Персональный сайт о путешествиях и поездках по миру
Путешествия. Фото. Этнография. Люди. Страны. Города.

Туристический путеводитель по Мурому

Отсканированнный туристический путеводитель по старому русскому городу Муром
Туристический путеводитель по Мурому Туристический путеводитель по Мурому

Старый русский город Муром

Муром - небольшой город Владимирской области, лежащий на самом ее востоке - левом берегу реки Оки, на границе с Нижегородской областью.

Принято считать, что свое название город получил от финно-угорского племени мурома, которое некогда проживало в бассейне Оки. Исследователи полагают, что слово «муром» означает «возвышенность у воды», и это вполне соответствует положению города на высоком берегу реки.

Свой герб Муром получил в 1781 году. Он отражает известнейшее местное занятие горожан - выпечку калачей, которыми они всегда щедро угощали своих многочисленных гостей разных сословий. Устное предание оставило нам упоминание, что калачи так понравились проезжавшей через город императрице Екатерине II, что она повелела поместить их на герб города. Сведения о местных особенностях русских городов собирались Департаментом герольдии при Сенате, где в числе прочих был составлен и герб Мурома.

Древнерусский Муром

Муром - один из древнейших городов России. Первое упоминание о нем в «Повести временных лет» относится к 862 году. Летопись сообщает о жителях древнего города: «...первии насельници в... Муроме - мурома». Это финно-угорское племя поселилось на крутом левом берегу Оки в V веке. Однако рке к XII веку оно «растворилось» в пришедших сюда славянах.

Первым муромским князем, известным по летописям, был князь Глеб. В 988 году он получил Муром в удел из рук своего отца - равноапостольного князя Владимира. Согласно некоторым источникам, Глеб прибыл в город, чтобы владеть им и крестить живших здесь язычников, но потерпел неудачу и вынужден был поставить княжеский двор в отдалении от него. Совершить крещение муромцев князь Глеб не успел: в 1015 году он был вероломно убит вместе со своим братом Борисом Ростовским их сводным братом Святополком Окаянным.

Князья Борис и Глеб - первые русские святые, в Муроме их чтили особо, им был посвящен один из древнейших деревянных храмов, до наших дней не сохранившийся, но известный по историческим документам.

Датой крещения Муромской земли считается 1097 год. Летописный рассказ о событиях того времени связан с княжескими междоусобицами. Князь Олег Святославич из ветви черниговских Рюриковичей подошел к Мурому, желая подчинить его. У стен города произошла битва, в которой муромский князь Изяслав погиб. Известно, что горожане положили его тело в монастыре святого Спаса.

Князь Олег недолго владел Муромом. В 1097 году состоялся съезд в городе Любече, по решению которого Муром достался брату Олега - Ярославу Святославичу, крестителю Муромской земли, родоначальнику муромо-рязанских князей.

Сегодня Спасо-Преображенский (Спасский) мужской монастырь является одним из древнейших в России. Он мог сложиться вокруг деревянной церкви во имя Всемислостивого Спаса, построенной на княжеском дворе. Обитель расположена на высоком левом берегу Оки, и купола ее многочисленных храмов издалека видны гостям города, прибывающим в Муром со стороны реки.

О самом крещении города рассказывает «Повесть о водворении христианства в Муроме» середины XVI века. Согласно ей, князь Константин (под этим именем Ярослав Святославич почитается Церковью) вместе с сыновьями Михаилом и Феодором, супругой Ириной, епископом Василием и дружиной подошел к городу.

Как и при князе Глебе, муромцы не пожелали принимать ни нового князя, ни новой веры. Они убили младшего сына князя - Михаила, угрожали смертью и самому Константину. Но тот вышел безоружным навстречу им, держа в руках лишь привезенную с собой икону Божией Матери. Согласно «Повести...», произошло чудо: от образа стал исходить свет, увидев который, язычники уверовали в Христа и просили о крещении.

Чудотворная же икона прославилась как образ Богоматери Муромской, но, однако, жители города впоследствии ее лишились. История утраты связана с именем еще одного святого - Василия Рязанского. Предположительно в первой трети XIII века он был епископом Муромским и Рязанским, но жители изгнали его из города по ложному обвинению в блуде.

Как гласит «Повесть о Василии, епископе Рязанском и Муромском», записанная иноком Ермолаем (Еразмом) около 1540 года, владыка, покинув свою келью, спустился к Оке, но не воспользовался лодкой, а постелил на глади воды свою епископскою мантию и, встав на нее с чудотворной иконой в руках, уплыл прочь из Мурома против течения реки в Старую Рязань, где продолжил служить. Это чудотворный образ в Рязани позже был утрачен, а в самом Муроме сегодня хранятся поздние списки с него.

Принадлежавшее Ярославу Святославичу Муромо-Рязанское княжество существовало до 40-х годов XII века, затем оно разделилось на Рязанское и Муромское. Во второй половине XII века княжество Муромское попало в зависимость от могущественного Владимиро-Суздальского княжества.

