Путеводитель по городу Кутна Гора
и его окрестностямИстория города Кутна Гора
История города Кутна Гора неразрывно связана с добычей серебряных руд. Уже в конце 13-го века кутногорские шахты поставляют примерно одну треть европейской продукции серебра. Город становится центром чеканки так называемых пражских грошей, принадлежащих к числу самых стабильных европейских валют. Местная шахта «Осёл» достигает на рубеже 14-го и 15-го веков глубины 500 метров и является в то время самой глубокой шахтой мира. Благодаря своему богатству Кутна Гора становится вторым по значению после Праги городом Чешского королевства. Богатство местных шахт, которое стало экономическим оплотом власти чешских королей, создало возможность возникновения множества памятников, благодаря которым был город включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Первые монеты
Начало систематической разработки местных месторождений серебряных руд относится ко второй половине 13-го века. Однако уже в 10-м веке в недалеком селе Малине - резиденции известного рода Славниковичей - чеканились серебряные денары. Тем не менее, несмотря на высокую вероятность, не удалось подтвердить местное происхождение серебра.
Седлецкий монастырь и его значение
Задолго до открытия месторождений серебряных руд в 1142-м году в недалеком селении Седлец был основан цистерцианский монастырь - первый монастырь этого ордена на территории Чехии. Монастырь представлял собой не только важный культурный центр. Его прогрессивные методы ведения хозяйства также подготовили сельскохозяйственный тыл будущей Кутной Горы. Цистерцианская архитектура, происходящая из развитой западноевропейской среды (колыбелью ордена была Франция) существенно повлияла на переход от среднеевропейского романского стиля к стилю готическому.
Начало добычи серебра и возникновение города Кутна Гора
Около 1260-го года на земельных владениях седлецкого монастыря были открыты месторождения серебряных руд. К числу первых поселенцев принадлежали немецкие шахтеры, пришедшие из города Йиглава, в окрестностях которого серебро добывалось в то время уже примерно тридцать лет. Новые жители поселялись вдоль дорог, создавая первые горняцкие поселки. Один из них назывался Cuthna Antigua, что в переводе значит «старая монашеская ряса», от чего пошло имя будущего города. Примерно в 1290-м году произошло легендарное «скопление народа в Кутне». Имело место то, что в человеческой истории повторилось еще много раз - разразилась «золотая лихорадка» со всеми своим пороками (в данном случае конечно серебряная). Среди хаотически нагроможденных деревянных лачуг и трактиров находились бани, хлебные и мясные лавки, коптили средневековые металлургические печи и одновременно эксплуатировались шахты. В конце 13-го века горные поселки объединились в одно целое и возникшая Кутна Гора обрела привилегии королевского города.
Горный кодекс и основание монетного двора
В 1300-м году чешский король Вацлав II издал весьма современный горный кодекс Ius regale montanorum. Этот синтез горного права с конкретными предписаниями положил начало всему предпринимательству в области горного дела. В то же время в Кутной Горе был основан центральный монетный двор чешского государства. Благодаря чеканке так называемого пражского (чешского) гроша с твердо определенным содержанием серебра, устранилась до тех пор существующая разобщенность денежной системы.
Повторяющаяся борьба за серебро и расцвет города
В 1300-м году немецкий император Альбрехт Габсбург потребовал закрытие кутногорских шахт или выплату 80 000 гривен серебра (одна гривна равна 253 г серебра). Для достижения своих притязаний он решился на осаду Кутной Горы. Три года спустя он повторил свою попытку, однако на этот раз также без успеха. Немецкие горняки снова сохранили верность чешскому королю. Осада однако ускорила постройку городских валов. Стремительный рост экономической мощи города сопровождался строительством красивых соборов и благоустроенных домов, прежде всего немецкого патрициата. Сначала, в первой половине 14-го века в строительстве кутногорских храмов принимает участие строительная мастерская из близкого седлецкого монастыря, применяя при этом те же технические приемы, которые использовались в ходе строительства монастыря. Только в конце 14-го века наблюдаются изменения - свое влияние в связи со строительством самой важной чешской церковной стройки - кафедрального собора святого Вита - реализует королевская строительная мастерская.
