташкентских курантов и тем самым придали значимость будущему сооружению, которому суждено было стать памятником-монументом в честь победы в войне.

Архитектор этого 30-метрового сооружения - А.А.Мухамедшин, главный инженер - В.Левченко. Ташкентские куранты были оформлены при активном участии Усто Ширина Мурадова, прославленного резчика по ганчу, художника-орнаменталиста, зодчего, почетного члена Академии наук Узбекистана.

К 2200-летию Ташкента была проведена реставрация знаменитых ташкентских курантов одновременно со строительством неподалеку новых курантов. Комплекс новых курантов идентичен нынешнему, однако развернут в противоположную сторону. После реконструкции ташкентские куранты стали еще наряднее и величественнее - это идеальное место для встреч, ведь именно под курантами встречаются влюбленные...

Легенда о Ташкентских курантах

В один из послевоенных дней победного 1945 года в восточно-прусском городке, где расквартировалось одно из интендантских подразделений 2-го Белорусского фронта, было решено снести сильно пострадавшее от артобстрелов и авиабомб здание ратуши с часами на башне. Сооружение грозило обрушиться. Саперы уже закладывали взрывчатку, когда явился сержант Айзенштейн. После осмотра башни он убедился, что механизм часов цел, разве что пострадал от осколков и пуль циферблат. Уговорить саперов приостановить подрыв сразу не удалось. Пришлось быстро поставить в известность коменданта городка майора Соколова. Айзенштейн объяснил, что может починить эти часы и установить их в своем родном городе Ташкенте. Он спросил разрешения демонтировать механизм и увезти его на родину в специальном вагоне. Комендант похвалил сержанта за патриотизм, распорядился срочно приостановить подрыв здания до демонтажа часов и оформить соответствующие документы. К тому времени об идее интенданта Айзенштейна узнали в полку, где он служил, и его командование расторопно согласовало все вопросы, выдало даже бумагу, что часы - подарок Ташкенту от полка.

Музей истории Темуридов

Государственный музей истории Темуридов был открыт в Ташкенте 18 октября 1996 г. в честь 660-летия со дня рождения великого государственного деятеля и полководца Амира Темура. Музей был создан по инициативе и под руководством Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова.

Музей, будучи необычным по форме сооружением с роскошным куполом, представляет собой шедевр архитектуры, в котором соединились современность и древние традиции. Декор здания представлен изящными белоснежными колоннами, резными деревянными дверями, огромной фреской. Интерьеры музея отделаны мрамором, купольный потолок расписан и покрыт сусальным золотом в лучших традициях узбекского орнаментального искусства, а на стенах залов выполнены фрески в стиле восточной миниатюрной живописи, рассказывающие о жизни Амира Темура и этапах истории страны от древности до наших дней. Все это переносит посетителя в мир, созданный великим Амиром Темуром, где развиваются наука, искусство и ремесла, возводятся величественные здания, процветает государство.

С первых дней своего существования музей стал центром научной мысли и просветительской работы. В нем хранятся ювелирные изделия, предметы вооружения, одежда военачальников и рядовых воинов, музыкальные инструменты, рукописи Амира Темура, Бабура, астрономические инструменты Улугбека. В музее также имеются ценные документы, такие, как переписка Амира Темура и его потомков с европейскими монархами, искусные миниатюры, копии картин Амира Темура, написанные европейскими мастерами того времени. Оригиналы этих картин находятся в Национальной библиотеке Франции. Эти и многие другие культурные ценности, восходящие к эпохе Темуридов и отражающие историю Узбекистана с XIV в., имеют огромную историческую ценность.

По данным администрации музея, в течение первых десяти лет после открытия музея в нем прошло около тридцати выставок на различные темы, а уникальные музейные экспонаты демонстрировались на международных выставках, прошедших во Франции, США, Германии, Австрии.

Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои

Здание театра имени А.Навои расположено недалеко от сквера Амира Темура, в центральной части города. Перед ним находится небольшая площадь с красивым фонтаном в виде цветка хлопчатника.

