Путеводитель по Хиве
История города Хива
Хива - один из крупнейших и древнейших городских центров Хорезмского земледельческого оазиса, расположенного в нижней дельте Амударьи, южнее Аральского моря, на западе Центральной Азии. Здесь же начинается пустыня Кызылкум.
О происхождении Хивы и её названия существует множество народных сказаний. Одно из них приписывает основание города сыну библейского Ноя - Симу, где рассказывается о том, что после всемирного потопа Сим, бродивший однажды по пустыне, заснув, увидел во сне 300 горящих факелов. Проснувшись, обрадованный этим предзнаменованием, он основал город с очертаниями в виде корабля, согласно расположению приснившихся ему факелов. Затем Сим выкопал колодец «Хейвак», вода из которого имела удивительный вкус. В Ичан-Кале (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.
Жители Хорезма неоднократно давали отпор таким знаменитым завоевателям, как Александр Македонский. В 680 г. арабское войско под предводительством Кутейбы ибн-Муслима атаковало Гургандж (прежняя столица Хорезма), но не смогло окончательно подчинить себе государство. Спустя несколько столетий объединенному войску Чингисхана после годовой осады удалось ворваться в столицу могущественного государства хорезмшахов-ануштегенидов Гургандж, разрушив при этом дамбы на Амударье, вследствие чего воды бурной реки хлынули в город и практически смыли его с лица земли. Однако спустя 200 лет столица Хорезма вновь возродилась.
В IX-XII вв., кроме множества мусульманских учебных заведений, в Хорезме успешно функционировали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины, химии и т.д. Наиболее известна Хорезмская Академия Маъмуна, чьё 1000-летие совсем недавно праздновало под эгидой ЮНЕСКО все мировое сообщество. Уже в IX в. фундаментальные труды Мухаммада-аль-Хорезми по математике, географии, геодезии были известны в Европе, не утратив своего значения до наших дней. Богатейшее научное и культурное наследие оставили Аль-Беруни, Агахи, Наджмиддин Кубро и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.
В XIV в. Амир Темур совершил пять походов на Хорезм, но лишь в 1388 г. ему удалось полностью завоевать его. Со временем Хорезм расцвел вновь и в короткий период стал одним из духовных центров мусульманского мира. После образования в начале XVI в. Хивинского ханства Хива в 1598 г. стала его столицей.
Облик современной Хивы формирует в основном архитектура периода Хивинского ханства конца XVII - начала XX в. Однако ведущиеся здесь археологические раскопки показывают, что в основании ряда сравнительно «молодых» остатков зданий лежат древние слои, относящиеся к III в. и ещё более ранним векам до н.э. К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей эпитет «города-музея».
В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место как один из очагов мировой цивилизации и важный центр на Великом шелковом пути. Город Хива в 1990 г. один из первых в Средней Азии был внесен в список ЮНЕСКО как мировое наследие человечества. В 1997 г. Хива праздновала свое 2500-летие под эгидой ЮНЕСКО.
Хива в истории Великого шёлкового пути
Хива - один из и самых отдалённых уцелевших городов Великого шёлкового пути в Центральной Азии. В период своего расцвета Хорезм был крупнейшим центром международной торговли, ключевым пунктом на Великом шелковом пути. Сюда съезжались купцы из Поволжья, Индии, Ирана, отсюда шли торговые караваны на Ближний Восток, в Восточный Туркестан и Китай. Из Хивы вели пути в Монголию, а через половецкие степи - в Саксин, торговый город в устье Волги, и далее - в русские княжества и Европу. Археологи открывают все новые маршруты древних караванных путей и, в частности, из Хорезма к Мангышлаку и оттуда - морем в Нижнее Поволжье, что доказывает, что хорезмские купцы держали в своих руках значительную часть торговли государств Центральной Азии с Восточной Европой.
Великий шелковый путь - своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоевания жизненного пространства и рынков сбыта. Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию и простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары.
Важно отметить, что Шелковый путь никогда не был единой магистралью, а включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись, подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающих Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд, Бухару, Хорезм, далее - к берегам Каспия, а часть - из Самарканда держала путь в Бактрию и Индию. Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней - лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы.
Главным предметом торговли на караванных путях был шелк, ценимый во всем мире. Например, в период средневековья шелк был самой популярной расчетной единицей, вытесняя из обращения даже золото. Так, в Согдиане цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление.
Впервые «шелковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 г. ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».
По Великому шелковому пути шли не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. Наконец, по караванным дорогам на протяжении столетий шли ученые, исследователи, путешественники и даже воины.
Специальная долгосрочная программа, которая включает предложения о возрождении исторического наследия, была создана совместно с ЮНЕСКО. В 1994 г. была принята самаркандская декларация «О возрождении Великого шелкового пути».
Внутренний город Ичан-Кала
В Хиве существовало традиционное разделение города на две обособленные одна от другой части: внутренний город - Ичан-Кала (шахристан) и внешний город - Дишан-Кала (рабад).
Загадочный город Хива сумел сохранить экзотический образ восточного города в древней части города - Ичан-Кала, где расположены многочисленные памятники архитектуры. Внутренний город занимает территорию около 30 га и имеет в плане прямоугольную форму. Хива находилась в границах крепости Ичан-Кала в XVI-XVII вв. и была окружена мощной глиняной стеной, высота которой достигала 8-10 м, толщина - 6-8 м, а длина - более 2200 м. Укреплённые стены Ичан-Калы с полукруглыми башнями по периметру обеспечивали надёжную защиту Хивы. В верхней части стены находилась стрельчатая галерея с бойницами и зубцами. По центру каждой из четырёх частей стен Ичан-Калы располагались дарваза (ворота). Западные - Ата-Дарваза расположены у Куня-Арка (ханская крепость), северные - Бахча-Дарваза выходят на дорогу к Ургенчу, восточные - Палван-Дарваза - направлены к Хазараспу и реке Амударье, южные - Таш-Дарваза - к пескам Каракумов. Ворота Ата-Дарваза были разрушены в 1020 г. и вновь отстроены в 70-е гг. XX в.
Исторический центр Хивы, в частности крепость Ичан-Кала, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь находится значительное количество архитектурных памятников: ханские дворцы, мечети, медресе, мавзолеи, минареты. Основная часть памятников Хивы была построена в XVIII-XIX вв. В это время в Хорезмском оазисе сложился своеобразный архитектурный стиль, для которого были характерны широкое применение майоликовой облицовки, резьба по дереву, мрамору и алебастровой штукатурке. Благодаря этому многие здания Хивы отличаются затейливым орнаментом, который покрывает их колонны, арки, стены, своды, двери. Своеобразной чертой многих сооружений является облицовка куполов на башнях голубыми изразцами, цвет которых растворяется в синеве неба. Не менее важной достопримечательностью Ичан-Калы является собственно её планировка, сохранившая типичную для старых восточных городов сложную сеть небольших улочек и тупиков.
Что же касается внешнего города Дишан-Кала, то это пояс жилых кварталов, сложившихся вокруг Ичан-Калы, который ранее был также обнесен крепостной стеной.
Судя по археологическим данным, Хива существовала уже в V-VI вв. как остановка или караван-сарай при колодце Хейвак (Хива-Хейва-Хейвак) на древнем пути из Мерва в Гургандж. Исходя из этого, археологи полагают, что основанием стен Ичан-Калы частично служат остатки древнего фортификационного сооружения вокруг караван-сарая, датируемые V в. Легенда повествует, что колодец Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, был выкопан Симом, сыном библейского Ноя.
