Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру
Путешествия. Фото. Этнография. Люди. Страны. Города.
Туристический

Путеводитель по Памуккале и Иераполису

Отсканированнный туристический путеводитель по волшебному Памуккале и античному Иераполису

Обращение к читателям книги

Турция сегодня представляет собой страну с развитым туристическим комплексом, а по сему особым спросом пользуются путеводительные книги, повествующие любопытному туристу о богатстве и разнообразии достопримечательностей этой земли, ее древних городах и античных руинах. Мне доставило большое удовольствие известие о том, что Тевхит Кекеч, с которым я имел честь проводить совместные раскопки в Пергаме, написал путеводитель по Иераполису-Памуккале. Искренно желаю успехов в распространении этой работы.

Др Вольфганг Радт - руководитель Пергамских раскопок.

География и история Памуккале

Иераполис находится на растоянии семнадцати километров к северу от Денизли, на высоте 1840 м, что на 100-150 м выше долины Ликос и на 360 м выше уровня моря. Он появился из-за распространения геологических слоев по земной поверхности. Поворачивая на север на третьем километре главной дороги Денизли-Бурдур-Афьонкарахисар, окажетесь на дороге (11км), ведущей к Памуккале. С другой стороны, можно сесть на поезд в Конджали и следуя тому же пути, приехать в Памуккале. В античные времена эта местность была населена лувисами (1900г дон.э.). В 550-500 гг. здесь был город, по названию Гидрара (Кидрара). Это был самый цивилизованный город долины Ликос. Люди этого города, называемые Гидралитарами, правили обширными землями, включая Манису на севере, Колоссию на востоке и Лаодикию на юге. Со временем Гидрала потеряла свою важность, люди начали собираться вокруг Герона, где и построили храм. Во II веке до н.э. царь Пергама Аттал II после победы над Селеукосом на месте этого священного города построил новый. Город был назван по имены Геры - жены мисианского царя основателя Пергама, Гераполисом или же Иераполисом («Священный Город»). Старейшая надпись, принадлежащая городу - это приказ, составленный в честь Аполлонис, матери Еумены.

Из-за нахождения в зоне землетрясения, город не один раз был разрушен, однако его каждый раз заново отстраивали. В 133 году до н.э. по велению царя Аттала III, Пергамон был присоединен к Римской империи. Как и другие маленькие города, соединенные с этим царством, Иераполис тоже обрел связь с Римом. В 17 году н.э., во время правления Тиберия, город был разрушен землетрясением, и лишь в 60 году н.э., во время царствования Нерона, был заново отстроен. А во время правления Адриана и Каракаллы благодаря минеральным источникам он обрел большую важность и, в итоге, сильно разросся. Остатки римских конструкций того времени можно видеть и сегодня.

Распространение христианства в этом регионе началось в 40 году н.э. В 87 году н.э. Святой Филипп, один из двенадцати Апостолов, был убит в Иераполисе. В память о Св.Филиппе была построена церковь. Город играл важную роль в распростронении христианства в Малой Азии. С расширением Римской цивилизации в 96-192 гг. н.э. Иераполис был восстановлен и прожил свой самый блестящий период во время правления Антония Плуса (138-161 гг. н.э.), Септима Северуса (193-198 гг. н.э.), и его сына Каракаллы (211-217 гг. н.э.).

В это время Иераполис считался лидером востока. Когда Римская империя распалась на две части в 395 году н.э. город оказался под правлением Византии. Во времена Константина Великого, Иераполис стал главным городом одной из частей Фригийского региона. Он также стал и центром епархии. Постепенно Иераполис стал терять свое значение, т.к. начиная с этого времени в городе не появилось никаких новых архитектурных произведений, и даже старые не смогли сохраниться в нормальном состоянии. Город находился в таком положении до одиннадцатого века.

В 1071 году, после Малазгиртской Войны, победа в которой была одержана сельджуками, они начали мало по малу постепенно овладевать и Анатолией, и в последствии, в 1094 году они захватили Лаодикию. Долина Ликос стала местом их проживания. Города Лаодикии - Иераполис и Триполис, бывшие до этого соперниками, объединили свои силы для зашиты от турок. Но это не помешало успеху последних. Войска под командованием Мехмеда и Сервера Гази захватили Колоссию и Лаодикию. Война закончилась в 1097 году после того, как турецкие командиры были убиты во время сражения. Переговорами между Византией и турками было решено отдать Лаодикию туркам в качестве возмещения. В те времена город стал неважным и беспорядочным. Хотя, после того, как сельджукский командир Кылычарслан III проиграл в сражении с крестоносцами, Лаодикия в течение короткого времени лишилось контроля турок. Но через несколько лет она опять оказалась у них в руках.