Торжественное открытие театра состоялось в ноябрьские дни 1947 г., во время празднования 500-летия со дня рождения А.Навои, в честь которого и было дано имя новому театру. Современное здание театра, построено по проекту академика архитектуры А.В.Щусева, который также был архитектором Мавзолея Ленина в Москве. В завершающем этапе строительства приняли участие японские военнопленные из Квантунской армии. В отделочных работах проявили свое мастерство также народные художники Узбекистана.

Начиная от декоративного кирпича, многочисленных мраморных ступеней, дубовых резных дверей ручной работы до изящных галерей-аркад и кружевных люстр - все наполнено традициями и талантом народных умельцев. Шесть залов фойе, расположенных на трех этажах по сторонам зрительного зала, посвящены шести имевшимся в составе Узбекской ССР в 1947 г. областям: Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Термезской, Хорезмской и Ферганской. Лучшие народные мастера республики под руководством знаменитых Усто Ширин Мурадова, Усто Болтаева и других были приглашены из каждой области для оформления залов. Так, Бухарский зал был оформлен гравировками по ганчу, наложенными на зеркальную поверхность. Такой элемент украшения впервые был использован при строительстве дворца бухарского эмира. Хорезмский зал украшают панно из ганча, повторяющие богатые узоры резьбы по дереву, характерные для Хорезма.

Зрительный зал украшен гипсовой лепкой и роскошной хрустальной люстрой, вес которой превышает три тонны. Внутреннее декоративно-художественное убранство театра дополняется большими панно, созданными народным художником Узбекистана Чингизом Ахмаровым. Рисунки выполнены по мотивам поэм великого узбекского поэта Алишера Навои. Фасад декорирован мраморными колоннами.

Репертуар

Приобщая зрителей к образцам мировой и национальной музыкальной культуры, театр стремится расширить горизонты своей значимости и занять достойное место в мировом культурном пространстве. Этому способствуют успешные гастроли театра за рубежом, участие солистов Узбекистана в международных фестивалях и конкурсах, осуществление интересных международных проектов. Гастроли театра имели успех во многих странах: России, Германии, Болгарии, Таиланде, Малайзии, Сингапуре, Южной Корее, Японии, Китае. Кроме того, за последние несколько лет театр принял на своей сцене таких известных гастролеров-дирижеров, как Саим Акчиль (профессор Стамбульского университета музыки), Пьер Доминик Панелли из Германии, Лоуренс Голан из США, Паоло Лонго из Франции, Джованни Гверрьери из Италии. На сцене театра имени А.Навои с большим успехом выступали также солисты оперы Кореи и Японии, солисты балета Японии, России, Украины, Франции и Великобритании.

Большой театр Узбекистана имеет богатый и разнообразный репертуар - более пятидесяти спектаклей мирового классического наследия и произведений национальных авторов. Жемчужины итальянской оперы - «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Бал-маскарад» Дж.Верди; «Мадам Баттерфляй», «Флория Тоска», «Богема» Дж.Пуччини; а также «Свадьба Фигаро», «Директор театра» В-А.Моцарта; «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта» П.Чайковского; «Сельская честь» П.Масканьи; «Паяцы» Р.Леонкавалло; «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти и многие другие. Одновременно театр ставит популярные узбекские постановки: «Проделки Майсары» С.Юдакова, «Леопард из Согдианы» И.Акбарова, «Дилором» М.Ашрафи, «Зебунисо» С.Джалила, «Лейли и Меджнун» Р.Глиэра, Т.Садыкова. Это многообразие пополняет и яркая палитра балетных спектаклей мировой классики таких, как «Жизель» и «Корсар» А.Адама; «Дон Кихот» Л.Минкуса; «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.Чайковского; «Спартак» А.Хачатуряна; «Эсмеральда» Ц.Пуни; «Бахчисарайский фонтан» А.Астафьева. Особое очарование несут восточные балеты - «Амулет любви» М.Ашрафи, «Томирис» У.Мусаева, «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, «Легенда древнего Афрасиаба» Г.Мушеля, поставленные замечательным балетмейстером народным артистом Узбекистана Ибрагимом Юсуповым. Оперы демонстрируются на итальянском, русском и узбекском языках. Кроме того, на сцене театра проводят концерты, туры зарубежных исполнителей, выступления ведущих солистов мира, праздничные мероприятия.

Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои является единственным Большим театром на всей территории Центральной и Юго-Восточной Азии. Его достижения - это великое достояние узбекского народа, гордость нации.

Монумент Мужества

Монумент Мужества - памятник-символ стойкости жителей Ташкента. 26 апреля 1966 г. в результате сильного землетрясения (7-8 баллов по шкале Рихтера) в Ташкенте были разрушены и повреждены множество жилых домов, промышленных предприятий, культурных, медицинских, коммунально-бытовых и учебных учреждений. Подземный удар, разрушивший центр Ташкента, навсегда изменил облик города и судьбы большинства его жителей. Восстанавливать столицу приехали тысячи людей из регионов России и из бывших союзных республик. За 3,5 года были созданы новые жилые массивы и микрорайоны, архитектурные ансамбли, уникальные общественные здания. Монумент Мужества был открыт 20 мая 1976 г. в честь интернациональной дружбы людей, благодаря помощи и поддержке которых Ташкент в кратчайшие сроки был восстановлен.

Сам Монумент Мужества представляет собой куб из черного гранита, расколотый надвое. На одной его стороне вырезан циферблат, остановившийся на цифрах 5 часов 23 минуты - время первого толчка, на другой стороне выбита дата - 26 апреля 1966 года. Зигзагообразная трещина от куба вьется к скульптурной группе, изображающей прижавшую к себе ребенка женщину и мужчину, который словно пытается своим телом защитить семью от надвигающейся беды. Памятник символизирует стойкость жителей Ташкента перед мощью подземной стихии.

Сегодня монумент Мужества стал одной из городских достопримечательностей, куда приходят иностранные делегации и туристы, приезжают новобрачные, а вечером здесь любят отдыхать горожане.

Ташкентская телевышка

Строительство Ташкентской телебашни было начато в 1978 г., и уже 15 января 1985 г. она была запущена в эксплуатацию. Ее высота составляет 375 метров, на 75 метров выше известной Эйфелевой башни. А вес Ташкентской телебашни - 6000 тонн, на 3000 меньше, чем творение Эйфеля. На момент ввода в эксплуатацию Ташкентская телебашня была по высоте четвертой в мире. В 1991 г. Ташкентская телебашня вошла в Федерацию великих башен мира и сегодня занимает 9-е место среди более чем 200 башен мира.

Помимо габаритов, нашу телебашню выгодно отличают уникальные архитектурные, инженерные и художественные решения, и это при том, что она построена в зоне повышенной сейсмической активности. Ташкентская башня стоит на трех конусообразных подкосах. Стройный двенадцатигранный ствол, увенчанный антенной, стремительно уходит в небо. Фойе башни украшено мозаичным панно, выполненным мастером А.Бурхабаевым в флорентийском и римском стиле. Уникальную конструкцию телебашни разработали архитекторы Н.Г.Терзиев-Царуков, Д.Я.Семашко, а также инженеры Е.П.Морозов и М.Д.Мушеев.

Основными функциональными задачами Ташкентской телебашни являются телевещание и радиовещание. Телебашня используется для осуществления связи многими министерствами и ведомствами, коммерческими организациями, установлена комплексная станция высотных наблюдений при Узбекском гидрометеорологическом центре.

Однако еще на стадии проектирования и строительства инженерами уже закладывалось двойное назначение комплекса башни - техническое и зрелищно-развлекательное. На стометровой отметке, куда посетителей доставляют скоростные лифты, находится смотровая площадка и ресторан «Коинот» («Космос»), где можно отведать блюда узбекской национальной кухни или посидеть в баре. Два зала ресторана - «Голубой» и «Красный» -расположены друг над другом и в течение часа делают полный оборот вокруг оси башни. Отсюда с поднебесной высоты открывается живописная панорама города с бульварами и парками, каналами и фонтанами, сияющими на солнце голубыми куполами современных и исторических архитектурных сооружений.