В годы правления чешского короля Вацлава IV в ходе борьбы за власть его брату Зикмунду Люксембургскому (венгерскому королю) в 1403-м году удалось осадить город, получить выкуп и разграбить казну своего брата.
Гуситская революция и тридцатилетняя война
В начале 15-го века город захватывают события, связанные с гуситской революцией. Кутна Гора встает на сторону противников гуситского учения и становится свидетелем беспощадной резни на обеих сторонах. Много сторонников гуситского движения было сброшено в кутногорские шахты. Кутногорским серебром оплачивают войска императора Зикмунда, нанятые с целью подавления гуситского движения в Чехии. В Кутной Горе Зикмунд также задерживается после проигранного сражения на Виткове в 1420-м году. На год позже гуситы разрушают и поджигают красивейший седлецкий монастырь. После гуситских войн Кутна Гора оказывается сожженным и разрушенным городом с затопленными и засыпанными шахтами. Горнодобывающую деятельность парализовало также бегство богатых немецких жителей. Немецкое население постепенно заменяется новоприбывшим чешским. С исключительными трудностями удается возобновить добычу серебра и Кутна Гора снова становится ареной политических событий общегосударственного значения и экономическим оплотом чешского королевства.
В 1471-м году в кутногорском Влашском (Итальянском) дворе был избран чешским королем Владислав Ягеллонский, сын польского короля Казимира. В период его правления чешская экономика и культура высвобождаются из изоляции, в которую страна попала в период гуситских войн. Наступил бурный расцвет города, в котором строятся пышные позднеготические сооружения, возобновляется также и строительство храма святой Варвары, начатое в 1388-м году.
Рудные жилы однако опускаются на все больше и больше глубины и с техникой того времени за ними нельзя дальше было следовать. В 1547-м году заканчивается чеканка пражского гроша, который в условиях ценовой революции устарел и был заменен талером. Таким образом заканчивается также производство монет в Влашском (Итальянском) дворе. В половине 16-го века кутногорский шахтный район поразил упадок. Заканчивается добыча на шахте «Осёл», которая в то время еще остается самой глубокой шахтой мира (500 м). Дальнейшие удары по экономике города наносит повышенная добыча серебра в Германии и его колоссальный приток из Америки.
Кризис завершается тридцатилетней войной, в ходе которой город разоряют императорские и шведские войска. В город приходит орден иезуитов и в ходе его деятельности, направленной на рекатолизацию населения, возникают в городе шедевры архитектуры эпохи барокко. Тем не менее, после этого периода Кутна Гора постепенно меняется в провинциальный городок. Попытки возобновить добычу осуществлялись несколько раз в дальнейших столетиях - однако всегда без успеха.
В начале второй мировой войны немецкое оккупационное управление начало добычу свинцовых и цинковых руд, которая продолжалась вплоть до 1991-го года, когда была закрыта последняя кутногорская шахта.
Храм святой девы Варвары
Столетиями продолжалась борьба кутногорских предпринимателей в области добычи руд с окрестным седдецким монастырем (резиденцией ордена цистерцианов) за собственное духовное самоуправление. Борьба кульминировала в 1388-м году основанием престижного собора вне пределов досягаемости монастыря. Храм был построен большей частью под шефством шахтеров и поэтому был посвящен их покровительнице святой деве Варваре. Храм своей пышностью должен был равняться пражскому кафедральному собору святого Вита. Исторические источники указывают, что храм должен был иметь длину вдвое больше сегодняшней. Строительство храма проходило в нескольких этапах и оно было в значительной мере связано с прибыльностью местных шахт. Вследствие самых разных событий работы несколько раз прерывались. С их начала до окончательного завершения строительства в 1905-м году прошло больше чем 500 лет.
