Туристический путеводитель по Ферраре
История Феррары
Первое упоминание о городе Феррара (Ferrara) относится к 776 г. В нем указывается, что «ducatus ferrariae» (Феррарское герцогство), которое прежде входило в состав Равеннского экзархата, переходит под управление Святого престола. В 986 г. папа Иоанн XV уступил Феррару роду Каносса, в 1115 г. после смерти герцогини Матильды она стала свободной коммуной с автономным управлением, хотя номинально оставалась папским владением.
Политическая нестабильность, вызванная борьбой гвельфов и гибеллинов, в 1264 г. привела к власти венецианское семейство д'Эсте во главе с Обиццо II, которое получило легитимность от Святого престола только в 1344 г. - при маркграфе Обиццо III. Это семейство превратило Феррару в важный культурный, художественный и политический центр. Свидетельства очевидны и сегодня.
Длительное правление д'Эсте закончилось в тот момент, когда последний феррарский герцог Альфонсо II (1553-1597), не получивший прямых прав на наследование, должен был уступить герцогство Папскому государству согласно «эдикту о передаче», исключавшему наследование папских феодов незаконнорожденными потомками. В 1598 г. город стал папским владением и оставался им вплоть до наполеоновских войн (1796-1815), после которых вернулся в Папскую область.
18 марта 1860 г. по результатам плебисцита Феррара вошла в состав объединенного Королевства Италии. В период фашизма город служил цитаделью режима, однако во время Второй мировой войны стал одним из главных очагов Сопротивления партизан, понеся при этом большой ущерб от бомбардировок.
В 1995 г. ЮНЕСКО присвоила Ферраре как центру эпохи Возрождения почетное звание «Культурного наследия человечества», в 1999 г. она получила еще одно признание как «поселение дельты реки По» и «жемчужина рода Эсте».
Проспект Мучеников свободы (на фото справа).
Проспект Мучеников свободы
Проспект Мучеников свободы (Corso Martiri della Liberta), ранее назывался проспект Рима, а в старину - площадь Коммуны. Современное название улицы отражает исторический факт: в ночь с 14 на 15 ноября 1943 г. карательные фашистские отряды (сквадры), убили одиннадцать феррарцев.
Проспект представляет собой важную городскую артерию, где располагаются многочисленные памятники, создающие исторический образ города: Замок, Коммунальный театр, Муниципальный дворец, Архиепископский дворец и собор.
Замок д'Эсте
Современный вид замка д'Эсте (Castello Estense di Ferrara) - результат нескольких этапов строительства, изменивших первоначальное его ядро. Самое первое сооружение восходит к XIII в.: это была мощная сторожевая башня, возвышавшаяся над северной стеной и соединенная с Львиными вратами, за которыми располагалась слобода (борго).
Второй этап строительства отмечен точной датой - 29 сентября 1385 г. Это праздник св.Михаила, по которому и происходит историческое название замка. Архитектор Бартолино да Новара, работавший по заказу маркграфа Николо II, спроектировал сооружение с четырьмя внушительными башнями: дей Леони (Львиной, на северо-востоке), Санта-Катерина (на северо-западе), Маркезана (на юго-востоке) и Сан-Паоло (на юго-западе). Между башнями были построены высокие стены, усиленные дополнительными пристройками для защиты входов и заканчивавшиеся зубчатыми консолями; они не сохранились.
В 1476 г. при попытке государственного переворота в замке укрывалась семья герцога Эрколе I. Впоследствии он задумал превратить замок из оборонительной крепости в резиденцию своего двора. Эта задачу он поручил гениальному феррарскому архитектору Бьяджо Россетти. Последний связал с замком Муниципальный дворец крытым переходом, названным «крытой замковой дорожкой».
Следующее изменение в архитектуре произошло при герцоге Эрколе II (правил в 1534-1559 гг.), который поручил архитекторам Джироламо да Капри и Альберто Скьятти придать замку тот вид, который и видим сегодня. Старое зубчатое завершение стен было заменено рядами балконов, был надстроен еще один этаж, на башнях как архитектурное завершение устроили открытые лоджии.
Замок герцогов д'Эсте Кастелло Эстенце, внутренний двор замка (на фото справа).
Пройдя через ограду с мраморными лестницами - единственное архитектурное дополнение, сделанное в период папского правления (1598-1859), оказываемся в квадратном внутреннем дворе в стиле эпохи Возрождения. Крытая галерея, состоящая из терракотовых арок на каменных колоннах, была задумана герцогом Эрколе I, пожелавшим превратить это внутреннее пространство в настоящий парадный двор (курдонёр).
Если войти внутрь с Замковой площади (Пьяцца Кастелло), то справа увидим Герцогские кухни, сооруженные в начале XVI в. при герцоге Альфонсо I. Они покрыты стоком с грунтовкой на сводах. На полу видны следы сточных водоемов, на северной стене зала стоял камин (не сохранился), что подтверждают окошки, служившие для подачи воздуха.
Одно из самых любопытных мест замка - расположенные в подземелье близ Львиной башни застенки, где томились некоторые «замечательные» персонажи двора Эсте. Среди них памятны любовники Уго и Паризина - брат и жена маркграфа Николо III, а также дон Джулио и дон Ферранте, братья герцога Альфонсо I, обвиненные в покушении на его жизнь.
В бельэтаже расположены покои и салоны с настенной живописью истинной красоты. Самые известные из них: «Комнатка вакханалий» (Камерино дей Бакканали) Альфонсо II, капелла Ренаты Французской, стены которой покрыты разноцветным мрамором, висячий сад, именуемый Апельсиновым садом или Садом герцогинь, откуда открывается впечатляющая панорама города, зал и салон игр, зал Авроры, убранство которого приписывается Себастьяно Филиппи по прозвищу Бастьянино и Лудовико Сеттевекки (датируются последней четвертью XVI столетия), «Зал ядов», устроенный в период фашизма, роспись которого отражает идеалы режима.
Есть и другие любопытные залы: «Апартаменты терпения», названные так за роспись, посвященную этой добродетели (построены при Эрколе II), прихожая и зал Правительства с тщательно проработанным потолком с кессонами, «Зал передачи», декор которого относится к 1830 г., зал пейзажей с живописью 2-й пол. XVIII и XIX в., «Зал географии», где хранятся топографические карты, Гербовый зал и Зал Коммун.
Капелла св.Иулиана (Сан-Джулиано) на площади Республики, построенная в 1405 г., имеет позднеготический фасад с горельефом «Св.Иулиан-гостинник, убивающий родителей».
Капелла Святого Юлиана Сан-Джулиано, внутренний двор Коммунального театра (на фото справа).
Коммунальный театр
Коммунальный театр (Teatro Comunale) расположен напротив замка на углу проспекта Джовекка и проспекта Мартири делла Либерта (Мучеников свободы). Театр был открыт 2 сентября 1798 г. по инициативе кардинала-легата Боргезе, поручившего его строительство архитекторам Антонио Фоскини и Козимо Морелли. Большую ценность представляет «Ротонда Фоскини», состоящая из внутреннего дворика в форме эллипса, где когда-то ставили кареты. Внутри из просторного вестибюля поднимается парадная лестница, ведущая в цокольный этаж, опоясанный пятью рядами лож.