Базары Ташкента

Посещение базаров - лучший способ узнать культуру и быт народов Востока, а также прочувствовать весь колорит страны. Восточные базары особенны своими суматохами, шумом и гамом от жарких торгов между продавцами и покупателями. Именно увлекательный процесс торга, а не получение товара по сниженным ценам, и привлекает посетителей на восточные базары.

Ташкентский базар Чорсу - один из самых больших и популярных в городе. Под семью огромными куполами, облицованными цветной глазурованной керамической плиткой, разместились павильоны, в которых дехкане (крестьяне) торгуют плодами своих трудов. Весь базар пропах ароматами различных восточных пряностей, запахами овощей и фруктов; глаза разбегаются от разнообразия товаров, разложенных на прилавках. Под другим куполом выставлена свежая баранина и отборная говядина. Громоздятся мешки риса, сверкают кристаллы сахара-навата.

Как и в старину, базар Чорсу окружен мастерскими ремесленников, в которых они изготавливают и тут же продают ювелирные украшения и золотошвейные халаты, вышитые сюзане и узбекские национальные ножи-пичок, плетеные из лозы корзины и чеканные подносы самых разных размеров и конфигураций, национальные музыкальные инструменты.

Рынки Узбекистана - отражение древних традиций и обрядов местных жителей, сложного, динамического процесса, в котором, так же, как товары, циркулировали знания, ценности, идеи и вкусы.

Национальная узбекская кухня

Узбеки - гостеприимный и веселый народ. Они рады потчевать гостей кушаньями, которые готовили их далекие предки. Узбекская кухня открыта влияниям других культур, но каждое заимствованное блюдо готовится на свой лад. Национальные рецепты передаются из поколения в поколение.

Плов является ведущим блюдом узбекской кухни. Он состоит, главным образом, из жареного мяса, лука, моркови и риса; в него добавляют изюм, барбарис, горох «нохат» и (или) фрукты. Узбекские мужчины гордятся своим умением готовить самый уникальный и вкусный плов. Говорят, что популярный узбекский плов имеет 1200 рецептов.

Важное место в узбекской кухне занимают горячие супы (шурпа) на крепком бульоне. Как правило, они густые, острые, с большим количеством овощей и зелени. Шурпа готовится из свежего или жареного мяса. Овощи кладутся большими кусками, чтобы сохранить их аромат. Уникальные супы узбекской кухни:

- мастава (из мяса, риса и овощей, подается с кислым молоком, перцем и пряностями);
- машхурда (машевый суп с рисом, картофелем, луком, зеленью и кислым молоком);
- маш-атала (густой суп из жареного сала, лука, моркови, маша и муки);
- мошубиринч (из баранины, помидоров, маша и риса);
- чолоп (холодный суп на кислом молоке из редиса, огурцов и зелени).

Из вторых блюд узбекской кухни наиболее распространены мясные блюда: котлеты, шашлыки, манты, кебаб, лагман, самса и всевозможные пирожки с мясом, рисом, тыквой и другими начинками. К мясу подают овощные салаты или тушат мясо вместе с овощами. Мясо для приготовления многих блюд не отделяется от костей. Жарят мясо обычно на прокаленном масле или на смеси растительных и животных масел, что улучшает его вкус и запах.

Почти половину блюд традиционной узбекской кухни составляют мучные изделия с различными начинками. Экзотические восточные сладости - обычное дело в Узбекистане. Тут варят почти 50 видов халвы, готовят сладости из орехов, фруктов и соков.

Узбекская кухня была бы неполной без чая. Веками в чайхане за чашкой ароматного чая решались серьезные вопросы и велись задушевные беседы. Сборы в чайхане - традиционная привилегия мужчин. Зеленый чай в чайхане подается к плову и мясным блюдам. Чай в Узбекистане пьют без молока и сахара, но с большим количеством сладостей.

Национальная узбекская одежда

Узбекский национальный костюм, развиваясь в общем русле восточной одежды, в то же время имеет свои самобытные, неповторимые черты.

