Путеводитель по замку Карлштейн близ Праги
История замка Карлштейн
Чешский король и император священной Римской империи Карл IV оставил исключительный по своей значимости след в истории не только Чешского королевства, но и всей Европы своими грандиозными созидательными начинаниями, к которым по праву относятся основание Карлового университета, строительство «Нового Места Пражского», а также основание замка Карлштейн в 1348 году. С тех пор замок носит имя своего основателя и строителя - короля Карла IV.
Мощное и красивое архитектурное сооружение - место хранения драгоценностей, центр развития художественных ремёсел, сокровищница коронационных регалий - символов государственной власти и святых реликвий. Так характеризуют этот уникальный исторический памятник архитектуры историки прошлого и настоящего. Наиболее полно постиг его значение летописец времён Карла IV Бенеш Крабице из Вейтмиля, который, в своё время, писал: «В целом мире не найдёте такого замка и капеллы, которые были бы подобны им по величественности исполнения - ибо там император хранит государственные регалии и сокровища своего королевства».
Значение Карлштейна росло год от года, с момента основания в 1348 году. Уже в течение строительства замка Карл IV собирал в его просторах различные драгоценные предметы, прежде всего, ценные реликвии. В самом конце строительства там были уложены имперские коронационные сокровища, которые Карл IV приобрёл в 1350 году. Таким образом, Карлштейн стал центром паломничества всей Римской империи и одновременно её сокровищницей.
В 1355 году почти полностью был готов королевский дворец, в котором уже к тому времени останавливался Карл IV. Тогда же шли дорогостоящие работы по украшению интерьеров замка. 27 марта 1357 года был заложен коллегиальный капитул, состав каноников (священнослужителей) во главе с деканом.
Управление и одновременно оборона замка в то время были поручены бургграфу, которому подчинялся гарнизон вассалов. Карлштейнские вассалы были рыцарями, которые жили в передававшихся по наследству усадьбах вокруг замка. В случае опасности они были обязаны явиться в замок и обеспечить его оборону. Поэтому в замке был специальный «вассальный зал», где хранилось оружие. Второй тип вассалов, так называемые «крепостные вассалы», должны были стоять в карауле у ворот, каждый день звонить в колокола, а также поддерживать порядок на всей территории замка (например, «подметать подворье замка» и т.п.).
До 1356 года над художественном убранством замка работал целый ряд мастеров. За уникальные художественные работы по оформлению его интерьеров был пожалован усадьбой на Можине и другими привилегиями Мастер Теодорик. В работах по внутреннему оформлению замка также принимали участие такие художники, как Микулаш Вюрмсер и Томмасо да Модена. В то время Карл IV останавливался в замке довольно часто и лично следил за окончанием художественных работ. В 1371 году во время своего очередного пребывания король тяжело заболел. Его жена Елизавета Поморжанская предприняла паломничество из Карлштейна в Прагу к мощам Святого Сигизмунда. По свидетельству летописца государь чудом исцелился и вскоре покинул замок. После выздоровления император посещал Карлштейн редко. В последний раз король приехал в замок в ноябре 1376 года вместе со своим сыном и наследником Вацлавом IV. 29 ноября 1378 года Карл IV умер.
Вацлав IV и его первая жена Жанна Баворская также любили посещать Карлштейн. Но надо отметить, что старший сын и наследник Карла IV был последним государем, который подолгу останавливался в замке.
В начале гуситских беспорядков, в страхе перед надвигающимися войнами, в Карлштейн были перевезены чешские коронационные драгоценности и целый ряд сокровищ многих монастырей, в частности Збраславского. Так в капелле св.Креста короткое время хранились вместе чешские и имперские коронационные регалии. Император Сигизмунд, второй сын Карла IV, приказал все сокровища из Карлштейна вывезти. В то время как чешские коронационные драгоценности были возвращены в замок Карлштейн в 1436 году, когда Богемия признала Сигизмунда своим королём, имперские сокровища навсегда остались за пределами Чехии и до сегодняшнего дня составляют часть сокровищницы в Вене (Weltliche Schatzkammer).