Площадь Савонаролы
Площадь Савонаролы (Piazza Savonarola) представляет собой расширение проспекта Мучеников свободы. На площади возвышаются Муниципальный дворец с портиком XVI в., именуемым «Лоджией гримерок» (Loggia dei Camerini), и «крытая замковая дорожка», связывающая дворец с замком на противоположной стороне.
В центре - статуя Джироламо Савонаролы работы Стефано Галетти (1857), которая дала название площади. Савонарола, монах-доминиканец родом из Феррары, представлен с вознесенными руками и строгим лицом, как будто произносит одну из своих знаменитых бичующих проповедей. На пьедестале из белого мрамора изображена куча дров, напоминающая о его мученической смерти во Флоренции 28 мая 1498 г.
Лошадиная арка, виды на Муниципальную площадь в Вероне (на фото справа).
Муниципальный дворец
Муниципальный дворец (Palazzo Municipale) первоначально он служил резиденцией Эсте, строительство которой началось в 1245 г. Часть фасада, тянущаяся вдоль западной стороны проспекта Мучеников свободы до «Лошадиной арки» была перестроена в 1738 г. архитекторами Анджело и Франческо Сантини. Другая часть, находящаяся напротив собора, сооружена в 1925-1927 гг. в неоготическом стиле и завершается башней, именуемой «Башней победы», так как там водружен монумент в честь победы при Пьяве работы Арриго Минерби.
По бокам «Лошадиной арки», соединяющей проспект Мучеников свободы с площадью Муниципалитета, возвышаются колонны, проект которых приписывается Леону Баттасте Альберти. На них находятся статуи маркграфа Никколо III на коне и герцога Борсо на троне. Это - копии, изготовленные в 1927 г. взамен оригиналов, разрушенных во время вторжения французов в 1796 г.
От «Лошадиной арки» можно пройти на Муниципальную площадь (Piazza Municipale) - прежде это был внутренний двор герцогского дворца, откуда вверх идет парадная лестница, сооруженная в 1481 г. по проекту Пьетро Бенвенуто дельи Ордини со сводчатым покрытием и с куполом над площадкой в центре, всё на рифленых колоннах и больших арках.
Внутри Муниципального дворца есть помещения, представляющие художественный интерес, как то: зал Аренарий (заседаний муниципалитета), украшенный фресками кисти Акилле Фуни в 1934-1938 гг., зал мемориальных досок («Лапиди»), посвященный памяти павших за родину, зал Джунты с ценным потолком XIX в., салон Плебисцита, где было решено присоединиться к королевству Италии, Малая комната («станца») герцогинь, декор которой был изготовлен в прославленной мастерской Филиппи во 2-й пол. XVI в., Золоченая станца («Дората») с деревянным потолком XV в. и, наконец, Станца гобеленов, где хранятся ценные фламандские гобелены.
Архиепископский дворец
Архиепископский дворец (Palazzo Archiepiscopale), расположен на прямом участке проспекта Мучеников свободы напротив Муниципального дворца. Он был построен в 1718-1720 гг. по заказу кардинала Руффо и по проекту Томмазо Маттеи, который полностью перестроил стоявший здесь прежде дворец XIII столетия (с изменениями, произведенными в 1-й пол. XV в.). Его композиции, разделенной на центральный корпус и два боковых пролета, придает торжественный вид впечатляющий мраморный портал, увенчанный балконом с окном и дверью.
Скульптурные украшения и входной портик Феррарского собора (на фото справа).
Кафедральный собор
Кафедральный собор (Cattedrale di Ferrara), посвященный Пресвятой Деве и св.Георгию - покровителю города. В фасаде собора сочетаются различные стали: романский (1135 г.), приписываемый архитектору Николаусу, с одним рядом лоджий с тремя вратами и готический, относящийся к середине XII в. и к началу XIV. Фасад состоит из стрельчатых арок с трехстворчатыми окнами в форме розы, и второго ряда легких портиков. Третий ряд образуют лоджии с глубокими проемами, конструкцию завершают три шпиля с круглым резным окном в центре.
Главный портал, над которым расположен люнет с изображением св.Георгия, поражающего змея, предварен протиром - его поддерживают два льва и атланты. Наверху, в Лоджии благословений, находится статуя Мадонны с Младенцем 1-й пол. XV в. работы Микеле да Фиренце («из Флоренции»). Архитрав украшен горельефами, изображающими Страшный суд, работы неизвестного художника XIII в.
На правой стороне фасада над вратами помещается «Мадонна Фрара» - изображение мифического персонажа из легенды, якобы давшего название городу, и ниша со шпилями и со статуей Альберто V д'Эсте, правившего Феррарой в 1388-1393 гг. На левой стороне в стене имеется ниша с бронзовым бюстом понтифика Климента VIII, исполненным Джорджо Альбенгой в память перехода Феррары к Папской области.
Северная сторона собора с 18-ью аркадами идет вдоль нынешней улицы Гульельмо дельи Аделарди. Длинная узкая улица в романском стиле выходит к арке, соединяющей Архиепископский дворец и собор. Южная сторона собора, выходящая на площадь Тренто-Триеста, делится на три части: сплошной портик, называемый лоджией Мерчай, две расположенные одна над другой галереи (в первой видны следы древних ворот Мези) и пристройка XVIII в. архитектора Маццарелли, которая состоит из трех архитектурных элементов, завершающихся прямолинейными тимпанами.
У входа с площади Тренто-Триеста находится Мадонна Коридора («Корридойо»), оригинал которой, XV в., хранится во дворце Скифанойя. Полукруглая апсида вдоль южной стороны собора, построенная в 1498-1500 гг. зодчим Бьяджо Россетти, представляет собой высокий цилиндр из обожженной глины, разделенный карнизами на две части.
Величественная колокольня, высящаяся за этой апсидой, состоит из четырех стоящих друг над другом кубов. Ее строительство началось в 1412 г. по повелению Никколо III (проект приписывается архитектору Леону Баттисте Альберти) и завершилось в 1598 г. Тогда, во время правления Альфонсо II, был построен также че1вертый ряд, завершающий структуру, но еще отсутствовало современное завершение - купол, возведенный в 1790 г. по деревянной модели, принадлежавшей Антонио Фоскини и Джованни Бенетти (модель хранится в музее собора)
Через один из трех главных входов попадаем в атриум, представляющий собой обширное прямоугольное пространство, затем входим в собор, разделенный на три нефа. В боковых нефах находятся 14 капелл, к которым примыкает еще одна, слева от апсиды. В соборе собраны важные свидетельства, необходимые для реконструкции художественной истории города, среди которых - закомара апсиды с фресками Себастьяно Филиппи (1578-1580 гг.), живописующими Страшный суд в стиле Микеланджело.
Первоначально пространство собора было разделено на пять нефов со сводчатым потолком. Современная конструкция - результат реставрации, начатой в 1710 г. по проекту Франческо Маццарелли.
Церковь Святого Романа, музей Феррарского собора (на фото справа).
Церковь св.Романа, Музей собора
В церкви св.Романа находится Музей собора (Museo della Cattedrale). Она стоит напротив южной стены собора на углу улицы Сан-Романе. Первоначальное сооружение относится к X в., в дальнейшем оно неоднократно перестраивалось, а самая значительная реконструкция имела место в 1754 г. Как церковь позднее была упразднена и использовалась для различных нужд, но сейчас в ней размещается музей собора, где хранятся весьма ценные религиозные произведения.