Муром в средние века

Начавшееся в 1237 году татаро-монгольское иго тяжким бременем легло на пограничный Муром. За время его владычества город был неоднократно разорен, и в конце концов жители покинули его, вернувшись в стены разрушенного города лишь в середине XIV века. В 1392 году Муром по воле хана Тохтамыша достался московскому князю Василию Дмитриевичу. С этого времени судьба города была неразрывно и тесно переплетена с жизнью Московского государства.

Важная веха в истории Мурома связана с именем государя Ивана Грозного. При нем на церковном соборе были канонизированы почитавшиеся в Муроме князья - крестители города Константин с сыновьями Михаилом и Федором, благоверные супруги Петр и Феврония Муромские, а также возведены новые храмы.

Строительство старейших из сохранившихся в городе каменных церквей происходило во исполнение обета самого Ивана Грозного, данного им при молении в Муроме у могил его святых «сродников» во время похода на Казанское ханство в 1552 году.

После завоевания Казани он прислал в город деньги, на которые были построены соборный храм Рождества Богородицы в муромском кремле, собор Благовещенского мужского монастыря, церковь святых Косьмы и Дамиана, что на берегу Оки и собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре.

Собор Рождества Богородицы, бывший главным храмом Мурома и усыпальницей святых благоверных Петра и Февронии Муромских, был разрушен в советские годы, - увидеть его теперь можно лишь на старых фотографиях.

В эпоху Смутного времени Муром, как и многие другие русские города, подвергся разорению от рук польских интервентов: сначала в 1609 году от отряда А.Крупки, а в декабре 1615-го от рук пана А.Лисовского, который подверг ограблению город и нанес большой урон его монастырям.

После изгнания поляков в Муроме вновь стали процветать ремесло и торговля, чему немало способствовало удачное расположение города на судоходной Оке. В городе существовали кожевенные, плотницкие, мережные слободы, кузнечная площадь. Его купцы активно торговали солью и москательными товарами.

Таковым был и купец Московской гостиной сотни Тарасий Борисович Цветнов, пожертвовавший в середине XVII века деньги на строительство Свято-Троицкого женского монастыря и восстановление соседней Благовещенской мужской обители.

В XVIII веке в Муроме продолжается активное храмостроительство. На деньги зажиточных горожан и простого люда возводятся Сретенская, Успенская, Вознесенская церкви.

Муром во времена Российской империи

В XIX столетии облик города меняется. На рубеже XVIII-XIX веков с небольшим интервалом случаются два крупных пожара, почти полностью уничтожившие старый Муром. Всю первую половину XIX века ведется строительство города заново. Застройка осуществляется по Регулярному плану инженера Ивана Лема, утвержденному еще Екатериной Великой.

Появляются и технические новшества. Городской голова А.В.Ермаков на собственные средства устраивает в 1864 году водопровод. Водокачка, поставленная над несколькими родниками на склоне Оки, питала водой не только водоразборные городские колонки, но еще и фонтаны. Первые старинные фонтаны Мурома не сохранились, остался лишь один, недействующий, в Окском парке.

Попечением А.В.Ермакова содержались также больница, богадельня, приют для детей и городской театр (1867). Недаром в Муроме возникла поговорка об этом незаурядном человеке: «Никто не таков, как Алексей Васильевич Ермаков». В 2011 году близ водонапорной башни у кинотеатра «Октябрь» установлен закладной камень в основание будущего памятника этому замечательному гражданину.

В 1912 году мимо Мурома прошла ветка Московско-Казанской железной дороги, что предопределило быстрое экономическое развитие города в последующие годы. Из архитектурных памятников той эпохи сохранились и действуют поныне стилизованный в виде кремлевской стены с башнями вокзал, построенный по проекту архитектора А.В.Щусева, и железнодорожный мост через Оку.

Советский и современный Муром

В годы Великой Отечественной войны Муром был тыловым городом. Его жители самоотверженно трудились на заводах, собирали средства для обороны страны. Так, в подарок фронту рабочие паровозоремонтных мастерских построили в 1941-1942 годах бронепоезд. Власти хотели назвать его «За Родину», но строители на митинге отстояли свое название - «Илья Муромец».

Символично, что во время войны муромский железный богатырь уничтожил в бою вражеский бронепоезд «Адольф Гитлер». В 1971 году паровоз бронепоезда установлен на Владимирской улице близ Парка им. 50-летия Советской власти.

Еще один ратный мемориал - Площадь Победы с установленными на ней стелой, памятником Неизвестному солдату и Вечным огнем (1970 г., арх. А.С.Белялов, К.К.Голубев, А.К.Козлов).

На площадь выходит фасад Дворца культуры им. 1100-летия города Мурома (1962 г., арх. Н.П.Куренной). Чуть в отдалении от него расположилось здание, где сегодня находится Расчетно-кассовый центр города, построенное в 2000-х годах (арх. О.В.Балыкина) в неовизантийском стиле.