А между тем, в 1422 году гуситские войска пражан под предводительством Сигизмунда Корыбутовича окружили Карлштейн в надежде захватить драгоценности, хранящиеся в замке. Уже в 1421 году войска подошли вплотную к замку, заняли его окрестности, захватив запасы продовольствия. Но даже и в 1422 году гуситам не удалось овладеть крепостью. Чешский летописец Вацлав Гаек из Либочан повествует, что восставшие, использовав катапульты, забросали крепостные стены большими каменными ядрами, бочками с горящей смолой и разными нечистотами. Гуситы даже организовали доставку фекалий из пражских сточных канав. Несмотря на такой жестокий натиск, стены замка не были серьёзно повреждены. Хуже пришлось художественному убранству замка, особенно капеллы св.Креста, а также драгоценностям, хранящимся в ней. Гарнизон замка обогатился за счёт продажи художественных предметов, реликвий и отломанных частей орнамента, сделанных из драгоценных металлов.
Прежнее величие и высокое предназначение вернулось Карлштейну после 1436 года, когда замок стал местом постоянного хранения чешских коронационных сокровищ, включая самые ценные грамоты, летописи и письменности чешского архива. В то время было повышено значение карлштейнского бургграфства. Вместо одного бургграфа, как это было прежде, были назначены два: первый был представителем высшей государственной аристократии, а второй - низшего рыцарского сословия. Их главной задачей было управление замком, охрана коронационных драгоценностей, государственных грамот и письменностей, которых с каждым годом становилось всё больше и больше. После того, как в 1541 году во время большого пожара в Праге сгорели судебные книги, было решено перенести хранение копий сгоревших подленников в Карлштейн. А в 1609 году здесь с великими почестями был уложен на хранение знаменитый Высочайший Указ императора Рудольфа II, который должен был обеспечить свободу вероисповедания в государстве. Хотя и против воли тогдашнего бургграфа замка Вилема Славаты.
В начале тридцатилетней войны, 22 июня 1619 года коронационные сокровища были перевезены из Карлштейна в Пражский Град, так как казалось, что замок недостаточно хорошо защищен. В 1625 году, после подавления чешского «восстания сословий», император Фердинанд II ликвидировал карлштейнское бургграфство, а сам замок, с прилегающими землями, подарил своей жене Элеоноре как приданое чешских королев. Однако, сразу же в следующем году, Элеонора заложила его Яну Кавке из Ржичан, Этому роду замок принадлежал до начала 18 столетия.
Именно в то время святые реликвии и мощи, собранные Карлом IV и хранившиеся в замке всё это время, были окончательно переправлены в Пражский Град. Реликвий было столько, что они хранились в 22 специально предназначенных для этого шкафах. Они и составили основную часть Святовитской сокровищницы Града.
Постепенно начали проявляться тенденции вернуть Карлштейн в собственность королев и императриц, выплатив залог. Наконец, это удалось Элеоноре Магдалене, вдове императора Леопольда I, и Карлштейн опять стал приданым чешских королев. Таким образом, он перешёл императрице Елизавете Кристине, жене Карла IV Габсбургского, а затем Марии Терезии, которая передала его в пользование, на определённых условиях, Пансиону благородных девиц в Градчанах, основанному в 1755 году. Пансион использовал замок в основном в хозяйственных целях, хотя иногда мессы служились и в просторах замковых капелл. Остальные постройки замка не использовались и постепенно ветшали. Пансион благородных девиц считается последним хозяином замка перед тем, как Карлштейн перешёл в собственность Чехословацкой республики.
За столетия своего существования первоначальное сооружение замка претерпело ряд изменений. В первые десятилетия менялась в основном административная часть замка - бургграфство, которое постепенно разросталось по периметру первого внутреннего двора. В 1579-97 годах, во время правления императора Рудольфа II, была проведена значительная перестройка и реконструкция замка придворным архитектором Ульриком Аосталлисом. Большая заслуга по реконструкции замка принадлежала его бургграфу Иоахиму Новоградскому из Коловрат (1587-1600). Кроме строительных работ были изменены также внутренние коммуникационные системы. Например, сделаны новые ворота в первый внутренний двор, построена лестница, ведущая к подножию Марианской башни. Замок получил ренессансный экстерьер с типичной для того времени штукатуркой «сграфитто», что придало ему новый величественный вид.
Когда в 1812 году Карлштейн посетил император Франц I вместе с дочерью Марией Луизой, государь решил срочно начать реставрационные работы по реконструкции ветшающего замка. В течение последующих нескольких лет были выделены финансовые средства. Однако, Франц I приказал вывезти из Карлштейна часть его первоначальной обстановки, включая деревянную оббивку стен и мебели.