Колодец Хейвак и сегодня находится у северо-западной стены Ичан-Калы. При ремонте колодца были обнаружены следы древней каменной кладки и остатки купольного сооружения, прикрытого ныне землей. Глину для строительства стен брали в двух километрах от города, в местности Говук-куль, сейчас там есть большое озеро. И сегодня, как и прежде, местная глина отличного качества используется современными гончарами. Легенда гласит, что, когда пророк Мухаммад строил Медину, использовалась глина из этих мест, а озеро, появившееся позже, принято считать святым.
Крепость Куня-Арк
Куня-Арк (в переводе - «старая крепость») - внутренняя ханская цитадель Ичан-Калы. Строительство Куня-Арк началось в 1686-1688 гг., и в конце XVIII в. Арк стал «городом в городе», отделенный от Ичан-Калы высокой стеной. Когда-то крепость состояла из ханской канцелярии, зала для приемов, гарема, зимней и летней мечети, монетного двора и подсобных помещений (конюшни, склады, мастерские и т.д.) Из них сохранились лишь куринишхана (приемная комната хана), бастион Ак-шейх-бобо, летняя мечеть, монетный двор и более позднее здание гарема.
Помещения крепости Куня-Арк группировались вокруг двориков, а дворики соединялись системой коридоров. Вход в крепость был оформлен воротами наподобие Палван-Дарваза. Башни ранее были увенчаны фонарями с башенками, и архитектура соединяла их с крепостными стенами.
В первом небольшом дворике, примыкавшем некогда к воротам, послы ожидали ханского приема. Во втором дворе находилось семь орудий с лафетами, а в третьем собирался ханский совет. После коридора открывался самый большой двор - куринишхана, где в центре на круглой площадке была установлена юрта, и подле нее восседал хан. Из куринишханы дверь в северо-западном углу (противоположном входу) вела через коридор в гарем и на холм Ак-шейх-бобо, где размещались пороховой склад и дозорная служба. В мечети и приемной (1825-1842 гг.) привлекают внимание айваны с деревянными колоннами и стенами, покрытыми майоликовыми облицовками.
Площадь близ входа в Куня-Арк использовалась для военных парадов и тренировочных сражений. Здесь были также специальное место для исполнения приговоров и зиндан (тюрьма), прилегающая к восточным стенам Куня-Арк. Существующий на сегодняшний день комплекс Куня-Арк был отреставрирован в начале XIX в.
По легенде, над всей крепостью Куня-Арк с ее мощной стеной, полубашнями и зубцами «кунгра» в X-XI вв. возвышался замок. Сейчас от него остался только бастион, сложенный не из кирпича и камня, а из необожженной глины. Это странное сооружение известно под названием «Ак-шейх-бобо» - «Белый шейх». Однако он имеет и другое, схожее по звучанию, поэтическое название «Ашик-бобо», что означает «влюбленный старец». Сейчас трудно сказать, что послужило основой для названия. Так и кажется, что там высоко, за зубчаткой стен, скрывается отшельник, удалившийся от мира. Однако очевидно, что этот домик «чардара кешк», как называют такие строения в Хорезме, предназначался для дозорной службы и служил бастионом.
И действительно, это прекрасный наблюдательный пункт: отсюда обозревается вся древняя Хива. Перед взором предстает город из настоящей восточной сказки. Небо пронзает вереница минаретов, над плоскими крышами домов возвышаются купола мавзолеев и мечетей, сверкающие голубыми изразцами пештаки медресе вздымаются над галереями затененных лоджий, зубчатые стены крепостных стен перемежаются с монументальными порталами городских ворот. Среди лабиринтов улочек выделяются ханские дворцы, окружающие дворики с нарядными айванами.
Куринишхана в Куня-Арк
Куринишхана была построена хивинским правителем Аранг-ханом в 1686-1688 гг. Во время опустошительного нашествия иранских войск в середине XVIII в. куринишхана была разрушена и разобрана. Современное здание возведено Илтузар-ханом в 1804-1806 гг. в период оживления строительной деятельности в Хиве и обновления многих построек, пришедших в упадок.
Куринишхана состоит из нескольких помещений: открытого двора, айвана, зала с троном и боковых комнат в западной части двора. Здесь в небольших полутемных комнатах в два этажа размещались ханская казна, хранилища рукописей, комната отдыха хана. В середине двора имеется круглое возвышение, где была сооружена юрта, в которой хан принимал послов кочующих соседей.
Стены дворика покрыты майоликовыми плитками, составляющими разнообразные растительно-геометрические узоры. Майоликовую облицовку айвана относят ко времени Аллакули-хана (1825-1842 гг.), когда была построена и отделана летняя мечеть Куня-Арк (потолок заново расписан во время реставрации 1933-1934 гг.). Айван поднят на высокую платформу, имеет две резные колонны, выделяющие центральное место, где совершался церемониал приема, и вершились государственные дела. Это место подчеркивает всю торжественность и официальность обстановки в куринишхане.
В глубине продолговатого зала, у южной стены, под декоративным полукуполом стоял трон хивинских ханов. Трон, выполненный в 1816 г. хивинским мастером Мухаммадом, был сделан из дерева и покрыт тонким листовым серебром. На серебряных пластинах были отчеканены орнаментальные медальоны с тончайшими узорами на красном фоне,и в них искусно вплетены гравированные строки из Корана и благопожелания царствованию властелина. Трон представляет интерес как образец чеканки по серебру и в настоящее время хранится в Оружейной палате в Москве.
Гарем и монетный двор в Куня-Арк
Гарем Куня-Арк был построен во время правления Мухаммад Рахим-хана II. Он расположен в северной части Куня-Арк. Двор удлиняется с запада на восток и застроен жилыми помещениями - одноколонными айванами и одно- и двухэтажными комнатами позади них. Айваны гарема близки к жилой архитектуре и лишены напыщенности ханской приемной; только ханские покои выделяются своей монументальностью и отделкой. Комната хана больше, чем три комнаты его жен.
Монетный двор был сооружен во время правления Мухаммад Рахим-хана I. Он построен одновременно с летней и зимней мечетью в едином комплексе. Двор мечети невелик, к тому же значительная часть его занята купольными помещениями, где чеканились монеты.
Мавзолей шейха Сейид Аллауддина
Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее - мавзолей шейха Сейид Аллауддина, относящийся к первой трети XIV в. Здание было построено учеником и последователем шейха Сейид Аллауддина, известным мистиком из ордена накшбандийа Эмиром Куляллем. Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с небольшим порталом в южной стене. Это была усыпальница (гурхана) с одним куполом в форме треугольного плоского паруса. Затем в XVIII в. с запада к этой гурхане была пристроена зиаратхана (место молитвы) с порталом и входом, функционирующим и в настоящее время. Первоначальный вход в усыпальницу был заложен, а в его западной стене, в месте примыкания к зиаратхане, устроен арочный проем. Такой же формы ниши углубляли остальные стены зиаратханы.
В 1825 г. мавзолей был капитально отремонтирован. Обветшалый портал зиаратханы был переложен с уменьшением его пилонов, ниши в интерьере заложены, заново выстлан пол, и все внутри покрыто ганчевой штукатуркой. Ее украшают только нанесенные тушью, каллиграфически выписанные стихи, которые повествуют о том, что реставрация была произведена по приказу Аллакули-хана (1825-1842 гг.) и что попечителем постройки является ходжа по имени Хамид, сын ходжи Хубби-Кули. При ремонтно-реставрационных работах, осуществленных вслед за раскопанными в 1957 г., были укреплены деформированные кладки, благоустроена территория вокруг мавзолея и в какой-то мере восстановлен его древний облик.