В советскую эпоху из уездного торгового центра Муром превратился в промышленно развитый современный город. Здесь активно строились оборонные предприятия, из-за которых Муром был «закрыт» для иностранных туристов и не вошел в популярный маршрут «Золотое кольцо». Даже всемирно известный изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, вынужден был во время своей поездки в СССР в 1967 году посетить родной город почти инкогнито.

Сегодня в Муроме действуют три высших учебных заведения, несколько техникумов и училищ. По величине это третий во Владимирской области город. По итогам переписи 2010 года, в Муроме и ближайшей его округе проживает около 124 тысяч человек.

В последние годы Муром становится всё более популярным у многочисленных туристов и паломников. Древние храмы, святыни монастырей, живописная природа, музейные экспозиции привлекают сюда с каждым годом всё больше путешественников. Приглашаем и Вас совершить увлекательную экскурсию по старинному городу.

Площадь имени 1100-летия Мурома

Современный центр Мурома - это площадь им. 1100-летия города у пересечения улиц Московской и Ленина. Последняя ранее называлась Рождественской, поскольку на ней стоял храм Рождества Христова. В советское время храм был снесен, а на его месте поставлен памятник В.И.Ленину, за которым расположилось здание городской администрации. Выстроенное в стиле конструктивизма, оно смотрится обособленно среди окружающих площадь кварталов исторической застройки XIX века.

В Муроме не сохранилось старинных гражданских зданий, поскольку после больших пожаров рубежа XVIII-XIX веков город был полностью перестроен. Регулярный план застройки предусматривал разделение города на равные кварталы, образующиеся пересечением прямых улиц, лежащих параллельно и перпендикулярно к реке Оке. В старой части города такая застройка сохраняется до сих пор.

Муром не может похвастаться оригинальной гражданской архитектурой, так как дома строились по образцовым проектам фасадов, и выглядит вполне типично для провинциального русского города XIX века.

Водонапорная башня

Во второй половине XIX века в городе - одном из первых во Владимирской губернии - строится водопровод. Трехэтажная квадратная в плане водонапорная башня хорошо видна с площади им. 1100-летия города. Над несколькими ключами, бьющими на обрывистым берегу Оки, возвели водокачку и часовню с иконой «Богоматерь Живоносный Источник».

С берега по дубовым трубам протяженностью более четырех километров вода подавалась наверх в город. За сутки водопровод снабжал горожан 40000 ведер воды. Интересно, что пользование водопроводом было для жителей бесплатным - на этом особо настаивал его устроитель А.В.Ермаков, передавая свое детище городу. Сдавать водопровод в аренду было запрещено.

Как выглядел центр города в то время, можно узнать из воспоминаний актрисы Пелагеи Стрепетовой, бывавшей на гастролях в Муроме: «Каково же было наше изумление, когда мы, въехавши в Муром, нашли... небольшой чистенький, милый городок, прекрасно вымощенный, с фонтанами на площадях, с водопоями для деревенских лошадей, прибывающих сюда в довольно изрядном количестве в базарные дни. А главная площадь с собором посредине своей необычной красотой даже смело могла бы сделать честь картине любого незаурядного художника».

Московская улица и Вознесенская церковь

Два квартала исторической застройки сохраняются по одной из центральных улиц города - улицы Московской. Известная по источникам с XVII века, эта улица как раньше, так и сейчас ведет к выезду из города на Москву.

В конце первого квартала по ул. Московской, на перекрестке с бывшей ул. Касимовской (по ней шел тракт на город Касимов), а ныне улицей Льва Толстого, возвышается один из сохранившихся в Муроме приходских храмов - Вознесенская церковь (ул. Московская, 15).

Как и многие другие храмы города, она выстроена в камне на месте деревянной церкви с тем же посвящением. Старый храм впервые упоминается в источниках еще в XVI веке, а каменная церковь была построена в 1729 году на деньги жителей города - Осипа Названова, Василия Смольянинова и Алексея Герасимова.

Во второй половине XIX века здесь служил муромский проповедник протоиерей Гавриил Ястребов (1815-1897), известный даром прозорливости. По духовному авторитету современники сравнивали его с отцом Иоанном Кронштадтским.

В годы советской власти в закрытом храме располагалась школа. В 2000 году церковь вернулась к жизни, ныне продолжается ее восстановление.

Историческое ядро Мурома

В центре Мурома, неподалеку от главной площади города расположился Троицкий женский монастырь и близ него - Благовещенский мужской монастырь (ул. Краснармейская, 16). Обители стоят на древней земле Вышнего Городища. Когда-то здесь находился двор князя Ярослава Святославича.

Его мощи, а также двух его сыновей, Михаила и Федора, покоятся ныне в соборе Благовещенского монастыря, построенного в середине XVI века. Там же хранится и надгробный камень с могилы святых князей, почитаемый в городе как помогающий исцелению болеющих. Он стоит у стены в притворе собора, слева от входа в придел апостола Иоанна Богослова.