Император Франц Иосиф I приказал, чтобы основные реставраторские работы в замке были поручены Центральной комиссии по охране исторических памятников под руководством Фридриха Шмидта (профессора Венской художественной академии), который, в свою очередь, передал руководство по ведению всех работ своему ученику Иосифу Моккеру. Начало строительных работ отдалили многочисленные заседания государственного парламента по утверждению выделения финансовых средств. Реставрация началась только в 1887 году.
В то время Пансион благородных девиц на Градчанах ещё использовал часть зданий в Карлштейне. Но вскоре он отказался от своих прав, и в 1884 году, за счёт казны, было построено новое административное здание в долине реки Бероунка, куда было переведено всё управление пансиона.
В 1899 году умер архитектор Иосиф Моккер, который последние годы своей жизни посвятил работам по реставрации Карлштейна. Реконструкция велась методом пуризма, цель которого была достижение чистоты архитектурного стиля памятника. Поэтому, прежде всего, были отстранены некоторые характерные черты и строения эпохи возрождения. Так, например, были снесены практически все постройки бургграфства. Замок получил современный вид с подчёркнутыми высокими двускатными крышами, которые считались типичными для средневековой архитектуры. Таким образом, благодаря комплексной реставрации Карлштейна, проведённой Иосифом Моккером, был сохранён для следующих поколений уникальный памятник архитектуры, имеющий исключительную художественную и историческую ценность.
План-схема замка Карлштейн
Большая башня с королевской капеллой св.Креста, средняя Марианская башня с коллегиальным костёлом Девы Марии и Императорский дворец - главные постройки верхнего замка Карлштейнского комплекса. Под ним находится нижний замок с большим внутренним двором и входными воротами в бургграфство, к которому ведёт дорога. На самой нижней точке замкового ареала находится колодезная башня.
Когда-то в замок входили через мост над глубоким рвом воротами, называемыми «Урсулка». После нескольких реконструкций для укрепления защиты замка вход был перенесён и построены двое ворот. К первым теперь идём через бывший ров. От них дорога ведёт вдоль стен замка ко вторым воротам, которые до недавнего времени были снабжены падающим мостом.
Главный внутренний двор замка и здание Бургграфства
Сегодня главный внутренний двор замка выглядит иначе, чем во времена Карла IV. Первоначально здание бургграфства находилось приблизительно над входом в ареал колодезной башни. Оно постепенно расширялось и в 15-16 веках так разрослось по периметру внутреннего двора, что практически заняло его со всех сторон. До сегодняшнего дня сохранилось только южное крыло постройки. Остальные, в основном ренессансные части бургграфства, исчезли при обширных строительно-реставрационных работах в 19 столетии. В прошлом бургграфство служило помещением, где жил бургграф. Одно время оно использовалось как «зал вассальных рыцарей». В этом здании когда-то находились также канцелярии хозяйственного управления замка. В 1755-1884 здесь были жилые и административные помещения Терезианского пансиона благородных девиц. И сейчас в здании бургграфства располагается управление замка, а репрезентативные помещения и просторы подвала с готическими сводами используются для свадебных церемоний и других торжественных событий.
Из внутреннего двора можно спуститься в ареал главного колодца замка, где первоначально располагались пекарня, прачечная и разные хозяйственные постройки. В колодезной башне, куда можно пройти из малого внутреннего дворика, находится старинное деревянное колесо. Для того, чтобы вытащить средневековое окованное обручами ведро с водой из колодца, нужна была сила двух человек. Сначала воду в колодец подводили специальным каналом из ручья, находящегося под замком (приблизительно два раза в год). Глубина колодца составляет примерно 80 метров. Но даже до сих пор уровень воды в нём достигает 10 метров.
Верхний замок
Вход в верхний замок ведёт через ворота, которые украшены каменным гербом бургграфа Карлштейна 16 века - Яна Боржиты из Мартиниц (1554-1577). Сразу за воротами находится внутренний дворик, из которого можно войти в Императорский дворец.
Императорский дворец
Первый этаж открывается залом с могучими аркадами, где, судя по всему, стояла позолоченная карета, на которой возили на показ коронационные сокровища в Прагу.