Богатая Кутна Гора старалась всегда равняться с Прагой и не случайно, что в строительстве храма принимали участие также пражские зодчие. Первым проектировщиком храма стал Ян Парлерж - сын строителя кафедрального собора святого Вита - Петра Парлержа (семья Парлержовых помимо прочего принимала участие также в строительстве храма св.Стефана в Вене и собора в Гмюнде). Сходство архитектуры храмов св.Варвары и св.Вита поэтому не случайно. Самая старая часть храма с ансамблем часовен по периметру подражает композиции французских кафедральных соборов. Первоначально создаваемая трехнефная компоновка была однако относительно быстро расширена широкими наружными нефами. После начала гуситских войн строительство прерывается больше чем на шестьдесят лет, однако еще до начала этих войн уже стали проявляться значительные финансовые затруднения и становится очевидным, что первоначальные планы нельзя будет провести в жизнь. С 1482-го года работы продолжаются - на строительстве храма работают местные строители, которые более менее выполняют программу своих предшественников. Настоящим переломным моментом стала деятельность пражских мастеров - сперва зодчего Матвея Рейсека и после него королевского архитектора Бенедикта Рейта.
Матвей Рейсек, который первоначально работал учителем черчения в пражской Тынской школе, стал позднее членом цеха каменотесов и стал известным не только как отличный зодчий, но также как декоратор. Его имя связано со строительством Пороховой башни в Праге и свое искусство он доказал также в Кутной Горе. Он закрыл храм сводом, завершил строительство трифория и дополнил храм множеством украшающих каменотесных деталей.
Прибытие его преемника Бенедикта Рейта в Кутну Гору в 1512-м году принесло для строительства множество радикальных изменений. Рейт был строителем крупных, оптически соединенных пространств (Владиславский зал Пражского Кремля со сводом, созданным Рейтом, является самым крупным однонефным светским сооружением в Европе). Рейт смело изменил пятинефную конструкцию снова на трехнефную, которую закрыл монументальным сводом с кольцеобразными ребрами. Такое решение им было использовано уже до этого во Владиславском зале. До сих пор существует мнение, которое можно считать обоснованным, что в Кутной Горе он использовал свой ранее неосуществленный проект конструкции свода кафедрального собора св.Вита. По проектам Рейта строительство продолжалось даже после его смерти.
Наряду с уменьшением объема добычи серебра постепенно иссякали также финансовые источники и вследствие этого в 1558-м году храм был закончен временной стеной. Это произошло в то время, когда велась разработка самой богатой, т.н. «ослиной» зоны.
В 1626-м году был храм передан иезуитам и был в значительной мере перестроен в стиле барокко. После закрытия храма временной стеной этот исключительный памятник архитектуры остается недостроенным. Лишь в 1884-м году город по инициативе местного археологического общества «Воцел» принимается за дальнейшее строительство, завершенное окончательно в 1905-м году.
В оборудование храма входит наряду с художественными произведениям стиля барокко также санктуарий 1510-го года из мастерской Матвея Рейсека и позднеготические хоровые скамьи, украшенные резьбой по дереву мастера Якова Нимбурского от 1480-1490 гг. и др. Заслуживают внимание в средневековом искусстве совершенно исключительные позднеготические фрески с тематикой горных работ в некоторых часовнях на периметре храма. Самыми ценными являются фрески в надгробной часовне местного предпринимателя Михаила Смишека из Врховишть (прибытие королевы из Сабы, суд Траяна, кумская Сибилла и др.). Живопись в этой часовне относится к самым лучшим произведениям стенной росписи поздней готики. Отчетливо чувствуется связь с голландской живописью. Мастер часовни Смишека был по-видимому придворным художником.
В Гашплирской часовне встречаются шахтерские темы стенной росписи, какими например являются работа с лебедкой с ручным приводом (гашплом), выкуп руды и т.д. Оформление Гашплирской часовни было создано живописцем, исходящим из манеры южнонемецкой живописи, ознакомленного с работой шахтеров. Живопись в Монетной часовне изображает технику средневековой чеканки монет. Заметна попытка изобразить конкретное лицо мастера (прегера), фамилия которого частично сохранилась.
С бывшего вала около храма открывается панораматический вид на долину речушки Врхлице и на город в направлении к бывшему седлецкому монастырю.