Благовещенский мужской монастырь

Особо почитаемыми святынями Благовещенского монастыря являются не только мощи святых князей-крестителей, но и чудотворные иконы - образ Богоматери Иверской 1688 года (справа от иконостаса в Благовещенском приделе) и образ Богоматери Козельщанской XIX века, расположенный слева от иконостаса в приделе апостола Иоанна Богослова - пристройке XVII века. Росписи внутри него большей частью современные, как и сам иконостас, представляющий собой один местный чин.

В Благовещенском соборе сохранился главный иконостас в барочном стиле 1797 года, а также старинные иконы середины XVI - XVII века: на западной стене храма - икона «Страшный Суд» и рядом с ней образы святителя Николая и святого Иоанна Воина.

Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских изографов XVII - начала XVIII века, Александр Иванович Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.

Сохранить убранство Благовещенского собора удалось благодаря тому, что в советскую эпоху храм не был закрыт, за исключением 1940-1942 годов, и являлся единственным действующим храмом Мурома. Сам же Благовещенский монастырь, как и все другие монашеские обители города, в советское время был закрыт. Это случилось в 1921 году. В его келейных корпусах располагались квартиры горожан, а в надвратном Стефаниевском храме середины XVII века находился архив.

Вокруг Благовещенского собора сохранились старинные захоронения. Есть среди них и могила одного из настоятелей монастыря, архимандрита Алексия (1814-1877), в миру Андрея Полисадова, прапрадеда поэта Андрея Вознесенского, посвятившего ему поэму «Андрей Полисадов».

Благовещенский собор стоит на месте древней деревянной Благовещенской церкви, поставленной еще стараниями самого князя Константина. При Иване Грозном Благовещенский храм царским повелением к 1563 году отстраивается в камне. Таким он дошел до наших дней в несколько перестроенном облике.

После разорения города в эпоху Смутного времени собор в середине XVII века реконструировали на средства купца Тарасия Борисова Цветнова, устроителя соседнего Троицкого монастыря. Считается, что сам Тарасий окончил свои дни, будучи монахом Благовещенского монастыря.

Троицкий женский монастырь

Через дорогу от Благовещенской обители расположился Троицкий женский монастырь (Троицкая пл., За), основанный в середине XVII века.

Уже упоминавшегося выше купца Тарасия в Муроме за большое радение о церковном строительстве прозвали Богданом, то есть Богом данным. Прозвище же Цветнов (или Цветной), скорее всего, возникло из-за того, что купец торговал москательными товарами - красками и весьма успешно. Тарасий входил в Московскую гостиную сотню - корпорацию богатейших купцов России. Об этом жителе Мурома известно и из литературных источников.

«Повесть о чудесах Виленского креста» второй половины XVII века рассказывает о старейшей святыне Троицкого монастыря - кресте-мощевике, обретенном в городе Вильно арзамасским дворянином Василием Микулиным. По услышанному им во сне велению Василий передал крест в Муром, купцу Тарасию Цветнову, в свою очередь поместившему его в Троицкий монастырь.

Крест-мощевик ныне хранится в каменном Троицком соборе, построенном за 11 месяцев в 1642-1643 годы стараниями Тарасия Цветнова и его отца Бориса Семеновича. Прежде на этом месте стоял деревянный Троицкий храм. А в древности же на этом месте находился храм святых князей Бориса и Глеба, построенный, вероятно, в начале XII века.

Изящную, легкую архитектуру каменного Троицкого храма Игорь Грабарь назвал «русским узорочьем». Красоты и неповторимости церкви добавляет пояс поливных цветных изразцов по ее периметру с изображением птиц, цветов и всадников.

К старейшим зданиям монастыря относятся Казанская надвратная шатровая церковь и стоящая с ней на одном фундаменте колокольня (1648-1652).

Следующий по старшинству храм - деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского 1715 года постройки. Этот храм не «муромского происхождения». Он был перевезен сюда в 1980-е годы из соседнего Меленковского района, когда Троицкий монастырь был уже закрыт, а его территорию планировалось использовать для создания музейной экспозиции.

Но музей так и не занял эти площади, а в 1991 году возродился Троицкий монастырь, первый из женских монастырей Владимиро-Суздальской епархии. Богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского совершаются нечасто, так как храм холодный. Служат в нем летом и в день памяти преподобного Сергия - 8 октября (по нов.ст.).

Окружающие монастырь стены с шатровыми башенками были возведены после пожара 1805 года. К XIX столетию относится и строительство келейных корпусов вдоль стен, корпуса церковно-приходской школы.

Вместе с возрождением обители в 1991 году произошло и восстановление давних традиций Троицкого монастыря. Ранее он славился искусством золотного шитья, и сейчас в обители можно увидеть иконы, созданные руками нынешних сестер. Необычен вышитый золотом иконостас придела в честь святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании.

Кроме золотошвейной мастерской в обители действует керамическая мастерская - ее изделия можно приобрести в церковной лавке.