Сначала на первом этаже дворца располагались также конюшни, склады, кладовые, кладовки и чуланы, служившие для хозяйственных нужд замка. Второй этаж (дворянский и вассальный залы) предназначался для придворных Карла IV. Третий этаж полностью принадлежал императору. Там находились жилые комнаты и репрезентативные залы для торжественных церемоний (личная «светлица» Карла, зал для аудиенций, зал предков, а также трапезная). Четвёртый этаж с деревянными машикулями (навесными бойницами из фахверка с деревянной конструкцией и кирпичным заполнением) был отведён для королевы и её свиты.
В исторических источниках его также называют «передняя» рыцарского зала, В этой комнате собирались придворные императора. В 14 столетии потолок и стены «прихожей» были утеплены деревянной обшивкой. На южной стороне находилась просторная ниша с четырьмя окнами с видом на долину и аркой, которой вернули её первоначальный вид только в конце 19 столетия. После реставрации арка заканчивалась стеклянными дверями, через которые можно было войти на просторный балкон.
Между окнами здесь находятся несколько старинных шкафов, в которых рыцари замка (рыцарские вассалы) хранили своё оружие. Двери шкафов украшены нарисованными рыцарскими гербами с именами дружинников императора.
Восточную стену просторного зала заканчивает капелла св.Николая, которая находилась в прилегающей полуцилиндрической башне. Триумфальные ворота капеллы украшает готическая живопись. Во времена Карла IV настенные росписи были сделаны также и внутри капеллы. Они изображали чудо с мощами св.Николая, которое случилось с Карлом IV в пражском костёле св.Франциска в 1353 году, так как его описал летописец, живший в то время в Праге, Джованни Мариньола. В тот момент, когда набожный государь отделил от мощей св.Николая, уложенных здесь, одну фалангу, палец святого начал кровоточить. После того, как император вернул взятую часть, палец чудесным образом сросся. Эти настенные росписи не сохранились до наших дней. Уже в 16 столетии они считались значительно повреждёнными без возможности их реставрировать. В 19 веке старые живописи были заменены декоративной росписью целой капеллы, которая позднее была закрыта. Сейчас она будет постепенно обновляться.
В алтаре капеллы стоит готическая скульптура св.Николая эпохи Карла, сохранившаяся ещё из первоначального убранства замка. Рядом с пространством капеллы экспонируется алтарная картина, принадлежащая когда-то местному костёлу св.Палмация с фигурами Иисуса Христа, св.Палмация и св.Вацлава.
Картина, написанная по заказу Яна Очка из Влашимы, на левой стене (копия) изображает Карла IV с молодым Вацлавом IV, коленопреклонённых перед Девой Марией. В нижней части картины между фигурами святых покровителей земель чешских (св.Людмила, св.Прокоп, св.Войтех (св.Адальберт), св.Вит) изображён второй архиепископ Пражский Ян Очко из Влашимы, который одновременно был наперсником Карла и первым чешским кардиналом.
В меньшей северной пристройке императорского дворца, рядом с личными покоями государя, соседствуют два помещения. Они, вероятно, предназначались во времена Карла, личной дружине короля. В 16-17 столетиях эти просторы использовались карлштейнским капитулом. Этому свидетельствует убранство интерьера, где над богато инкрустированным шкафом для хранения облачений священнослужителей начала 17 века, помещён целый цикл портретов известных в то время гуманистов и философов. Большое распятие относится приблизительно к 1420 году.
В помещении с простором для капеллы располагались император и его сын Вацлав во время их пребывания в Карлштейне. Как это было принято в то время, для утепления помещения, императорская спальня была увешена шикарными драпериями, принадлежащими самому Карлу IV. Сегодня мы можем видеть точные копии средневековых материй.
К предметам, которые принадлежали Карлу IV да и к уникальному средневековому убранству замка относятся, несомненно, мраморная статуя Мадонны первой четверти 14 столетия, которую Карл, скорее всего, приобрёл во Франции, или переносной алтарь (диптих) Томмаса да Модена, художника итальянского происхождения, творившего при дворе Карла IV. К частной коллекции Карла относится также картина «Мадонна Аракоэли», копия которой экспонируется в императорской спальне. Образец картины, которую написал Мастер алтаря Тршебони, скорее всего, Карл IV получил в дар от Римского папы Урбана V в 1368 году. Для чешского изобразительного искусства типичным было очень богатое украшение рам с фигурами пророков и святых.