Среди них: анта органа, изготовленная Косме Тура, скульптуры XIII в. с изображением сельскохозяйственных работ в разные месяцы, статуя Мадонны Мелограно («с гранатом») работы Якопо делла Кверча, книги «Атлантических хоралов», иллюстрированные миниатюрами, фламандские гобелены.
Примыкающий к церкви внутренний дворик окружен мраморными аркадами, опирающимися на колонны с капителями византийского или романского происхождения.
Площадь Тренто-Триеста
Площадь Тренто-Триеста (Piazza Trento-Trieste) (ранее - пьяцца Гранде, Сан-Криспино, делле Эрбе). Ее происхождение относится к X в. Площадь образовалась на том месте, где прежде проходили стены города, впоследствии разобранные, чтобы освободить место для нового собора.
На этой площади сосредоточилась власть, что отразилось в окружающих ее памятниках: собор и Архиепископский дворец, церковь Сан-Романо, Дворец правосудия (перестроен в 50-х гг. XX в.) и Лоджия нотариусов (теперь Башня с часами), дворец герцога (ныне Муниципальный дворец) и часовня Сан-Криспино (сейчас там книжный магазин).
И в наши дни эта площадь пользуется большой популярностью у жителей Феррары, а по пятницам здесь открывается городской рынок.
Церковь Сан-Доменико, дворец Палаццо Бентивольо (на фото справа).
Улицы Гарибальди и Альдигьери, площадь Сакрати
Пройдя через прелестную Муниципальную площадь, оказываемся на виа Гарибальди (Via Giuseppe Garibaldi) - прямой улице с многочисленными торговыми заведениями. Пересекающая ее улица Спадари ведет на площадь Сакрати (Piazza Sacrati), где возвышается церковь Сан-Доменико (Chiesa di San Domenico) (св.Доминика). Она выстроена в 1710-1726 гг. архитектором Винченцо Сантини на месте церкви XIII в., сориентированной в противоположном направлении. В боковых капеллах однонефного внутреннего пространства - произведения авторов XVII-XVIII вв.
Вернувшись на главную улицу, увидим дворец Бентивольо (Palazzo Bentivoglio), от первоначального облика которого сохранился римский маньеристский фасад.
На улице Альдигьери (Via Aldighieri), перпендикулярно пересекающей улицу Гарибальди, находится церковь Сан-Бьяджо (Chiesa di San Biagio) (св.Власия), существенно перестроенная в XIX-XX вв. В этой церкви в капелле XVIII в. хранятся частица мощей этого святого - целителя, согласно традиции, от болезней горла. В крипте - захоронения Альдигьери, членов старинного феррарского рода, от одного из которых, Каччагвиды, происходит фамилия Данте - Алигьери (его прапрадед).
На правую сторону улицы Гарибальди до пересечения с улицей Боккаканале ди Санто-Стефано выходят несколько улочек. В Средние века Боккаканале служила главным каналом города, вдоль которого появились красивые здания, как например, очаровательный особняк Чини (Casa Cini).
Напротив этого дома - церковь св.Стефана, фасад которой (XV в.), украшают терракотовые карнизы и резные окна. Вернувшись на улицу Гарибальди или примыкающую к ней улицу Кортевеккья, мы снова окажемся в центре города.
Проспект Порта Рено и улица Вольте
На проспекте Корсо Порта Рено (Corso Porta Reno) у Башни с часами возвышаются две боковые арки. На этой улице можно полюбоваться церковью Сан-Паоло (Chiesa di San Paolo) (св.Апостола Павла) X в. В 1570 г. она была разрушена землетрясением, затем Альберто Скьятти восстановил ее в ренессансном стиле. Внутри храма, имеющего форму латинского креста, ценные произведения феррарских художников, работавших на рубеже XVI-XVII в.
Рядом располагается бывший монастырь с двумя внутренними двориками. В левом возвышается древняя башня Леути - единственная сохранившаяся из множества башен средневекового города.
Улицу Порта Рено пересекает улица Вольте (Via delle Volte) («под сводами») - важная артерия старого речного города, вокруг которой в VIII-IX вв. выросла Феррара. Прежде на нее выходили служебные корпуса домов на оси Карло-Майр - Рипагранде, прижимавшиеся к плотине на одном из рукавов устья По (впоследствии зарыт в подземное русло). Для этой улицы характерно развитие верхних регистров: видимые сейчас своды связывали склады на берегу реки с расположенными в отдалении от нее лавками и мастерскими.
Площадь Травальо и улица Сан-Романо
Следуя по улице Порта Рено, выйдем на площадь Травальо (Piazza del Travaglio) («мучений»), названной так потому, что в Средние века тут совершались казни, и к Павловой заставе (Porta Paula) (Порта Паола), сооруженным в 1612 г. по проекту Джован-Баттисты Алеотти в честь папы Павла V.
Эти ворота служили южной границей старого города, а теперь связывают с ним более позднее урбанистическое расширение, вокруг улицы Болонья, откуда они хорошо видны.
Улица Сан-Романо (Via S. Romano) параллельна Порта Рено и ведет на площадь Травальо, с которой поворачивает к площади Тренто-Триеста. Эта улица имеет типично средневековый облик - длинная, узкая, с портиками. Теперь на виа Сан-Романо благодаря ее узловому расположению в центре города находится множество коммерческих точек.
Улица Волта, улица Маззини, синагога в старом гетто в Ферраре (на фото справа).
Улицы Мадзини, Сарачено и Борго ди Сотто
Будучи важной торговой артерией, виа Мадзини (Via Giuseppe Mazzini) соединена с сетью улиц, весьма оживленных в далеком и недавнем прошлом. Под номером 95 на ней находится здание трех синагог - единственное уцелевшее, с Еврейским музеем и мемориальной доской в память жертв времен Второй мировой войны.
Пребывание в Ферраре евреев имеет глубокие корни: в XV в. герцоги д'Эсте благосклонно приняли общину. Местное гетто возникло между 1624 и 1627 гг. при папском правлении. Оно представляло собой закрытую решетками территорию, включая современные улицы Мадзини, Виньятальита, Виттория и маленькую площадь Лампронти (решетки были снесены только в 1848 г.).
Далее выходим на пересечение с улицей Шиенце («наук»), куда вливается также улица Джоко дель Паллоне. Здесь находится дворец Парадизо (Residenza Paradiso) («райский»), где теперь размещается коммунальная библиотека им.Ариосто. Величественное здание построено в 1391 г. по приказанию Альберто V д'Эсте, пожелавшего иметь место для отдохновения. С 1567 г. тут разместился университет, а с 1729 - коммунальная библиотека. На протяжении своей долгой истории палаццо неоднократно перестраивался - менялись и его внешний облик, и интерьер. Мы можем осмотреть здесь Анатомический театр XVIII в. и могилу Ариосто, перенесенную сюда в 1801 г.
Прилегающие к дворцу Парадизо улицы типичны для средневекового города. На них находятся интересные архитектурные памятники, такие, как: особняк Ариосто (Casa degli Ariosto) на улице Джоко дель Паллоне, № 29-31, церковь св.Григория и дом Стелла дей Толомеи («звезда Птолемеев»), именуемый Ассассино («дом убийцы») - образец средневекового аристократического жилища.