В 1119 году византийский император Иоанн отвоевал Лаодикию, однако она вновь стала спорным местом Византии и турок. Такая ситуация продолжалась до того, пока не была основана Латинская империя. Латинский император Теодор Ласкарис подавил сопротивление мелких правителей и овладел их землями. Но в 1210 году, город завоевал Гыяседдин Кей Хюсрев (1192-1194 гг, 1204-1210 гг). Он также захватил всю долину Мендереса. Позднее, в результате переговоров между Византией и турками-сельджуками, река Мендерес стала считаться границей между этими двумя государствами.

Во время правления Иззеддина Кейка-вуса (1246-1248 гг, 1249-1261 гг) из-за того, что усилился гнет и давление со стороны монголов, правитель отдал Лаодикию Византии, надеясь на ее помощь (1258 г). Хотя такое положение продолжалось не долго - вся Ликоская долина, кроме Триполиса снова перешла туркам. Во время правления Гыяседдина Кейхюсрева (1266-1283 гг), Ильханиане подарили Лаодикию и Колоссию двум сыновьям сельджукского визиря Сахипа Аты-Таседдину Хусейну и Насреддину Хасану, которые ими и правили. После них город перешел в руки княжества Гермийанов. С тех пор этот обмен не раз произходил между этими двумя княжествами.

В VIII веке Лаодикия и Иераполис стали частью владений княжества Инанч, и, наконец, Иераполис оказался под властью турок - командующего Денизли. Эти города слабели из-за множества войн, были полностью разрушены землетрясением и, в итоге, покинуты. Так и закончилась жизнь этих древних городов.

Минеральная вода Памуккале

Это замечательное место возникло в результате того, что воды оставляли осадки на платформе, которая расположена на 150 м выше долины Ликоса, на севере от Денизли, примерно на 4 км к югу, в окрестностях Салракскизских гор, формируя там небольшие холмы.

В то же время, близкое расположение по отношению к сильным и холодным потокам воздуха, подчеркивает важность минеральных вод. Знаменитые травертины, являются смесью углекислоты (С02) и кальция (Са), они возникли благодаря этим водам, стекающим по южным склонам.

Множественные минеральные источники близ большой Мендерасской долины - это горячие водные источники различной температуры. Кроме одного большого главного источника, используемого автопансионатом, в бассейне которого находятся античные колонны, есть еще и другой, который возник после землетрясения в девятнадцатом веке. Температура обоих источников примерно 35 градусов. Эти горячие воды считались очень важными в античных городах и по древним источникам мы узнаем, что здесь практиковался культ Геракла, бога здоровья и горячих вод.

В составе воды имеются углекислотные соединения, и когда вода выходит на поверхность земли, кальций известью отделяется от углекислого газа, выпадает в осадок и формирует белые слои и осадки на почве. Таким образом, травертины сначала приобретают белый цвет, однако, постепенно из-за контакта с воздухом становятся темнее. Поэтому, для того, чтобы травертины сохраняли белый цвет, вода должна течь постоянно. В тех местах, где вода течет нерегулярно, осадки имеют очень темный цвет.

Остается только восхищаться, как течение воды в форме маленьких водопадов помогло природе сотворить такие изящные рельефы и фигуры. С ними едва ли можно сравнить даже произведения самых талантливых человеческих рук. Повидать эти фигуры, играющую на солнце воду, отражающую его в маленьких озерах на террасах, оценить красоту травертин во время прогулки вверх к остаткам древнего поселения Еджирли, достигнув вершины, посмотреть на зеленую и широкую долину, значит испытать особенное, безграничное наслаждение.

Для того, чтобы увидеть осадки элементов в воде, достаточно проделать маленький эксперимент. Немного земли, бутылка, веник и глиняный кувшин помещаются под небольшими водопадами с прошествием двух дней, можно увидеть, как всё приобретет совершенно белый цвет. Вода Памуккале чистая, пригодная для питья, мягкая и немного горьковатая.

Анализ минеральной воды Памуккале.

Катионы:
Хлорид калия 23,5 мг
Хлорид натрия 32,5 мг
Хлорид кальция 464,5 мг
Хлорид магния 91,1 мг
Хлорид железа 0,036 мг
Хлорид алюминия 2,34 мг

Анионы:
Хлорид 53,0 мг
Нитрат очень мало
Сульфат 675,5 мг
Нитрофосфат 1,08 мг
Гидрокарбонат 1045,3 мг
Метасиликат 1774,88 мг
Кислота 18,0 мг
Карбондиоксид 9,25 мг
Реакция 6,0 мг

Из этих анлизов видно, что элемент, имеющийся в самом большом количестве в воде Памуккале - это карбондиоксид (углекислота) растворенный кальций. Это и есть причина белых слоев и травертинов.