Святыня мавзолея - великолепное майоликовое надгробие - обрело широкую известность. Контраст скромного убранства мавзолея и высокого красочного надгробия настолько значителен, что надгробие кажется привезенным сюда из другого места. Оно состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную плиту с двумя «сагана» (стрельчатое завершение мусульманских надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий рельеф. Он расписан мелким цветочно-растительным орнаментом, восходящим к древнехорезмийским и согдийским образцам. Свежесть придают темно-синий голубой и фисташковый цвета. На фоне красочных орнаментов выделяются белые торцы-саганы с надписями, повторяющими с небольшими разночтениями хронограмму с датой смерти Сейида Аллауддина - 18 марта 1303 г. Красота узоров, композиция и тональность росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число лучших образцов искусства майоликовой облицовки XIV в.
Дворец Таш-Хаули
Главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули занимает ведущее место среди памятников Ичан-калы. Таш-Хаули был построен при хане Алла-кули в XIX в. Дворец состоит из трех главных частей: гарема, мехмонханы (помещение для ханских приемов и пиршеств) и арзханы (официально-административное помещение). Судя по строительным надписям на деревянных колоннах, мраморных базах, потолках, сооружение дворца длилось с 1830 по 1838 г. в вышеуказанном порядке. Главные зодчие дворца - Hyp Мухаммед Таджихон и сменивший его Каландар Хиваги.
В архитектуре дворцового комплекса широко использованы элементы хивинских жилых домов и загородных усадеб - «хаули»: замкнутые дворы, тенистые двухколонные айваны (террасы) и лоджии, глухие орнаментированные стены и округлые башенки.
Таш-Хаули означает каменная усадьба, или каменный двор. Название это наилучшим образом раскрывает его своеобразную планировку и архитектуру. В отличие от глинобитных хаули, дворец Аллакулихана весь выложен из жженого кирпича, а дворики лишены характерных для сельской усадьбы простора и озеленения. Высокие стены с башнями и воротами подобны крепостным сооружениям. Установлено, что строительство дворца Аллакули-хана велось несколькими этапами. Сначала как самостоятельное сооружение был выстроен гарем с прямоугольным двором, обстроенным айванами, одно- и двухэтажными жилыми и подсобными помещениями.
Все помещения, обращенные во двор, независимо от их предназначения, богато оформлены. Разнообразие в орнаментации майоликовых панно, резьбе деревянных колонн и мраморных баз, росписях потолков и композиции дворика в целом, лишенной геометризма и точной симметрии официальной архитектуры, напоминает богатейшую картинную галерею. Древние мастера владели секретом изготовления цветных керамических глазурей «ишкор», краски которых не меркнут на протяжении столетий.
Второй очередью строительства дворца была мехмонхана - место официальных приемов. Небольшой дворик с круглым возвышением для установки юрты обстроен со всех сторон помещениями. В главном айване, открытом на север, происходил церемониал дворцового приема. По формам своим айваны очень просты и близки к жилой архитектуре, но сплошь украшенные декоративной майоликой с яркими расписными потолками, обрамленные башенками и фигурным карнизом, они полны театральной условности и торжественности.
Арзхана (судилище) занимает всю юго-западную часть дворца. По площади оно почти вдвое больше мехмонханы. Объясняется это тем, что кроме собственно арзханы, в комплексе с ней были выстроены двое ворот, дворики со сложной системой проходов и при них по нескольку подсобных помещений.
Майоликовая облицовка выполнена известным мастером Абдулла Джином. Оригинально украшена им приемная комната при айване - сарай. Панно с мелким растительным орнаментом оживляются крупными цветами на интенсивно синем фоне. Искусство высокого стиля сохраняют в этом помещении резьба и роспись по дереву. Одна из дверей сарая (крайняя западная) выделяется художественностью резьбы. Это, пожалуй, самая богатая дверь из сохранившихся во дворце. Небольшие реставрационные работы не изменили своеобразия дворца, и он вполне может считаться музеем хивинской архитектуры того времени.
Дворец Таш-Хаули располагает самым роскошным внутренним декором в Хиве, включая керамические черепицы, резьбу по камню и дереву, ганч. Построенный Аллакули-ханом дворец должен был стать более величественной альтернативой Куня-Арк, имея в распоряжении 150 комнат в 9 дворовых пристройках, с высокими потолками для большего доступа воздуха. По преданию, хан Аллакули очень спешил со своим проектом.
Современник Аллакули-хана писал, что лучшие зодчие того времени были казнены по его приказу за то, что не закончили работу в 2-летний срок. Усто Каландару Хиваги понадобилось для этого 8 лет.
Медресе Мухаммад Амин-хана
Самое большое средневековое медресе не только в Хиве, но и во всей Средней Азии - медресе Мухаммад Амин-хана. Этот архитектурный памятник находится напротив Куня-Арка у ворот Ата-Дарваза. Двухэтажное медресе построено Мухаммадом Амин-ханом с 1851 по 1854 г. Оно состоит из аудитории, множества комнат, зимней и летней мечетей и библиотеки. Всего в медресе имеется 125 худжр, оно принимало до 260 учащихся.
Поразительна архитектура здания медресе. Здесь были устроены удобные двухкомнатные худжры и лоджии, выходящие на фасадную сторону здания на втором этаже. Отсюда отличительная черта медресе - открытые арочные ниши по всему внешнему периметру здания. Портал медресе увенчан пятью куполами и имеет квадратный двор, окруженный худжрами. На портале сохранилась надпись: "Это прекрасное сооружение вечно будет стоять на радость потомкам". По углам фасадов расположены характерные для Хивы башенки с проемами наверху, поясами из зеленого глазурованного кирпича и куполками, облицованными таким же кирпичом.
Архитектурные и орнаментальные работы были выполнены в национальных узбекских традициях. Высокий портал главного фасада украшен майоликой и узорами из цветного глазурованного кирпича. Минарет орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича. Богатый декор также включает орнаментальную резьбу дверей и ганчевые решетки (панджара) окон.
Кроме духовной школы здесь размещалась Канцелярия Высшего Мусульманского Двора. Снаружи стоит широкое здание из бирюзовой черепицы - минарет Кальта-Минор, построенное в то же время.
Минарет Кальта-Минор
У главного фасада медресе Мухаммад Амин-хана стоит мощный невысокий минарет. Строительством минарета и медресе намеревались завершить оформление большой городской площади у западных ворот Ичан-Калы. Минарету предназначалось стать наиболее крупным в Средней Азии, если бы он был достроен. Недостроенный минарет, диаметр основания которого составляет 14,2 м, по плану должен был иметь высоту в 70-80 м. Диаметр же должен был резко уменьшаться с высотой, что сделало бы минарет более прочным. Но строительство остановилось на высоте 29 м, почему за ним и упрочилось название Кальта-Минор (короткий минарет).
Минарет известен именно благодаря уникальному декору и своей незавершенности. Кальта-Минор - единственный минарет, полностью покрытый глазурованной плиткой и майоликой.
Мухаммад Амин-хан хотел, чтобы минарет при медресе был больше, чем что-либо, построенное в Хорезме ранее. Он приказал своим людям бесплатно работать в течение двух лет, чтобы построить это сооружение. В основании необычно короткого минарета, по преданию, был заживо замурован один из мастеров, который отказался выполнять волю хана. Башня так и осталась незавершенной и в таком виде является уникальным строением в Средней Азии.
Однако, согласно данным хивинского историка того времени, строительство не было закончено из-за смерти хана в 1855 г. А другая легенда повествует о том, что эмир Бухары, узнав о строительстве уникального минарета в Хиве, захотел построить такой же в Бухаре. Эмир договорился с мастером, что он сделает это, как только закончит работу в Хиве. Хивинский хан, узнав об этом, отдал приказ казнить мастера сразу после того, как он закончит строительство. Дошла эта новость и до мастера, и он сбежал, оставив минарет незаконченным.