Улица Мадзини, второй отрезок которой называется улицей Сарачено, входит в сетку улиц, составляющих «каструм», или исходное ядро города в форме подковы. Его периметр образуют улица Бельфьоре, Борго ди Сотто, Гизильери.
На улице Борго ди Сотто (Via Borgo di Sotto) стоит часовня Благовещения (Oratorio dell'Annunziata). В Средние века она принадлежала Братству смерти, задачей которого было достойное погребение бедняков. На фасаде, перестроенном в XVII в. Джован-Баттистой Алеотти, не осталось и следа от сооружений XIV столетия.
Церковь Санта-Мария-у-Брода, дворец Скифанойя, церковь Санта-Либера и музей-лапидарий (на фото справа).
Улицы Скандиана и Кампосабьонарио
На Улице Скандиана (Via Scandiana) находится церковь Санта-Мария-ин-Вадо (Basilica Santa Maria in Vado) («у брода»). На эту улицу выходит только одна сторона храма, тогда как войти в церковь можно только с улицы Борго Вадо - тут находился брод через один из множества каналов, пересекавших эту местность прежде, при образовании ядра города на берегах По.
Церковь была основана в 1171 г. В первые годы XVI в. по проекту архитектора Бьяджо Россетти ее размеры значительно увеличились, и, несмотря на последующие перестройки, она сохранила внешние формы XVI в., тогда как ее трехнефное внутреннее пространство существенно изменилось в XVII столетии.
На той же улице Скандиана высится дворец Скифанойя (Palazzo Schifanoia) («Кинь грусть») - отрада герцогов Эсте, а ныне местопребывание Городского музея старого искусства.
Первое строение на этом месте восходит к 1385 г., когда маркграф Альберта д'Эсте приказал устроить здесь охотничий домик. Позднее он был расширен и превращен в место для развлечений. В 1465 г. при герцоге Борсо д'Эсте был надстроен один этаж, а в 1493 г. после удлинения на семь метров по проекту Бьяджо Россетти дворец приобрел современный вид. Его фасад украшает величественный мраморный портал, обрамляющий вход.
Внутри в залах XIV в., расположенных в крыльях дворца, начинается музейная экспозиция, где хранятся собрания нумизматики, керамики, слоновой кости, изделий из бронзы и древних рукописей с миниатюрами. Дворец знаменит салоном месяцев (dei Mesi), где хранится цикл картин, заказанный герцогом Борсо и выполненный мастерами «Феррарской школы» - Эрколе де Роберти, Франческо дель Косса и Косме Тура.
Они расписали фресками стены, разделив их на три горизонтальные полосы: «божественную», на которой изображен триумф божества определенного месяца; среднюю, где помещен соответствующий знак зодиака; нижнюю, где прославляется герцог - меценат проекта. В примыкающей к салону станце, именуемой «залом добродетелей» или «залом лепнины», богато украшены потолок с кессонами и верхняя часть стен. Там находятся изображения деяний рода Эсте, выполненные художником Доменико ди Парис во 2-й пол. XV в.
Церковь Санта-Либера, где теперь размещается Городской музей каменных надписей (Civico Lapidario) (Лапидарий), находится на улице Кампосабьонарио (Via Campo Sabbionario). В ее интерьере - саркофаги, надгробные надписи и памятники, стелы, изготовленные большей частью в местечке Вогенца - «Викус Хабенция» древнеримской эпохи, расположенная в 13 км от Феррары. Особенно интересны саркофаги Аннии Фаустины и младенца Неона (III в. н.э).
Улица XX Сентября и переулок Гамбоне
По улице Кампосабьонарио, пересекающейся с виа Карло Майр, можно выйти на улицу XX Сентября (Via XX Settembre), широкую и просторную в противоположность узким и тесным улочкам городского центра. Ее украшает Перспектива (Prospettiva), построенная в 1776 г.
Под номером 152 здесь стоит дом Бьяджо Россетти (архитектор-урбанист, живший в 1447-1516 гг.). Его прямоугольный терракотовый фасад с двустворчатыми окнами является прототипом архитектуры феррарских домов. Сейчас в нем размещается первый в Италии Музей архитектуры.
Неподалеку можно полюбоваться прелестным дворцом Лудовико Мавра («Моро») он же Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale). Он также построен по проекту Бьяджо Россетти. Особую ценность дворцу придает терракотовый фасад с порталом, сквозь который можно пройти во внутренний парадный двор (курдонёр) с крытыми мраморными галереями с двух сторон. Архитектурный комплекс завершает изящный терракотовый карниз. У южной галереи разбит большой сад в стиле Возрождения, а на свободном пространстве на восточной стороне развернута экспозиция погребальных знаков из некрополя Спина - древнего торгового города этрусков (VI в. до н.э. - I в. н.э.) в долинах Требба и Пега недалеко от нынешнего Комаккьо (около 50 км от Феррары).
Залы нижнего этажа наполнены ценнейшим иконографическим великолепием - Сокровищница Гарофало, где украшенный фресками плафон воспроизводит ложные балконы. Там видны придворные, утопающие в роскошном саду. Школе живописца Гарофало принадлежат еще два богато украшенных потолка. Они находятся в восточном крыле здания и представляют житие св.Иосифа и истории, связанные с сивиллами и пророками. В станцах бельэтажа, где размещается Национальный археологический музей, - значительные собрания находок из некрополя и жилищ Спины.
На улицу XX Сентября выходит переулок Гамбоне (Via del Gambone), где расположены церковь и монастырь св.Антония «ин Полезине» (San Antonio in Polesine). Первая обитель появилась тут в 1294 г., а в XV в. ее расширили. Несмотря на последующие искажения, церковь сохранила начальный вид, однако ее интерьер переделан в стиле барокко. Затворнический устав монахинь-бенедектинок не позволяет посетителям осматривать все внутренние помещения, но можно приходить на обычные церковные службы и посещать хоры монахинь с многочисленными украшениями XIV в. школы Джотто и некоторые помещения рядом с внутренним двором.
Вернувшись на виа XX Сентября, у перекрестка с улицей Гьяра можно пройти на улицу Порта Сан-Пьетро, затем на улицы Сарачено и Мадзини. Последняя снова выведет нас на площадь Тренто-Триеста.
Монастырь Святого Антония Сан-Антонио-ин-Полезине (на фото справа).
Улицы Берсальери дель По и Кайроли
Торговая улица Берсальери дель По (Via Bersaglieri del Po) начинается от юго-восточного края собора и представляет собой важную артерию: к ней стекаются улицы с дворцами эпохи Возрождения большой архитектурной ценности. Одна из них - виа Кайроли (Via Cairoli), где расположены великолепный дворец Муццарелли-Крема середины XV в. и дворец Тротти (Palazzo Trotti) с фасадом XVI в., украшенный монументальным мраморный порталом. В залах Гарофало, реставрированных в 2007 г., - цикл живописи, представляющий весьма значительный интерес.
На улице Вольтапалетто, пересекающейся с улицей Берсальери дель По, высится дворец Бевилаква-Костабили (Palazzo Bevilacqua Costabili), пышный фасад которого украшен «трофеями», бюстами, картушами с девизами из камня и обожженной глины в римском маньеристском стиле середины XVI в.