Воды, имеющие в своем составе аллюминий и сульфат, особенно полезны для здоровья. Именно потому такие минеральные источники весьма популярны. Их часто можно встретить вокруг Мендерской долины, около Денизли. После основания Иераполиса воздействие этих минеральных вод превозносилось особо. Даже сегодня, кроме травертинов и античных остатков, минеральные воды являются самым главным фактором притока туристов в эти места. В результате, именно воды послужили причиной основания современного Памуккале - города со своим множеством государственных и частных бань и саун города, являющегося центром лечения и оздоровления. Люди со всего света, желающие получить настоящий отдых, найти лекарство от своих болезней, а также те, кто искали место для развлечений, приезжали в Иераполис. Вода эта хороша для излечения сердечно­сосудистых заболеваний, высокого давления и атеросклероза. Даже душевнобольные, лечившиеся некогда здесь, также как и в Асклепионе (Пергам), лечились внушением и водой. Другой особенностью этой воды считается то, что она помогает при заболеваниях кожи, особенно в случае аллергии, и также полезна для укрепления и вылечивания глазных мускулов. Жрецы в древние времена с помощью этой воды творили чудеса. Множество храмов были построены для лечения людей, и жрецы ухаживали здесь за своими пациентами. Сперва больной проходил сеанс внушения, а после, ему назначали диету. Затем, их водили в Плутониум, а потом они принимали ванны в течение долгого времени. Это и была главная процедура. Побывало здесь множество людей, страдавших ревматизмом. Они могли ходить только при помощи трости, а в результате лечения они становились практически здоровыми. Но не только больные приезжают на минеральные воды.

Советники (адвокаты), цари и даже философы посещали Иераполис для развлечении и забав. Побочные эффекты воды - обогащение местного населения увеличение его, и развитие самого города с появлением прекрасных архитектурных произведений. Хороший пример выше описанного положения - сегодняшние многочисленные мотели, пансионаты и курорты с минеральными водами, предоставляющие свои услуги больным людям.

Религия, Яма демона (Плутониум) и Иерапольские фестивали

Хотя Зевс был главным богом поклонения в Лаодикии, в Иераполисе, как основному богу, поклонялись Аполлону, и его культ имел большую важность. Кроме Аполлона, поклонялись также и богине Лето. Ее культом была отвесная пещера, расположенная на 3 км к югу поселка Мондане (Акчешме), на 9 км к северу-востоку от Иераполиса. На стенах этой пещеры есть некоторые надписи. Одна из них рассказывает, что обет был дан Флавианом Менезнесом. По преданию Павзания, богиня считалась покровительницей гор. Кроме иерапольцев люди Дионисополиса тоже поклонялись Лето. Она приютилась в горах, чтобы ее не беспокоили люди. Символами ее были лесные животные, такие как лев, или олень. По верованиям жителей тех мест, богиня считалась вышестоящей по сравнению с богом. Это убеждение сделало женщину главой семьи. В Иераполисе был также и культ Геракла, бога целебной воды.

По словам Никатаса, известного историка из Колосс (Гоназ), здесь поклонялись и ядовитой змее называемой Ваипер (гадюка). Такой же самый вид поклонения был распространен и в Лаодикии. Иерапольские жрецы себя считали не восприимчивыми к токсичным газам Плутониума. Они жили отдельно, потому что считали: «Насколько далек мужчина от женщин - настолько он ближе к богу». В Иераполисе также было братство, напоминающее секту восточной цивилизации Ахи. Эти добродетельные люди служили богу Аполлону.

Яма Демона - мистическое место, на юго-востоке от античного театра, являлось прекрасным средством заработка для жрецов. Это пещера, внутри которой образуется углекислый газ (С02). Вначале она называлась Плутониумом (маленький вулкан), позже обитатели изменили имя на Яму Демона. Эти удушающие газы помогли жрецам Кубелы убедить людей в том, что они владели сверхъестественными силами. Согласно мифологии, Кубела, дочь небес и первая богиня Анатолии. Ее культ существовал и во Фригии. Жрецы той богини знали методы защиты от токсичных газов пещеры. Животные, особенно птицы, которые подходили близко к пещере, умирали в короткое время от удушья. Жрецы заходили в пещеру с усилием концентрации не дышать. И когда они выходили оттуда живыми, люди, видя это, начинали верить в сверхъестественные силы жрецов и считали то чудом. Увеличивая эффект своего превосходства, жрецы заявляли, что они имели контакт с Оркусом, олицетворявшим смерть в пещере, и его демонами. Больные, страдавшие ревматизмом лечились здесь жрецами. Кроме исследований пещеры Плутониума, проводимых Страбоном, также сохранилась книга В.М.Рамси «Фригия», изданная в 1897 году, дающая информацию об этом явлении.