Джума-мечеть и минарет
Необычна архитектура пятничной (соборной) мечети Хивы - Джума-мечети, расположенной в центре Ичан-Калы. Согласно сведениям арабского географа аль-Мукаддасий, мечеть Джума датируется X в. По данным историка Муниса, в конце XVIII в. мечеть была перестроена на деньги, пожертвованные ханом, под руководством одного из высших чиновников ханства Абдурахмана Мехтара.
На входных дверях ее сохранилась датировка строительства: 1778-1782 гг. Это оригинальное одноэтажное здание, без порталов, арок, куполов и каких-либо украшений, представляет собой огромный зал размером 55x46 м с плоской кровлей, которую с тремя световыми колодцами поддерживает 212 резных деревянных колонн; 25 из них - древние (X-XVI вв.). Среди них особенно ценны 4 колонны X-XI вв. Они были доставлены сюда с других древних построек. Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Именно они, различные по размерам, форме и отделке, представляют высокую художественную ценность мечети. Ученые считают, что все эти особенности сближают ее со старинными мечетями Аравии.
Своеобразна композиция мечети: глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания. К этому архаическому типу мечети примыкает контрастирующий с ним своим высоким стволом минарет XVIII в. - один из самых ранних по времени в Хиве. Его диаметр у основания составляет 6,2 м, а высота - 32,5 м, вершина увенчана восьмиарочным фонарем со сталактитовым карнизом и куполом, сужающийся кирпичный ствол имеет семь узких поперечных поясков из бирюзовых кирпичиков. В отличие от других минаретов Хивы он почти не имеет украшений. 81 ступенька ведет наверх минарета, откуда открывается великолепная панорама города.
Мечеть со своим минаретом и несколько близлежащих медресе оформляют площадь у главной магистрали Ичан-Калы.
Согласно имеющимся сведениям, большинство колонн вырезано из древесных стволов в XVIII-XIX вв. Остальные были собраны из разрушенных средневековых сооружений. По слухам, наиболее древние из этих колонн могли быть взяты из погибшей в водах Амударьи средневековой столицы Хорезма - города Кята.
Четыре наиболее ценные колонны X-XI вв. установлены, как свидетельствуют вырезанные на них куфические письмена, по приказанию факиха Абул Фадла ал-Мухаммада Ляйси. Судя по письменам, это был щедрый благотворительный дар мечети.
Тип еще 4 колонн совпадает с типом колонн мечети Багбанлы с надписями почерком насхи. Поздние колонны хорошо узнаваемы по цветочно-растительному узору хивинского типа. Общий их уровень обеспечивается разновысотными каменными подушками и базами. Ниша михраба (ниша, ориентирующая молящихся в сторону Мекки) Джума-мечети перекрыта ганчевым полукуполом, по обе его стороны нанесена роспись с цветами ириса и шиповника.
Мавзолей Пахлаван Махмуда
Одно из лучших произведений хивинской архитектуры - Мавзолей Пахлаван Махмуда - выполнено в традициях хорезмского зодчества XVIII-XIX вв. Он построен в честь знаменитого хивинского поэта и человека, прославившегося своей богатырской силой, Пахлаван Махмуда (1247-1326 гг.).
Первоначально здание мавзолея было скромным и небольшим, но, поскольку оно превратилось в популярное место паломничества, вскоре здесь были построены худжры, ханака и мечети, где паломники также совершали молитвы. В XVIII в. на южной стороне здания был построен входной портал в мавзолей. В 1719 г. Шергази-хан, строя новое медресе, ориентировал его на мавзолей Пахлаван Махмуда. В 1810 г. после удачного похода на Кунград, Мухаммад Рахим-хан I решил радикально изменить ансамбль. Он реконструировал мавзолей Пахлаван Махмуда так, что «в ногах» у хивинского святого возник некрополь правящей кунградской династии. Здесь стали хоронить членов ханской семьи, и территория мавзолея расширилась на восток и на юг. Новый мавзолей включил в себя старую усыпальницу и ханаку с высоким двойным куполом, силуэт которой стал одним из главных символов Хивы. В 1913 г. по заказу Асфендияр-хана на западной стороне двора было построено двухэтажное здание, а на восточной стороне - летняя айванная мечеть.
В майоликовую облицовку мемориала включено много картушей с религиозными изречениями, стихами Пахлаван Махмуда и именами мастеров. Надгробие Пахлаван Махмуда поражает ювелирной точностью и изяществом мозаики из резной поливной керамики. Строительные работы производились под руководством известного хивинского зодчего Мухаммада Мурада. Известны и имена мастеров-керамистов, принимавших участие в оформлении мавзолея - это усто Суфи Мухаммад Нияз и усто Абдулла Джин, определившие хивинский стиль декорирования зданий на многие десятилетия вперед.
Постепенно мавзолей превратился в величественное сооружение с самым большим куполом в Хиве, покрытым голубой глазурованной плиткой со сверкающей позолоченной верхушкой.
Пахлаваны (богатыри) всегда почитались в народе, и у каждого силача были свои легенды. Местная устная традиция приводит описание многих подробностей, связанных с жизнью и подвигами Пахлаван Махмуда, который был известным местным поэтом, скорняком по профессии и философом по духу, имел способность к исцелению людей. Еще при жизни он приобрел признание и широкую известность далеко за пределами Хивинского ханства.
Особенно прославили Пахлаван Махмуда его стихи, в которых богатырь воспевал мужество, честность, любовь к людям. Его называют «хорезмским Омаром Хайямом». Считается, что он автор более 300 рубай, - традиционных восточных четверостиший любовно-философского содержания, в которых Пахлаван Махмуд прославлял земную жизнь со всеми ее горестями и радостями, а также высмеивал духовенство. Первый из европейцев, установивших прямую связь между Пахлаван Махмудом и автором начертанных над куполом мавзолея рубайатов, был венгерский востоковед и путешественник Арминий Вамбери, посетивший Хиву во второй половине XIX в. под видом странствующего дервиша. Стихи Пахлаван Махмуда, писавшего под псевдонимом Пирьяр-Вали, кроме тех, что были найдены на стенах усыпальницы, не сохранились.
Хорезмиец много странствовал, скорняжное ремесло давало ему возможность зарабатывать на жизнь. Силач из Хивы, прославившийся своей богатырской силой непобедимого борца, неизменно побеждал своих соперников в Афганистане, Индии, Иране, Ираке. Лишь однажды он потерпел поражение, когда узнал, что его противнику в случае неудачи грозит смертная казнь. В настоящее время во многих из этих стран сохранились реликвии, связанные с именем Махмуда. А в Иране профессиональные борцы, прежде чем вступить в поединок с соперником, обращаются с молитвой к покровителю борцов -святому Пахлаван Махмуду.
В своих философских исследованиях богатырь разрабатывал понятия нравственности, в том числе мужества, доблести. Он был одним из столпов суфийского течения «Жавонмардлик» («Отвага молодости»), основные принципы которого - щедрость души, милосердие, благородство, скромность и покорность Создателю.
По преданию, поэт был похоронен в мастерской рядом со своим домом. После смерти его стали почитать как пира - святого покровителя Хивы, его скромная могила стала местом поклонения верующих.
Минарет Ислам Ходжа
На юго-востоке Ичан-Калы расположен ансамбль Ислам Ходжа, состоящий из самого маленького медресе и самого высокого минарета Хивы, восходящего своей формой к древним минаретам XI-XII вв. Строители приняли такую конструкцию с целью превзойти бухарский минарет Калян, с использованием древнейших традиций строительства минаретов в виде узких башен. Высота самого высокого минарета в Хиве составляет 57 м (включая фундамент). Ансамбль был выстроен в 1908-1910 гг. по приказу Ислам Ходжи, главного визиря хивинского ханства при Мухаммад Рахим-хане II (1863-1910) и его сыне Исфандияр-хане (1910-1920).