На улице Террануова, боковой по отношению Вольтапалетто, и далее на улице Савонаролы (бывшая виа Сан-Франческо) расположена базилика св.Франциска Ассизского (Basilica di San Francesco), считающаяся одним из главных культовых сооружений эпохи Эсте. Строительство началось в 1494 г. по проекту Бьяджо Россетти, и она до сих пор сохранила свои первоначальные пропорции. Фасад, имея сейчас три разделения, соответствующие трехнефному внутреннему пространству в форме латинского креста.
Улица Савонаролы «усеяна» ценными памятниками архитектуры. Здесь находится дворец Ренаты Французской (Palazzo di Renata di Francia), ранее дворец д'Эсте (ныне университет), получивший свое название от имени супруги герцога Эрколе II. Здание, построенное в 1475 по проекту Пьетро Бенвенуто дельи Ордини, в XVIII в. подверглось нескольким переделкам, изменившим его первоначальные пропорции.
Напротив высится дом Ромеи (Casa Romei) - это имя владельца, решившего выстроить его в 1445 г. Теперь здесь хранится собрание фресок и мраморов из многих городских зданий. Особняк XV в. сохранил свой исходный облик: курдонёр окружен двумя крытыми галереями, расположенными одна над другой, внутри которых развиваются интерьеры. Особый интерес представляют находящийся в нижней галерее, в Зале сивилл и пророков, цикл произведений живописи конца XV в., а в верхней - украшения некоторых станц 2-й пол. XVI в., приписываемые мастерской семьи Филиппи.
Монастырь в честь Тела Господня (Monastero dei Corpus Domini) (Ордена Кларисс) со склепами рода д'Эсте представляет собой сложный архитектурный ансамбль между улицами Прайзоло, Перголато, Савонаролы и Кампофранко. Украшения терракотового портала напоминают ренессансный стиль (интерьер ансамбля в 1770 г. переделал Антонио Фоскини). Пол на хорах церкви покрыт мемориальными досками в честь известных представителей дома д'Эсте: маркграфов Николо III и Леонелло, герцогов Эрколе I с супругой Элеонорой Арагонской, Альфонсо I с супругой Лукрецией Борджа, Эрколе II, Альфонсо II с одной из своих жен.
Дворец Ренаты Французской, дом Ромеи и музей фресок, монастырь Тела Господня (на фото справа).
Улица Чистерна дель Фолло и проспект Корсо Джовекка
Продолжая путь по улице Савонаролы, выходим на улицу Чистерна дель Фолло (Via Cisterna del Follo), где расположен дворец Бонакосси (Palazzo Bonacossi) (теперь там находится Дирекция городских музеев старого искусства). Первый вариант дворца был сооружен в 1464г., затем, в XVI-XVIII вв., дворец существенно перестраивался и расширялся. Можно посетить расположенную в нем постоянную выставку собрания кардинала Риминальди, усердного коллекционера XVIII столетия.
Пройдя по одной из боковых улиц Чистерны дель Фолло - по улицам Уго Басси или Карло Каневы - выходим на проспект Корсо Джовекка (Corso della Giovecca), заканчивающийся на северо-востоке т.н. Перспективой - хореографическим творением архитектора XVIII в. Маццарелли.
Эта важная городская артерия наполнена замечательными архитектурными свидетельствами прошлого, таким, как особняк Марфизы д'Эсте (Palazzina Marfisa d'Este) - аристократическая резиденция XVI в., ныне музеефицированная. Патрицианское жилище получило имя аристократки из рода Эсте, жившей здесь до конца своих дней. В залах виллы, украшенных «гротесками» работниками мастерской Филиппи, расставлена мебель XVI—XVII вв. Так называемая Апельсиновая лоджия (Loggia degli Aranci) погружена в великолепный сад, ее бочарный свод покрыт фресками с изображением вьющихся растений.
Особнячок Марфизы д'Эсте, арка Перспектива на проспекте Корсо Джовекка (на фото справа).
Далее на проспекте видим церковь Санта-Кьяра (Cheisa di Santa Chiara) (св.Клары) XVII в., созданную Лукой Данези, и парк Парески (Parco Pareschi), когда-то представлявший собой дворцовый сад Ренаты Французской. Ближе к центру города расположена церковь Санта-Мария-дей-Театини, особенно примечательная своим терракотовым фасадом XVII в.
Напротив - дворец Роверелла (Palazzo Roverella), приписываемый Бьяджо Россетти из-за четкого геометрического разделения фасада - характерная черта его творчества. На корсо Джовекка, в особняке Джильоли, разместился и Фонд «Эрмитаж-Италия».
Боковая улица Дж.Болдини, проходящая слева от дворца Роверелла, выходит на пьяцетту Сант-Анна (Piazzetta Sant'Anna), на одной стороне которой виден дворик - последний остаток старинной больницы 1445 г., знаменитой тем, что в 1579-1586 гг. она приютила Торквато Тассо.
Дворец Палаццо Роверелла в Ферраре (на фото справа).
Повернув на виа Филиппе де Пизис, увидим Городской музей естественной истории (Museo Civico di Storia Naturale), получивший в 2010 г. титул «отличного музея», так как он дает посетителям простые и ясные ответы высокого научного уровня. Вернувшись на проспект Джовекка, оказываемся возле церкви Сан-Карло (Chiesa di San Carlo) с фасадом в стиле барокко, приписываемым архитектору Джован Баттисте Алеотти.
Далее выходим на перекресток, который называют «четыре S»: проспект Джовекка и аллея Кавура (длинная прямая артерия, разделяющая город пополам на западную и восточную части), проспект Мучеников свободы (артерия в центре города) и улица Борго дей Леони («Львиная слобода»), название которой напоминает о находящемся по соседству аванпосте Торре дей Леони - Львиной башне, - впоследствии слившейся с замком д'Эсте.
Эта последняя улица ведет на север, к типично ренессансной застройке. Тут расположены дворец Назелли-Криспи (Palazzo Naselli-Crispi), примечательный своей архитектурой в римском стиле XVI в., церковь Иисуса (Chiesa del Gesu) (Иль-Джезу) конца того же века, где сохранился «Морторио» - большая терракотовая скульптурная группа «Оплакивание» (XV в.).
Дворцы Джильоли-Варано, Джулио д'Эсте и Палаццо Камерини (на фото справа).
Проспект Эрколе I д'Эсте
Проспект Корсо Эрколе I д'Эсте (Corso Ercole I d'Este) - главная ось, отмечающая массовое расширение городской застройки, предпринятое герцогом Эрколе I по проекту Бьяджо Россетти в начале XVI в. Проспект, возникший на базе старой улицы, называвшейся Ангельской, и ныне богатый роскошными зданиями, начинается с дворца Монте ди Пьета (Palazzo del Monte di Pieta) XVIII в., за которым следуют дворцы Джильоли-Варано (Palazzo Giglioli Varano) и Джулио д'Эсте (Palazzo Giulio d'Este) эпохи Возрождения.