Свод часовни тела Господня
На обрыве склона около храма сохранились остатки готической часовни тела Господня. Стройка была начата как двухэтажная кладбищенская часовня в половине восьмидесятых лет 14-го века. По неизвестным причинам был однако построен только нижний этаж, который служил в качестве костехранилища. Ребра свода исходят из опорных столбов и исчезают без каких либо консолей в стенах периметра. В 17-18 веках часовню использовали иезуиты из соседнего общежития и затем она служила для светских целей.
Иезуитское общежитие
В 1626-м году приходят в Кутну Гору иезуиты для того, чтобы обеспечить рекатолизацию в то время утраквистского города. Орден заботился прежде всего о воспитании детей и молодежи. Поэтому в 1667-1700 гг. около храма святой Варвары было построено общежитие по проекту итальянского архитектора Орси. Этот художник работал прежде всего по заказам монашеских орденов и принадлежал к числу самых выдающихся архитекторов, которые работали в Чехии после тридцатилетней войны.
Иезуиты в соединении своих объектов реализовали идею соединения местонахождения ордена с местонахождением светской власти - недалеким Влашским (Итальянским) двором, местонахождением королевского монетного двора и рабочими кабинетами высоких придворных чиновников. Соединительным элементом послужил новопостроенный подход к храму святой Варвары, напоминающий мост. Искусственно созданная терраса была в периоде 1680-1716 гг. украшена двенадцатью скульптурными группами святых. Автором скульптур был Франтишек Баугут. На цоколях указаны имена святых. Надписи служили также в качестве хронограмм. По ним можно определить время возникновения скульптуры или дату какого-нибудь знаменательного события.
Крепость Градек, Чешский музей серебра
Первоначально это был самостоятельный укрепленный сторожевый объект над старой тропой, проходящей вдоль течения речушки Врхлице. После основания города он стал составной частью городского вала. Первое упоминание об этой стройке происходит от 1312-го года, когда объект был перестроен как господский дом, используемый королевскими чиновниками. В 1490-м году Градек покупает предприниматель в области горного дела и королевский чиновник Ян Смишек из Врховишть и первоначально закрытую стройку он меняет в великолепную патрицийскую резиденцию со всеми декоративными элементами, используемыми в тогдашнем строительном деле. В период, когда Градеком владел Смишек из Врховишть в нем по традиции существовала, несмотря на угрозу смертной казни, секретная металлургическая печь для аффинажа серебра, на которое обеднялась королевская казна. Хищничество этого человека сопровождалось неимоверно быстрым разбогатением и жадностью к соответствующему общественному представительству.
До сих пор в этом здании сохранились расписные потолки в стиле Возрождения, из числа которых один, не имеющий в чешской среде аналогию, подражает итальянским кессонным потолкам стиля кульминирующего Ренессанса. В объекте находятся также залы с позднеготическими ребровыми сводами. В часовне св.Вацлава сохранилась первоначальная настенная роспись от периода до 1504-го года. В создании исключительно богатых украшений интерьера и фасада здания принимал участие также мастер Брикци Гаушке из Вроцлава. В Градеке в настоящее время размещается Районный музей с экспозицией, посвященной городу, горному делу и обработке серебра, а также быту предпринимательской знати торговцев серебряной рудой.
В управлении музея находится также средневековая шахта, открытая в ходе гидрогеологических разведочных работ. Посетителей ожидают штольни разного возраста - начиная с 13-го века, когда здесь уже проходила добыча, вплоть до конца 15-го и начала 16-го века. Шахта бесспорно представляет собой незабываемое зрелище. Посетителей переодевают в средневековую шахтерскую спецовку - т.н. перкитле, они проходят коридоры и пространства, затопленные хрустально чистой водой глубиной до 50 метров. Составной частью экспозиции является т.н. трейв 16-го века - шахтный механизм, который служил для транспорта руды в корзинах из прутьев, или воды в кожаных мехах из подземелья. По современным оценкам за 400 лет горной деятельности в кутногорском шахтном районе было добыто примерно 2 500 тонн серебра и 100 000 тонн меди.
Улочка Рутхарда
Романтическая улочка, протянувшаяся вдоль бывшего крепостного вала города. Она была названа в честь видного мещанского рода Рутхардов.