Монастырь ведет большую попечительскую работу. При обители с 2001 года открыт пансионат для девочек-сирот «Надежда». Его детскую площадку можно увидеть близ келейного корпуса. При монастыре девочки живут до совершеннолетия, а затем могут самостоятельно выбрать себе судьбу.

Петр и Февронья Муромские

Самая почитаемая святыня Троицкого монастыря - мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини февронии Муромских. В день празднования их памяти - 8 июля (по нов.ст.) отмечается государственный праздник - День семьи, любви и верности.

Святые были канонизированы в 1547 году, но в Муроме их почитали задолго до церковного прославления. Предания об их удивительной жизни передавались на Муромской земле из века в век из уст в уста. На их основе в середине XVI века церковным писателем Ермолаем-Еразмом была записана «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Рассказ о них начинается с правления в Муроме князя Павла: к его супруге повадился летать блудный змей-оборотень, принимавший облик князя. Княгиня хитростью выведала у змея, что его смерть будет «от Агрикова меча, от Петрова плеча». Петром оказался младший брат Павла, обретший чудесный меч и сразивший змея. Но капли крови чудовища брызнули на Петра - и молодой князь заболел. Исцелила его мудрая дева Феврония, с которой князь обвенчался.

После смерти брата Петр стал муромским князем. Бояре с женами не желали терпеть над собой княгиню-простолюдинку и изгнали Февронию из города, но Петр покинул Муром вместе с ней. Одумавшись, жители просили прощения у супругов. Вернувшись, Петр правил долго и праведно.

Заканчивается повесть рассказом о том, как супруги дают друг другу обещание умереть в один день и час и быть похороненными вместе, в едином гробе, который готовят себе еще при жизни. Незадолго до кончины Петр и Феврония принимают монашество с именами Давид и Ефросиния.

Предполагается, что Петр принял постриг в Спасо-Преображенском монастыре, а Феврония - в Крестовоздвиженском (не сохранился, на его месте силами Троицкого женского монастыря в 2009 году построена Крестовоздвиженская церковь).

Когда супруги скончались, как и обещали друг другу, единовременно, тела не были положены в единый гроб, но чудесным образом Петр и Феврония воссоединились в нем. Муромцы разлучили их, решив, что кто-то по их прижизненному повелению перенес тела супругов, но на утро вновь их нашли лежащими вместе. Когда же воссоединились они и на третий раз, более разлучать супругов не стали. Так и почитаются святые нераздельно.

Воскресенский женский монастырь

Если пройти от Благовещенского и Троицкого монастырей по улице Тимирязева до перекрестка и свернуть налево по улице Плеханова, через пять-десять минут можно дойти до Воскресенского женского монастыря (Ильинский пер., 1а), расположившегося на живописной Фруктовой горе.

По преданию, на месте этой обители некогда находился княжеский загородный дворец святых Петра и Февронии. Когда возник Воскресенский монастырь, неизвестно, но в источниках он впервые упоминается в XVI веке. До наших дней дошли два его каменных храма XVII столетия - Воскресенский собор (1658) и Введенская церковь (1669), возведенные на деньги купцов Черкасовых.

Архитектурно они схожи с храмами Благовещенского и Троицкого монастыря, но есть и различия. Воскресенский собор имеет открытую галерею-гульбище, с обеих сторон заканчивающуюся шатровыми крыльцами.

При Екатерине Великой монастырь был упразднен, а храмы стали приходскими. Монашеская жизнь возобновилась в Воскресенском монастыре в 1998 году. Внизу под монастырем на берегу Оки бьет святой источник.

Николо-Набережная церковь

Возвращаясь по улице Плеханова и свернув на перекрестке к Оке, можно выйти к Николо-Набережной церкви (ул. Плеханова, 27а) 1717 года постройки.

Святитель Николай Чудотворец всегда особо почитался как покровитель путешествующих по воде и торгующих. Жизнь купеческого Мурома издавна была связана с рекой. По Оке в древности проходил Волжский торговый путь, да и вплоть до XX века грузы в основном перевозились по рекам.

На береговой улице Мурома раньше кипела жизнь: здесь располагались частные пристани, разгружались товары, заключались сделки, сюда приходили наниматься на работу жители города. Святого Николая в Муроме всегда почитали, ему были посвящены три храма. До наших дней сохранилась лишь Николо-Набережная церковь.

Сегодня здесь покоятся мощи святой праведной Ульянии Лазаревской, местночтимой муромской святой, умершей в начале XVII века и похороненной ранее в селе Лазарево под Муромом. Ее называют «монахиней в миру» за то, что, оставаясь жить по желанию мужа в миру, она, подобно монахиням, постилась, изнуряла плоть сном на поленьях и подкладыванием скорлупы орехов в обувь, щедро раздавала милостыню.

Рассказ о праведной жизни Ульянии оставил потомкам ее сын - Калистрат Осорьин, служивший в Муроме губным старостой. Потомки святой проживают сейчас в США, Франции и Швейцарии. В Николо-Набережном храме ведется запись чудес, произошедших по молитве у мощей праведной Ульянии.