Вода Иераполиса содержит множество извести, в основном, в горячих источниках. Мы можем заметить, что любое маленькое течение превращает свой канал в известковый камень. На юге города, место, где вода протекает на 100 метров выше, похоже на маленькие замерзшие водопады. Каскад напоминает своеобразную белую крепость, от чего и происходит имя Памуккале (Хлопковый Замок). В этом месте есть еще и другая, весьма занимательная достопримечательность. Это «Плутонион Кронион». Яма достаточно большая, в ней мог бы поместиться человек, зайди он внутрь. Однако из той ямы выделялся газ, названием «Мефитие», и она называлась «землей смерти». Яма исчезла в IV веке до н.э.

Эта яма изумляла людей и в античные времена. Страбон отмечает, что если живое существо приблизилось бы к ней, то сразу же умерло бы. Место было расположено к юго-западу от античного театра и к северу от «Священного источника», что сейчас в пределах границ мотеля «Туризм». Сегодня яма, выделяющая токсический газ и называемая среди местных жителей «Ямой Демона», покрыта камнем.

Эффект лечения прославленных иерапольских вод приписывался богам. Таким образом, город обрел «священный ореол» из-за храмов и церквей, построенных там. Античные источники повествуют нам о том, что город прожил много блестящих и богатых эпох, с античных времен благодаря своим драгоценным водам. Другая особенность воды Памуккале то, что она очищает от грязи, отбеливает шерсть, придавая ей особый цветовой оттенок. Шерсть, обработанная ализарином, превращается в пурпурную ткань после мытья в этой воде.

Иераполис был не только религиозным центром, но и центром развлечений знати. И среди всех этих развлечений фестивали занимали особенное место. Эти фестивали, обычно проведимые в честь Аполлона, состояли из различных игр, атлетических соревнований и музыкальных развлечений. Фестивали организовались богатыми людьми города. Аранжировщик фестиваля был ответственным за обучение и образование артистов, игроков, атлетов и музыкантов. Желавшие посетить фестиваль должны были выплачивать круглые суммы денег или серебра организаторам. Фестиваль устраивался комитетом из шести человек, а самый богатый человек города был президентом коммитета. Множество людей, зрители и участники фестиваля со всей Анатолии и даже Рима, съезжались в Иераполис. Победители состязаний и соревнований награждались медалями и денежными премиями. Кроме того их портреты гравировались на монетах. Огромные их бюсты помешались на больших площадях города, а хоронили их на кладбище Акрополя. Конечно, иерапольские атлеты присутствовали и на играх, проводимых в других городах и таким образом упрочивались внешние связи. Эти связи и контакты регистрировались письменно и даже на монетах. Водные игры, борьба животных и гладиаторские сражения были также включены в фестивали.

Благодаря фестивалям, изрядно пополнявшим городскую казну, было построено множество храмов. Мы получаем информацию о фестивалях, изучая монеты, отчеканенные во втором и третьем веках н.э. Кроме этих сведений, монеты также открывают нам тот факт, что вместе с культами Лето, матери Аполлона и Артемиды, большую важность имел и культ Аполлона.

Руины античного города Иераполис

После обнаружения Гуманном купола в 1887 году, первые археологические раскопки велись группой немецких археологов в составе С.Гуманна, Джодеича и Уинклера. Обнаруженные находки были собраны в книге «Древние остатки Иераполиса». В 1957 году профессор Паола Варцоне, при содействии Института Археологии Италии продолжила раскопки. С 1973 года та же команда одновременно с раскопками начала реставрационные работы обнаруженных находок. В наши дни группа исследователей все еще продолжает поиски и восстановительные мероприятия. Иераполис является одним из древних городов, построенных по Решетчатому плану Гипподома на обширной террасе, размеры которой составляют 300х300 м.

Южные византийские ворота - построенные на Нимфаионе относятся периоду Севериуса. Построенные соответственно этому плану маленькие кварталы образуют улицы и дороги, пересекающие друт друга под прямым углом по направлениям с востока на запад и с севера на юг. Точно так же, как и в Приене, религиозные и общественные здания были воздвигнуты в двух кварталах. В данном плане математические вычисления занимают очень важное место. Город расширялся по направлению с востока на запад, будучи расщепленным на две части основной дорогой, длина которой 1 км, а ширина 13,5 м, проходящей с севера на юг. Место вдоль этом дороги было отведено под строительство больших зданий, мемориальных сооружений и торговых центров. По всей видимости, город был украшен цветами и деревьями, так как здесь вода была в изобилии.

Горячие источники термальных вод позволили построить общественные бани, и даже стало возможным осуществить водоснабжение бань и близлежащих частных домов. Во II-III вв. н.э. Иераполис достиг зенита своего развития и превратился в процветающий и зажиточный город. Он приобрел особую значимность во время правления Константина, так как являлся ключевым пунктом торгового пути, соединяющего восток с западом. Тот факт, что один из учеников Христа Святой Апостол Филипп жил здесь, указывает на то, что в первые годы распространения христианства Иераполис был и религиозным центром.