Стены и полихромированный потолок зала для аудиенций обложены деревянными кассетами. Большая часть облицовки относится ещё ко временам Карла IV, таким образом зал сохранил свой первоначальный характер. Здесь император принимал гостей и давал аудиенции.
Главный торжественный зал императорского дворца был украшен настенными росписями, где Карл IV приказал изобразить своих настоящих и вымышленных предков. Написанная родословная на стенах зала должна была, прежде всего, показать легитимное право Карла IV на императорский трон. По средневековым представлениям на императорский трон имели право только представители самых старинных правящих родов - чем старше род, тем престижней, тем больше прав. Свою родословную Карл IV начинает ещё с библейских героев от самого патриарха Ноя, через римских императоров, европейских правителей во главе с Карлом Великим, герцогов брабантских, заканчивая представителями династии Люксембургов. Верхушку генеологического древа занимали Ян Люксембургский и Элишка Пршемысловна, родители Карла, завершаясь самим Карлом IV с его жёнами.
Настенная роспись - один над другим два ряда портретов по целому обводу зала - возникала, несомненно, после 1355 года. Её автора называют Мастером Люксембургской родословной. О нём и ещё об одном художнике, работавшем на художественном оформлении замка Николае Вюрмсере, до сих пор ведутся научные споры.
Из летописей конца 16 столетия известно, что цикл настенных портретов уничтожен, росписи так опали, что зал пришлось вновь штукатурить. Но приблизительно в это же время возникают книжные перерисовки части портретной галереи (Codex Heidelbergensis), сделанные Матоушем Орнисом из Линдперка. Эти две версии, воспринимаемые в соответствии с представлениями людей средневековья, являются крупным свидетельством концепции художественного убранства зала предков в Карлштейне.
Сегодня в зале предков представлена портретная галерея, составленная из картин, которые изображают действительных и вымышленных предков Карла IV по линии чешской правящей династии Пршемысловцев с материнской стороны. Таким образом, зал предков поддерживает первоначальную идею представить древнее происхождение Карла, хотя и в изменённом виде. Портретная галерея возникла в 17-18 столетиях, графическая основа для них была взята из более старых источников 15 века, а возможно и из документов, относящихся к эпохе Карла IV.
Трапезная, называемая в некоторых источниках «пиршественным залом», была наряду с залом предков, одним из главных репрезентативных помещений императорского дворца. Сегодня здесь выставлена коллекция исторических портретов чешских правителей и римских императоров, которые продолжают идейную концепцию цикла картин в зале предков. Всего 57 портретов в натуральную величину. В Трапезной, также, экспонируются уникальные предметы средневековой утвари времён поздней готики и эпохи возрождения.
Марианская башня (Меньшая башня)
Второй этаж церковной башни под капеллой Девы Марии во время ремонта замка, в конце 16 века, был переделан в помещения для рыцарских вассалов. Так как вассалы их почти не использовали, в 17 столетии они стали служить карлштейнскому деканству. По сведениям историков, именно в Марианской башне находилась личная сокровищница Карла IV, поэтому сегодня в этих помещениях выставлены предметы, которые по праву принадлежат современной коллекции карлштейнской сокровищницы. Прежде всего это уникальная коллекция церковных облачений: богато вышитых риз - т.н. косуль - 15 и 16 веков. Можно представить себе размеры средневековой личной сокровищницы Карла IV по выставленным сегодня, например, рыцарским кольчугам из колец или металлических пластинок, принадлежащих, якобы, самому св.Вацлаву. В инвентарных списках того времени голова крокодила, выставленная здесь, значится, как голова дракона, которого убил св.Георгий. К уникальным раритетам Карлштейнской сокровищницы относятся античная гемма, которая находилась в замке ещё во времена Карла IV, готический колокольчик на ножках, один из самых старых предметов, исконно принадлежащих замку, и готические металлические или эмалевые подсвечники.
Во втором помещении представлены предметы, бывшие неотъемлемой частью убранства самого ценного простора замка - капеллы св.Креста. Наряду с копиями картин на дереве Мастера Теодорика, здесь находятся, например, два ренессансных шкафа с богатой резьбой и интарсией, служивших когда-то для хранения чешского архива, который некоторое время находился в капелле св.Креста, или один из готических сундуков, принадлежащих Карлу IV.