Проходя по этому маршруту можно полюбоваться перестроенным в XVIII в. дворцом Камерини (Palazzo Camerini), а затем подойти к «перекрестку Ангелов» (квадривио дельи Анджели), где возвышаются три дворца: на юго-западном углу - дворец Диаманти («Бриллиантовая, иначе Грановитая палата»), на юго-восточном - Дворец Турки-Ди-Баньо, на северо-западном - дворец Проспери-Сакрати.
В прошлом этот перекресток указывал новые линии развития города: двигаясь далее, дойдем до Порта дельи Анджели (Porta degli Angeli) (Врата ангелов), северной границы города в эпоху Возрождения, защищенного крепостными стенными. Такие артерии, как корсо Порта По, корсо Бьяджо Россетти, корсо Порта Маре, образовавшие старинную улицу Приони, перпендикулярно пересекали главную ось и определяли урбанизацию территории на восток и запад.
Облицовка Палаццо Диаманти, перекрёсток Ангелов и Парк Массари (на фото справа).
Палаццо Диаманти (Palazzo dei Diamanti) - самое внушительное сооружение этого пересечения, так как он состоит из «панциря» из 8500 мраморных «грановитых» рустов, смягченных угловым балкончиком и боковыми пилястрами. В этом дворце работы Бьяджо Россетти на втором этаже размещаются временные выставки, которые организует ассоциация «Феррара-Арте» и городская Галерея нового и современного искусства. В его бельэтаже - Национальная пинакотека, важная экспозиция феррарской живописи от Средних веков до XVIII столетия.
Рядом с дворцом Диаманти располагаются Музей Рисорджименто и Сопротивления (Museo del Risorgimento e della Resistenza), где документирована история Феррары в последние 200 лет (тут есть и историко-образовательный архив). На перекрестке с пилястрой на углу высятся дворцы Турки-Ди-Баньо и Проспери-Сакрати (Palazzo Prosperi-Sacrati) (с внушительными мраморными порталами), построенные гениальным Бьяджо Россетти.
Парк и дворец Массари (Parco e Palazzo Massari), расположенные на проспекте Корсо Порта Маре (Corso Porta Mare), представляют собой «зеленые легкие» города и ценный архитектурно-музейный ансамбль. В общественный парк Массари, разбитый в английском стиле, можно войти через два входа - на проспектах Порта Маре и Эрколе I д'Эсте. Напротив парка со стороны входа с Порта Маре находится и Ботанический сад (Orto Botanico), посещение которого легкодоступно и доставляет и удовольствие, и новые знания благодаря рационально организованному маршруту.
Стоящий рядом с парком Массари особняк XVIII в., называемый Палаццина Бьянка («белый особняк») соединяет зеленый оазис парка с одноименным дворцом, Палаццо Бьянка, построенным в 1590 г. В его нижнем этаже располагается Музей нового и современного искусства им. Филиппо де Пизиса, где можно увидеть богатое собрание художественных произведений мастеров, родившихся или живших в Ферраре в XX столетии.
В бельэтаже в Музее Отточенто (Museo dell'Ottocento) представлены произведения, иллюстрирующие эволюцию феррарской живописи в XIX в. Кроме того, просторные выставочные залы дворца приняли музей Джованни Больдини (Museo Boldini) - содержательное обозрение творчества знаменитого феррарского мастера-портретиста, творившего в Париже в начале XX в.
Дворец Палаццо Массари, конюшни и парк Палаццо Массари (на фото справа).
Во внутреннем саду дворца старые конюшни сделались теперь павильонами: в левом проходят временные выставки произведений из Галереи, правый является павильоном нового и современного искусства (ПАК), местом показа работ знаменитых художников.
Продолжая путь по проспекту Бьяджо Россетти, который в западной своей части называется корсо Порта По, на левой стороне видим базилику Сан-Бенедетто (Chiesa Di San Benedetto) (св.Венедикта Нурсийского) - внушительный архитектурный ансамбль, приписываемый Бьяджо Россетти, восстановленный в 1952-1954 гг. после бомбардировок времен Второй мировой войны.
Главный проспект пересекается с улицей Ариосто (Via Ariosto), где стоит дом Лудовико Ариосто (Casa Ariosto) - теперь музей, где выставлены предметы, принадлежавшие поэту, и ценные издания его произведений, а также проводятся выставки. Улица Ариосто непосредственно связывает эту часть города с улицей Кавура. До конца XIX столетия здесь была речная протока, спрятанная затем в трубы под землей, а в период фашизма здесь были возведены помпезные здания.
Монастырь Чертоза
Если пройти проспект Эрколе I д'Эсте до перекрестка, где возвышается дворец Диаманти, и направиться в северную часть города, то увидим дворцы Тротти-Мости и Гуарини-Джордани, теперь здания университета. Из этого места можно пойти либо по улице Пьоппони, ведущей к Вратам ангелов, где начинается длительная прогулка вдоль городских стен, либо на площадь Борсо, ведущую к монастырю Чертоза (Certosa) (картезианский монастырь).
Там высится храм Сан-Кристофоро (Tempio di San Cristoforo) (св.Христофора), история которого делится на две эпохи: жизнь картезианского монастыря с XV в. и жизнь с XIX в., когда городское правление решило приспособить расположенную напротив церкви территорию для общественного кладбища. Недавние работы по восстановлению этого архитектурного достояния смогли придать храму статус «музея религиозного искусства».
Среди самых значительных произведений можно указать на величественного св.Христофора в апсиде церкви, выполненного Бастианино, вырезанный из дерева позолоченный шатер высотой шесть метров и деревянные хоры в стиле Возрождения с инкрустацией, дающей имитацию перспективы.
Храм Святого Христофора Сан-Кристофоро (на фото справа).
Проспект Порта Маре и Пьяцца Ариостеа
Улица Борсо соединяет Чертозу с проспектом Порта Маре (Corso Porta Mare), начинающимся от площади Ариосто (Piazza Ariostea) («Ариостеа») - овального открытого пространства, понижающегося в главной оси. Посреди площади возвышается статуя великого Ариосто на колонне. Эти «зеленые легкие» украшают замечательные сооружения XVI в. - дворец Бевилаква на короткой стороне и дворец Рондинелли на длинной.
Рядом с площадью на боковой по отношению к Порта Маре улице делле Винье (виноградников) находится Орто дельи Эбреи (Сад евреев) - еврейское кладбище, куда можно войти через гранитный портал 1912 г. Здесь покоится и Джорджо Бассани, известный феррарский писатель, умерший в 2000 г.
Для улиц Палестро, Монтебелло и Мортара - длинных прямых линий, ведущих на проспект Джовекка, характерна игра архитектурных наполненностей и пустот (несмотря на асфальтовое покрытие, несколько портящее общее впечатление).
На перекрестке Порта Маре - Монтебелло стоит ренессансная церковь Сан-Джованни-Баттиста (San Giovanni Battista) (св.Иоанна Крестителя), чуть дальше расположен монастырь Санто-Спирито (Monastero di Santo Spirito) (Святого Духа) XVI в., перестроенный в XVII в.
На длинной и прямой улице Мортара раскинулись два монументальных комплекса XVI в.: церковь Санта-Мария-делла-Консолационе (Santa Maria della Consolazione) (Утешения) на углу Мортары и Порта Маре и Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa di Santa Maria delle Grazie) («Милующей») во «рве (фоссата) Мортара» - теперь тут химико-биологическая университетская библиотека.