Легкий и стройный силуэт минарета Ислам Ходжа, опоясанный сверкающими лентами мозаичных облицовок, стал самым выразительным символом Ичан-Калы. Верхняя площадка минарета на высоте 45 м является самой высокой точкой обзора панорамы Хивы. Ствол минарета Ислам Ходжа, имеющий диаметр у основания 9,5 м, энергично сокращается кверху. Сквозной фонарь на его вершине имеет сталактитовый карниз, навершие и керамические решетки-панджара.
Кирпичный декор минарета Ислам Ходжа подчеркивает его монументальность. Минарет опоясан сверкающими полосами облицовок из глазурованных узоров, преимущественно голубых, синих, белых и бирюзовых цветов, орнаменты которых уникальны. По красоте и изяществу с этим минаретом может сравниться только минарет Калян в Бухаре, который был задуман гораздо раньше минарета Ислам Ходжа.
В сооружении минарета и подготовке декоративного орнамента принимали участие лучшие мастера своего времени Балта Вайсов, Ишмухаммад Худайбердиев, Каландар Кучум, Худайберген Ходжи и др.
Медресе Ислам Ходжа
Асимметричное медресе Ислам Ходжа занимает важное место в ансамбле Ичан-Калы, служа фоном знаменитому минарету Ислам Ходжа, к которому оно примыкает своим главным фасадом. Его небольшой двор обстроен 42 худжрами в один этаж. Второй этаж имеется лишь над входной группой, украшенной роскошным майоликовым убранством. В декоре главного фасада медресе использованы сине-белые майоликовые облицовки, тимпаны и ленты глазурованного узора. Юго-восточную часть медресе занимает мечеть с низким массивным куполом.
Медресе Ислам Ходжа - это особенное архитектурное сооружение, которое отражает влияние времени и дух творческого вдохновения народных мастеров. Мастера Болта Вайсов и Мадиминов выполняли отделку медресе глазурью по эскизам Ишмухам-мада Худайбердиева. Мастерство зодчих можно увидеть в контрастных комбинациях архитектурных форм, умело использованных на ограниченном пространстве. Михраб (молитвенная ниша в стене мечети, обращенная сторону Мекки) отделан майоликой и резным ганчем.
Главный визирь и тесть Исфандияр-хана Ислам Ходжа, в отличие от большинства ханских чиновников, был образованным и дальновидным человеком, придерживался прогрессивных взглядов. Ислам Ходжа не раз бывал в Петербурге, интересовался событиями, происходившими в Российской империи, понимал необходимость проведения в ханстве современных реформ. Он был сторонником развития коммерческих, деловых и культурных связей с Россией, поддерживал идею создания местной промышленности. По его настоянию в Хиве были построены первая в ханстве школа европейского типа, хлопкоочистительный завод, больница, аптека, почта и телеграф, мосты и дороги, рассматривались проекты строительства железной дороги.
Однако судьба основателя медресе и минарета оказалась трагичной. Духовенство и консервативно настроенная знать враждебно относились к политике Ислама Ходжи и его нововведениям. По легенде, им удалось склонить на свою сторону хана Исфандияра, убедив его в том, что Ислам Ходжа представляет собой угрозу ханской власти. Участь главного визиря была предрешена. Однажды ночью, когда Ислам Ходжа возвращался в свою загородную резиденцию, неизвестные нанесли ему несколько смертельных ножевых ран и скрылись. Впрочем, их никто и не разыскивал: хан знал о готовящемся убийстве и не препятствовал ему.
Медресе Мухаммад Рахим-хана
Медресе Мухаммад Рахим-хана - одно из самых больших в Хиве и наиболее известное в Средней Азии. Оно расположено к востоку от площади перед цитаделью Куня-Арк. Строительство медресе было начато по приказу хорезмского хана Мухаммад Рахим-хана II (1863-1910). В 1876 г. постройка здания была закончена.
Медресе состоит из двух дворов. Вход с улицы ведет во двор, обнесенный снаружи глухой стеной, а внутри окруженный одноэтажными худжрами (кельями). Во внутреннем дворе возвышается главное двухэтажное здание с высоким порталом главного фасада медресе. Фасад покрыт преимущественно бело-голубой майоликой. По углам медресе возвышаются довольно высокие башни-гульдаста, завершенные куполами на украшенных зеленой мозаикой барабанах. Своды лоджий и перекрытие айвана над парадным входом выложены фигурной кирпичной кладкой. Майолика обильно используется на тимпанах, орнаментальной кайме и колоннах на фасаде.
В медресе имелись дарсханы (учебные аудитории), богатая библиотека, зимняя и летняя мечети. Внутренний четырехайванный двор состоит из 76 арочных худжр. Худжры медресе перекрыты куполами «балхи» и кроме жилой комнаты имеют отсеки для хозяйственных нужд.
Полное имя хана - Мухаммад Рахим Бахадур-хан (люди называли его Мадраим-хан II). Он слыл просвещенным монархом, покровительствовал ученым и поэтам. Сам Рахим-хан II был талантливым поэтом и философом, известным под литературным псевдонимом Феруз-шах.
Под его правлением проводилась реформа традиционного образования. В результате по его инициативе в Хиве открылись первые, так называемые новометодные школы, в которых кроме арабского алфавита и чтения Корана изучались и светские науки. Медресе Мухаммад Рахим-хана было мусульманским университетом, где кроме теологии студенты изучали искусство стихосложения и точные науки, в его стенах часто устраивались литературные вечера - мушоира, на которых читали свои произведения такие выдающиеся поэты Хивы, как Камил Хорезми, Табиби и венценосный Феруз-шах. В научных и литературных диспутах наравне с видными учеными и поэтами участвовали и студенты медресе.
Во время правления Мухаммад Рахим-хана II произошло одно из важных исторических событий Хивинского ханства: в 1873 г. в ханство вторглись войска царской России, что привело к установлению российского протектората.
Ансамбль Палван-Дарваза
Одним из оживленных мест Хивы являлась площадь у восточных ворот Палван-Дарваза. Здесь еще в XVII в. были построены бани Ануша-хана и одноэтажное здание медресе Ходжамбердыбия. Цепь построек ансамбля Палван-Дарваза также составляют галерея Палван-Дарваза, медресе Аллакули-хана, тим, караван-сарай, а с другой стороны площади - медресе Кутлуг-Мурад-инака, дворец Таш-хаули. Комплекс всех построек создавался по мере возникающей жизненной необходимости. Насыщенность постройками была так велика, что некоторые из них выступали за стены Ичан-Калы. Внешне он не воспринимается как целый художественный ансамбль, но отличается живописностью архитектурных масс и разнообразием силуэтов.
Восточные ворота Палван-Дарваза
Собственно арочные ворота с бойницами и боковыми башнями находятся на пересечении с городской стеной. За въездной аркой расположена проходная многокупольная торговая галерея, по обеим сторонам которой расположены лавки купцов и помещения небольшой бани. При входе над воротами сохранилась мраморная плита с исторической надписью «Шахри Хива» (город Хива) и дата постройки - 1221 г. хиджры (по мусульманскому летосчислению), то есть 1806 г. н.э. Это самая старая часть здания, которая соединяется с баней Ануша-хана. Строительство ворот было закончено Алла-кули-ханом в 1835 г.
Помимо ворот, в честь Палван Махмуда назван главный канал - арык города, питающий Хиву водой, - «Палван-яб».