О высоком историческом значении замка Карлштейн, где когда-то хранились чешские коронационные регалии, говорит находящаяся здесь реплика Святовацлавской короны. Оригинал её был изготовлен по приказу Карла IV по случаю торжественной коронации в 1347 году. Корона был символически возложена на голову св.Вацлава, чешского князя, одного из главных святых покровителей земель чешских (Вячеслава Чешского). С 1436 по 1619 год оригинал хранился в Карлштейне. Сегодня он опять находится в Пражском Граде.
На третьем этаже Марианской башни находится капелла (костёл) «Успения богородицы». На первом этапе строительства замка здесь, скорее всего, располагалась личная сокровищница Карла IV, к которой вплотную примыкала малая капелла, со времён летописца В. Гайка называемая капеллой св.Екатерины. В этих просторах император хранил всё увеличивающуюся коллекцию драгоценных предметов. Самыми ценными государь считал мощи святых, которые помещал в специальные, редчайшие по своей красоте, футляры для хранения реликвий. Только на втором этапе строительства Карлштейна интерьер сокровищницы был изменён на просторы костёла Девы Марии, при котором 27 марта 1357 года Карл основал карлштейнский капитул.
Все стены костёла украшены уникальными росписями с сюжетами из Апокалипсиса. На южной стене изображены три сцены из т.н. цикла «Святых мощей», где на первых двух мы видим Карла IV в момент получения святых реликвий от знаменитых европейских правителей той эпохи (двух шипов тернового венца Иисуса Христа и часть деревянного креста, на котором был распят Иисус Христос). На первой - от французского коронного принца Карла в 1356 году. На второй (здесь исторические источники дают разные сведения) изображён или Кипрский и Иерусалимский король Пётр I Лусиньян, или Венгерский король и одновременно зять Карла IV Людовик Великий. На третьей - Карл укладывает святые реликвии в специальный футляр в виде золотого креста. Эта живопись возникла не позже 1357 года.
Костёл Девы Марии одно время был соединён с ризницей, так как первоначальную готическую перегородку, украшенную настенными росписями, между костёлом и ризницей снесли во время ренессансных работ по перестройке замка и капелла занимала целый этаж. В 19 столетии перегородка была восстановлена, вложен средневековый готический санктуариум, а местонахождения настенных росписей были обозначены драпировкой в нижней части стены.
В алтарную нишу была помещена готическая скульптура Девы Марии из мастерской придворного мастера времён Карла IV Петра Парлеже.
Маленьким коридором можно пройти в капеллу св.Екатерины, личную ораторию Карла IV. Её стены богато облицованы полудрагоценными камнями (до 1360 года). Подобное убранство можно найти ещё только в капелле св.Креста и в капелле св.Вацлава в Святовацлавском соборе в Пражском Граде.
Особую ценность представляет живопись в алтарной нише, где изображены коленопреклонённые Карл IV с его третьей супругой Анной Свидницкой у трона Девы Марии и младенца Иисуса Христа (после 1355 года). На левой стене, напротив окна, сохранились изображения голов святых покровителей земель чешских (после 1355 года). Эта часть стены была покрыта бортами повозки, на которой, якобы, везли из Болеславы в Прагу тело убитого братом князя, а после причисленного к лику святых Вацлава.
Об этой капелле ходят легенды, что именно в ней часто запирался набожный Карл IV, проводя много времени в духовных размышлениях и молитвах.
В ризнице костёла Девы Марии выставлены драгоценные церковные облачения 18 столетия, мебель начала 20 века, изготовленная резчиком по дереву Мразем из Праги по эскизам Яна Кастнера.
Большая башня (Велика башня)
Большая башня стоит на вершине скалы, на самом высоком месте замкового ареала. Самые толстые стены башни построены на северной стороне, откуда к башне вели подступы, и где она была наименее защищена.
На первом этаже Большой башни расположены два стеклянных помещения. Первоначально это были склады, где хранилось оружие для обороны замка, а может быть и порох. Позднее эти просторы служили тюрьмой замка, о чём свидетельствуют сохранившиеся надписи, прежде всего в дверном проёме, где даже можно увидеть вырезанный календарь одним из заключённых тех времён. Позже в этой местности хранились предметы, найденные в замке: строительный материал, который во время реставрационных работ 19 века был заменён на новый. Так, здесь, с течением времени, приблизительно с конца 19 столетия образовался музей, место, где хранятся разные каменные детали. На ряду с оконными готическими каменными орнаментами, плитами, кусками стен и частями снесённого бургграфства, здесь можно увидеть каменные ядра - доказательства славного прошлого защитников замка во время обороны замка. Первый раз замок окружили гуситские войска пражан в 1422 году. От этой блокады остались грубо вытесанные ядра из песчаника. Второй раз Карлштейн окружили шведы в 1648 году во время тридцатилетней войны. Обе блокады, к счастью, обошлись без крупных повреждений замка.