Кроме того, Иераполис был и очень важной крепостью. Городские стены, датированные эллинской эпохой, на протяжении веков надежно охраняли город. Стены были разрушены многократными землетрясениями. Позже, во время правления римлян, они были реконструированы. Также и в византийскую эпоху, с целью обороны от нашествия и атак турок, проводились работы по укреплению городских стен. На северной стороне они окружены двумя круглыми бастионами. Дорога, проходящая по городу, продолжается и за пределами стен. Некоторые части того оборонительного сооруженя не отличаются прекрасным исполнением. Они построены в разном стиле, что указывает на то, что городские стены много раз подвергались реконструкции.

В северной части города воздвигнуты трехсекционные ворота, которые благодаря круглым бастионам, построенным со всех сторон, похожи на Арку Победы. Эти ворота служили местом выхода из города, где заканчивается основная улица Иераполиса. Они охранялись довольно надежно. На воротах сохранилась надпись, указывающая, что они были посвящены императору Домициану (84-85 гг. н.э.). От сюда и их название - ворота Домициана, или же Римские ворота. А напротив них на южной стороне, там где основная городская улица пересекает стену, находятся Византийские ворота. Они воздвигнуты за пределами Иераполиса. Это указывает на то, что древний город Кидара, существовавший на этом месте до Иераполиса, не имел стен.

Большие северные бани

Благодаря известным на протяжении веков целебным свойствам воды, здесь, наряду с частными банями, были построены и общественные бани. Вода не вызывала появление ожогов, и принимавший ванну в первый раз уже не хотел вы ходить оттуда. Вода была хороша для страдающих высоким давлением, для больных ревматизмами и атеросклерозом.

На северной стороне от построенных римлянами ворот Домициана, недалеко от некрополя находятся бани, которые почти что полностью сохранили свой первоначальный облик. Следы щелей на сводах указывают на то, что в те времена, когда эти построения использовались в качестве бань, помещение было вымощено мраморными плитами.

Благодаря сохранившимся до сих пор меткам становится очевидным, что нижние части колонн были покрыты штукатуркой, изготовленной из извести и песка и имели вид мраморных покрытий. Предполагается, что в V веке н.э. большие северные бани были переделаны в церковь.

Храм Аполлона и Нимфей

На Иераполас огромное влиание имел культ Аполлона. В результате недавных раскопок были обнаружены остатки храма, посвященного этому культу (предположительно III век н.э.). Кроме руин стен вокруг храма, почти ни одна находка не датируется периодом до III века н.э.

А посему можно предположить, что на этом месте находился более ранний храм, построенный в эллинскую эпоху, тоже посвященный культу Аполлона. Были найдены монеты, датированные II веком до н.э., на одной стороне которых имеется изображение головы Аполлона с лавровым венком. Фонтан в пориболе храма датируется II веком н.э., это тоже доказывает, что существовал храм, построенный до данного храма Аполлона, остатки которого сохранились до наших дней.


В Иераполисе кроме культа Аполлона также поклонялись культу богине Лето. Об том свидетельствуют монеты, найденные во время раскопок. В честь этого культа в городе устраивались празднества. Фасадные стены храма были обращены на юго-запад. Размеры строения составляют 20х25м. Оно состоит из пранаоса и селлы.

Если следовать в южном направлении по основной дороге, вы увидите монументальный фонтан Нимфей, который сохранился довольно хорошо, этот фонтан, датированный II веком н.э., постоянно реконструировали до V века. Он является типичным римским сооружением и представляет собой высокое здание-водохранилище, построенное около устья подземного источника воды. Сегодня здесь можно увидеть только обломки фасада, обнаруженные во время недавних раскопок. Фонтан сооружен внутри перидола храма Аполлона.

Античный театр Иераполиса

Перед басейном отеля «Туризм» и банями лежит колонная дорога. Наилучшим образом сохранившееся место Иераполиса - театр. До него можно добраться, проследовав по этой дороге на юг. Этот театр был построен императором Гидрианом во II веке н э. Полукруг театра (Амфи) смотрит на юг. Длина передней стороны театра, вмещавшей, некогда от 15 до 20 тыс. зрителей - 100 м. Вход ее сделан из мрамора. Четверо ворот, шесть ниш и десять колонн находятся на первом этаже.


Также как и театры в Сиде и Перге, нижняя часть сцены театра украшена орнаментами горельефов. Эти горельефы содержат легенды об Аполлоне и Артемиде. Подиум сделан из 60 белых горельефных мраморных плит, размерами 70-90 см. На левой стороне сцены находятся горельефы Артемиды, а на правой стороне - горельефы Аполлона.