После посещения храма можно по деревянной лестнице спуститься к его подножию. Здесь также бьет святой родник и устроена купальня для верующих.

Кремлевская гора и памятник Илье Муромцу

От Никольской церкви хорошо видна Кремлевская гора, названная так потому, что на ней когда-то стоял городской кремль. В древности муромская крепость была деревянной, и после того, как Иваном Грозным в 1552 году было завоевано Казанское ханство и граница отодвинулась от Мурома, кремль перестали ремонтировать за ненадобностью и в конце концов при Екатерине Великой вовсе разобрали. Впоследствии на Кремлевской горе разбили городской парк.

На его смотровой площадке в 1999 году был установлен памятник богатырю Илье Муромцу. Скульптор Вячеслав Клыков изобразил его в двух ипостасях - как воина и как монаха: в поднятой руке святой держит меч, а в другой - крест.

Совсем еще недавно памятник встречал приезжающих в Муром по наплавному мосту с Нижегородской области. Ныне понтонный мост снят, а вместо него действует новый, стационарный вантовый мост (2009), построенный в отдалении за городом.

Церковь святых Косьмы и Дамиана

От Кремлевской горы берет начало городская набережная, на которой стоит еще один памятник архитектуры XVI века - церковь святых Косьмы и Дамиана - лекарей-бессеребреников.

По преданию, она поставлена на месте царского шатра Ивана Грозного, который был здесь установлен во время его похода на Казанское ханство в 1552 году. Одна из Писцовых книг города XVII века сообщает, что церковь была построена силами мирян. Известно, что ранее вокруг храма располагалась кузнечная слобода, а святые Косьма и Дамиан почитаются также покровителями кузнечного ремесла.

До наших дней храм дошел в измененном облике. Его высокий 12-метровый с 32-мя гранями каменный шатер не сохранился (он обрушился еще в XIX столетии). Ныне ведется восстановление храма попечением Троицкого женского монастыря. Однако реставраторы выяснили, что древние стены уже не смогут выдержать веса каменного шатра, поэтому решено использовать более легкую и низкую конструкцию из дерева.

Смоленская-Новокозьмодемьянская церковь

От храма святых Косьмы и Дамиана, поднявшись по лестнице, можно пройти к Смоленской церкви (ул. Мечникова, 1) начала XIX века, называвшейся еще Новокозьмодемьянской. Ее колокольня возвышается над линией берега. Ранее на этом месте находился деревянный храм во имя великомученицы Екатерины. В 1804 году церковь сгорела, и на средства муромского купца М.И.Елина была возведена каменная церковь. Впоследствии к ней пристроили колокольню (1832) и теплую трапезную (1838).

Спасо-Преображенский мужской монастырь

От Смоленского храма по улице Первомайской или же низом по набережной можно пройти до Спасо-Преображенского мужского монастыря (ул. Лакина, 1) - одного из древнейших на северо-востоке Руси.

Помимо уже упоминавшегося летописного рассказа о княжеской междоусобице 1096 года предполагается, что в первой четверти XIII века здесь принял монашеский постриг святой князь Петр. В память об этом, справа от главного входа, в монастыре установлен барельеф святым супругам Петру и Февронии Муромским, а за ним расположена икона со сценами их Жития. Известно также, что в конце XV века в обители принял постриг Феодор Борецкий, сын новгородской Марфы-посадницы.

Западный, главный, вход в Спасо-Преображенского монастырь венчает надвратная церковь преподобного Кирилла Белозерского. Интересны современные росписи на входной арке: с правой стороны показаны въезд в Муром святого князя Глеба и сцены к «Повести о водворении христианства в Муроме»; с левой же стороны - Пресвятая Богородица и два старца - святые Серафим Саровский и Антоний Грошовник.

Оба бывали в Муроме, вместе собирали здесь средства на постройку церкви святых Зосимы и Савватия в Саровском монастыре. Святой Антоний Грошовник прожил часть своей жизни близ Спасского монастыря. Лишившись зрения, он обрел дар зрения духовного, обладая даром прозорливости.

Древний Спасо-Преображенский монастырь, как и сам Муром, был прежде деревянным, до наших дней дошли лишь каменные постройки на его территории.

Спасо-Преображенский собор строился в середине XVI века на средства царя Ивана Грозного. Четырехстолпный, почти квадратный в плане, с пятью шлемовидными куполами храм значительно не перестраивался и единственный в городе, который дошел до наших дней в мало измененном виде.

В конце XVII века в монастыре рядом с собором возводятся палаты настоятеля и церковь Покрова Пресвятой Богородицы на деньги Варсонофия, митрополита Сарского и Подонского, происходившего из рода муромских горожан Чертковых. Колокольню к церкви пристроили в 1757 году на деньги муромского купца П.Самарина, который пожертвовал для нее и 120-пудовый колокол. Некогда на первом этаже Покровской церкви располагалась «хлебодарня и мукосейня», ныне храм занимает оба этажа.