Лестница, ведущая на третий этаж к капелле св.Креста по обе стороны украшена настенными потолочными росписями. На внутренней стороне лестницы изображены сцены жития св.Людмилы (бабушки св.Вацлава). На внешней стороне легенда о св.Вацлаве (скорее всего до 1365 года). На потолке по целой длине лестницы нарисованы фигуры ангелов, играющих на разных музыкальных инструментах (ангельский хор).
На втором этаже Большой башни находятся два стеклянных помещения, которые по разному использовались в течение столь продолжительной истории замка. В 19 веке в этих просторах возникает музей замка. Здесь постепенно концентрируются разные предметы искусства. Одно время они становятся хранилищем картин станковой живописи на дереве из капеллы св.Креста во время реставрационных работ. Современная экспозиция основывается на традиции начала 19 столетия и представляет из себя исторический взгляд на Карлштейн и другие знаменитые крепости и замки. Эти пейзажи с видами замков составляют ныне основную часть коллекции галереи.
Наиболее представлены пейзажи художника Хуго Уллика (собрание пейзажей в овальных рамах, вид на Карлштейн 1872 года, взгляд на королевский замок Бездез на фоне Махового озера). Романтические представления 19 столетия отображены в зимних пейзажах Карлштейна 1856 года или замка Бездез Хуго Вацлава Сейкоры.
Самой большой картиной Карлштейнской галереи является пейзаж с сюжетом строительства «стены голода» на горе Петршин в Праге. На картине изображён император Карл IV в момент приезда на Петршин среди бедных жителей Праги, которых постигли голод и эпидемия чумы в середине 14 столетия. Картина была написана к открытию Юбилейной выставки в Праге в 1891 году. Её автором является чешский художник Эмануил Дите, который получил за неё первую премию Чешской академии наук и художеств. По решению Министерства народного образования эта картина была помещена в Карлштейн.
Следующее помещение второго этажа Большой башни напоминает времена великой реставрации замка конца 19 века, которой руководил архитектор Иосиф Моккер (1835-1899). Этот знаменитый зодчий учился в Венской академии у профессора Бедржиха Шмидта и специализировался на реставрации средневековых построек. После смерти своего учителя ему были поручены работы по реставрации Пражского Града, собора св.Вита, а также Карлштейна. Во время строительных работ И. Моккер изучил большое количество материалов, находящихся в замке, которые подробно документировал в своих набросках. Ряд эскизов выставлены в его рабочем кабинете, которые дополняют планы замка Моккера, хранящиеся в Карлштейне.
Капелла св.Креста, самое величественное помещение замка Карлштейн, настоящая жемчужина средневекового искусства занимает весь третий этаж Большой башни. Помещение, перекрытое двумя крестовыми сводами, разделено на две части мастерски выполненной позолоченной решёткой. Решётка отделяла клирос, куда имели право входить только архиепископ, епископы и декан карлштейнский. По легенде, император Карл IV в знак особого благоговения и почитания этой капеллы снимал обувь и входил в это помещение босиком. Даже послы сейма останавливались перед решёткой, а драгоценности им передавал декан карлштейнского капитула.
Богато позолоченный купол капеллы представляет собой небесный свод с множеством звёзд, месяцем и солнцем. Стены облицованы полированными полудрагоценными камнями, выложенными в виде крестов. Полудрагоценные камни вставлены в позолоченную штукатурку с геральдическими мотивами чешского льва, имперской орлицы и инициала «К». Над инкрустируемым поясом по целому периметру капеллы до крестообразного свода размещены картины станковой живописи на дереве знаменитого придворного художника эпохи Карла IV Мастера Теодорика. Уникальная коллекция из 129 картин станковой живописи на дереве в контексте исторического памятника архитектуры является уникатом мирового значения, которое не имеет аналогов.