Приходский храм св.Якова
В начале 14-го века в соседних городах - Йиглаве, Колине и Гавличкове-Броде стали вырастать представительные городские храмы. Необходимость постройки собственного собора стала для города неотложной задачей, так как в Кутной Горе в то время существовала всего лишь одна, никого не удовлетворяющая деревянная часовня, находящаяся в непосредственной близости шахт. Поэтому было решено построить собственный каменный храм, который соответствовал бы значению города. Строительство большей частью стали финансировать богатые роды городского патрициата вместе с горными чиновниками. Первый этап строительства, осуществляемый в двадцатые, или тридцатые годы 14-го века, реализовала строительная мастерская из Седлеца при использовании аналогичных технических приемов, которые использовались в ходе строительства окрестного седлецкого монастыря. С восьмидесятых лет 14-го века строительство продолжила пражская придворная строительная мастерская. Стены из штучного камня, которые воздвигались цистерцианскими строителями, продолжались при использовании бутового камня, более тонкого, но со штукатуркой. В первоначальном проекте были задуманы две башни, однако строительство второй башни так и не было завершено. Дело в том, что многими штольнями подработанное основание, на грани которого храм находится, не могло обеспечить ее необходимую стабильность. Построенная башня достигает высоты 86 метров и собор поэтому иногда называют Высокий. С тридцатых лет 15-го века до 1620-го года храм принадлежал утраквистской церкви и город даже на некоторое время стал резиденцией утраквистского епископства. Храм можно посещать только в ходе богослужения.
Управление приходом (Архидеканский дом)
В здании, построенном в 1594-1595 гг. в стиле эпохи Возрождения находилась известная школа, которая готовила студентов для университета. На красивом мраморном портале от того времени высечена цитата Цицерона о значении учебы для человека. Прелестная площадка между зданием и храмом до сих пор вымощена первоначальной мостовой 1680-го года.
Влашский (Итальянский) двор, Монетный двор и королевская резиденция
Влашский двор возник по всей вероятности во второй половине 13-го века. Недалеко от первоначальной стройки - укрепленного замка - проходила важная торговая дорога, соединяющая Чехию с Моравией, т.н. Габерский путь. Новое использование для укрепленного объекта нашлось лишь в конце 13-го века, когда в нем как в безопасном месте стали хранить серебряную руду (шахтерские поселки того времени не укреплялись) и когда в нем был учрежден орган управления добычей серебра - urbura, в котором работал высший королевский представитель, контролирующий добычу.
Подходящее положение объекта - непосредственно на окраине зоны добычи, следовательно, непосредственно около источника сырья - предопределило укрепленный объект для строительства центрального монетного двора. И действительно, постепенно в течение первой трети 14-го века здесь был построен монетный двор. Вместе с ним на том же месте возникли монетные и горные управления и королевская резиденция, которая служила правителю при его частых посещениях города, непосредственно в центре его богатства. В этом объекте в начале тринадцатого века, вследствие монетной реформы, осуществленной чешским королем Вацлавом II, сосредоточились все монетные дворы, работающие до того времени в Праге, Брно, Йиглаве и других городах. Для осуществления монетной реформы, целью которой была чеканка новой ценной монеты, которая должна была устранить до тех пор имеющую место разобщенность монетной системы, были приглашены итальянские специалисты из города Флоренции. Поэтому объект стали называть Влашским (т.е. Итальянским) двором. Чеканка новой монеты, т.н. Пражского гроша была начата в Праге, однако производство было относительно быстро перенесено в Кутну Гору. На первом этаже Влашского двора возникла мастерская по чеканке - т.н. прегхаус, и свое место в поблизости находят также лучеобразно расположенные кузнечные мастерские - т.н. шмитны, в которых придавалась металлу предварительная форма перед чеканкой монет.