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находятся и особо почитаются святыни монастыря - чудотворная икона «Богоматерь Скоропослушница» афонского письма конца XIX века и скульптурная реконструкция лика преподобного Илии Муромца (резьба по дереву С.А.Субботина по результатам исследований С.А.Никитина).

Воинам покровительствует не только святой Илия Муромец. Близ главных ворот монастыря стоит часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. В ней поминаются воины - уроженцы Муромской земли, погибшие в недавних военных конфликтах.

Живописна территория монастыря - зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг рукотворного пруда с лотосами, завораживающий вид на заокские дали от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского (2006).

После возрождения монастыря в 1996 году (был закрыт с 1918 года) его территорию пришлось перепланировать: в северо-восточную часть перенесено кладбище. Определить места прежних захоронений было невозможно. Чтобы почтить память некогда похороненных здесь монахов и вкладчиков монастыря, в конце XX века была устроена поминальная часовня-костница, куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.

Ныне Спасо-Преображенский монастырь - это духовный, культурный и образовательный центр Мурома. На его территории возрождено Духовное училище, открыта православная гимназия, работает Паломнический центр.

Илья Муромец

Илья Муромец - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина, также является известным сыном Муромской земли.

Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих). Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. После этого Илья служит князю киевскому и совершает множество подвигов во славу земли русской.

После многих лет службы былинный богатырь принимает монашество в Киеве с именем Илия. Нетленные мощи святого и сейчас находятся в Киево-Печерской Лавре. Богатырь был канонизирован среди других ее сподвижников в 1643 году. Сведения о его жизни черпаются из былин и народных преданий - в летописях мы не встречаем его имени, но в западноевропейских сагах ХII-ХIII веков упоминается некий Илья из России.

Неоднократно проводилась экспертиза останков богатыря. Ее результаты позволяют с большим основанием предполагать в преподобном Илие Муромском былинного героя. Рост святого по тем временам был поистине богатырский - 177 см, почти на голову воин был выше своих современников, живших в XII веке. При исследовании мощей в поясничном отделе позвоночника кроме искривления обнаружили еще и патологию его строения - наличие дополнительных отростков у позвонков, из-за чего могло происходить защемление нервов и как следствие - неподвижность.

Скончался святой Илия Муромец в возрасте около 50-ти лет в 1188 году от обширной раны в области сердца. На его теле нашли и другие прижизненные ранения в области ключицы и ребер. День памяти святого Церковь отмечает 1 января (по нов.ст.).

Село Карачарово

По письменным источникам, село Карачарово известно с XVII века. Оно принадлежало князьям Черкасским, затем Шереметевым, потом перешло в род Разумовских. С приданым дочери, Екатерины Алексеевны Разумовской, Карачарово досталось министру народного просвещения графу С.С.Уварову.

Из памятников архитектуры в их усадьбе «Красная гора» сегодня сохранились: господский дом, два флигеля, надворные постройки и липовая аллея. Супруги-археологи Алексей Сергеевич и Прасковья Сергеевна Уваровы внесли большой вклад в развитие российской науки и большое внимание уделяли охране памятников истории и культуры.

В XX столетии с бурным ростом Мурома городская черта дошла до границ села, и с 1960-х годов оно административно входит в состав города как один из его районов.

В селе сохранились достопримечательности, связанные с именем самого знаменитого его уроженца - богатыря Ильи Муромца. Местные предания рассказывают, что после исцеления богатырь отправился помогать батюшке корчевать пни перед распашкой поля, вырывал их руками из земли и бросал с высоких карачаровских холмов прямо в Оку. Пней было так много, что в течении реки даже появился большой остров.

Вид на него и поныне открывается от Троицкого храма (ул. Красина). Построенный в камне в 1828 году, он стоит на месте старой деревянной Троицкой церкви, в основание которой первые бревна, как гласит местное предание, заложил сам святой богатырь.

Ныне храм полуразрушен, восстановлена лишь его колокольня, внутри которой действует часовня. В ней находится икона преподобного Илии Муромского с частицей его мощей, привезенная из Киево-Печерской Лавры.

Еще одна икона Преподобного с частицей его мощей находится в стоящей неподалеку на сельском кладбище церкви святых Гурия, Самона и Авива 1845 года постройки.

Вниз к реке Оке мимо Троицкого храма идет дорога, красиво огибая высокий холм. С левой стороны от нее внизу стоит деревянная часовня и купальня у святого Ильинского источника. Считается, что этот ключ забил от удара о землю копыт богатырского коня Бурушки. Таких источников по берегу Оки немало, иногда их еще называют «скоками» в память об их чудесном происхождении.

Муромский историко-художественный музей

Муромский историко-художественный музей открылся в 1919 году. В основу собрания легли коллекции известных русских археологов - графа А.С.Уварова и его жены П.С.Уваровой, муромских любителей и собирателей древностей И.С.Куликова, Н.Г.Добрынкина, А.Ф.Жадина. Фонды музея насчитывают около 90000 единиц хранения. С 2009 года ему присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия Владимирской области.