Живописное оформление капеллы началось с рисунков на штукатурке алтарной стены и настенных росписей в оконных нишах (до 1360 года). Большую часть выполненных росписей с полной уверенностью можно отнести Мастеру Теодорику и его ученикам. В композиции «Поклонение трёх волхвов» (восточная ниша клироса) в фигуре третьего волхва угадывается сам император, причём речь идёт об одном из самых старых изображений Карла IV.
В работе над идейной концепцией художественного убранства капеллы принимал участие сам император со своими ближайшими советниками. Реализация этого гигантского средневекового проекта была поручена Мастеру Теодорику который написал главные картины, прежде всего, размещённые на алтарной стене. На ряду с Мастером Теодориком над живописным оформлением капеллы св.Креста работал целый ряд талантливых художником той эпопеи. Реализация «проекта» относится к 60-м годам 14 столетия. Окончание идейного и художественного убранства капеллы в полном его блеске датируется непосредственно перед торжественным освещением капеллы 9 февраля 1365 года.
Богатая коллекция картин станковой живописи на дереве состоит из изображений апостолов, римских пап, епископов, королей, рыцарей, святых великомучениц, которые все вместе составляли небесное войско, охраняющее сокровища, уложенные в капелле.
Над нишей, посередине алтарной стены, находится триптих Томмаса да Модена, изображающий Мадонну с младенцем Иисусом Христом, св.Вацлава и св.Палмация (любимого святого Карла IV).
При императрице Марии Терезии некоторые картины были перевезены в Вену, где подробно изучались и долгое время хранились. Император Франц I обещал их вернуть в начале 19 столетия. Картины, за исключением одной, были возвращены из Вены в Карлштейн только в 1901 году императором Францем Иосифом I.
Здесь в капелле св.Креста Карл IV хранил средневековые сокровища - святые реликвии, которые собрал из разных концов света. Деревянные картины служили своеобразными «футлярами» для хранения святых мощей и реликвий. К этим сокровищам Карл присоединил коронационные драгоценности Римской империи, полученные им после 1350 года. Уникальным убранством капеллы св.Креста, а также своим предназначением замок Карлштейн занимает особое место в европейской истории, которое сохранилось за ним и до наших дней.
Император Карл IV
Перворождённый сын чешского короля Яна Люксембургского и Елишки Пршемысловны
- родился 14.05.1316 г. в Праге
- крещён 30.05.1316 г. под именем Вацлав
- воспитывался в Париже (1323-1330 гг.), где принял имя Карл 05.05.1323 г.
- Моравский маркграф (наместник, князь) 1334-1346 гг.
- Чешский король 26.08.1346, коронация состоялась 01-02.09.1347 г.
- Римский король, избран 11.07.1346 г., коронация состоялась в Бонне 26.11.1346 г. и в Цахах 25.07.1349 г.
- Король Ломбардский, коронован 06.01.1355 г. в Милане
- Римский император, коронован 05.04.1355 г. в Риме
- Умер 29.11.1378 г. в Праге
1. Бланш из Валуа (1316 - 01.08.1348 г.), дочь Карла I Валуа, свадьба состоялась 01.05 или 15.05.1329 в Париже, коронована на чешский трон 02.09.1347 г.
2. Анна Фальцкая (1329 - 02.02.1353 г.), дочь Рудольфа II, фальцграфа Рейнского, свадьба состоялась 11.03.1349 г. в Бахарахе, коронована на чешский трон 01.11.1349 г.
3. Анна Свидницкая (1339 - 11.07.1362), дочь Генриха II, герцога Свидницкого, свадьба состоялась 27.05.1353 г. в Булине, коронована на чешский трон 28.07.1353 г., на римскую королеву 09.02.1354 г. в Цахах, на римскую императрицу 05.04.1355 г. в Риме.
4. Элизавета (Елишка) Поморжанская (1347 - 14.02.1393 г.), дочь Богислава V, герцога Поморжанского, свадьба состоялась 21.05.1365 г. в Кракове, коронована на чешский трон 18.03.1363 г., римской императрицей 01.11.1368 г.
1. Маргарита и Екатерина
2. Вацлав, умер, недостигнув двухлетнего возраста
3. Елизавета и Вацлав, будущий Вацлав IV
4. Анна (Английская, прозванная Доброй, жена английского короля Ричарда II), Сигизмунд, Ян Згоржелецкий, Карл, Маргарита, Генрих