Вдоль городских стен
Городские стены (Mura) образуют опоясывающее Феррару кольцо длиной 9 км. Предлагаемый маршрут учитывает топографию и длится один час. Он начинается и заканчивается на пересечении улицы Кавура с проспектом Порта По. Когда-то здесь был построен бастион Сан-Бенедетто, к настоящему времени полностью разрушенный.
Пройдя улицу Бельведере, подходим к Торрионе дель Барко, которая вместе с шестью другими башнями образует самый старый сегмент стен, возведенный к 1493 г. и прерывающийся у Врат ангелов.
Следующий участок укреплений, где находится Пескьера дель Дука (рыбный садок герцога) - причал герцогских судов, приведет нас к «стрелке» (punta) Монтаньола, откуда направимся к круглой башне Сан-Джованни с массивными внешними стенами.
От нее идем к бастиону Сан-Джордже, входящему в восточный отрезок городских стен, начинающийся от стрелки Сан-Рокко. Этот отрезок был «отвлекающим» и имел задачу защищать одноименный бастион, от последнего до нас дошли только следы внешних стен и стрелка Джовекка, обрамляющая Перспективу.
Далее на юг над местностью господствует оборонительная линия бастиона Сан-Томмазо, опорным центром которой был бастион делла Монталья (Монтаньоне). Теперь это зеленые легкие города, где находятся герцогские ванны XVI в. Когда-то это было место развлечений, сейчас там офисы коммуны.
Над следующим фрагментом стен господствует бастион Сан-Джордже XVI в., рядом караульная будка (garitta) XVIII в. и остатки Перспективы Сан-Джорджо XVII столетия.
Расположенные далее на этом пути стены построены при папском правлении. Они состоят из Порта Паола (ворот Павла) на площади Травальо, воздвигнутых в центре не сохранившейся системы укреплений, а также из бастионов Сан-Паоло и Санта-Мария-делла-Фортецца - это все, что осталось от пятиугольной крепости XVII в., построенной по воле папы Павла V.
Последний отрезок маршрута, проходящий по улице IV Ноября, возвращает нас в его начало - на пересечение улиц Порта По и Кавура.
Средневековые стены Феррары, караульная будка, стены Сан-Рокко (на фото справа).
Базилика Сан-Джорджо
Базилика Сан-Джорджо (Basilica di San Giorgio) (св.Георгия Победоносца) расположена за городской стеной к юго-востоку от жилого центра. К ней можно пройти по мосту на канале Волано.
История церковного ансамбля, посвященного небесному покровителю Феррары, началась в раннее Средневековье (VII в.), когда еще существовал остров св.Антония, у которого разветвлялись основные рукава старого По. В XII в. русло реки изменилось - образовались Большое и Венецианское По. Это явление получило название «пути Фикароло» («rotte di Ficarolo»).
В раннем Средневековье базилика приобрела большое значение, так как город расширялся на север и храм, расположенный в центре новой городской среды, стал ее духовным центром. После периода упадка святилище в XV в. было включено в монастырь оливетанцев. От последующей перестройки, произведенной в 1485 г. Бьяджо Россетти, остались следы в сакристии, во дворе, в венчающем карнизе, но самое значительное свидетельство - колокольня, возвышающаяся над величественным зданием. Она была ориентиром для путников на диковатой местности, лишенной каких-либо городских строений.
Внешняя архитектура, которую мы видим сейчас, была восстановлена в 1-й пол. XVIII в. с отступлениями в сторону более ранних форм. Современный вид интерьера является результатом реконструкции, проведенной архитектором Альберто Скьятти (1581), а украшения вышли из мастерских XVII столетия. Среди них выделяются работы Франческо Феррари.
В базилике хранятся произведения искусства большой ценности, как, например, надгробный памятник Лоренцо Ровереллы, феррарского епископа конца XV в., выполненный Антонио Росселлино и Амброджо Боргоньоне в 1475 г. и реликварий св.Маурелия, украшенный тремя серебряными табличками, гравированными Антонио Лели в 1512 г. У входа в колокольню находится могила Косме Туры, основателя «феррарского цеха» («officina ferrarese») - школы живописи, из которой вышли бесценные произведения искусства.
Базилика Святого Георгия Сан-Джорджо (на фото справа).
Интересные сведения и факты о Ферраре
В Ферраре почитают Святого Георгия Победоносца как небесного покровителя города. Ему посвящены две главные церкви города. Согласно преданию, близ ливийского поселения Селем обитал дракон, угрожающий людям. Дабы его задобрить, жители отдавали ему периодически жертвы. Когда пришла очередь принцессы, св.Георгий, бывший в тех краях, убил дракона и спас её. В Средневековье, когда наводнения считались делом рук дракона, легенда о св.Георгии была особенно распространена.
Этимология названия Феррара до сих пор не ясна, однако народная фантазия создала образ некой девы, Мадонны Фрара, возможно гречанки - она представлена на правом портале фасада собора. Согласно легенде, она пришла сюда с неким Марко, который и дал имя новому селению.
Геральдика герцогов золотого века Феррары. Борсо д'Эсте (1450-1471) сумел получить многочисленные титулы, которые усилили престиж рода д'Эсте, поэтому его геральдическими знаками стали орёл и лилии - символы плодотворной и мирной политики со Священной Римской Империей и Францией. Эколе д'Эсте (1471-1505), организатор расширения города, выбрал в качестве геральдического знака алмаз, который ценил за крепость и красоту и которым назывался знаменитый Палаццо дей Диаманти. Альфонсо I (1505-1534) выбрал «полыхающую гранату» в соответствии со своей страстью к вооружению, при нем Феррара получила отличную артиллерию.
Каждый год, в последнее воскресенье мая, начиная с 1968 года, Пьяцца Ариостеа превращается в сцену для Палио, ристалища, начало которого относится к 1259 году - к празднику, устроенному в честь пожизненного подесты Феррары, гвельфа Аццо VII, Новелло д'Эсте, разбившего при Кассиано-д'Адда гибеллина Эццелино да Романо. Это традиция документированная и на фресках в Палаццо Скифанойя - одна из самых старейших в Европе такого типа.
Современная Феррара связана и с именем живописца Джордже Де Кирико, основателя так называемой метафизики, которая была не некой формальной художественной школой, а артистическим и интеллектуальным выражением нового измерения реальности, откуда и взялся термин «мета» (греч.: «по ту сторону»), то есть за пределами обычного физического ощущения. На картине «Тревожные музы» Де Кирико представляет город как загадку, полную чар и бездвижную. На подиуме, наклоненном в сторону зрителя (что дает ощущение нестабильности) видны манекены-колонны со странными предметами, а на заднем плане - Замок Эстенсе и две трубы. Жесткий свет дает прихотливые тени и неправдоподобные краски. Преобладает тишина, которая дает и впечатление момента вечности. Каково послание «маэстро загадок», только пережившего Мировую войну? Может, человек в поисках себя должен смотреть в ушедшее? Может, чары Феррары - в ее прошлом, но с мыслью о будущем?
Город известен не только членами рода д'Эсте, но и многочисленными представителями художественного мира. Среди них - писатель Джорджо Бассани, режиссеры Микеланджело Антониони и Флорестано Ванчини (его первый фильм «Долгая ночь 43-го года» поставлен по повести Бассани), сценограф Карло Рамбальди, актер Арнольдо Фоа и журналист, писатель, режиссер Фолько Квиличи.