Главное здание музея - дом Зворыкиных (ул. Первомайская, 4). Трехэтажный особняк с мезонином XIX века - один из самых больших и красивых купеческих домов в городе. Долгое время в доме Зворыкиных находились экспозиции по истории и культуре Мурома. Сейчас здание закрыто в связи с предстоящей реконструкцией. Туристам предлагается посетить экспозиции Художественной галереи (ул. Первомайская, 6) и Выставочного центра музея.

Художественная галерея находится рядом с домом Зворыкиных и занимает двухэтажное здание начала XIX века, принадлежавшее ранее Городской думе. В экспозиции представлены лучшие художественные коллекции музея. В основе собрания русского и западноевропейского искусства XVII-XIX веков лежит коллекция графов Уваровых из их карачаровского имения «Красная Гора».

В галерее посетители смогут увидеть фамильные портреты, коллекционную мебель, фарфор, а также полотна русских и западноевропейских мастеров - Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Карла Брюллова, Доменико Тьеполо, Лоренцо Квальо Младшего, Эугена Адама и других.

Выставочный центр (ул. Московская, 13) расположен в двухэтажном особняке купцов Голубевых XIX века, замыкающий первый квартал улицы Московской. В залах Центра проводятся временные выставки, а в двух больших верхних зала развернута выставка, посвященная истории города. Здесь можно увидеть как бытовые вещи, так и сакральные предметы - иконы, церковную утварь.

Владимир Кузьмич Зворыкин

В Муроме родился и провел юность ученый с мировым именем, «отец телевидения», Владимир Кузьмич Зворыкин (1889-1982). После окончания реального училища (сейчас в его здании располагается городская школа № 16), В.К.Зворыкин поступает в Санкт-Петербургский технологический институт. Здесь под руководством профессора Бориса Розинга он ставит опыты по передаче изображения на расстоянии.

Закончил исследования Владимир Зворыкин, уже будучи гражданином США, где он остался во время одной из командировок от имени правительства адмирала Колчака. Владимиру Зворыкину принадлежит более 120 патентов. Среди его изобретений - прибор ночного видения, электронный микроскоп, системы радиолокации и многое другое. В 1977 году имя В.К.Зворыкина было занесено в Национальную палату славы изобретателей США.

В конце жизни В.К.Зворыкин возглавлял Центр медицинской электроники при Институте Рокфеллера в Нью-Йорке и многое сделал для разработки медицинских электронных приборов. Но главным его детищем так и осталось телевидение, о котором сам изобретатель отзывался не слишком хорошо: «..лучшая деталь в телевизоре - это выключатель».

На особняке Зворыкиных в Муроме установлена мемориальная доска, готов проект памятника ученому, который планируется расположить перед его родным домом.

Добро пожаловать в Муром

Сегодня история Мурома заново открывается его жителям и многочисленным гостям города в возрождении его духовных традиций, гармонии древних памятников прошлого с величием окружающей природы.

Полезная информация о Муроме

Полезная информация:

телефонный код города +7-492-34-

Гостиницы:

«Русь» - ул.Московская 87, тел. 4-28-12.
«Лада» - ул.Московская 43, тел. 3-29-94.
«Вирсавия» - ул.Октябрьская 2а, тел. 3-10-07.
«Кремлевская» - ул.Дзержинского 25, тел. 4-16-58.
«Муромская усадьба» - Карачарово, ул.Приокская 77, тел. 7-54-57.
«Святогор» - Красногвардейский пер. 3, тел. 9-18-87.

Муромский историко-художественный музей:

Выставочный центр - ул.Московская 13, тел. 3-35-47.
Художественная галерея - ул.Первомайская 6, тел. 3-31-52.

Паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря:

ул.Лакина 1, тел. 3-14-76.

Вокзалы:

Железнодорожный вокзал - ул.Филатова 3, тел. 8-800-775-00-00.
Автовокзал - ул.Московская 94, тел. 3-24-65.
Речной порт - ул.Набережная 32, тел. 2-24-35.

Туристическая карта центра Мурома

Туристическая карта центра Мурома
Спасо-Преображенский монастырь
Памятник богатырю Илье Муромцу
Николо-Набережная церковь
Смоленская церковь
Воскресенский монастырь
Троицкий монастырь
Благовещенский монастырь
Гостиница «Русь»
Муромский историко-художественный музей, дом купцов Зворыкиных
Художественная галерея, здание Городской управы
Выставочный центр, дом купцов Голубевых
Церковь святых Косьмы и Дамиана
Гостиница «Лада»
Водонапорная башня
Ваши комментарии, вопросы, советы и критика
Смотрите ещё по теме
Информация готовится к публикации...
Смотрите ещё интересное поблизости
© 2004-2017, CAPONE. Все права защищены. До новых встреч в виртуальном пространстве!
реклама на сайте • спонсорство экспедиций
Нравится? Интересно? Полезно?
Не нравится
Не хочу
Закрыть окошко