Караван-сарай и тим Аллакули-хана
В 1806 г. к воротам Палван-Дарваза была пристроена длинная галерея с торговыми помещениями, перекрытыми куполами. У этих ворот, замыкавших самую оживленную улицу, при Аллакули-хане (1825-1842 гг.) была сосредоточена торговая жизнь города. В XIX в. в связи с расширением экономических связей с Бухарой, Персией и Россией Хиве потребовались новые торговые площади. Так, в 1832-1833 гг. по приказу Аллакули-хана здесь был возведен огромный караван-сарай, для размещения которого пришлось сломать стену Ичан-Калы у дворца Таш-хаули.
Караван-сарай предназначался для остановки купцов, хранения товаров и торговли. Он состоит из большого двора и двухэтажной застройки худжр. Здание караван-сарая имеет форму прямоугольника, вытянутого с юга на север. Караван-сарай построен по типу медресе и имеет 105 комнат. Жилые комнаты располагались на втором этаже, а склады и торговые прилавки - на первом. Это единственный сохранившийся караван-сарай Хорезма.
Вскоре к главному фасаду караван-сарая был пристроен многокупольный торговый пассаж-тим. Его западный и восточный фасады оформлены в виде городских ворот, облицованы шлифованным кирпичом с выкладкой фигурных поясов на угловых башнях. Сейчас караван-сарай и тим выглядят как единое сооружение.
Торговля в тиме осуществлялась в боковых лавках, где размещались купцы со своими товарами, а посередине, под сводчатыми галереями, двигалась вереница покупателей. По рассказам очевидцев, здесь можно было купить не только местные, но и русские и английские хлопчатобумажные ткани, полушелковые материалы для халатов, шелковые шали, ватные одеяла, пояса, бухарские сапоги, китайскую посуду, сахар, чай и другие мелкие товары. За точностью весов и порядком на базаре наблюдал раис (местный председатель), имевший право тут же на месте ударами палок вершить правосудие. У ворот диван-беги взимал пошлину за ввоз и вывоз товаров.
Медресе Аллакули-хана
Медресе Аллакули-хана расположено между тимом (крытый базар) и восточными воротами Палван-Дарваза. Из-за тесноты участка строительство медресе Аллакули-хана потребовало разрушения части городской стены. Южным крылом медресе надвинулось на лавки северного торгового ряда Палван-Дарваза, северным - примкнуло к сводам тима Аллакули-хана.
Главный фасад Аллакули-хана выходит во двор медресе Ходжамбердыбия. Дворовая часть медресе состоит из 99 худжр в два этажа, надстроенных на малых куполах ворот Палван-Дарваза и частично в пазухах сводов тима. Большие помещения медресе - залы зимней мечети и дарсханы - занимают высоту двух этажей. В нескольких худжрах на первом этаже располагалась городская библиотека, которая была основана ханом и обеспечивала книгами всех студентов хивинских медресе. Библиотека содержалась за счет доходов от караван-сарая и тима Аллакули-хана.
Медресе имеет традиционную схему здания, но его отличает богатство декора. В оформлении главного фасада преобладает майолика хорезмского типа в черно-белых и голубых тонах. Цветовая гамма и орнаментальные мотивы майолики повсюду разнообразны. В зависимости от украшаемого места художники-керамисты удачно подбирали масштабы и характер рисунка, цветовую насыщенность узора. Особенно впечатляет стройная фасадная часть портала, насыщенная яркой, красочной майоликой.
Медресе Кутлуг Мурад-инака
Медресе Кутлуг Мурад-инака расположено в восточной части Ичан-Калы, напротив медресе Ходжамбердыбия. Среди двух десятков медресе, сохранившихся в Хиве, оно является одним из самых ранних по времени сооружения. Медресе было сооружено в 1804-1812 гг. дядей Аллакули-хана Кутлуг Мурад-инаком.
По преданию, через медресе лежал путь к старинному торговому городу Хазараспу, и поэтому мастера, участвовавшие в его строительстве, были приглашены именно оттуда. Планировка медресе выдержана в строгих традициях. Фасад с высоким порталом и двумя ярусами лоджий весьма скромно отделан голубой мозаикой. Это объясняется тем, что начало расцвета искусства знаменитой хивинской резной майолики было несколькими десятилетиями позже. Внутри медресе имеется дарсхана (помещение для занятий), а также мечеть, перекрытая низким конусообразным куполом. Квадратный двор окружен арочной галереей худжр в два этажа. Медресе Кутлуг Мурад-инака имеет 81 худжру и является первым двухэтажным медресе в Хиве. По четырем углам медресе возвышаются башни-гульдаста с фонарями. Они декорированы глазурованными и терракотовыми со штампованным рисунком плитками. Отличает медресе Кутлуг Мурад-инака от других подобных сооружений орнаментальные панно из тисненной терракоты и уникальные по исполнению сталактиты в арочных проемах фасада. Такого рода декор не встречается больше ни в одном из строений начала XIX в.
Согласно легенде, Кутлуг Мурад-инак хотел, чтобы его похоронили в медресе, которое он построил сам. Однако он скончался в Дишан-Кале, а по хивинскому обычаю тело покойника не должно пересекать стен города. Тогда духовенство пошло на хитрость: стены Ичан-Калы у восточных ворот были разрушены, и медресе оказалось на территории Дишан-Калы. Тело было перенесено через дыру в стене и похоронено в медресе под полом центральной комнаты.
Бани Ануш-хана
Рядом с Ак-мечетью расположены бани Ануша-хана. Они построены в 1657 г. и в дальнейшем многократно ремонтировались и перестраивались. Считается, что они были построены в честь Ануша-хана его отцом - правителем и известным историком Абулгази-ханом (1644-1664) в качестве вакфа для содержания этой мечети.
Бани Ануша-хана представляют интерес своей отопительной, водоснабжающей и канализационной системами. Это полуподземное сооружение с множеством помещений и подпольной системой обогрева. Углубление помещений землю позволяло лучше сохранить тепло. Снаружи видны лишь купола бани со световыми вертикальными отверстиями в зените. Подобно другим восточным баням, они состоят из вестибюля, помещений для раздевания и мыльных.
Об истории возникновения бань Ануша-хана существует много легенд. Строительство их связывают с удачным походом Ануша Мухаммед султана на Кермине. Однажды бухарский правитель Абдулазиз-хан неожиданно напал на войско Абулгази-хана, и только благодаря мужеству и находчивости Ануша Мухаммед султана нападение было отбито. Абулгази-хан устроил большой пир, всенародно признал заслуги своего сына и дал ему знамя, войско и пожаловал Хазарасп.
Существует также другая любопытная легенда:
У Абулгази-хана, одного из самых уважаемых правителей Хивы, рождались одни сыновья. Сначала он радовался этому, но, когда родился девятый сын, он признался, что хотел бы иметь и дочь. Слово повелителя - закон. Когда родился десятый ребёнок, хану сказали, что у него наконец родилась дочь. Абулгази повелел дать девочке имя своей любимой наложницы - армянки Ануши. Спустя много лет Абулгази-хан - талантливый полководец, за боевые заслуги прозванный Бахадуром (богатырем), в одном из многочисленных сражений, которые он вёл за упрочение положения Хивы, попал в плен к бухарскому эмиру. Старшие сыновья не спешили на помощь к отцу, тогда в Бухару отправилась Ануша.
- У Абулгази-хана девять сыновей, почему ему на помощь пришла дочь? - спросил у Ануши эмир Бухары.
- И как ты собираешься его освободить?
- Дай слово, что отпустишь отца, если я тебя удивлю, - попросила Ануша.
- Если удивишь - отпущу, - скептически ухмыльнулся правитель Бухары.