В своей «золотой век» Феррара выделялась не только в архитектуре и урбанистике, но и в литературе. Среди ее писателей - Мария Маттео Боярдо, (1441-1494), автор незаконченной поэмы «Влюбленный Роланд», к которому Людовико Ариосто (1474-1533) написал «продолжение» «Неистовый Роланд», а также Торквато Тассо (1544-1595), сочинивший при дворе Альфонсо II «Освобожденный Иерусалим», последнее произведение ренессансной литера туры.
История Феррары «славится» и рассказами о Лукреции Борджа (Борджия), дочери грозного папы Александра VI, и любимой жены Альфонсо I. Ее имя было овеяно легендами еще до прибытия в город, преимущественно из-за ужасного характера ее отца. Ее жених, в нетерпении после рассказов о красоте девушки, бросился ее встречать у замка близ Понте Поледрано - так началась их пылкая любовь. Горожане полюбили Лукрецию, когда упав с лошади у Кастель Тедальдо, она грациозно и с улыбкой села на ослика и поехала далее.
Феррара - город суммирования, возникла за счет решительного включения в городскую среду тех территорий, которые прежде находились вне её стен. Род д'Эсте, проводивший радикальную политику расширения, сумел превратить город в столицу Ренессанса, дав картбланш гениальному зодчему Бьяджо Россетти.
Мероприятия и фестивали в Ферраре
Вуландра, или Международный Фестиваль воздушных змеев.
Время года: апрель. Место проведения: Городской парк им. Джорджо Бассани на via Riccardo Baccelli. Подробная информация на сайте: www.vulandra.it
Ристалища «Палио» Св.Георгия.
Время года: последнее воскресенье мая. Место проведения: улицы городского центра от Piazza Ariostea. Подробная информация на сайте: www.paliodiferrara.it
«Феррара под звездами» (Ferrara Sotto le Stelle), Национальный фестиваль современной музыки.
Время года: май-июль. Место проведения: Piazza Castello и piazza Municipale. Подробная информация на сайте: www.ferrarasottolestelle.it
Феррара Buskers-Фестиваль, или Международное ревю уличных музыкантов.
Время года: последняя неделя августа. Место проведения: улицы городского центра. Подробная информация на сайте: www.ferrarabuskers.com
Феррара Balloons-Фестиваль, или Фестиваль монгольфьеров.
Время года: вторая половина сентября. Место проведения: Городской парк им. Джорджо Бассани на via Riccardo Baccelli. Подробная информация на сайте: www.ferrarafestival.it
Новый год на площади.
Пиротехнические фейерверки в центре города и «пожар» Замка Эстенсе. Место проведения: исторический центр. Подробная информация на сайте: www.capodannoaferrara.com
Рекомендации для туристов
Это нельзя пропустить. Любителям древнего искусства советуем посетить Национальный археологический музей, находящийся в Палаццо Людовико «Моро» на улице XX сентября и Лапидарий «Санта-Либера». Ценители искусства в целом обязательно осматривают разнообразную экспозицию в Палаццо дей Диаманти на виа Эрколе I д'Эсте. Поклонники Ренессанса не останутся разочарованными в Палаццо Скифанойя, на виа Скандиана, а также в Палаццине Марфизы д'Эсте на корсо Джовекка. И, наконец, те, кто любит современное искусство, увидят богатую коллекцию мастеров нашего времени в Палаццо Массари на корсо Порто Маре.
Велосипедные прогулки. Феррара, с ее ровной поверхностью, - идеальное место для передвижения на велосипеде в любую точку города, улицы которого часто имеют особые дорожки для велосипедистов. Одна из самых увлекательных прогулок - объезд крепостных стен, примыкающих к зеленым зонам города, с многочисленными местами для отдыха - это Городской парк (via R.Bacchelli), парк Монтаньоне (via Caldirolo) и улица 4 ноября. Для тех, у кого нет собственных велосипедов, их предоставляют напрокат в специализированных магазинах.
Что попробовать в Ферраре
Феррарский хлеб «Ciupeta». Представляет собой мякиш с четырьмя горбушками, имеющими более хрустящие концы. Официальным днем рождения «чупеты» считается карнавал 1536 года, когда мессир Чильо, родоначальник благородного семейства Чильоли, придумал такую необычную форму хлеба в честь герцога Эрколе II. В настоящее время имеет «знак качества» (I.G.P.) для хлебопекарной продукции.
Первые блюда. Pasticcio con involucro di pasta frolla dolce (рулет с тонкослойным тестом), Cappellacci di zucca conditi con ragu (равиоли с тыквой с рагу), Cappelletti in brodo (равиоли в бульоне), Minestra di maltagliati con fagioli (суп с пастой и фасолью), Passatelli in brodo (паста в бульоне), Risotto all'anguilla (ризотто с угрем).
Вторые блюда. Salamina da sugo al cuccbiaio con purea dlpatate (колбаски в соусе и с пюре), Faraona al cartoccio (запеченная цесарка), Coniglio in umido (пареный кролик).
Вкусные закуски. Pinzin (жаренные клецки) с начинкой, Zia ferraresex (характерные колбаски с чесночным привкусом).
Десерты. Zuppa inglese (английский суп), Torta tenerina (торт нежный), Frittelle di riso (рисовые колобки), Ciambella (плюшка), Torta con le tagliatelle (торт с пастой).
Пампапато - это линзообразное пирожное, напоминающее по форме камилавку. Название его происходит от «pane pepato», то есть «поперченный хлеб», так как перец и специи непременно входят в состав теста, вместе с сухофруктами. Рецепт «Pampapato» появился в строгих монастырях затвора примерно в XV веке - с тем, чтобы стать классическим местным пирожным. Некогда его готовили на Рождество, теперь же круглый год! В 1908 году феррарский повар Гвидо Грецци представил десерт на выставке в Париже и получив международное признание.
Шоппинг в Ферраре
Улицы городского центра всегда были «усеяны» магазинами. На Piazza Trento Trieste, как и некогда в прошлом, они стоят впритык к кафедральному собору. Отсюда можно увезти домой аутентичный «кусочек» Феррары: магазин «Ferrara Souvenirs», открывший двери четверть века тому назад, может удовлетворить любое желание - от самых изощренных предметов до повышенно культурных запросов.
Променад феррарцев «strusco» проходит по кольцу улиц вокруг Martiri delta Liberta и Piazza Trenfo Trieste, где есть и свой «Listone», вроде знаменитого веронского прототипа: каждый уикенд тут шумит разноликий рынок.
Известен и антикварный базар, проходящий в первый уикенд месяца на Via Bersaglieri del Ро и Corso Giovecca. Другой «соблазнительный» маршрут проходит по кольцу Via San Romano, Piazza Travaglio и Corso Porta Reno.
Приятная шопинговая зона - это Via Garibaldi, с магазинами любого типа. Прилегающие улочки, вроде Via Cortevecchia, предлагают симпатичные сюрпризы, в том числе широкий ассортимент белья, гастрономии и эксклюзивных товаров. От Piazza Trento Trieste, Via Mazzini и Via Saraceno можно отправиться и по альтернативным маршрутам.