У жителей Ташкента была распространена мужская распашная рубаха - «яхтак». Ее шили из хлопчатобумажной ткани, носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. В качестве поясов служили кушаки или поясные платки «бельбаг». Штаны - «иштон» имели очень широкий и прямой покрои, ластовицу и зауженные книзу штанины. Головным убором служила вышитая тюбетейка, на которую иногда наматывали тюрбан. Платки для тюрбанов были однотонные или в полоску. Тюрбаны придворных вышивались золотыми нитями. В Ташкенте до сих пор популярны мужские тюбетейки с вышивкой орнамента в виде стручков перца - «калампир» из хлопчатобумажной или бархатной ткани темно-зеленого, синего или черного цветов на подкладке. Зимой мужчины носили меховые шапки.

Традиционную женскую нательную одежду в прошлом составляли платья туникообразного покроя из хан-атласа - «куйлак» и штаны - «лозим». Платье было длинное, доходившее до щиколотки, с прямым, иногда немного расширяющимся книзу, станом. Специфической верхней женской одеждой был халат - «мурсак». Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. К началу XX в. широкое распространение получили вышитые шелком или золотой нитью тюбетейки - «дуппи». Кроме головных уборов, молодые женщины, особенно в первое время после замужества, в гостях или принимая гостей, надевали различные головные ювелирные украшения: «тиллякош» - позолоченная ажурная диадема со вставками бирюзы и разноцветных стекол.

Искусство и ремесла

Ташкент на протяжении многих столетий был и остается крупным центром художественного ремесла. Как свидетельствуют источники, в древний и средневековый периоды Ташкент предстает как центр производства керамики, оружия, изделий из металла, стекла, ювелирного искусства, ткачества, ковроделия. Более того, своей творческой и безграничной любовью к избранному ремеслу местные мастера известны в мирепо традиционной вышивке, резьбе по дереву и ганчу, росписи по дереву, художественной чеканке.

Работы ташкентских мастеров резьбы по дереву отличаются сочетанием фоновой резьбы с плоскостно-рельефным узором, что требует большого технического мастерства и профессионального совершенства. Мастера используют растительные и геометрические орнаментальные мотивы: «ислими», «гулли гирих» и др. В их работах сохраняется такая отличительная особенность, как применение подцветки поверхности рельефа, а также покрытие его лаком.

В XIX-XX вв. ювелирное производство охватывало многие виды художественных ремесел. Заргары (мастера-ювелиры) изготавливали филигранную отделку ножен для сабель и рукояток кинжалов, детали конского снаряжения и мужских поясов с накладными и позолоченными пластинками и бляшками с инкрустацией драгоценными камнями. Но главным их занятием было изготовление разнообразных женских украшений: золотые серьги в виде полумесяца, гладкие без орнаментации перстни с одним камнем, браслеты, излюбленные в прошлом серьги с легкими подвесками из бусинок коралла, жемчуга, зерни, стекла.

Большое распространение традиционная вышивка получила в национальной одежде - как праздничной, так и повседневной. Золотыми и серебряными нитями расшивались мужские халаты, чалмы, тюбетейки, шаровары, обувь; из женской одежды: платья, халаты, головные повязки - «пешанабанд», платки, сапожки, туфли. Вышивка золотом с вкраплениями самоцветов и мелких металлических куполков - кубба обильно украшала предметы убранства дворцового интерьера, а также конские попоны и чепраки.

Небольшой, но очень своеобразной отраслью художественной обработки металла в Узбекистане является искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которые вкладываются в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют «гулдор пичок», что означает - нарядный, разукрашенный нож. Формы их разнообразны. Различаются локальные особенности лезвий - узких или широких, прямых или изогнутых, а также особенности рукояток - цельных или наборных, деревянных или костяных, инкрустированных или раскрашенных.

Ваши комментарии, вопросы, советы и критика
Смотрите ещё по теме
Смотрите ещё интересное поблизости
© 2004-2017, CAPONE. Все права защищены. До новых встреч в виртуальном пространстве!
реклама на сайте • спонсорство экспедиций
Нравится? Интересно? Полезно?
Не нравится
Не хочу
Закрыть окошко