Горельефы Аполлона

Первая часть. Рождение и детство Аполлона. Иерогама Зевса и Лето гравирована согласно классическим законам скульптуры. За ней следует рождение Аполлона и его коронование нимфами.

Вторая часть. Здесь изображено несколько мифов. Бог, побеждающий врага в сражении. Молодой человек на коленях одетой женщины, стоящей перед обнаженным богом, наполняющим горящий алтарь возлиянием, это изображение Адониса, раненного Аполлоном, умирающего на руках Афродиты. Далее следует война с Гигантами, и другие горельефы коронации Аполлона в форме Дельфиноса.

Третья часть. Эта часть посвещена легенде о Марсиасе. Она рассказывает о Марсиасе, нашедшем флажолет, выброшенный богиней Афиной из-за того, что во время игры этот музыкальный инструмент делал ее некрасивой. После того, как Марсиас начал играть на ней, ему так понравился звук, что он даже посмел бросить вызов Аполлону - мастеру игры на лире. Они выбрали бога Тмолоса (по-турецки «Боздаг») в качестве арбитра. После первого соревнования, ни одна из сторон не смогла доказать свое превосходство. Посему состоялось второе соревнование. Победителем стал Аполлон, а Марсиас был им наказан. Его привязали к дереву и содрали с него кожу. Здесь также изображен коронованный Аполлон.

Четвертая часть. В этой части Аполлон окропляет танцующих детей водой из чаши, держа ее в своей руке, словно, желая очиститься от своих грехов.

Пятая часть. В этой части, музы - Клио, Уртерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрото, Полимния, Урания и Каллиопа танцуют под музыку Аполлона, играющего на ситаре. Десятая муза - Сафо держит папирусный свиток, с желанием проявить свое поэтическое искусство. Серия заканчивается горельефом богини Тихе.

Горельефы Артемиды

На южной половине горельефа изображены легенды об Артемиде и ее культе. Начиная с середины сцены, мы видим рождение Артемиды и Посейдона, помогающего ей. Затем, она изображена уже ребенком, сидя на коленах у Зевса. На горельефе, созданном вдохновлением «Гимна Артемиды» написанном Каллимаком, можно также видеть и Лето с Афиной. На этой части изображены боги и женщины.

На передней части изображена охота на кабанах в трех эпизодах. Артемида готовится к охоте; Артемида, охотящаяся стоя на колеснице, запряженной оленем; Артемида сидит возле животных, убитых ею.

На экседре отображена сцена расправы Артемиды и Аполлона над детьми Ниобы. На правой стороне экседры изображена Артемида, с лучом и стрелой. Последующие три горельефа показывают убитых и раненых дочерей Ниобы. За дверью экседры мы видим Аполлона, направляющего стрелу, а поодаль - раненых или убитых детей Ниобы. На последней сцене Ниоба пытается защитить своего младщего сына.

Четвертый горельеф достаточно объемный. Сцена разделена на две части: на первых двух горельефах изображено трое детей, которые готовят ладан для статуи богини, и окропляют водой жертвопринашения. На второй части мы видим священное шествие, с множеством быков, которых собираются принести в жертву. Там же два флейтиста. А после сцены, показывающей возлияние, совершенное жрецом, данная серия заканчивается эпизодом, изображающим женщину, молящуюся перед статуей Ефесии, и трех женщин, обращающихся к небу в своих молитвах.

Между кавеей и боковыми ворот изображением находится горельф с изображением трех женщин. Первая женщина - Немезида, держащая поводья в левой руке, стоя у алтаря с данью. Другая богиня Иустита (Дика), держащая весы. Третью нельзя полностью распознать, потому что ее атрибуты видны нечетко, но, согласно предположениям, это богиня Ельпа (Надежда). Наличие изображения этих трех богинь вероятнее всего имеет связь с атлетическими играми, проводимыми в этой части театра.

Благодаря красотам своих скульптурных орнаментов, а также из-за своей целосности и прекрасной сохраненности театр Иераполиса известен среди других театров Малой Азии. Приняв во внимание посвятительные надписи императора Септима Северуса, мы можем приблизительно подсчитать, что это здание было воздвинуто в 206-208 гг. н.э. Надписи и скульптурные произведения представлены в иконографическом стиле, они аккуратно организованны, отображая главные политические события, религию и культурную жизнь города. Софист Антипатр занимает особенное место среди граждан, являясь наставником Геты и Каракаллы, во времена процветания города. Статуи имеют определенные стилистические особенности в своем исполнении, охарактеризовать которые можно как простую гармонию с оттенком изысканного артистизма, сходно со статуями Памфилии и Афродиты. Надпись, найденная на сцене гласит, что некоторые части скульптурных орнаментов сделаны из докимеонского мрамора, а некоторые части поверхности покрыты темно-красными красками. Использование Докимеионского мрамора также объясняется тем, что во Фригии в сравнении с другими культурными центрами Малой Азии было гораздо больше скульпторских мастерских.