Тогда Ануша разделась... и оказалась юношей. Эмир был потрясён и отпустил Абулгази-хана. Правитель Хивы, вернувшись домой, сказал:
- Оказывается, у меня не девять сыновей, а только один - Ануша...
В благодарность за своё спасение он построил мечеть и баню-лечебницу, назвав их именем сына.
Ак-Мечеть
Ак-мечеть (в переводе - Белая мечеть) располагается в ансамбле у восточных ворот Ичан-Калы. Фундамент ее был заложен при Ануша-хане в 1657 г. Современное же здание, как указывает надпись на дверях, отстроено в 1838-1842 гг. Здесь же можно прочесть имена хивинских мастеров резьбы по дереву: Hyp Мухаммад, сын Адина Каландара, и Каландар, сын Сейид Мухаммада.
Мечеть состоит из купольного помещения (зимнее здание мечети) и айвана. Белый сферический купол перекрывает помещение для молитв размером 6,33x6,35 м. Квадратное основание купола придает зданию выразительный ступенчатый профиль. Михраб мечети расположен в центре южной стены.
С трех сторон зимнего помещения находится айван с деревянными колоннами, которые лишены сплошной резьбы, и только их завершение фигурно обработано наборными капителями. Стены внутри сооружения покрыты гладкой ганчевой штукатуркой. Аскетизм форм оживлен лишь ганчевым ажурным рисунком решеток на окнах мечети. Двери мечети покрыты эпиграфической и орнаментальной резьбой.
Медресе Шергази-хана
К югу от мавзолея Пахлаван-Махмуда, в центре Ичан-Калы находится самое старое медресе Хивы - медресе Ширгази-хана. Оно построено в первой четверти XVIII в. в правление Шергази-хана (1715-1728).
Медресе расположено в обрыве древней городской стены. По этой причине, а также вследствие естественного оседания почвы вход в медресе находится ниже уровня дороги на 2 м. Здание медресе одноэтажное, за исключением двухэтажной входной части. Медресе включает в себя четырехайванный двор, комплекс вестибюльных комнат и лекционный зал.
В этом медресе получали образование представители Хивинского ханства. Медресе Шергази-хана прославлено еще и тем, что здесь в середине XVIII в. учился выдающийся туркменский поэт Махтумкули.
По преданию, медресе построено рабами, захваченными после удачного похода Шергази-хана на Хорасан. Вместе с добычей он привел 5000 пленных. Шергази-хан обещал освободить пленных после того, как строительство медресе будет закончено. Кладка была выполнена за один год, но Шергази-хан затягивал окончание постройки. Тогда разъяренные пленники убили хана в недостроенном медресе. Мавзолей Шергази-хана пристроен к западному углу главного фасада медресе.
Дата окончания постройки зашифрована историком Мунисом в стихотворной хронограмме - тарихе «Смерть от рабов приемлю».
Дворец Нуруллабая
Дворец Нуруллабая находится в северо-западной части Дишан-Калы. Он построен в 1906-1912 гг. по приказу Мухаммад Рахим-хана II для своего сына - будущего хана Асфендияра.
Дворец представляет смешение элементов хивинской и европейской архитектуры. В его комплекс входит приемная Асфендияр-хана, помещение судилища, жилые строения и медресе, объединенные вокруг четырех дворов, более 100 комнат, галереи, комнаты для охраны, конюшни, комнаты для слуг и гарем. Весь комплекс огорожен высокой стеной протяженностью более 650 м с башенками «гульдаста», как в хивинских народных усадьбах. Дворцовые стены были возведены хивинским мастером-каменщиком усто Курьязом Бабаджановым. Усто Худойберген Хаджи, прославившийся как строитель минарета Ислам-Ходжа, украсил их орнаментальными выкладками из глазурованного кирпича. Усто Нурмат и Рузмет Машариповы и усто Бабаджан Каландаров выполнили резьбу и роспись по ганчу в парадных интерьерах. Усто Ата Шихов и Исмаил Абдиниязов создали резные деревянные колонны, поддерживающие перекрытия айванов и каменные резные базы к ним. В отделке потолков, рам, паркета участвовали немецкие колонисты из окрестностей Хивы. Изразцы выполнялись в Петербурге на Императорском фарфоровом заводе.
Особенно интересно оформление ханской приемной, сплошь покрытой резным ганчем с позолотой и цветной росписью. Колорит дворца Нуруллабая существенно отличается от традиционного для Хивы сдержанного сочетания синих, белых и голубых тонов. Приемная Асфендияр-хана состоит из семи помещений: комнаты ожидания, приемной, тронного зала, банкетного зала и трех жилых комнат. Русский царь Николай II подарил после окончания строительства две люстры и маленькую электростанцию. Так в парадных залах появились камины, выложенные изразцовыми плитками, венецианские зеркала и бронзовые золоченые люстры с хрустальными подвесками. Паркетные доски, покрывающие пол в приемной, были доставлены из С.-Петербурга.
Искусство и ремесла
Хива - город ремесленников. Хивинские резчики по дереву издавна славились своим мастерством. Особенностью искусства резьбы по дереву Хивы являются отделки дверей, ворот, карнизов, колонн и мебели. Резные двери - отличительная особенность старого города. Мастера резчики по дереву используют древесину вязов и других местных деревьев. Для консервирования поверхностей используется хлопковое или льняное масло. К ремеслу здесь детей начинают приучать рано. Годам к четырнадцати они уже вполне овладевают профессией.
В Хиве также развивалась художественная живопись. Мастера художественной живописи участвуют в реставрации исторических памятников и оформлении современных зданий.
В конце XIX - начале XX в. на территории Узбекистана функционировали три центра камнерезного промысла: в Хиве, Нуратинских горах (близ Газганского месторождения) и в Бухаре. В Хиве резчики по мрамору составляли один цех с резчиками по дереву, в их искусстве много общего. Каменных дел мастера в основном специализировались на отделке богатых надгробий и баз для деревянных колонн, орнаментальных досок и ляганов. Самым прославленным мастером в Хиве считался потомственный резчик по камню К.Рахманбергенов. Его дед Худайберген Панаев и отец Рахманберген Худайбергенов в своё время также были широко известны.
Хорезмские гончары в ХIХ-начале XX в. занимались посудной керамикой и созданием элементов архитектурного декора. Для современной керамики характерно многообразие местных школ, расширение круга сюжетных изображений. Мастера сохранили традиционные виды посуды - блюда, бадии, пиалы. Изготовленные в разных районах, они отличаются цветом, узором, техникой его нанесения.
Хивинская керамика сочетает бирюзовую поливу с белым покрытием фона и наоборот. На посуде тот же стиль росписи, что и в архитектурном декоре. Известные в Узбекистане плоские блюда «ляганы» местные мастера заменяют глубокими чашами «бадии» и блюдами на подставке «чанак». Декор хорезмской керамики сдержан и благороден, в чем проявилась относительная замкнутость культурного развития этого региона.
Узбекистан имеет древние традиции в производстве художественных изделий из металла. Об этом красноречиво свидетельствует совершенство бронзовых предметов, датируемых III-II тысячелетием до н.э. Чеканка - художественная обработка меди, один из древнейших видов народного искусства. Центрами производства орнаментированных изделий из меди были Бухара, Хива, Коканд. Кроме чеканки, гравировки и тиснения применяли чернь, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни, цветное стекло и сургуч. Геометрический и растительный орнамент покрывает всю поверхность обрабатываемого предмета. Популярным декоративным элементом, особенно на старых изделиях, были надписи, выполненные арабским шрифтом, а иногда буквы арабского алфавита в различном сочетании. В орнаменте современных мастеров-чеканщиков появились новые изобразительные элементы в виде пятиконечной звезды, коробочек хлопка и др.