Перестройка Влашского двора, реализованная в конце 14-го века пражской строительной мастерской, изменила существенным образом вид всего объекта. В то время резиденция короля была расширена постройкой новых помещений, составной частью которых стало также помещение сокровищницы, расположенное под новопостроенной часовней. До сих пор в этой части объекта сохранились железом сильно обитые двери и надпись, высеченная в каменной обделке «Noli me tangere» (Не трогай меня). В непосредственной близости Влашского двора с конца 15-го века жил также главный мастер монетных дел, который наблюдал за чеканкой монет. В новопостроенном королевском дворце бывали частыми гостями чешские короли, особенно Вацлав IV (1378-1419) и Владислав Ягеллонский (1471-1516).
В связи с упадком кутногорской добычи серебра в 1727-м году местный монетный двор прекратил свое существование и стройка, которая использовалась для разных целей, постепенно ветшала. В конце 19-го века был весь объект при содействии города заново реконструирован. Самым ценным художественным шедевром является королевская часовня, посвященная покровителю Чехии - святому Вацлаву и позднее также святому Ладиславу, покровителю Венгерского королевства. Часовня возникла в 1386-м году и представляет собой одну из вершин чешской готической архитектуры. После реконструкции она была в 1904-м году украшена живописью в стиле модерн авторами Франтишеком и Марией Урбан. Алтари были составлены из частей алтарей, изготовленных раньше чем в 1497-м году. Створчатый алтарь (ковчег) с рельефом умирающей девы Марии был изготовлен в Нюрнберге. Для часовни он был куплен и подарен главным мастером монетных дел Яном Хорстоффаром.
Во внутреннем оборудовании Влашского двора имеется также готический городской герб от 1492-го года и экспонаты из кутногорской ратуши, которая стояла на нынешней площади имени Палацкего. Готическая ратуша была в 1770-м году уничтожена пожаром и оттуда удалось вынести только изваяние Христоса «Ессе homo» (Вот - человек) от 1502-го года, которое стояло во главе зала ратуши, резную скамью советников магистрата и ратушную доску эпохи Ренессанса 1595-го года автора Даниэля Тапиена. Подлинник этой доски хранится в местном районном музее в Градке, копии находятся в штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке и Женеве около входов в залы заседаний. Экспозиция, размещенная в интерьере Влашского двора, посвящена истории города и монетного дела.
Чумной столб (Марианский столб)
Он был сделан в мастерской иезуитского скульптора Франтишека Баугута - автора скульптур, находящихся перед иезуитским общежитием. Столб был изготовлен в периоде 1714-1716 гг. как выражение просьбы о предотвращении эпидемии чумы, от которой в городе умерло больше чем 6 000 человек.
Каменный дом
Каменный дом является вероятно самым красивым из сохранившихся позднеготических домов в Чехии. Он принадлежит к непревзойденным уникальным памятникам мещанской архитектуры вообще.
Дом был построен уже в догусиское время и с тех пор сохранились просторные подвалы и вся его первоначальная компоновка. После гуситских войн дом, стоявший на тогдашнем Мясном рынке, принадлежал богатым мясникам. Настоящий вид этот дом приобрел после перестройки, которую осуществил по заказу одного из ведущих членов кутногорского патрициата и предпринимателя в области добычи серебра Прокопа Кроупы в 1489-м году мастер Брикци из Вроцлава. Суть творчества этого выдающегося зодчего заключалась в каменотесных работах и при перестройке этого дома. Он находил применение для многих украшающих каменотесных деталей. Пышные украшения фасада и фронтона демонстрируют возведение Прокопа Кроупы в дворянское сословие, тогда как в своей символике они напоминают о бренности человеческого мира. На фронтоне Каменного дома можно до сих пор увидеть знак гончарного цеха - Адама и Еву под деревом познания. Знак напоминает, что здесь, в верхней части площади, когда-то между прочим находился также гончарный рынок. Центром здания, подобно другим мещанским домам, является сводчатый зал, т.н. мазхаус на первом этаже, через который жители проходили в жилые, представительские и хозяйственные помещения на втором и третьем этажах. На втором этаже находится жилой зал с часовней, ниша которой украшена настенной росписью с мотивом агнеца божьего.