Театр реставрировали в III веке н.э., из-за того, что была повреждена звуковая гармония театра. Театр был также действующим в V и VI веках н.э. Форма оркестры была изменена во времена римского правления. В середине кавеи места которой сделаны из камня есть Императорская ложа. Верхняя кавея состоит из 25, а нижняя - из 20 мест, эти места, сохранились настолько прекрасно, что могут быть использованы и в наши дни. Иераполиский театр рестоврирован научной группой Института Археологии Италии.

Южные большие бани

Этот комплекс, который был построен во II веке н.э., состоит из палестры и бани. Размеры бани, в которую можно зайти через палестру - 36х12х52 м. Через палестру вы можете зайти во фригидариум (холодное место), потом в тепидариум (теплое место), и наконец в калдариум (жаркое место).

Баня покрыта сводом крыши. Десять комнат к северу и к югу, находящиеся рядом с большим залом, были сохранены для императоров. Стены бани были сделаны из мрамора, так же, как и южная баня. Большие залы были окаймлены арками. Перед каждым залом было по шесть четырехугольных каменных колонн. Некоторые четырехугольные ниши, находившиеся в комнатах, были декоративными, а некоторые использовались для принимания ванн.


Южная большая баня сегодня музей, в которой выставлены вещи с раскопок. Можно заметить, что на иераполииские скульптуры оказал влияние возвышенный стиль античной Афродиты.

Базилика

Она расположена к востоку от Большой бани, справа от дороги. Апсида на южной стене Базилики, вероятно, была возведена после того, как Иераполис стал центром епархии. Она разделена на три эспланады - площадки для прогулкок. Иераполис был религиозным центром с древних времен.

До христианства, помимо храмов Аполлона и Артемиды, здесь было основано множество храмов для поклонения Кибеле и Лето. Иераполис сыграл важную роль в распространении христианства. Строительство церквей началось в I веке н.э. После того, как христианство стало официальной религией, было построено множество церквей типа Базилики.

Возведение базилик и церквей стало причиной распространения римского архитектурного стиля по всем городам Анатолии. Остатки большой церкви показывают, что она была построена в эпоху Антониана. Большие церкви Иераполиса были расположены на правой стороне главной улицы. Одна из них к северу от Базилики, на восточной стороне этой улицы. У нее двойная апсида, одна на низкой восточной стене, а другая на южной стене.

Рыночная и церемониальная площадь Агора

Недалеко от Гимназия и Больших бань по направлению к южным воротам находилась большая базарная площадь - Агора. На этом месте раньше устраивались ярмарки и большие публичные сборы. Во время раскопок на территории Агоры были обнаружены некоторые надписи. Несмотря на их краткость, эти надписи рассказывают об административной, торговой и общественной жизни горожан в античные времена.

Тогда в долине Ликос выращивали хлопок, и такие города как Лаодикия и Иераполис широко развились благодаря торговле хлопком и ткацкими изделиями. Для ткачества использовалась и овечья шерсть. В то время пастушество считалось уважаемыми почитаемым делом. Химический состав воды Иераполиса способствовал развитию искуссного ткацко-прядильного дела. В городе было множество мастерских и лавок, продающих рукодельные ковры. Большинство изделий было изготовлено из шерсти. Необходимый сырьевой материал доставлялся жителями города, а окрашивание, нанизывание ниток и сам процесс ткачества производились рабами. В Иераполисе для окрашивания использовались растения. Богатая соединениями кальция вода также оказала огромное влияние на развитие такого вида промышленности.

Особой популярностью пользовались тканые изделия красного цвета. В своей книге «География» Страбон с удивлением указывает на то обстоятельство, что вода в Иераполисе была идеальна для окрашивания шерстяного материала. Он продолжает свое описание, уточняя тот факт, что изделия, окрашенные корнями растений, получаются гораздо более качественными, чем те же шерстяные изделия, обработанные красным и пурпурным красителями.

Красную шерсть получали благодаря использованию определенного растения, которое выращивалось именно для этих целей. Таким образом, постепенно знаменитое пурпурное окрашивание уступило место красному. Позднее растение, используемое для получения красильных эссенций, было названо Пурпором.

Кроме напольных ковров, в городе также изготовляли маленькие ковры с плетеной рамочной вышивкой, служащие украшением или используемые в качестве покрывала.

Храм Святого Филиппа

За городскими стенами на восточной стороне от Театра находится одно из самых интересных зданий города - Храм Св.Филиппа. Святой Апостол Филипп был одним из двенадцати учеников Христа. В Иераполисе он проповедовал христианство и вместе со своими сыновьями основал здесь первую христианскую общину. Апостол Филипп был убит в этом городе в 87 году н.э.