Небольшой, но очень своеобразной отраслью художественной обработки металла в Узбекистане является искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которое вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют гулдор пичок, что означает нарядный, разукрашенный нож. Формы их разнообразны. Различаются локальные особенности лезвий - узких или широких, прямых или изогнутых, а также особенности рукояток - цельных или наборных, деревянных или костяных, инкрустированных или раскрашенных. Из старинных центров по производству художественных ножей сохраняют свое значение Чует в Ферганской долине и Хива в Хорезме.
Традиционно и наиболее развито в Узбекистане искусство ковроделия. Наиболее красочны длинноворсовые ковры, напоминающие шкуру медведя. Необычная техника, яркие локальные цвета крупных орнаментальных узоров характерны для этого вида ковров. Ворсовые ковры отличаются повторяющейся диагональной расцветкой композиции центрального поля, обведенного каймой. У безворсовых (паласов) композиция остается незамкнутой, а узор размещается рядами или полосами. Сейчас ручное производство ковров сосредоточено на крупных фабриках Хивы, Ходжейли, Шахрисабза, Андижана и других городов.
Истоки зарождения ювелирного искусства Узбекистана теряются в глубине тысячелетий. Ювелиры Узбекистана издавна славились художественным чутьем, тонким вкусом, высокой техникой исполнения. В орнаментации драгоценными и полудрагоценными камнями они повторяли наиболее распространенные цвета тканей - красный, зеленый, синий. Кроме камней в изделиях использовали зернь, эмаль, филигрань, чернь. По общепринятой классификации узбекские ювелирные изделия подразделяются на головные, налобные, налобно-височные, налобно-височно-нашейные, височные, затылочные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные и ножные. Несмотря на то, что материалов, применяемых в ювелирном деле (серебро, красный сердолик, бирюза, цветное стекло), было немного, трудно найти изделия, повторяющие друг друга.
Возрождение национальных культурных традиций, восстановление утраченных форм и ремесел, синтез канонических норм и индивидуальный творческий подход способствуют дальнейшему развитию национальных традиций, обогащению золотого фонда народной культуры.
Национальная узбекская одежда
Форма и стиль одежды определялись климатическими условиями, а также родоплеменными традициями в сочетании с определенными обрядами и обычаями. До конца XIX и начала XX в. одежда, несмотря на различные влияния и изменения моды, сохранила единый, архаичный стиль. Она была широкой, длинной, скроенной прямо из целых кусков ткани и скрывала форму тела.
Следует различать повседневную, праздничную и траурную одежду. Материал для зимней и летней одежды был одинаковым. Женская, мужская и детская одежда была очень схожа как по форме, так и по покрою.
Мужская национальная одежда состояла из головного убора, рубахи, платка-бельбок, штанов, халата и сапог. Женщина носила различные головные уборы, платье, халат, жилетку-камзол, шаровары и сапожки. Одежда шилась преимущественно из хлопчатобумажных, шелковых, полушелковых и бархатных тканей. Типичные узбекские ткани были орнаментированы в полосы и узоры, похожие на нечеткие расплывчатые контуры.
Мужчины обычно носили длинные рубашки «кушак» из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, сверху - халат («халат», «тун», «чакман»). Летние халаты шились из легких тканей. Зимние же были стеганые и на ватной подкладке. На халатах обязательно имелись по бокам разрезы, которые облегчали сидение на полу и езду верхом, а также создавали большее удобство при ходьбе. В качестве поясов у простых людей служили кушаки или поясные платки «бельбаг». Шапки мужчин - папахи из овчины - превышают объем головы человека, в несколько раз. Они удивительно теплые, но хорезмийцы их носят не только зимой, но и круглый год.
Костюм узбечек Хорезма значительно отличался от одежды женщин других регионов Узбекистана своеобразием украшении и головных уборов, сохранивших древние черты, колоритом цветовой гаммы, а также отсутствием вышивки в декоре. Общий комплект одежды состоял из рубахи-платья - «гуйнак», штанов - «иштан», верхней одежды и накидки - «елак», «мисак», стеганных на тонком слое ваты, чапана, стеганного пухлой стежкой, головных накидок - «паранджи» и «джегде», головных уборов - «тахья», «лачек» и «баш орау», обуви - «масси», «кавуш».
Женское платье-рубаха старого покроя было длинным и широким. Оно было единственной нательной одеждой. Длинные и широкие рукава, закрывающие кисть руки, шились из поперечных кусков ткани со скосом на одном конце. Но существовала и другая модель платья, где рукава были короче и заужены у запястья. Во всех моделях платья хорезмской женщины треугольный или щелевидный вырез горловины был очень глубоким, иногда доходивший до талии. Декоративное решение одежды хорезмских женщин отличалось сдержанностью и монохромностью цветовой гаммы.
Оригинальный головной убор у женщин - украшенные пером тюбетейки с обилием мелких чешуек, которые звенят на каждом шагу. Хорезмские женщины также очень любят браслеты, длинные (до пояса) развесные украшения (больше бусы), которые также звенят.
Обувью женщин Хорезма были мягкие сапоги - махси, которые носили с калошами - кавуш. Сапоги невесты - кызыл масси и гулли масси - были богато декорированы цветными кожаными вставками-аппликациями.
Традиционный костюм населения Хорезма формировался в результате взаимодействия различных культур, связанных с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования.
Национальная узбекская кухня
Узбеки - гостеприимный и веселый народ. Они рады потчевать гостей кушаньями, которые готовили их далекие предки. Узбекская кухня открыта влияниям других культур, но каждое заимствованное блюдо готовится на свой лад. Национальные рецепты передаются из поколения в поколение.
Плов является ведущим блюдом узбекской кухни. Он состоит, главным образом, из жареного мяса, лука, моркови и риса; в него добавляют изюм, барбарис, горох «нохат» и (или) фрукты. Узбекские мужчины гордятся своим умением готовить самый уникальный и вкусный плов. Говорят, что популярный узбекский плов имеет 1200 рецептов.
Важное место в узбекской кухне занимают горячие супы (шурпа) на крепком бульоне. Как правило, они густые, острые, с большим количеством овощей и зелени. Шурпа готовится из свежего или жареного мяса. Овощи кладутся большими кусками, чтобы сохранить их аромат. Уникальные супы узбекской кухни:
- мастава (из мяса, риса и овощей, подается с кислым молоком, перцем и пряностями);
- машхурда (машевый суп с рисом, картофелем, луком, зеленью и кислым молоком);
- маш-атала (густой суп из жареного сала, лука, моркови, маша и муки);
- мошубиринч (из баранины, помидоров, маша и риса);
- чолоп (холодный суп на кислом молоке из редиса, огурцов и зелени).
Из вторых блюд узбекской кухни наиболее распространены мясные блюда: котлеты, шашлыки, манты, кебаб, лагман, самса и всевозможные пирожки с мясом, рисом, тыквой и другими начинками. К мясу подают овощные салаты или тушат мясо вместе с овощами. Мясо для приготовления многих блюд не отделяется от костей. Жарят мясо обычно на прокаленном масле или на смеси растительных и животных масел, что улучшает его вкус и запах.
Почти половину блюд традиционной узбекской кухни составляют мучные изделия с различными начинками. Экзотические восточные сладости - обычное дело в Узбекистане. Тут варят почти 50 видов халвы, готовят сладости из орехов, фруктов и соков.
Узбекская кухня была бы неполной без чая. Веками в чайхане за чашкой ароматного чая решались серьезные вопросы и велись задушевные беседы. Сборы в чайхане - традиционная привилегия мужчин. Зеленый чай в чайхане подается к плову и мясным блюдам. Чай в Узбекистане пьют без молока и сахара, но с большим количеством сладостей.