Каменный дом несколько раз перестраивался и менял владельцев до тех пор, пока в 19-м веке он не стал окончательно имуществом города. После реконструкции в периоде 1901-1902 гг., осуществленной архитектором Людвигом Лаблером, дом приобрел свой современный вид. Сразу же после этого он начал использоваться для музейных целей. В настоящее время в нем расположена экспозиция, названная «Королевский шахтерский город Кутна Гора - мещанский быт и культура 17-19 веков».
Каменный водоем (Каменный фонтан)
Благодаря интенсивной горнодобывающей деятельности испытывала Кутна Гора в течение многих лет трудности в области обеспечения населения питьевой водой. Вода приводилась в город сперва деревянным трубопроводом, затем трубопроводом из обожженной глины, которые приводили воду в резервуары, из которых ее откачивало население. Около одного такого резервуара была построена в периоде 1493-1495 гг. двенадцатистенная каменная призма, украшенная богатым узором каменного кружева и фиал. Автором стройки считается Матвей Рейсек, один из зодчих храма св.Варвары. Даже эта маленькая архитектурная жемчужина демонстрирует стремление шахтеров представить себя и город в лучшем виде.
Собор святого Яна Непомуцкого
Собор святого Яна Непомуцкого строился с 1734 по 1753 гг. успешным зодчим периода барокко - Франтовском Максимальном Канькой (1674-1766), уроженцем окрестного села Горки-у-Хотусиц. Объект периода позднего барокко с элементами рококо и классицизма был построен и оборудован в едином архитектурном стиле. Ценный интерьер украшен стукко, фресками и искусственным мрамором. Тематика фресок, которые покрывают своды собора, берет свое начало от легенды о святом Яне Непомуцком. Автор большинства из них - силезский художник Ф. Палка, который принимал участие также в монументальном украшении храма св.Николая в районе Мала-Страна в Праге.
Санктуриновский дом, туристическое бюро информации
Первоначально готический дом, в настоящее время уже перестроенный в стиле барокко, возник в конце 13-го века в качестве укрепленной башни производственного характера. Объект принадлежит к числу самых старых в городе. В металлургических установках, расположенных в доме, обрабатывалась серебряная руда и проводился аффинаж полученного серебра. В конце 15-го века к дому была пристроена башня, на третьем этаже которой находится часовня с красивейшим позднеготическим сетчатым сводом, украшенным пластическими орнаментами, полихромией и позолотой.
Собор Богоматери На Намети
Собор был построен в конце 14-го века строительной мастерской из Седлеца на месте средневекового рынка выкупа серебряной руды. Обломки и пыль, возникающие в ходе манипуляции с серебряной рудой тщательно подметались - оттуда происходит этимология названия «наметь». В интерьере собора сохранилась ценная каменная кафедра от первой половины 16-го века с богатым украшением. Санктуарий в нише пресвитерия от конца 15-го века был видимо создан некоторым из приближенных Матвея Рейсека - одного из зодчих храма св.Варвары. В соборе похоронен Петр Брандл - выдающийся живописец времен чешского барокко. Собор Богоматери На намети доступен только в ходе богослужений.
Монастырь ордена св.Урсулы
Монастырь женского ордена св.Урсулы строился с 1738 по 1743 гг. по проектам знаменитого архитектора периода барокко Килиана Игнаца Динценхофера. Однако, работы из-за финансовых затруднений были приостановлены в 1743-м году. В соответствии с первоначальным проектом были построены только два флигеля здания монастыря. Монастырь был предназначен для воспитания девушек, однако в 1950-м году оттуда монахини ордена урсулинок были изгнаны. После 1989-го г. здание было возвращено ордену.
Предместье Седлец
В одном из городских районов Кутной Горы - Седлеце в 1142-м году был основан первый цистерцианский монастырь в Чехии. Появление цистерцианцев в Чехии обычно связывают с личностью епископа Здика из Оломоуца. Он был лично знаком со святым Бернардом из Клерво, основоположником ордена. Монахи, которые основали монастырь, пришли в Чехию из аббатства Вальдсассен. После возникновения серебряной лихорадки в монастырь поступали баснословные барыши, поскольку практически все шахты находились на монастырских землях. Благодаря этому седлецкий монастырь стал самым богатым монастырем в стране. После нескольких экономически успешных десятилетий он однако застревает в долгах - частично также в силу гигантских и никогда не оплаченных кредитов чешских королей.