Храм, являющийся мемориальным памятником, посвященным памяти мученической смерти Апостола, был построен по квадратному плану. Его размеры составляют 20х20м, а изнутри сочетанием помещений разнообразной формы. У строения четко выделяются восемь углов. Предполагается, что в пределах здания храма находятся могилы Св.Филиппа и его сыновей, но до сих пор археологами они не были найдены. Само строение было обнаружено в результате проведенных раскопок.

Сохранившиеся до наших дней остатки храма дали возможность приблизительно представить себе общий чертеж здания. Согласно этому плану, в здание можно было попасть, пройдя по лестницам через центральный вход. Комната, куда вел этот главный вход, была покрыта куполом, а большой восьмиугольный зал, расположенный в центре помещения, имел форму восьмигранной геометрической фигуры, граничившей с восьмью маленькими угловыми комнатами-кельями. Кроме своего главного назначения (эти комнатки служили в качестве молелен), они временами являлись пристанищем для странствующих поломников. Предполагается, что потолки в молельнях были отделаны деревом. Внутренняя часть храма имела крестообразную конфигурацию и все помещения, расположенные по углам, соединялись в большом центральном зале.

Некрополь

Среди остатков древнего Иераполиса Некрополь занимает важное место. Эти мемориальные могильники наглядно показывают былую славу и величие города. Некрополь Иераполиса является одним из самых больших захоронений в Анатолии. Это огромное кладбище объединяет южный, северный и восточный некрополи.


Другая его характерная черта то, что могильники на территории кладбища распределены в зависимости от социального статуса умершего - могильники высокопоставленных лиц города и захоронения героев-победителей на соревнованиях и кровавых состязаниях и простые склепы бедных людей отделены друг от друга.


Среди могильников можно видеть маленькие храмы, названные Минервами. Все типы могильников иерапольского Некрополя в зависимости от эпохи можно подразделить на три основные группы: тумулус или же курган-могильный холм, саркофаги и могильники, имеющие форму домов.

Древние руины Ликийского региона

Лаодикия

Древний город, расположенный между устьями рек Гюмюшчай и Эллез, недалеко от деревни Хисар, на востоке от города Денизли, на расстоянии, 10 км - был построен в III веке до н.э. селевкийским царем Антрикосом II на месте древнего города Диополи. Название городу было дано в честь жены царя - Лаодисии. Благодаря тому, что город находился на пути, соединяющем такие торговые центры, как Эфес и Милет с Месопотамией, Лаодикия стала очень важным городом. Таким образом, в I веке до н.э. город играл роль связывающего звена между Римом и Востоком. Тут на заре христианства была построена одна из первых семи церквей. После распада Римской империи Лаодикия стала частью Византии. Позже, когда сельджуки вторглись в Анатолию, город был захвачен Кылыч Арсланом. Сражения между византийцами и сельджуками в городе оставили неизгладимые следы разрушения и грабежа. К этому еще прибавились землетрясения, и горожане постепенно начали покидать Лаодикию. Часть населения недалеко основала новый город, известный в наши дни под названием Денизли.

Колоссия (Хоназ)

Немного левее от Лаодикии расположен другой древний город Колоссия, который был построен на холмах на расстоянии 10 км к югу от Хоназа. Город был населен между V веком до н.э. и VII веком н.э. Сегодня на его руинах, датированных периодом правления римлян, и некоторые части разрушенных веками городских построений.

Триполис

Этот античный город, расположенный на 44 км от города Денизли, был основан между рекой Большой Мендерес и деревней Йенидже. В начале Триполис был построен в виде оборонительной конструкции - сооружения с целью защиты населения от вторжения вражеских войск, но позже, при римлянах, он разросся до средних размеров города. Найденные на территории Триполиса монеты, датированные I веком засвидетельствуют о том, что в городе поклонялись Аполлону. По свидетельствам исторических источников в 4 веке н.э. город был захвачен Якупбеем, представителем сельджукской династии Гермияногуллары. Предполагается, что как и жители всех других древних городов Ликийской долины, из-за частых землетрясений население Триполиса тоже было вынуждено оставить свое место жительства и искать себе убежище в других краях. Таким образом, часть переселившихся горожан основала новое селение, известное в наши дни под названием Булдан. На территории Триполиса сегодня можно видеть остатки римского театра, городских стен и некоторых других зданий.

Ваши комментарии, вопросы, советы и критика
Смотрите ещё по теме
Смотрите ещё интересное поблизости
Смотрите ещё другие разделы
Ликийское побережье
Анатолийское побережье
© 2004-2017, CAPONE. Все права защищены. До новых встреч в виртуальном пространстве!
реклама на сайте • спонсорство экспедиций
Нравится? Интересно? Полезно?
Не нравится
Не хочу
Закрыть окошко