В ходе военных конфликтов монастырь как правило каждый раз был разрушен, первый раз уже в последней четверти 13-го века. В ходе своего возобновления он приобрел готический вид. После гуситских войн он оставался полностью разрушенным вплоть до конца 17-го века, когда был построен заново. Только в начале 18-го века было пристроено новое здание конвента, но уже в 1784-м году вследствие реформ Иосифа II монастырь окончательно прекратил свое существование. Здание конвента использовалось в начале 19-го века под табачную фабрику.
На всей обширной территории сохранились всего лишь два примечательных собора - монастырский собор девы Марии и кладбищенский собор Всех святых с костехранилищем.
Монастырский собор девы Марии
Монастырский собор девы Марии был основан около 1300-го года для того, чтобы заменить первоначальный романский костел. Собор в горизонтальной проекции имеет форму латинского креста и является самым крупным сохранившимся сооружением (его длина - 87 метров) от конца 13-го и начала 14-го века в Чехии. Компоновка собора исходит из традиции северофранцузской готической архитектуры. В этом соборе впервые в Чехии было использовано кафедральное окончание собора с ансамблем часовен около пресвитерия. Конечный вид пятинефного собора является компромиссом между требуемой цистерцианской простотой (отсутствие башни и т.д.) и кафедральной пышностью.
Реконструкция собора, разваленного гуситами, осуществлялась лишь в 1700-м году под руководством зодчего Старого Места Пражского П.И. Байера. Реконструкцию затем продолжил знаменитый архитектор Й. Сантини Аихл.
При замене обваленного свода Сантини вдохновлялся сводами кутногорского храма святой Варвары Бенедикта Рейта. Стиль Сантини, обозначаемый как готическое барокко привлекает множество почитателей. Во внутреннем убранстве собора преобладает барокко, следует отметить большое количество замечательных картин живописцев Петра Брандла, М.Л.Вилльмана и других. Художественные украшения дополнены каменными пластическими элементами и произведениями резьбы по дереву пражского мастера М.В. Екеля, который работал в городе Седлец больше чем 30 лет.
Кладбищенский костел Всех святых и Костехранилище (Костница)
По преданию в конце 13-го века аббат седлецкого монастыря Йиндржих принес горсть земли с могилы Христа в Иерусалиме, которую распылил по кладбищу. Земля кладбища таким образом стала частью Святой земли и поэтому здесь хоронили умерших не только из Чехии, но также из Польши, Баварии и Бельгии. Тысячи жертв нашли здесь свой вечный покой также в периоды эпидемии чумы. Количество могил стремительно возросло также после сожжения монастыря в период гуситских войн и после сражений, проходящих в поблизости Кутной Горы (напр. Малешовское сражение в 1424-м году). После гуситских войн площадь кладбища постепенно сокращалась.
В настоящее время кладбищенский костел, построенный в конце 14-го века, находится в центре небольшого кладбища недалеко от кафедрального собора девы Марии. Современный вид костела является результатом перестройки в стиле барокко, осуществленной архитектором Й. Сантини в начале 18-го века. Интерьер костела представляет собой исключительную редкость. Все декорации сделаны почти без исключения из человеческих костей, сложенных вначале полуслепым монахом в фигуры формы пирамид (в 1511-м году). Когда после реформ императора Иосифа II имущество седлецкого монастыря купили Шварценберги из Орлика, то интерьер костехранилища получил свой окончательный вид. Автором уникальных украшений из человеческих костей стал мастер резьбы по дереву Франтишек Ринт. Все кости перед их использованием дезинфицировались. Внимание на себя обращает не только уникальная огромная люстра, изготовленная из человеческих костей, но также бокалы, крест, дарохранительница или герб Шварценбергов. По подсчетам в убранстве седлецкого костехранилища собраны останки около 40 000 человек. Это произведение возникло, чтобы напоминать о бренности человеческой жизни и о незыблемом факте смерти.